Четверг, 18.04.2024, 03:08

Карачаевцы и балкарцы

Ие кёб болса мал харам ёлюр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§30. Ислам и исламская культура (Р.Т.Хатуев)

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава пятая. Духовная культура

§30. Ислам и исламская культура (Р.Т.Хатуев)

Самые ранние источники, дающие сведения об элите Карачаевского княжества (прямой наследнице исламизированной аланской элиты эпохи Золотой Орды), указывают на ее несомненно мусульманскую принадлежность. Именно на это правящий класс ложилась тяжесть «возвращения» своего народа к религии предков-мусульман времени Алании, а в целом – возвращения их в лоно исламской цивилизации, в орбиту культуры мусульманского Востока.

В этом и состояла главная, историческая задача позднесредневековой элиты Карачая, чей именник, кстати, однозначно указывает на конфессиональную принадлежность ее представителей. Это относится к именам упоминавшегося выше князя XVI в. Кази Мырза-бека. То же самое можно сказать и об именах и первых поколений предков князей Казиевых – Казий (род. ок. 1480 г.), Кара-Мырзабек (род. ок.1510 г.) и др582Фрагмент генеалогии Казиевых по нисходящей линии: Къазий-Учай-Къара Мырза-бек-Сарыбий-Къарахан-Махмут (Къустос)-Мырза-бек-Коджакъ-Абдуллах-Ахмат-Исхакъ-эфенди-Окъуб-Ибрахим (род. ок. 1810 г.).. Наши расчеты сделаны согласно традиции генеалогических расчетов (30 лет на одно поколение).. Безусловно мусульманином был родоначальник Крымшамхаловых, который считается соратником самого Карчи, легендарного предводителя карачаевцев (крымшамхал – наименование наследника шамхальского престола, т.е. термин восходит к мусульманской титулатуре Дагестана). На мусульманскую среду указывает и имя, которое носил и первый внук предка Крымшамхаловых – Даулет-Герий583ГАСО, ф.262, оп.1, д.23, лл.73-73 об. (даулет – араб. «благодать»). Другой представитель этого же рода – Каншаубий (родной брат князей Эльбуздука и Гилястана Крымшамхаловых, упоминаемых в русских документах 1639-1640 гг.584Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.-Нальчик: Эльбрус, 1990.-С.61-62) выдал двух своих дочерей за восточнокавказских мусульманских владетелей585Там же, С.45. Сами Крымшамхаловы считаются ветвью другой мусульманской династии – шамхалов Тарковских; как пишет в 1879 г. Г. Петрова, члены фамилии Крымшамхаловых считают «себя отраслями владетельных Шамхалов Тарковских Дагестанской области»586Петров Г. Верховья Кубани-Карачай //Газ. «Кубанские областные ведомости».-Екатеринодар, 1879.-№3.

Тому, что Карачай веками оставалась частью «Земли ислама» (Дар уль-ислам) способствовала тесная связь карачаевского правящего класса с мусульманскими доминантами Юго-Восточной Европы (Большая Орда, Крымское ханство, Ногайская Орда) и мусульманскими княжествами Северного Кавказа (Тарковское шамхальство, Кабарда и др.).

Вторая, позднесредневековая, волна исламизации Карачая именуется в народе не как «принятие» (алыу), а «возвращение» (къайытыу), что является указанием на первую, древнюю волну распространения здесь этой мировой религии. Другим указанием на нее являются карачаево-балкарские предания о происхождении их с мусульманского Маджара – золотоордынского города на р.Куме в плоскостной Алании (у совр. г.Прикумска). «По утверждению тех же карачаевцев, - пишет И.Бларамберг, - они пришли на свою нынешнюю территорию из Маджар еще до того, как черкесы пришли в Кабарду»587Бларамберг И. Исмторическое.., С.308.

