Пятница, 26.04.2024, 06:26

Карачаевцы и балкарцы

Байлыкъ - бир айлыкъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§28. Календарь (Р.Т.Хатуев, И.М.Шаманов)

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава пятая. Духовная культура

§28. Календарь (Р.Т.Хатуев, И.М.Шаманов)

Любой календарь являет результат систематизации понятий о времени, которое, согласно постулатам традиционной космологии, рождается одновременно с актом творения мира. Само это первотворение это «не только появление упорядоченного пространства, но и переход от безвременья ко времени». Тогда же и «был задан ритм течения времени», что в мифе отражено в мотиве кукования золотой кукушки на вершине мирового дерева; сама ритмичность времени требует обозначения «четких, акцентированных временных отрезков»549Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири....

Такие временные отрезки (времена года, сезоны хозяйственного бытия) горцы в ходе вековых наблюдений научились выделять, т.е. возникли представления о цикличном времени, его ритмичности. Отмечается, что «ритм предполагает некоторую предопределенность стремления, действия, переживания (некоторую смысловую безнадежность)». В тюркской «культуре времени» общество, «ориентированное на цик-личное восприятие времени, считает будущее лишь повторением прошлого и потому не выстраивает далекой временной перспективы».

Другая форма времени – линейная, которая диктовалась повседневным отсчетом времени от какого-либо важного (для общества, рода, семьи, индивида) события, по поколениям предков.

По определению специалистов-этнологов, обе формы времени – циклическая («экологическая») и линейная («генеалогическая») – «обеспечивали надежную ориентацию общества во временной протяженности мира». Но, как предполагается, «циклическое восприятие времени доминировало, так как именно размеренный ритм природных перемен считался залогом благополучии общества»550Традиционное мировоззрение.., С.196-197.

В таких условиях перед обществом всегда вставала проблема измерения времени. «Измеряя время, - пишет И.Энгельгардт, - человечество выделило три наиболее важных понятия: эра, год, век. Из них год и эра – это основные, а век – производное»551Энгельгардт И. Когда наступит ХХI век?. Производными понятиями были не только век (ёмюр), но и неделя (ыйыкъ).

Напомним, что год (джыл) - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия (22 марта). Это связано с тем, что дневное светило «встает строго на востоке лишь в дни равноденствия (при условии, если видимая высота в этом направлении равна нулю)», а «во все остальные дни года направление восхода солнца не совпадает с направлением на восток, причем наибольшей величины указанные отклонения достигают в дни солнцестояний»552Демаков А.А., К вопросу об исторической интерпретации Верхнекубанской группы храмов X в.....

Эра – время, исчисляемое от какого-либо важного в истории государства, народа события; на нем базируется система того или иного летоисчисления. У карачаевцев в позднем средневековье употреблялись как глобальные системы (эра «от начала хиджры»), так и местные. К числу последних относилось исчисление времени, например, от такого печального события как «злая зима» (аман къыш)553Иваненков Н.с.Карачаевцы..., жертвой которой стало население Карачая, потерявшее десятки тысяч голов скота.

В Карачае существовал институт специальных знатоков календаря которых именовали джыл къайтарыучула (букв. «возвращающие год»). Важнейшим ориентиром для них служило, естественно, главное небесное светило – Солнце. Технический инструментарий знатоков календаря включал в себя наблюдение на системной основе: за сезонными перемещениями на горизонте мест восхода солнца, за движением ночных небесных светил (луны, звезд, созвездий), за суточными изменениями длины тени (кёлекке) горных вершин или древесных шестов (къурукъ), выполнявших функции гномона. Как пишет д.п.н. Е.Левитан, «гномон — самый простой астрономический инструмент, ведь это просто верти-кальный шест. Когда его освещает Солнце, он отбрасывает тень — длина тени зависит от высоты Солнца. В течение дня самая короткая тень от гномона бывает в полдень (на этом построены простейшие «солнечные часы»). В течение года самая короткая тень в полдень бывает в день летнего солнцестояния (22 июня по нашему календарю), а самая длинная – в день зимнего солнцестояния (21 декабря)» (Жур. «Наука и жизнь»). Основанные на гномоне солнечные часы размещались у мечетей и школ.

