ИДЕИ |
М.Х. Абайханов
ИсходНекоторые авторы, в т.ч. и близкие к эзотерическим учениям /Ю.Кнорозов, Ю.Березкин, Е.Елизаренкова, М. Галич, Е. Блаватская и др./, утверждают, что арии – древнейшая цивилизация на Земле, возникновение которой относят к 40-50 тысячелетиям до н.э. Считается, что примерно 30 000 тыс. лет до н.э., когда еще не было Берингова пролива, они проникли из Восточной Сибири, вернее – района нынешней Чукотки и в Америку.
В 2007 г. президент РФ В.Путин посетил проводимые четверть века профессором Челябинского Университета Здановичем археологические раскопки столицы ариев в местности, называемой башкирами Аркаим. Всероссийское ТВ дважды показало по этому поводу работу археологов, кажется, до этого засекреченной.
Как отмечал петербургский исследователь истории ариев Тибета М.И.Демиденко в книге «В Тибет по следам СС», информация об ариях также секретна, как и сведения о создании атомной бомбы. Но и его книга оказалось «под присмотром»: в 1996 г., когда ее издали, весь тираж кроме 5 экземпляров, унесенных им из издательства, исчез, причем автор не получил и договорной гонорар. В том же году в петербургском журнале «НЛО» опубликовали его интервью. На вопрос «Кто же является наиболее чистыми потомками ариев?», Михаил Иванович ответил: «Чеченцы, ингуши и другие сосланные народы Северного Кавказа». А «другими», как представлялось, были, видимо, карачаевцы и балкарцы.
Для того, чтобы убедиться в нашей догадке, мы стали искать г-на М.Демиденко по всей России, имея только листок с интервью., где не было выходных данных. Лишь годы спустя удалось узнать название журнала и адрес Демиденко, с которым на его квартире-музее мы беседовали целый день, смотрели видео, листали книги, разглядывали экспонаты. Демиденко, подобие Геродоту, отлично знал местность и историю исследуемого объекта, он прожил в Китае, Тибете, Камбодже, Цейлоне и в других местах. 40 лет служил военным переводчиком, получив чин полковника. Он отметил, что карачаевцы и балкарцы чеченцы и ингуши были высланы по причине их принадлежности к ариям. Об этом, вероятно, Молотову сообщил Риббентроп. Когда немцы вошли в Карачай, они его жителей иногда называли арий…
Но вернемся к изложению древней части истории. 12000 лет назад началось резкое таяние сплошного ледяного покрова северных морей и океана, толщина которого доходила до 5000 м. Огромный ледяной панцирь таял, вода поднималось, разламывая его, после чего пошла на сушу двигая глыбы льда. Начался цикличный /через 20000 лет/ катаклизм. Сибирские арии стали отступать к югу и юго-западу – на Алтай, Саяны, Кавказ, азиатские степи, Европу. Кавказ и его вершина Эльбрус /пер. с тюрк. Страна Барсов/ становятся их священной обителью.
Кстати, именно поэтому идеологи гитлеровского «ариизма» хотели аккумулировать для Германии энергию великого духа ариев, создав осенью 1942 года у подножья Эльбруса аэродром. На нем приземлился специальный самолет, из которого высадились 20 тибетских монахов, призванные подняться на вершину исполина. Но они не имели альпинистскую подготовку и их акция не удалось. На Эльбрус взошли военные альпинисты из горнострелковой дивизии «Эдельвейс», которым удалось водрузить на вершине германский флаг...
На ЗападПрожив многие тысячелетия в горно-степной тюркской среде, арии за 2 тыс. до н.э. через Бактрию вторгаются на полуостров Индостан. Его северную часть покорил полководец Орий, нашествие которого положило конец архаичной культуре местного населения. Позже арии прошли до Цейлона. Через века изменился и расовый тип индийцев, облик которых из негроидного стал европеоидным, правда южного типа. Изменился и язык. Арии создали санскрит – литературный язык для эпических произведений, гимнов богам, властителям, труду, ратному делу и т.п. На этом языке были зафиксированы четыре Веды /отсюда - «ведать»/, Махабхараты /два десятка томов/, Упанашиды и др. Некоторые исследователи создание Вед относят к арктическому периоду Ариев, который не раз упоминается в санскритских произведениях.