Конечно, в предании речь идет не об этногенезе карачаевцев, а об эпизоде их этнической истории – миграции плоскостных алан в нагорье, где и в золотоордынское время продолжали жить горные аланы. Маджар был большим мусульманским городом, великолепие которого описано летописцами того времени и подтверждено исследованиями археологов. Поэтому речь идет о миграции плоскостных алан-мусульман в горную часть, где они, видимо, составили элиту будущую аристократию Карачая (акъсюек букв. «белая кость»). В то же время масса горных алан, составившая большинство «черного народа» (къарахалкъ), по-прежнему, определенное время исповедовала синкретические верования, где сочетались монотеистические и языческие культы. Как пишет о карачаевцах в начале XV в. И. де Галлонифонтибус, «в некоторых обрядах и постах они следуют грекам, пренебрегая всеми другими сторонами религии, ибо они имеют свои собственные культы и обряды»588Иоанн де Галлонифонтибус.Сведения о народах Кавказа. Пер. с лат. на английский Л.Тарди. Пер. с англ. З.М.Буниятова.-Баку, 1984; см. также Иоанн де Галлонифонтибус.Сведения о народах Кавказа. Пер. с лат. на английский Л.Тарди. Пер. с англ. З.М.Буниятова//Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.17-19. Ламберти (XVII в.) отмечает, что «ни по вере, ни по набожности ничего христианского у них совершенно незаметно»589А.Ламберти. Описание Колхиды. Пер. с итальян. К.Ф.Гана //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.27.

Как видим, мусульманство, проникшее на территорию Карачая еще в аланскую эпоху и укрепившееся здесь в золотоордынский период, далее никогда не исчезало с региона.

Пребывание Карачаевского княжества в рамках мусульманского Востока сыграло огромную роль в цивилизационном развитии региона. Посредством дипломатического обмена, торговли, хаджа, обучения и др. контактов устанавливались и расширялись разнообразные связи с крупными мусульманскими державами Юга, в первую очередь – с Османской империей, в которой функционировали старейшие учреждения мусульманской культуры (каирский университет Аль-Азхар, стамбульские учебные заведения и др.).

Вновь – после эпохи пребывания Алании в составе Золотой Орды – восстанавливались связи со среднеазиатскими исламскими центрами. Не случайно в памяти народа сохранилось имя уже упоминавшегося нами просветителя шейха Абдуллаха Бухарского (Бухарачы)590Байчораланы М. Мубарек шыйых Абдуллах (Благословенный шейх Абдуллах) //Газ. «Ленинни бай-рагъы».-Черкесск, 1990.-19 мая /на кар.-балк.яз./; Нюрмагометланы Къ.-М. Бухарачы Абдуллах шыйых (Шейх Абдуллах Бухарский)//Газ. «Ленинни байрагъы».-Черкесск, 1990.-11 августа /на кар.-балк.яз./; Кагиева Н.М. О литературном наследии шейха А. Дудова-Бухарского //Карачаевцы и балкарцы: этногра-фия, история, археология. Ответ. редактор чл.-корр. РАН С.А. Арутюнов.-М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 1999; Ее же: Юной девушке //там же, С.347-348; Боташев М. Абдуллах-шыйых //там же, С.349; Хатуев Р.Т. Шейх Абдуллах Дудов и «Слово Карт-Бабы» //там же, С.302-324; Каракетов М.Д. Слово Карт-Бабы (Къарт-Бабаны сёзю) //там же; Его же: Дудаланы Абдуллах //Газ. «Юйге Игилик»-«Мир дому твоему».-М., 1992.-№17.. Почти все народные предания о шейхе устойчиво называют его выходцем из Бухары591Байчораланы М. Мубарек шыйых Абдуллах..; Нюрмагометланы Къ.-М. Бухарачы Абдуллах шыйых… и др., о чем в одном из зикров о нем говорится:

Къарачайны къонагъысан,
Кёлюбюзню чырагъысан,
Олийланы бурагъысан,
Мубарек шыйых Абдуллах.
/…/ Бухарадан келиб къалгъансан
Ты – гость Карачая,
Ты – светоч наших душ,
Ты – бурак592Бурак-по мусульманским преданиям, мистическое животное, на котором пророк Мухаммад совершил знаменитое ночное путешествие из Мекки в Иерусалим, а оттуда-на небеса. святых,
Благословенный шейх Абдуллах.
/…/ Прибыл ты из Бухары593Байчораланы М. Мубарек шыйых Абдуллах...