Карачаевцы в повседневном быту использовали два вида фиксации отсчета времени – узелковый (тюйюмчек) и бирочный (кертик ёлчем). Первый применялся при отсчете недель, поэтому к концу полного года должно было быть по числу недель в году 52 узелков, которые завязывались на суровой нитке (шынтагы) или тесемки (тартма). Второй производился путем нанесения на бирку (палочку из орешника) зарубок – по числу месяцев, которые пастух – наёмный работник (джалчы) отработал у нанимателя.

Хотя техника наблюдений была достаточно примитивной, но она вполне удовлетворял потребностям хозяйственной и культовой жизни общин.

Рассматривая точку отсчета года следует с самого начала подчеркнуть, что в практике горцев Карачая и Балкарии различались собственно календарный год и год хозяйственный. Первый, календарный год, отсчитывался со дня «выхода солнца из рук матери» (кюн анасыны къойнундан чыкъса), т.е. зимнего солнцеворота, приходящегося, как правило, на 24-25 декабря. Начало хозяйственного года приходилось на день весеннего равноденствия (22 марта)554Къарачай-малкъар фольклор..., который обозначал джылыу къайытханы («возвращение тепла»). На тюрко-иранском Востоке с этим днем связан новогодний праздник навруз, который, судя по наличию этого термина в наиболее старом пласте карачаевского именника (Науруз – соратник Карчи), был знаком карачаевцам.

Месяц (ай) исчисляли с новолуния, «рождения луны» (ай туугъан), а точнее – с момента первого визуально наблюдаемого появления молодого полумесяца.

Сутки (кече-кюн) начинались с закатом солнца – кюн батыу «утоплением солнца», т.е. угасанием «старого дня». Световая часть суток – собственно день (кюн) – объединяет время от забрезжившего рассвета танг белгиси («признак утра») и до наступления ночной тьмы (кече къарангы). Сами сутки сегментировались на различные промежутки:

а) утро(эртден, танг): раннее утро (танг аласы); «божий свет» (тейри джарыгъы); заря, рассвет (танг джарыкъ, танг агъарыу); время восхода солнца (кюн чыгъыу «выход солнца», кюн тийген «касание солнца»), «время выхода скота из загона» (мал чалмандан чыкъгъан заман); момент освещения вершин солнцем (башлагъа кюн къакъгъаны «стук солнца по вершинам»); момент, когда жилище освещается солнцем (кюн таякъла тийгени «касание солнечными лучами»);

б) день(кюн): полдень (кюн орта «середина дня», тюш), «солнце в зените» (кюн тюшге келиу); время доения овец и коз (къой тюш «овечий полдень»); за полдень (кюн тюшден джанлай туруб); послеполуденное время до заката (кюн ауалгъа кетиу; экинди);

г) вечер(ингир, ашхам): ранний вечер, или время «возвращения скота в стойбище» (мал стауатха къайытыу); вечерние сумерки (ингир джарыкъ);

д) ночь(кече): темная ночь (къарангы кече); полночь (кече ортасы, кече арасы); предрассветная тьма (танг къаралды).

Периоды (кёзюу, чакъ) выделись внутри как суток, так и времен года, месяцев и т.д.

Важнейшим элементом в процессе измерения времени выступает терминологический инструментарий. Календарная лексика карачаево-балкарцев весьма богата, поскольку вобрала в себя терминологию из разных языковых и культурных источников. Тюркское происхождение имеют большинство понятий, связанных с исчислением времени. Но в названиях дней недели и месяцев выявляется большой пласт и наименований греко-византийского происхождения; это, прежде всего, имена христианских святых, являющих собой реликт аланской культуры (см. ниже). Встречаются и термины еврейского происхождения (шабат кюн «суббота» от др.-евр. шаббат), связанные с хазарской эпохой северокавказской истории. С исламизацией края в употребление входят арабизмы заман «время», сагъат «час», такъикъа «минута». Выделяется заимствование из персидского – чилле «сорокодневка» (так именовались 40-дневные периоды зимой и летом, - см. ниже).

Этнографические материалы позволяют утверждать, что карачаево-балкарцы использовали четыре вида календарей: традиционный 12-месячный лунно-солнечный, лунный календарь хиджры, тюркский /восточно-азиатский/ календарь 12-летнего животного цикла, арабский зодиакальный календарь. Их использование было неравноценным, т.е. некоторые виды календаря были в употреблении основной массы населения (традиционный лунно-солнечный), другие – наиболее просвещенной ее части (зодиакальный календарь).