За 1800 лет до н.э. арии двигаются из Индии на запад. Они завоевывают территории Афганистана, Иранского нагорья, Шумера, Палестины и севера Египта. Есть в ученой среде и мнение, что Вавилонскую башню построили они. Южнее Азербайджана арии создали впервые свое этнополитическое образование – Хурритское государство. Здесь, видимо, корневое хур иран. «солнце», а ит – тюрк. лексема в значении «волк». Потомками хурритов считаются вайнахи. Маленькая горная Персида (Парс) становиться Ираном /Ариана/.
В 17 веке д.н.э. в низовьях Нила арии основали г.Аварис, ставшей столицей колонистов. Северным морским соседям они внедряют имя своего бога северных арктических холодных ветров Борея, а в Египте – имя верховного бога Ра. У племен северной ветви ариев название «Ра» закрепляется за великой р.Волгой, которую с приходом сюда гуннов переименовали в Адил/Итиль (от имени Атиллы).
Таким образом, арии обосновались в Евразии, где победы им приносили конница и колесницы. Армии ариев боевые действия проводили строго по собственным обычаям войны, которые были необычайно гуманны по отношению к противнику: упавшего с коня, лежачих, безоружных не добивать, детей, женщин, пожилых – не трогать, поля – не жечь, не вытаптывать. Нельзя было косить живую траву, рубить зеленые деревья. Это все жизнь. Их воины были сильны луками, копьями, различными мечами. Воинский дух и пыл поддерживали гимны, знамена, которые украшала свасти /свастика/.
На Алтай и с АлтаяВ 18 в. до н.э. Авраам /Ибрахим/ с частью родственников покидает Шумер, где бытовал язык близкий к пратюркскому (напр., нынешний карачаево-балкарский язык изобилует шумеризмами). В этом же веке часть шумеров уходят в сторону Парса, что, вероятно, было обусловлено природным катаклизмом. Обилие оросительных каналов объективно заболачивало землю, их испарения, вместе с испарением океана и двух больших рек, Тигра /«Стрела»/ и Ефрата /«Счастливая»/ также сильно увлажняли воздух, а тучи насекомых, в особенности комаров, плотно покрывали нивы междуречья. Хотя сбор урожая зерновых был внушительным /120 центнеров с га/, он не удовлетворял потребностей земледельцев. Возрастал забор воды из рек, которые мелели.
В эти времена Персида и Среднеазитские степи были густо заселены арийскими племенами, анклавы которых тянулись до севера Казахстана. А шумеров жаркий климат гнал далее на восток: обживая новые места, затем откочевывая на другие, они продвигались через арио-тюркскую среду к Алтаю. За века скитаний они приняли язык арийской среды. Алтайцы прозвали их аландан кельген «пришедшие со степей», а род «аландан кельген» у алтайцев фиксируется до нового времени /Шакарим Кудайбердин. Родословная тюрков. – Оренбург, 1911/. В горах Алтая поселяется часть алан, которые получили наименование ас алт. «горностай».
Предполагается, что предки шумеров некогда ушли в Месопотамию из тесных гор Кавказа, который остался в памяти их потомков в азиатских степях. Алтай, по сведениям купцов, был прохладен, как их кавказская прародина.
Усилившиеся и умножившиеся племена асов-алан к западу до о.Балхаш создают страну Ас. Язык их полностью отюречился в процессе продвижения на запад до р.Ра (Волги). На этом пути к ним примыкали различные племена, а из алано-асской среды, в свою очередь, по ходу движения оседали различные роды, которые в азиатских степях, зачастую сохраняя и свой этноним при ассимиляции другими народами.
Со временем аланские племена, опережая основную массу, в 1 в.н.э. появляются в Восточной Европе и на Северном Кавказе, где за сотни лет до н.э. уже обитавших их родичи скифы, сарматы, алазоны, роксоланы (белые аланы). Считают, что в том же веке ас-аланы организуют анклав, условно именуемый «Русская Алания», северным соседом выступали балты /см. Е. Галкина, Тайны Русского каганата», С. Перевезенцов, «Россия». – М.,2005/.