Следует подчеркнуть, что начиная с золотоордынского времени на территории Карачая господствовало суфийское течение ислама, которое традиционно опирается на труды выдающихся богословов и стимулировало распространение письменности. Этому способствовало и развитие внешних связей, что увеличивало потребность элиты в лицах, владеющих грамотой и обслуживавших политические интересы (дипломатические миссии, внешняя переписка и т.д.), а таковыми лицами были только священнослужители, единственные носители грамоты. Кроме того, углубление исламизации приводило к появлению при мечетях зачатков системы национального образования – начальных школ (кар. мезирте), выпускники которых увеличивали число грамотной прослойки, которая приобретала авторитет и влияние в обществе594Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев.-М.: «Илекса»-Ставрополь: «Ставро-польсервисшкола», 2002.-С.124.

Участники русского посольства в Мегрелию 1639-1640 гг. «показали Карачаевским князем двум братом Елбуздуку да Елистану Государеву проезжую грамоту»595Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.-Нальчик: Эльбрус, 1990.-С.61-62 (. По-видимому, письменный документ этим князьям Крымшамхаловым потому и показывали, что в Карачае уже бытовала письменная традиция. Другим подтверждением этому служит эпиграфический памятник старокарачаевского языка, выполненный арабским письмом из а.Карт-Джурта (где, кстати, и жили Крымшамхаловы), датируемый 1695 г. В тексте упоминается имя Батыр-Мырза сына Сосрана, который позволяет отождествить его с представителем клана Сосрановых (Сосранлары) той же фамилии Крымшамхаловых596Нурмагометов К.-М. Старинное надгробье, найденное в Карт-Джурте //Газ. «Ленинни байрагъы».-Чер-кесск, 1991.-27 апреля (на кар.-балк. яз.). Как видим, арабское письмо в карачаево-балкарской культуре в XVII в. использовалось.

С влиянием мусульманской литературы связана популярность образа Ходжи Насреддина (кстати, одного из излюбленных персонажей суфийских трактатов). Исследователями уже отмечалось распространение у горцев (в том числе, и у карачаево-балкарцев) произведений классической поэзии мусульманского Востока, таких как, например, «Дахир и Зухра», «Лейла и Меджнун»597Кагиева Н.М. О литературном наследии шейха А. Дудова-Бухарского //Карачаевцы и балкарцы (ответ. редактор-С.А. Арутюнов).-М.: Изд. Института этнологии и антропологии РАН, 1999.-С.325-328.

В Карачае получил широкое распространение культ письма (культ книги), что получило отражение в целой категории терминов: джазыуу – «рок» (букв. «написанное, предписанное»); къара таныгъан (букв. «различающий письмо») – «достигший разумности»; обряд гаданья – китаб ачыу (букв. «открытие книги») – обряд гадания и др. Самым главным культовым объектом был Коран, который помещался в самом почетном углу помещения, причем в верхней части.

Ввиду сказанного нетрудно понять, почему основная масса карачаево-балкарской юридической терминологии имеет чисто арабское происхождение: джалдат «палач» (от араб. jallad «палач»598АРС, т.1, С.134), őкюль «защитник, адвокат» (от араб. wakil «поверенный, адвокат»599АРС, т.2, С.909), осият «завещание» и осуй «опекун, попечитель» (от араб. wassiat «завещание»; wassiy «опекун, душеприказчик»600АРС, т.2, С.894). Упоминается судебное свидетельство тажге-шахат (тажги шагъат, тадж-шагъат)601Шаханов Б.А., указ. раб., С.246 прим.24 — от арабских тадж («венец, корона») — и шахадат («свидетельство»). Кар.-балк. термин маслагъат (от араб. маслахат) используется в значении «дело в суде, решение суда»602Къарачай-малкъар-орус сёзлюк, С.461.

