Суббота, 05.10.2024, 12:28

Карачаевцы и балкарцы

Ана бала тилин ангылар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Рецензии
Рецензии

Ш.М. Батчаев "Магулаева Ф.А. Становление и развитие прессы Карачая (1918-1959).–Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.–288с., ил.32с."

Несмотря на большое число научных изданий, посвященных истории карачаевского народа, увидевших свет в последние годы, по-настоящему ценных работ крайне мало. К их числу относится и рецензируемая монография, подготовленной девушкой-горянкой, успешно совмещающей нелегкий труд педагога с талантом историка-исследователя и журналиста.

Написанное на основе тщательного изучения архивных документов, научной литературы, и главное кропотливой работы с текстами непосредственно печатных изданий, исследование Ф.А. Магулаевой представляет собой новое слово в отечественной историографии Карачая.

В первой главе исследователь проводит анализ развития традиций просветительства в регионе, основных направлений творчества первой плеяды карачаевских публицистов.

Вторая глава исследования посвящена главным тенденциям в развитии русскоязычных и национальных печатных изданий. Прослеживается истоки зарождения и этапы формирования прессы в Карачае.

Изменениям, последовавшим в региональной печати в пост-нэповский период (1928-1937 гг.), посвящена третья глава работы. Автор верно акцентирует внимание на все возрастающей роли партийных органов в деле руководства прессой, которая из органа просвещения и информации превратилась в пропагандистский рупор компартии.

Функционированию печатных органов в предвоенные годы и годы войны посвящена четвертая глава монографии. В ней Ф.А. Магулаева анализирует место и роль газет в общественно-политической жизни Карачая в первые годы войны, а также в период оккупации и восстановительный период.

Заключительная часть исследования посвящена развитию прессы в конце 1950-х гг., после возвращения карачаевцев на родину.

Монография Ф.А. Магулаевой содержит ряд важных фактов из истории культурного развития Карачая. Так, она вносит ясность по вопросу авторства очерка «Свадьба крымских татар», ранее приписываемого Ф.М.Абаевой. Приводит ряд доселе неизвестных фактов из жизни известных карачаевских просветителей – И.Крымшамхалова, И.Байрамукова, Х.Халилова. Отведено внимание и первому печатному изданию на карачаевском языке – газете «Къарачай», издаваемой деникинской администрацией в годы Гражданской войны.

К числу несомненных достоинств работы следует отнести и приложения, в состав которых вошел ряд материалов печати, а также документы, до сих пор не вводимые в научный оборот. В их числе газетные публикации представителей первой волны просветителей Карачая – Х. Халилова, Им. Хубиева, Ис. Хубиева (Къарачайлы), биографические данные И. Байрамукова и И.Акбаева. На материалах СМИ Карачая автором прослежена вся история развития национальной печати, которая являлась отражением процессов, происходящих как в целом по стране, так и в регионе.

В качестве иллюстраций в монографии представлены фотокопии наиболее знаковых номеров национальных изданий довоенного периода – первые номера газет «Горская жизнь», «Таулу джашау», «Таулу джарлыла», районные газеты «За коммунизм», «По ленинскому пути», «Сталинец». Ценными свидетельствами эпохи следует признать копии номеров газеты «Красный Карачай» от 1 января 1942 г. (первый новый год, который страна встретила в состоянии жестокой войны), газеты «Свободный Карачай», издававшейся в период оккупации, номеров газеты «Къызыл Къарачай» от 31 октября 1943 г. (последний номер перед депортацией карачаевского народа) и от 10 апреля 1957 г. (первый после возвращения на родину). Подобное оформление, несомненно, вызовет повышенный интерес читателей.

Надо сказать, что, несмотря на строгое соответствие монографии правилам оформления научных работ, ее, в то же время, отличает легкость языка изложения, понятность и читабельность. Связано это, на наш взгляд, с талантом автора, который уже успел себя зарекомендовать как публицист на страницах региональной и центральной прессы.

В целом можно считать, что работа выполнила поставленные автором цели и решила возникшие задачи. Вместе с тем, она содержит отдельные недостатки

Так, издание «Ана тили» И. Акбаева, является не первой книгой на карачаевском языке, а первым учебником карачаевского языка. Повествуя о биографии И. Байрамукова, закончившего 6 классов Ставропольской гимназии, автор, тем не менее, включает его в ряд педагогов, окончивших Кубанскую учительскую семинарию. Так же, в примечаниях желательно указывать оригинальное название статей, а не только его перевод.

Вместе с тем, отмеченные недостатки не могут повлиять на ценность монографии, которая стала весомым вкладом в деле изучения прошлого карачаевского народа.

В заключение, хочется пожелать уважаемой коллеге новых успехов и свершений на пути исторического познания.