В БалтииВо 2 в.н.э. потеснив балтов, ас-аланы прорываются в Прибалтику. По многочисленным сведениям скандинавских саг, их привел сюда полководец из асов Один. Его полное имя – Ас Один Зиге, где Ас – этноним, ади арийск. «первый», зиг немец. «победитель». Немецкий язык является одним их индо/арио/ - европейских языков. В целом имя асского полководца переводиться как Ас Первый Победитель. Оно, вероятно, является кличкой – титулом, данным почитаемому и позже обожествленному завоевателю. Ас-Один стал первым царем скандинавов, его супруга Аза – первой царевной Норвегии, где и была найдено ее захоронение в судне-драккаре, сверху которого, по обычаю степняков, был насыпан холм. Аланские драккары /от «дракон/ совместно со скандинавами по северным рекам Днепру, Днестру проникали до Византии. Сюда прорывалось с Кавказа и сухопутная армия ас-аланов. Вместе достигали они даже берегов Северной Африки. Ас-аланы оставили в Скандинавии и Центральной Европе заметный и поныне свой этнический след., в том числе и языковой.
Ариизмы уас - аланНесмотря на отюреченность, язык алан сохранял большой процент ариизмов. Этот элемент бытовал в фольклоре, веровании и др. разделах этнокультуры. До недавнего времени карачаево-балкарцы сохраняли расовый тип ариев. Они были высокорослы, длиннолицы, светлы и голубоглазы. После Кавказской войны начался активная смесь балкаро-карачаевцев с соседними народами. Они стали уменьшаться в росте и темнеть. Их прежний расовый тип отмечен миссионерами и путешественниками, посещавшими Карачай и Балкарию. Он отмечен и на конференции по проблеме происхождения их, проходившем в Нальчике в 1958 г. но и теперь среди карачаевцев встречаются немало рослых, снежно-белокожих, голубоглазых арийских типов.
На упомянутой конференции армянский ученый Х. Паркшиян привел при выступлении мнения Вс. Миллера и М. Ковалевского о том, что в Балкарии и Карачае наблюдается два расовых типа – арийский и монгольский. Второй образовался от примеси монголоидных степняков. До сих пор, по прошествии двух тысячи лет, как аланы оторвались из азиатского соприкосновения с ариями, в карачаево-балкарской среде сохранилось немало арийского элемента. Приведем примеры. Часть из них встречаются и среди других народов.
Теонимы. Арийский бог Борей и карачаево-балкарский Орий. 1922г. около с.Учкекена открывается хозяйство по разведению карачаевской породы лошадей. Сюда приезжает С.М.Буденный, которому карачаевцы дарят ему карачаевскую лошадь по кличке Борей. Так звали арктического бога буранов, холодных северных ветров арии за многие тысячелетия до н.э. Карачаевцы и балкарцы метель называют боран. В их имениннике имеется производное от имени бога Борея – Бораш, Борена, Борис. Борея приняли в свой пантеон греки и славяне. В 6 в. до н.э. корабли Великого Кира появились в водах Афин. Поднявшийся борей разметал армаду и спас город. Борея упоминает и Гомер.
«Орайда»Карачаево-балкарские возглас-припев «орийда», вероятно, тоже от ариев. Древние племена часто обожествляли своих полководцев. Считалось, что бесконечные победы в войнах даются за их божественный разум. После их смерти через десятки лет физический облик человека стирался, его талант обрастал легендами и потомки возвеличивали их до небес. Им посвящали песни и гимны. Так поступили арии со своим полководцем Ори. Все свои военные приготовления и празднества они сопровождали песнями и гимнами в его честь. Постоянно упоминалось его имя: «Орий, Орий, Орий»! С его имени начинались трудовые дела, трапезы и т.п.
В старину алано-карачаевцы каждый вид трудовой деятельности начинали с песнопений и породили поговорку: Джыр ишни къанаты! – «Песня – крылья работы»! Пахота, сенокос, валяние кошм, изготовление ковров, строительство начинались с хоровых песен и сопровождались ими. Песни были ритмичны такту труда, они поддерживали тонус работы, глушили ее монотонность. Например, при групповом изготовлении кошм женщины в один голос напевали песню «Инай». Депортация умертвила среди других и этот обычай.