Ислам очищал общество от пагубных пристрастий, в первую очередь – к алкоголю, напрямую влияющую на генофонд народа. По данным Г.-Ю.Клапрота (1807-1808 гг.), у карачаевцев «мало опьяняющих напитков, кроме пива и бузы» (браги), которые «в обыденные дни, кроме больших торжеств, пьют очень редко»603Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии//АБКИЕА, С.251. И.Бларамберг (1834 г.) пишет, что карачаевцы знают технику изготовления крепкого зелья («гонят водку из ячменя и пшеницы»), но «водку пьют они очень редко, поскольку Коран запрещает употреблять опьяняющие напитки». Он также указывает, на то, что карачаевцы – «магометане и воздерживаются от употребления в пищу свинины»604Бларамберг Иоганн. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описа-ние Кавказа.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,1999.-С.311, 312.

Прогрессивному, в общем-то, приобщению народа к достижениям европейской цивилизации, к сожаленью, сопутствовало распространение и ее пороков и изъянов – венерических болезней (орус ауруу), пьянства и т.п. Один из авторов того времени, сообщая о своей поездке в Карачай, пишет: «Нам подали медный таз, кувшин с водою и мыло для омовения – обычай, который внушил мне понятие о чистоте туземцев. После этого нам подали водки, которую карачаевцы, вероятно, не считают запрещенным плодом Магомета, - я сам видел старика, который, пришедши в гости к нашему хозяину, прежде выпил залпом три рюмки водки, а потом уже стал говорить. Водка, кажется, первое, что эти народы приняли от европейцев»605Цит.по: Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы.., С.314. Масштабы алкоголизации среди карачаевцев к началу ХХ в. вызвали серьезную тревогу у просветителей того времени. Один из них, Иммолат Хубиев в 1907 г. пишет, что «питейное дело растет, а с ним растет и народное горе. Посмотрите какие страшные деньги пропиваются теми бедняками, которым не на что обуться, одеться и кормить семью. Сколько через пьянство губится здоровья, сколько через него проливается крови, горьких слез?... Наши передовые деятели в Карачае (народные ставленники) безропотно идут рука о руку с подпольными продавцами питей… Всякое увеселительное собрание сопровождается водкой»606Карачаево-балкарские деятели.., т.I, С.223-225. В другой статье тот же автор пишет: «Современный карачаевец (тяжело сознавать горькую истину) ворует последнюю лошаденку у своего же собрата или соседа… Деньги, вырученные от продажи украденного скота, идут на водку, которая, к великому прискорбию, как в крупных увеселениях, так и на вечеринках молодежи, занимает первое место»607там же, С.231. Отход от основ мусульманской культуры, ставшей коренной, как видим, сыграл печальную роль в социальной и духовной жизни народа.

Женщины из знати, первой приобщившейся к исламу, стали придерживаться мусульманских норм образа жизни, поэтому у горцев знатные женщины после выхода замуж должны были удаляться от посторонних глаз608Лонгворт Дж. Год среди черкесов, С.243-244 (отсюда выражение кюн тиймеген бийчеле «княжны, коих не касалось солнце»).