а) Лунно-солнечный календарь

Наиболее общее и древнее деление времен года обозначало два периода – теплый (джылы) и холодный (суукъ). Выделялось пять хозяйственных сезонов: зима (къыш), весна (джаз), лето (джай), ранняя осень (кюз), поздняя осень (къач). Добавим, что термин «кюз» имеет и другое значение. Он еще обозначал сенокосный период, разделявшийся на две части: большой – уллу кюз (конец июля – середина сентября) и малый – гитче кюз (конец сентября), когда косили высокогорные травы, которые поспевали к этому времени555Невская В.П., Шаманов И.М. Хозяйство-Карачаевцы. Историко-этнографический очерк.....

Хозяйственные потребности обусловили и выделение внутрисезонных периодов: джаз ала, джаз башы («начало весны») – время выхода скота на первую весеннюю зелень /мал кёкге чыкъгъан/, джаз арты («конец весны») – время прогона скота на летние пастбища /мал таугъа чыкъгъан/; джай ортасы («середина лета»), и на вторую пол овину - время уборки сена и урожая в закрома (ташыулла).

Зима. Девять самых коротких дней в году – начиная с 16-го декабря – выделялись в период токълутоймаз кюнле («дни, когда не насытится барашек»)556Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди....

Именно на эти дни приходилось зимнее солнцестояние – къоргъазин (21-23 декабря). Как говорили в народе, в эти дни впервые в своей берлоге «медведь переворачивается с одного бока на другой» (аю бир джанындан бирси джанына бурулады). Объяснялось это тем, что даже в спячке зверь чует «рождение солнца» (кюнню тууганын), т.е. солнцеворот, который, как отмечалось, приходится на 25 декабря, когда в западно-христианском мире отмечается Рождество Христово. С этого момента иногда выделялся 20-дневный период малого зимнего чилле (гитче чилле). Затем отсчитывается 40-дневный период зимнего большого чилле (уллу къыш чилле). По словам сказителей, он начинался 17-го января и если его /первые/ десять дней были холодными, то к концу этого периода ожидалось потепление557Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б.. (Как видим, начальные дни большого чилле совпадают с «крещенскими морозами», начало которых относится к 19-му января). В народе отмечалось, что «чилле видит начало трех месяцев» (чилле юч айны башын кёреди), т.е. начальные дни месяцев св.Василия, св.Марии и начального месяца св.Тотура.

Зимой завершался хозяйственный год, поэтому по истечении пловины чилле говорили, что «год состарился» (джыл къартайды).

Преимущественно зимним является двенадцатый, последний месяц народного календаря (20-е числа ноября – 20-е числа декабря). Он своими названиями уходит в эпоху аланского христианства: Абустолну экинчи айы («второй месяц апостола»), Андреиг/Эндреиг ай (св.Андрея). Первые 10 дней этого месяца именовались у карачаевцев Эндреигни аман кюнлери («плохие, ненастные дни Андрея»).

На зимний период приходится и первый месяц народного календаря (Башил ай), который начинался с дня солнцеворота; он носит еще эпитет акътон ай («белошубый месяц»). Как уже отмечалось, второй зимний месяц – Тотур ай, а третий, скорее зимне-весенний – Байрым ай. Последний также носит эпитет бурул ай «поворотный месяц», и охватывает первые три недели марта.

С ним связывается ряд примет, отраженных в фольклоре. Согласно одной из басен, 1-го марта пастух, бахвалясь, сказал: «Эй, март, мой козлёнок вышел к лету, ткну тебя в зад» (букв.: Ай, март, джайгъа чыкъды улагъым, кётенинге бармагъым!). Затаив месть, март выждал один из дней, когда нежданным холодом погубил всех козлят пастуха. С тех пор говорят: «Не пройдет месть /уходящего года/, пока не пройдет март» (Март кетмей дерт кетмез)558Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б..

Первые три дня после зимнего чилле именовались сарытамыз, они были холодными; затем следовала шесть «безымянных дней» (атсыз кюнле).

После этого наступали 9 дней самой «коварной», неустойчивой поры, именовавшейся балдраджюз, который будто бы заявил: «будь я /продолжительным/ как чилле, то свернул бы рога пятилетнему быку» (Чиллеча бир болсам, бешли бугъаны мюйюзлерин суууруб алыр эдим!). Отсюда в народе по сей день бытует выражение: «Где хочешь там будь, но в балдраджюз дома будь» (Къайда болсанг анда бол, балдраджюзде юйде бол)559Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б..