Бога войн скифы и родственные им аланы звали Арей /Орис/. Керченском музее археологии лежит надгробный камень. На нем сохранилась надпись: «… Воин сражен был грозным Ареем скифским» /6 в. до.н.э./. Карачаевцы патрона пахоты называли Эрирей. Карачаевский поэт Касбот Кочкаров во второй половине 19 века в песнях-поэмах «Айджаякъ», «Хорасан» несколько раз упоминает карачаевского божества Ойра. Все эти теонимы имеют одну основу – Орий. У балкарцев и карачаевцев настолько много гимновых песен посвящено Орию, что невозможно их всех упомянуть. Все припевы популярной песни Сымаила Семен улу состоят только из повторений имени бога Ория: «Орайда-райда! Орайда-райда! Орайда-райда, Орайда!» Точная копия арийских напевов: «Орий, Орий, Орий!». Певец О.Отаров во многих песнях упоминает настоящее имя арио-аланского бога – Арий. В Карачае бытовали имена Орей и Орайда.
Алано-карачаевцы бога Ория приравнивали по статусу к божеству Чоппа (Шоппа), который в язычестве /меджису/ почитался и как верховный Кёк Тейри. В одной из старинных песен «Чоппа» поётся:
Арирей айтад, Шоппа джырлайд,
Шоппа, Шоппа – Арирей!
Карачаевские бии, уздени давали клятвы с упоминанием этих теонимов: «Ант этеме, Чоппа Аререй, Чопа Аререй!» /Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. – М.,1995./.
У карачаевцев сохранился до наших дней интересный обычай – именовать людей топонимами местностей, в которых они некогда жили. За века они вошли в ономастику народа. Так, в Зеленчуке около автовокзала живет Байчораланы Баку, которая родилась в г.Баку. Депортация 1943 г. обогатила карачаевцев такими именами как Волга, Талас /город в Киргизии/, Сайрамбек /Сайрам – райцентр в Казахстане/ и др., еще более 20 имен. При возвращении из ссылки одну из Узденовых, родившуюся в Кизляре нарекли именем этого города. Это очень древняя традиция. Видимо, генная память народа провоцирует некоторых индивидуумов извлекать из нее имена, образованные в местах обитания предков: Къаджар /Персия/ - с карачаевского (не путать с араб. Хаджар от библ. «Агарь»), Хорасан /провинция в Персии/, Сайида /араб. «госпожа, повелительница»/, Индия, Индира, Тейрикул /«Божий раб»/ бытовал в 19 в. в фамилиях Оруслары, Чотчалары, Шидаклары (см. «Список свободных сословий в Карачае», 1868-1872 гг., составленный под руководством Н.Г.Петрусевича/, Шахар /перс. «город»/, Кудай /азиатский бог; в фамилиях Боташлары, Эрикгенлеры, Алгъакълары, Айбазлары, Ёртенлери, Джуккалары; ныне в Балкарии бытуют фамилии Къудайлары, Къуданетлары и имя Къудай /Дэу/ бог центрально сибирских племен в древности. Известный скотовод Карачая Абайханланы Исхакъ одного из сыновей назвал Дэю /в начале 20 века/.
Антропонимы. Аланы мигрировали по следам Ариев почти по всей Евразии, обитали в их среде, поэтому алано-карачаевская этнокультура богата ариизмами. По сообщению Ш. Кудайберди, ещё в 19 в. арии жили в Казахстане. Приведем некоторые элементы карачаево-балкарского именника, соотнося их с арийским миром:
Алакай: алака – игра
Гапалау – гопала «Пастушок», имя помощника Кришны (В.Прёле в нач. ХХ в. упоминает Салпагарова Гапалау, которому посвящена песня «Гапалау»).
Дадай – у ариев «дядя».
Насу – в Зенд-Авесте имя дэва.
Борена – у ариев бог Борей.