«Мусульманская мода» сыграла большую роль на комплекс женской одежды горянок. Выполнялись предписания шариата прикрывать при публике разрезы на женской одежде, обнажающие «запретные» части тела (грудь, ноги выше щиколоток и др.). Установки основывались на Коране, который обосновывал это интересами самой женщины: «О пророк, скажи своим женам, дочерям и женщинам, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления» (Коран,33:59). Такие покрывала «воплощало женскую скромность, чистоту, добродетель и целомудрие»609Рахимов Р.Р. «Завеса тайны» (о традиционном женском затворничестве в Средней Азии) //ЭО.-М.,2005.-№3, С.10. Кстати, покрывало (тюрк. паранджа от араб. фаранджийа) не предписывает закрытие лица, хотя в мусульманских странах бытовала полупрозрачная завеса, прикрывающая лицо, т.е. аналог вуали европейского женского головного убора. Кстати, горские аристократки использовали такую вуаль («хазмак»), о чем упоминают европейские авторы, описывающие черкесских женщин 1830-х гг.610Лонгворт Дж. Год среди черкесов, С.65

Как пишет европеец в 1818 г., у 50-летней горской княгини он «не смог увидеть ее волосы, скрытые под платком»611Тэбу де Мариньи. Путешествие.., по Черкесии. Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кав-каза, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Пер. В.М. Аталиков; науч. ред. Р.У.Туганов.-Нальчик: «Эль-Фа», 2002.-т.1, С.54-55. Известно, что шариат предписывает носить покрытие для головы и волос – хиджаб, который в исламе «трактуется как символ благочестия, даже респектабельности и своего рода аристократизма женщины… Когда в мусульманских странах существовало рабство, то рабыням запрещалось носить хиджаб»612Об исламе с любовью //«Независимая газета». Приложение «НГ-Религии», №9(181).-М.,2006.-7 июня. У горцев в качестве хиджаба выступал платок, ставший неотъемлемой частью костюма горских женщин, чему, как отмечают исследователи, «немало содействовала религия», т.е. ислам613Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы.., С.373, 392.

В таких условиях возрос спрос на платки: у свободных сословий – из качественных, а у знати – особо дорогих тканей. Это дало резкий импульс росту импорта с мусульманских стран и областей (у карачаево-балкарцев платки были только привозные614Там же, С.373). У карачаево-балкарцев особо ценились большие шелковые тканые платки – лаудан джаулукъ, производившиеся в Иране и Османской империи, а также шелковые платки гюльменди и гинадур, производившиеся в г.Гяндже (Азербайджан)615Там же, С.377, 379; Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа.., С.271-272; Ее же: Студенец-кая Е.Н. Одежда//Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ.ред. Л.И.Лавров.-Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн.изд-ва,1978.,-С.161.

Карачаевки пришивали к разрезам одежды на груди серебряные футлярчики (кюмюш дууа), в которых хранились мусульманские письменные талисманы (дууа)616Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы.., С.373, 392. С наименованием такого талисмана связано и название треугольника в золотошвейном шитье (кар.-балк. дууа тухтюй)617Кузнецова В.А. Народное искусство.., С.127. Иногда носились пластинки прямоугольной формы, которые у горянок назывались «серебряная книга». В этом видится указание на Коран, «для которого богатые люди иногда делали шитый золотом, а то и серебряный футляр». По мнению специалистов по традиционной одежде, «подвеска «серебряная книга», видимо, была имитацией такого футляра»618Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа.., С.205.

От знати мусульманского Крыма к горской аристократии перешла мода на богато украшенные женские ходули (в виде двух мини-скамеечек со «стременами», в которые всовывалась нога в обуви)619Там же, С.111,112., которые у карачаевцев именовались агъач аякъ кийим («деревянная обувь»)620Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа.., С.111. Они являлись отличительным признаком женщин княжеского сословия. Мода на одежду с мусульманских стран вызвала появление и такого женского украшения как мониста621Кузнецова В.А. Народное искусство карачаевцев балкарцев.-Нальчик:Эльбрус,1982.-С.115, 123.

У мужчин появилась мода на феску (кар. пес бёрк), которая ввозилась из Османской империи. Совершившие паломничество носили белую чалму (кар.-балк. сарх от тур. sarik622Хужева Л.К. Религиозная лексика в кабардино-черкесском языке. Рукопись диссертации… кандидата филологических наук.-Черкесск,2002.-C.120), которой оборачивали тулью папахи, используя тонкую ткань длиной около 2 м и шириной 50-60 см623Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения.-М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1989.-С.343.