Следующий, девятидневный этап переходной поры (март-гуртла), состоял из 3 дней март, 3 дней гурт, 3 дней джукъ и охватывал период 8-16 марта. По фольклору эти дни, как правило, ненастные, вступают в борьбу с первыми днями весны (джаз башы кюнле)560Къарачай-малкъар-орус сёзлюк.... В это время возвращались перелетные птицы и начинали вить гнезда561Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б..

Затем наступали «плохие дни старухи» (къарт къатынны аман кюнлери), в фольклоре связанные с каким-то сказанием о замужестве старой женщины562Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б..

Весна. Начало весны и хозяйственного года, как уже отмечалось, приурочено к дню весеннего равноденствия, когда начинался конечный /второй/ месяц Тотура (Тотурну арт айы). С ним связаны и т.н. «прожорливые дни» (Джут кюнле); считалось, что 22-25 марта отселялся старый год, который в своей алчности «готов унести с собой не только народ, но и весь мир» (Ол кюнледе эски джыл кёчген этеди, халкъым къалмасын деб, дунияны алыб кетсе да аярыкъ тюлдю)563Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б..

С 19 апреля связано начало «плохих дней, когда хан продал дочь за сено» (хан къызын биченнге сатхан аман кюнле). Название связано с известным сказанием, согласно которому именно в эту пору у хана закончилось сено, грянула снежная пурга и начался падеж скота. У одного бедного парня был нетронутый стог сена, который хан захотел выкупить. Однако тот согласился отдать сено лишь в обмен на ханскую дочь. Последняя сама упросила отца согласиться на такой обмен, сказав, что потеря скота ослабит могущество хана564Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89-90 б..

С 20-х чисел апреля начинался пятый месяц народного календаря, который у карачаевцев именуется как шырлы ай565Каракетов М. Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев... (от шыр «льющий, льющийся»). Он носит и второе название, бытующее и у балкарцев, – хычауман/хычаубан ай, которое считается заимствованием из осетинского хацау бон «божий день», что связывается с пасхальными праздниками в апреле.

На майские дожди возлагались особые надежды, в связи с чем в народе бытовало выражение: «Пусть в марте не мочится птица, пусть в апреле дождь захочет льет, захочет – нет, пусть в мае не светит солнце» (Мартда чыпчыкъ сиймесин, апрелде сюйсе джаусун, сюйсе джаумасын, майда кюн тиймесин)566Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 90 б..

Лето. В 20-е числа мая вступает в свои права месяц Никол ай (вариация: Луккул ай), который включает в себя и три июньские недели, т.е. является преимущественно летним месяцем.

С наступлением летнего солнцестояния (джай кюн къайытхан), 21-22 июня связывали «открытие врат Тейри» (Тейри эшиги ачылыу). С этого дня начинается седьмой месяц, который считался периодом дождей и гроз (бузачар кёзюу). У карачаевцев он называется Элия ай (св.Илии), у балкарцев – Бий-Аш-Керги ай (св.Георгия). Сохранилось еще одно наименование этого месяца готман ай, видимо, от готман «куропатка». Летний солнцеворот рассматривался как «возвращение солнца в объятия матери» (кюн анасыны къоюнуна къайытыуу). Именно в конце этого месяца, 17 июля начинался сорокадневный период летнего чилле (джай чилле), наиболее теплых и сухих дней года567Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89-90 б..

Восьмой месяц у карачаевцев называется джайны арт айы (конечный месяц лета), а у балкарцев – Байрым ай (именем св.Марии у карачаевцев назван второй месяц, см.выше).

Осень. Этот сезон начинается с «месяца стрижки» (къыркъар ай), который длился с 20-х чисел августа по 20-ые числа сентября. Именовался он и просто «месяцем ранней осени» (кюз ай). На конец этого месяца, 19 сентября приходятся «плохие дни рёва оленя» (буу ёкюрген аман кюнле), когда происходит спаривание оленей568Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89-90 б..

Десятый месяц народного календаря имеет несколько наименований: къыркъаууз ай (видимо, от къыркъ «сорок» + аууз «рот, пасть»), согъум ай («месяц осеннего забоя скота»), эт ыйыкъ ай («месяц мясной недели»).

Завершающий месяц осени осенний месяц также имеет четыре наименования. Два из них связаны с именами христианских святых: Ауз-Герги ай (св.Георгия), Абустолну биринчи айы («первый месяц апостола»); третье просто указывает на время года – къач ай («месяц поздней осени»), а четвертое – отражает хозяйственный цикл аргъыш ай («месяц заготовки хлеба на зиму»).