Можно упомянуть и антропонимы, отражающие «расовые признаки»:
– с корнем сары «желтый»: имена Сары, Саралыкъ, Саралып, фамилии Сарылары, Сардиянлары, Сарыбашлары, Сарыкъуйлары, Саракъайлары;
– с корнем акъ «белый»: имена Акъбийче, Акъбилек, Акъчыкъ, Акъкуш, Акъбоюн, Акъай, Чыммакъ; фамилии Акъбайлары, Акъзеклары, Аккизлары, Акъшаякълары, Аккачылары, Аккулары, Акъкъолары, Акъкъылары;
– с корнем орс «светлый»: Оруслары, Орусбийлары, Руслан
– с корнем къызыл «красный»: имя Къызылбек.
Можно упомянуть и имя Кёккёз «Голубоглазый». Добавим, что в карачаево-балкарском языке слова «сары» и «къызыл» иногда имели смысл «светлый». Отметим и другие слова, обозначающие антропологические признаки: алтынчач – златоволосый, – белорукая, сарычач – желто- и светловолосый, балбет – «цвет меда, медоволикий», сазбет – желтоликий, сарыбет – желто- и светлоликий, зугулбет – длиннолицый, зугулбаш – длинноголовый.
Определения сары (желтый), алтын (золото, золотой) часто встречаются в фольклоре: княгиня Зурум-бийче была златоволосой (алтынчач), дочери Апсаты были желто- или светловолосыми (сарычач). Враг нартов Фук был – ярко-рыжим, «красным» (къызыл). А вот словосочетания из сказок:
Махайчыкъны сарычачлы къызлары – «Светловолосые дочери Махайчика»; Манглайынгда сары кекелинг – «на твоем лбу светлый хохолок»; Сары садагъым – «моя светлая стрела /мой светлый лук/»; Сары джыланым – «моя желтая змея»; Сары Айгъыр – «Желтый Сириус»; Сары Огъум – «моя желтая пуля»; Сары бий – «желтый бий» и др.
Был ли арийский язык? В начале 20 в. на территории Турции европейские археологи проводили массу раскопок, где были найдены доказательства его существования. Е. Блаватская отмечала в ТД наличие этого языка. Раз был народ, был и его язык. Санскрит – это литературный язык индоариев.
В карачаево-балкарском сохранились немало слов из языка этих северян. Одно из них ариу «красивый», как аланы называли ариев. По человеческим меркам арии были очень красивы – высокорослые, длиннолицые, светловолосые, голубоглазые, светлокожие. На их языке «красивый» - «арюна». Приведем здесь из 160, найденных нами арие-карачаевских параллелей около 60 – ти, часть из них бытует в общетюркском и арабском лексиконах.
АРИЙ | КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЙ |
---|---|
курт – волк /у немцев муж. имя/ гам – корова тана – дитё бала – ребенок айю – волосатый атйо – конь табиат – природа свабхаба – природа мрдам – земля камбала – дитё воды атчана – всадник кели, кули – холоп арка – арка мртак, мрта – смерть джанака – хозяин жизни картарам – отец санкарах – простой народ дада – дядя курам – семья хальк – народ дэв – великан-дэв танаим – названный аш, ашам, ашайам – еда ашнаси – кушаешь ач – голод аха, хаха – крик курайт – готовить куру – пропадать кармаб – уничтожение хата – угроза намас – поклонение джара – старость сан, санила – часть, части сура – пиво тал – вид пальмы якши – большое блестящее божество джая – джаяратха – лук, лучник в колеснице кирит – шлем мен – я ким – кто бага – бог адат – данный мне Сати – имя жены Шивы булат – сталь артха – последний |
курт – волк гаммеш – корова тана – бычок бала – ребенок, дитя айю – медведь ат – конь табигъат – природа хауа – воздух /«в» в «у»/ мырды – болотистое место кам – /с тюрк. – вода/ бала – дитё атчы – всадник къул – холоп аркъа – дуга спины мырт – смерть джан – жизнь, душа, ака – отец с общетюрк. къарт – старец сан – часть, кара – черный, простолюдин дадай – дядя къурам – составной халкъ – народ деу – великан таныум /танышым/ – знакомый аш, ашам – еда ашайса – кушаешь ач, ачлыкъ – голод хахай – возглас тревоги къурау – готовить къуруу – /пропадать/ къармау – уничтожение хата – опасность намаз – с перс. молитва джара – рана, страдание сан, санла, часть, части сыра – пиво тал – верба ашхы – добро джая – лук кирит – замок мен – я ким – кто багъа – престиж, цена, ценный, дорогой адат, адет – обряд, предписание саты – пантеон, святилище булат – сталь артха – последний |
Арии на юге Азии потемнели, как темнеет за летний сезон всякий «бледнолицый» с севера, попав на южные пляжи. Если же он там остается навечно, то и всё потомство будут темнолицыми. Но генные позывы иранцев /ариане, арии/ заставляли красить кожу и волосы рыжего цвета хной. Отбеливатели волос созданы только в прошлом веке. До депортации карачаевки тоже пользовались хной. Называли ее къына. Поэтесса 17 в. Гошаях-бийче отметила в песне – плаче:
Къына салмайма табаныма
Как уехал Шелеби
Не мажу пятки хной.