В прикладном искусстве ощущается сильнейшее восточное влияние, в особенности – в декоре и технике произведений камнерезного искусства (орнамент мархарай, ислима)624Кузнецова В.А. Народное искусство.., С.163, 167. Место зооморфных и антропоморфных фигур начинает занимать растительный орнамент и образцы каллиграфических арабесок.

В планировке и конструкции карачаевских жилищ сыграли свою роль архитектурные веяния с мусульманского Востока625Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы.., С.204. Они же обусловили появление у горцев таких типов усыпальниц как «круглоплановые, многогранные и прочие усыпальницы-мавзолеи (или склепы-мавзолеи)», которые «своим происхождением обязаны в основном мусульманству, т.е. культовому зодчеству мусульман», хотя «и в них прослеживаются черты местного традиционного зодчества»626Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии.., С.84.

Подытоживая данный раздел, можно сказать, что отход от языческого невежества (кар.-балк. джахил заман) приобщал Карачай в круг народов мусульманской цивилизации, откуда воспринимались передовые для своего времени элементы материальной и духовной культуры.


Примечания.
582 [↑ назад]Фрагмент генеалогии Казиевых по нисходящей линии: Къазий-Учай-Къара Мырза-бек-Сарыбий-Къарахан-Махмут (Къустос)-Мырза-бек-Коджакъ-Абдуллах-Ахмат-Исхакъ-эфенди-Окъуб-Ибрахим (род. ок. 1810 г.).. Наши расчеты сделаны согласно традиции генеалогических расчетов (30 лет на одно поколение).
583 [↑ назад]ГАСО, ф.262, оп.1, д.23, лл.73-73 об.
584 [↑ назад]Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.-Нальчик: Эльбрус, 1990.-С.61-62
585 [↑ назад]Там же, С.45
586 [↑ назад]Петров Г. Верховья Кубани-Карачай //Газ. «Кубанские областные ведомости».-Екатеринодар, 1879.-№3
587 [↑ назад]Бларамберг И. Исмторическое.., С.308
588 [↑ назад]Иоанн де Галлонифонтибус.Сведения о народах Кавказа. Пер. с лат. на английский Л.Тарди. Пер. с англ. З.М.Буниятова.-Баку, 1984; см. также Иоанн де Галлонифонтибус.Сведения о народах Кавказа. Пер. с лат. на английский Л.Тарди. Пер. с англ. З.М.Буниятова//Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.17-19
589 [↑ назад]А.Ламберти. Описание Колхиды. Пер. с итальян. К.Ф.Гана //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.27
590 [↑ назад]Байчораланы М. Мубарек шыйых Абдуллах (Благословенный шейх Абдуллах) //Газ. «Ленинни бай-рагъы».-Черкесск, 1990.-19 мая /на кар.-балк.яз./; Нюрмагометланы Къ.-М. Бухарачы Абдуллах шыйых (Шейх Абдуллах Бухарский)//Газ. «Ленинни байрагъы».-Черкесск, 1990.-11 августа /на кар.-балк.яз./; Кагиева Н.М. О литературном наследии шейха А. Дудова-Бухарского //Карачаевцы и балкарцы: этногра-фия, история, археология. Ответ. редактор чл.-корр. РАН С.А. Арутюнов.-М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 1999; Ее же: Юной девушке //там же, С.347-348; Боташев М. Абдуллах-шыйых //там же, С.349; Хатуев Р.Т. Шейх Абдуллах Дудов и «Слово Карт-Бабы» //там же, С.302-324; Каракетов М.Д. Слово Карт-Бабы (Къарт-Бабаны сёзю) //там же; Его же: Дудаланы Абдуллах //Газ. «Юйге Игилик»-«Мир дому твоему».-М., 1992.-№17.
591 [↑ назад]Байчораланы М. Мубарек шыйых Абдуллах..; Нюрмагометланы Къ.-М. Бухарачы Абдуллах шыйых… и др.