***

Имеющиеся материалы показывают, что собственно лунно-солнечный народный календарь был унаследован от предшествующей, аланской эпохи, что бесспорно доказывается обилием в нем реликтов аланского христианства. Для того, чтобы проиллюстрировать это вновь – но уже в систематизированном виде – приведем наименование месяцев:

месяц современного календаря наименование месяца народного календаря перевод значения (выделены христианизмы)
Декабрь – январь
Январь – февраль
Февраль – март
Март – апрель
Апрель – май
Май – июнь
Июнь – июль

Июль – август

Август – сентябрь

Сентябрь-октябрь

Октябрь-ноябрь


Ноябрь-декабрь
Башил-ай
Байрам-ай
Тотурну-ал-айы
Тотурну-арт-айы
Хычауман /Хычыуман
Шырлы-ай /кар./
Никол /Луккул/ - ай
Элия-ай /кар./
Бий-Аш-Керги-ай/балк./
а) Байрым-ай /балк./
б) Джайны-арт-айы /кар./
а) Къыркъар - ай
б) Кюзню-ал-айы
а) Къыркъаууз-ай
б) Эт-ыйыкъ-ай
а) Ауз-Герги-ай
б) Къач-ай
в) Абустолну-биринчи-айы
а) Андреиг/Эндреиг-ай
б) Абустолну-экинчи-айыМесяц св.Василия
Месяц св. Марии
Начальный месяц св. Теодора (Феодора)
Конечный месяц св. Теодора (Феодора}
Хыцау «бог» + бон «день»/
/значение неясно/
Месяц св. Николая
Месяц св. Илии
Месяц св. Георгия
Месяц св. Марии
Месяц конца лета
Месяц стрижки /овец/
Начальный месяц осени
/значение неясно/
Месяц мясной недели
Месяц св. Георгия
Месяц осени
Первый месяц апостола
Месяц св. Андрея
Второй месяц апостола

Как видим, девять (!) из 12-ти месяцев карачаево-балкарского календаря содержат имена христианских святых. Такой насыщенности нет даже в народном календаре у осетин, которые в позднем средневековье и в новое время подверглись христианизации со стороны Грузии и России.

Рассмотрим и дни недели народного кадендаря, которые носят следующие названия:

понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресенье
баш кюн
Гюрге кюн
Бараз кюн
орта кюн
Байрым кюн
шабат кюн
ыйых кюн
«головной день»
день св.Георгия
день св.Параскевы
«средний день»
день св.Марии
(от др.-евр. шаббат «суббота»)
«святой день»

Как видим, из этих семи наименований дней недели четыре носит иноплеменное происхождение (древнееврейское – шабат кюн «суббота»; греко-арамейское, или «христианское» - дни св.Георгия, св.Параскевы, св.Марии, или вторник, среда, пятница). Сугубо тюркских наименований три: Лишь понедельник, четверг и воскресенье носят сугубо тюркские наименования. Добавим, что воскресенье имело и второе наименование Ычаукъ кюн, где «Ычаукъ», возможно, местная фонетическая вариация имени Иешуа «Иисус». Такое предположение обосновывается еще и тем, что именно этот день недели связан с воскрешением Иисуса Христа. Иначе говоря Ычаукъ кюн – «день Иисуса».

Таким образом, в народном календаре карачаево-балкарцев упоминается как минимум девять христианских святых. Это в два (!) с лишним раза больше христианизмов в народном календаре осетин, где сохранились лишь 4 имени – св.Василия (Басилти-майа), св.Николая (Никкола-майа), св.Георгия (Геуаргоба) и апостолов (амистол). Исследователя уже подчеркивали, что «у карачаевцев и балкарцев в календаре больше, чем у других народов Центрального Кавказа, сохранилось названий, связанных с некогда бытовавшим здесь христианством» (О.Л.Опрышко).

Почему же в календаре осетин (в большинстве своем христиан), живущих в восточной части исторической Алании, меньше христианизмов, чем в карачаево-балкарском календаре?