592 [↑ назад]Бурак-по мусульманским преданиям, мистическое животное, на котором пророк Мухаммад совершил знаменитое ночное путешествие из Мекки в Иерусалим, а оттуда-на небеса.
593 [↑ назад]Байчораланы М. Мубарек шыйых Абдуллах..
594 [↑ назад]Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев.-М.: «Илекса»-Ставрополь: «Ставро-польсервисшкола», 2002.-С.124
595 [↑ назад]Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.-Нальчик: Эльбрус, 1990.-С.61-62 (
596 [↑ назад]Нурмагометов К.-М. Старинное надгробье, найденное в Карт-Джурте //Газ. «Ленинни байрагъы».-Чер-кесск, 1991.-27 апреля (на кар.-балк. яз.)
597 [↑ назад]Кагиева Н.М. О литературном наследии шейха А. Дудова-Бухарского //Карачаевцы и балкарцы (ответ. редактор-С.А. Арутюнов).-М.: Изд. Института этнологии и антропологии РАН, 1999.-С.325-328
598 [↑ назад]АРС, т.1, С.134
599 [↑ назад]АРС, т.2, С.909
600 [↑ назад]АРС, т.2, С.894
601 [↑ назад]Шаханов Б.А., указ. раб., С.246 прим.24
602 [↑ назад]Къарачай-малкъар-орус сёзлюк, С.461
603 [↑ назад]Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии//АБКИЕА, С.251
604 [↑ назад]Бларамберг Иоганн. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описа-ние Кавказа.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,1999.-С.311, 312
605 [↑ назад]Цит.по: Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы.., С.314
606 [↑ назад]Карачаево-балкарские деятели.., т.I, С.223-225
607 [↑ назад]там же, С.231
608 [↑ назад]Лонгворт Дж. Год среди черкесов, С.243-244
609 [↑ назад]Рахимов Р.Р. «Завеса тайны» (о традиционном женском затворничестве в Средней Азии) //ЭО.-М.,2005.-№3, С.10
610 [↑ назад]Лонгворт Дж. Год среди черкесов, С.65
611 [↑ назад]Тэбу де Мариньи. Путешествие.., по Черкесии. Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кав-каза, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Пер. В.М. Аталиков; науч. ред. Р.У.Туганов.-Нальчик: «Эль-Фа», 2002.-т.1, С.54-55
612 [↑ назад]Об исламе с любовью //«Независимая газета». Приложение «НГ-Религии», №9(181).-М.,2006.-7 июня
613 [↑ назад]Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы.., С.373, 392
614 [↑ назад]Там же, С.373
615 [↑ назад]Там же, С.377, 379; Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа.., С.271-272; Ее же: Студенец-кая Е.Н. Одежда//Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ.ред. Л.И.Лавров.-Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн.изд-ва,1978.,-С.161
616 [↑ назад]Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы.., С.373, 392
617 [↑ назад]Кузнецова В.А. Народное искусство.., С.127
618 [↑ назад]Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа.., С.205
619 [↑ назад]Там же, С.111,112.
620 [↑ назад]Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа.., С.111
621 [↑ назад]Кузнецова В.А. Народное искусство карачаевцев балкарцев.-Нальчик:Эльбрус,1982.-С.115, 123
622 [↑ назад]Хужева Л.К. Религиозная лексика в кабардино-черкесском языке. Рукопись диссертации… кандидата филологических наук.-Черкесск,2002.-C.120
623 [↑ назад]Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения.-М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1989.-С.343
624 [↑ назад]Кузнецова В.А. Народное искусство.., С.163, 167
625 [↑ назад]Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы.., С.204
626 [↑ назад]Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии.., С.84