На это ответ дают археологи, отмечающие, что христианство отнюдь «не было повсеместно распространено» в Алании. «Все памятники монументального культового зодчества домонгольского периода, - пишет М.Б. Мужухоев, - когда в Предкавказье шло активное распространение христианской религии, сосредоточены в западных районах Алании» (т.е. в Карачае), «являвшихся основным центром аланского объединения», где «прослежены и одновременные им христианские некрополи». А вот «в восточных районах, на территории современной Северной Осетии, подобных памятников не открыто». В целом же «в Восточной Алании христианизированного населения в домонгольский период нет»569Мужухоев М.Б. Ингуши.-Саратов, 1995.. Осетины стали христианами (после гибели Аланской государства) уже в позднем средневековье и в новое время под влиянием Грузии, а позднее – Российской империи. Вот поэтому-то в календаре осетин меньше реликтов «аланского христианства», чем у карачаево-балкарцев.

В аланский период на территории Карачая бытовало восточно-христианское (византийское) летоисчисление, где новый год начинался 1 марта, а отсчет ведется "от сотворения мира", якобы имевшего место в 5508 г. до н.э570Энгельгардт И. Когда.., С.10-11.

То, что аланы Верхней Кубани использовали именно этот календарь подтверждается источниками того времени. Майор Потемкин (1802 г.) во время своего путешествия по Карачаю выявил на горе Шоана (кар.-балк. Чуана) памятник письменности с датой по византийскому летоисчислению. Упоминая об этой находке, Ф.Д. де Монпере (1837 г.) пишет, что Потемкин «вблизи церкви на горе Чуна... он видел также надгробный камень в форме креста; на нем он прочел дату: СФКА – 6621 год от сотворения мира, или 1013 г.н.э.»571Тэбу де Мариньи. Путешествие по Черкесии....

б) Лунный календарь

Точкой отсчета мусульманского календаря по лунной хиджре (л.х.) выступает 16 июля 622 г., когда пророк Мухаммад начал переселение /хиджру/ из Мекки в Ясриб (Медину). Поскольку исчисление основано на лунных циклах, год по л.х. состоит из 354-355 дней, вследствие чего начало этого года по сравнению с солнечным календарем происходит со сдвигом на 11-12 дней.

Двенадцать месяцев календаря л.х. следующие: мухаррам; сафар; раби 1-й (авваль); раби 2-й (сани); джумада 1-й (авваль); джумада 2-й (сани); раджаб; шаабан; рамадан; шавваль; зу-ль-каада; зу-ль-хиджжа.

С этим календарем аланы познакомились не позднее XI в., что доказывается тем, что на Нижне-Архызской каменной плите с арабским письмом куфи проставлена дата «ал-аввал четыреста тридцать шестого года» по л.х., т.е. периодом с 26 сентября по 23 декабря 1044 г572Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука.-М.:Искусство, 1979.-с.118.

То, что карачаевцы пользовались календарем л.х. наглядно демонстрируется текстами эпиграфических памятников Карачая XVII-XVIII вв.: надмогильные стелы /сынташ/ стелы 1107 г.л.х. из Карт-Джурта, 1121 г.л.х. из Бийчесынского плато и др.

Наименования многих месяцев мусульманского календаря л.х. получили отражении в карачаевском антропонимии (именнике) – Рамазан, Шагъабан, Сапар, Рабий и др.573Къарачай-малкъар-орус сёзлюк...

Отметим, что о совершении намаза у карачаевской знати упоминается в дореволюционной записи предания о князе XVII в. Каншаубие Крымшамхалове: в описании одного из эпизодов говорится, что он доехал до намеченного места «прежде чем солнце успело пять раз осветить на пути его ирты намаз (верно: эртден намаз, - Ред.)», т.е. утренний намаз574Г-д. Поездка к южному отклону Эльбруса в 1948 году....

Ориентация по движению луны в исламе связана, прежде всего, с ежегодными обрядами:

– дня поминовения пророков (ашура, приходящийся на мухаррам – 1-й месяц календаря лунной хиджры календаря лунной хиджры; десятого дня месяца мухаррам мусульманского календаря, когда, по суннитским преданиям, произошли многие примечательные события: первая встреча Адама и Евы после изгнания из рая, выход Ноя из ковчега, переход Моисеем моря)575Мусульманский календарь на 2003 год. 1423-1424 год по хиджре.-Кострома...; с этим праздником было изначально связано наименование карачаево-балкарского ритуального блюда ашур/ашуру джырна (букв. «сечка ашур»), которое впоследствии стало изготовляться в связи с другими событиями (окончанием мусульманского поста576Къарачай-малкъар-орус сёзлюк , появлением у ребенка первого зуба577Текеев К. М., указ. раб., С.305).

– дня рождения пророка (маулуд, на 3-й месяц);

– поста (уразы, на 9-й месяц);

– паломничества (хаджа, на 12-й месяц), а также праздников, один из которых – ураза-байрам – связан с окончанием поста, а другой – курбан-байрам – с жертвоприношением, проводившем в дни хаджа, вне зависимости от того, совершает верующий паломничество.

Согласно древним карачаево-балкарским представлениям о ночи открытия врат Тейри (Тейри эшиги ачылгъан кече), связывавшейся с летним солнцестоянием, человек, увидевший увидел миг раскрытия «врат Тейри» и успеет высказать свое пожелание, то оно непременно сбудется. С исламизацией эти представления слились с идеей о коранической «ночи могущества (ﻟﻳﻟﺔﺍﻟﻘﺪﺭ лейлат-уль-къадр, кар.-балк. къадыр кече), которая связывается богословами с 27-м днем месяца рамадан (рамазан) мусульманского календаря лунной хиджры578Шаманов И.М., указ. раб., С.21.

Хотя начало месяцев по л.х. основывалось на основе лунных циклов, ориентация по солнцу продолжала играть важную роль в жизни народа и после утверждения норм исламской религии. Это было непосредственно связано с исламской культовой практикой, где важнейшая религиозная обязанность мусульманина – молитва (намаз) – приурочен к фазам перемещения солнца по небосводу (утренний – до восхода солнца; полуденный; послеполуденный –"когда солнце пожелтеет"; вечерний – после заката; ночной – после того, как на западе исчезнет вечерняя заря). Добавим, что с движением солнца связан ориентир многих коллективных молитв: еженедельных пятничных джума-намазов с проповедью-хутбой, праздничных гаид-намазов, а в месяц рамадан – ночных таравих-намазов.

Строгая приуроченность упомянутых праздников к определенным дням естественным образом укрепляла позиции календаря.

в) Календарь 12-летнего животного цикла

Как известно, календарь 12-летнего животного цикла по происхождению связан с Восточной Азией, но имеет два варианта: западный (тюркский) и восточный (японо-китайском-монгольский). Последний содержит календарные представления о 60-летнем цикле, соотношении с каждым годом того или иного из 5-ти первоэлементов. Таких представлений в нашем случае нет, что позволяет говорить о западном варианте данного календаря, который бытовал на территории Карачая еще в раннем средневековье и связывается с булгарским культурным наследием. Животный календарь распространился и в эпоху Золотой Орды.

Этнографические исследования позволили выявить систему наименований данного вида календарной системы у карачаевцев. Согласно этим материалам, годы текущего 12-летнего цикла носят наименования следующих животных:

2008 – чычхан (мышь), 2009 – сыйыр, ёгюз (корова, вол), 2010 – къаплан (тигр), 2011 – къоян (заяц), 2012 – балыкъ (рыба), 2013 – джылан (змея), 2014 – ат, бие (лошадь, кобыла), 2016 – къой (овца), 2017 – маймул (обезъяна), 2018 – къуш, тауукъ (орел, курица), 2019 – ит (собака), 2020 – тонгуз, къабан (свинья, кабан).

К данному календарю в Карачае и Балкарии прибегали, прежде всего, при расчете возраста (обычно каждый человек хорошо запоминал год своего рождения, маркированный соответствующим животным), для фиксации важных событий. Но особенное значение этот календарь приобретал в традиционной системе в системе гаданий, где с каждым годом соотносили те или иные приметы, а годы делили на хорошие, плохие, средние. В календарно-гадательной практике давались предсказания об урожайности, плодовитости скота, опасностях (болезнь, смерть, война), судьбе родившегося в данный год человека. Приметы связывали характер предстоящего года с повадками животного, которым обозначен год. У карачаево-балкарцев считалось, что год зайца – это год голода и неурожая, а годы коровы, свиньи, собаки, тигра – напротив, годы сытой, привольной жизни.

г) Арабский зодиакальный календарь

С календарной системой мусульманского Востока связаны некоторые карачаево-балкарские слова, которые ныне перешли в разряд архаизмов, но имеют безусловно арабское происхождение. Сравним эти лексемы с арабскими наименованиями зодиакальных созвездий:

кар.-балк.579Къарачай-малкъар-орус сёзлюк... араб.580Арабско-русский словарь
Акъраб «скорпион» ‛aqrab ﻋﻘﺭﺐ «скорпион», «созв. Скорпиона»
сыйыр «корова» s۠awr ﺛﻭْﺮ «бык», «созв. Тельца»
мизан «весы» mizan ﻤﻴﺯﺍﻥ «весы», «созвездие Весов»
Сарытон астроним, «наименование звезды» (неизвестно какой) saratān ﺴﺮﻄﺎﻥ «рак, созв.Рака»

Как видим, упомянутые термины являют собой фрагменты арабского зодиакального календаря (аналогичные данные имеются и по соседним тюркам-ногайцам).

В лексике карачаево-балкарцев сохранилась масса астронимов, в т.ч. наименований звезд (Темиркъазакъ «Полярная звезда»; Джарыкъ Джулдуз – Сириус), планет (Чолпан – Венера), созвездий (Джетегейли Джети Джулдуз – ковш Б.Медведицы), звездных скоплений и туманностей (Илкер – Плеяды»; Кериуан Къырылгъан Джол – Млечный Путь, букв. «Путь истребленного каравана») и др. Данный факт прямо указывает на то, что традиционная календарная система основывалась на достаточно развитом для своего времени объеме астрономических знаний.


Примечания.
549 [↑ назад]Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.с.Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир.-Новосибирск: Наука, 1988.-С.21
550 [↑ назад]Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.с.Традиционное мировоззрение.., С.196-197
551 [↑ назад]Энгельгардт И. Когда наступит ХХI век? //Жур. «Наука и жизнь».-М.,1999.-№1, С.9
552 [↑ назад]Демаков А.А., Чумак И.Л. К вопросу об исторической интерпретации Верхнекубанской группы храмов X в. //Методика исторической интерпретации археологических материалов Северного Кавказа. Орджони-кидзе. 1984. С.93
553 [↑ назад]Иваненков Н.с.Карачаевцы (Доклад, прочитанный на общем собрании членов Общества любителей изучения Кубанской области 28 ноября 1908 г.) //ИОЛИКО.-Екатериноград,1912.-С.69
554 [↑ назад]Къарачай-малкъар фольклор. Сост. Т.М.Хаджиевой.-Нальчик:Эль-Фа, 1996.-С.8
555 [↑ назад]Невская В.П., Шаманов И.М. Хозяйство //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ.ред. Л.И.Лавров.-Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн.изд-ва,1978.-С.68
556 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.-М.:Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2004.-90 б.
557 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б.
558 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б.
559 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б.
560 [↑ назад]Къарачай-малкъар-орус сёзлюк. Сост. С.А.Гочияева, Х.И.Суюнчев.-М., 1989.-С.461
561 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б.
562 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б.
563 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89 б.
564 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89-90 б.
565 [↑ назад]Каракетов М. Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. Отв. ред. чл.-корр. РАН С.А. Арутюнов.-М.: Наука, 1995.
566 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 90 б.
567 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89-90 б.
568 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз-халы кибикди.., 89-90 б.
569 [↑ назад]Мужухоев М.Б. Ингуши.-Саратов, 1995.
570 [↑ назад]Энгельгардт И. Когда.., С.10-11
571 [↑ назад]Тэбу де Мариньи. Путешествие по Черкесии. Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавка-за, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Пер. В.М. Аталиков; науч. ред. Р.У.Туганов.-Нальчик: «Эль-Фа», 2002.-т.1, С.252
572 [↑ назад]Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука.-М.:Искусство, 1979.-с.118
573 [↑ назад]См.: Собственные имена //Къарачай-малкъар-орус сёзлюк.., С.797-804
574 [↑ назад]Г-д. Поездка к южному отклону Эльбруса в 1948 году //Библиотека для чтения.-СПб, 1849.-т.97, С.72-73
575 [↑ назад]Мусульманский календарь на 2003 год. 1423-1424 год по хиджре.-Кострома: Московский Высший Духовный Исламский Колледж,2002. (Об. сторона листа за 13 марта 2003 г.)
576 [↑ назад]Къарачай-малкъар-орус сёзлюк (Карачаево-балкарско-русский словарь), С.268-269
577 [↑ назад]Текеев К. М., указ. раб., С.305
578 [↑ назад]Шаманов И.М., указ. раб., С.21
579 [↑ назад]Къарачай-малкъар-орус сёзлюк.., С.43, 543, 582; Къарачай-малкъар тилни ангылатма сёзлюгю (Толко-вый словарь карачаево-балкарского языка). Ответ.ред. М.Ж.Гузеев.-Нальчик:Эль-Фа,2002. -Т.II, С.895
580 [↑ назад]Баранов Х.К. Арабско-русский словарь, т.2, С.528