Хной они красили щеки, волосы, ладони и пятки. Писательница Назифа Кагиева в сборнике «Коронованные судьбы» приводит свидетельство, как ее мать /1907-1972/ вспоминала: «Мы красили хной пятки, ладони, чтобы смягчить их и украшать». Ныне хну заменяют румяна и отбеливатели.
Гуманизм ариев не позволял им есть мясо животных. Самой любимой пищей был айран смешанный с мукой. Геродот сообщил в 5 в. до н.э.: «В горах Кавказа живет народ. Они едят сырую муку, добавляя и смешивая ее с жидким белым напитком, который называется «айра». В его время это были сарматы, алазоны, роксаланы. Сегодня только карачаевцы готовят это блюдо и называют его къуут (толокно) из жареной кукурузы, который потребляется с айраном.
АйранНаш любимый айран создан тысячелетия назад степняками. Его сегодня производят балкарцы, казахи, киргизы и даже в Москве. Кто же «этноавтор» этого продукта? Кто назвал так чисто белый кисломолочный продукт?
Без айрана карачаево-балкарцы не накрывают ни один стол, не проводят ни одного застолья. Его дарят знакомым, развозят по миру, готовят в дальних краях, даже те, кто родился в Турции, США, Сибири. Они, как никто, любят айран, отсюда и выражение: «Аллах, лишив Карачай всего, оставь ему айран!»
Русские называют его почти всегда арьян. Почему? Даже если поправишь, все ровно через минуту вернутся к своему варианту – оказывается, более точному. Он соответствует термину Ариан (ариян, арьян) – изначальному наименованию Ирана, которое, видимо, связано с этнонимом арий + ан тюрк. «жизнь». (Есть в арийском языке и синонимы ему – «биджи», «аджи», отсюда у карачаевцев фамилии Биджилары, Аджилары). В Иране название Арьян дают улицам, офисам, даже например, аэропорт в Тегеране имеет название Арьян. Арий к арию, прося огня, обратился бы: «Дехиме Агни, арьяман», где ман «человек». В пору жизни ариев в азиатско-тюрксой среде их называли по разному: арий, арьяман, ариан, ариапс и др.
Около 6000 лет, они как и тюрки, занимались в степях Азии скотоводством и первыми создали один из кисломочных продуктов – айран. Соседи дали новому напитку название народа, создавшего его, равным образом так именовались впервые увиденные у других народов вещи: нож «финка», коса «литовка», шляпа и бородка «эспаньолка» и др.
Карачаево-балкарцы в геральдике и орнаменталистике использовали арийскую свастику (слово свасти с арийского означает «тепло, благо»). Они создали его на основе деревянного станка, которым в древности добывали огонь. В нижнем толстом бруске делали круглое отверстие, в него закладывали трут, туда вставляли вертикальный черенок, который тетивой лука /джая/ врашался с большой скоростью туда-сюда. Для лучшего трения нижнюю часть его вырезали в форме креста. Крест в круге имел символ тепла, огня, солнца. Позже лучи знака надломили вправо. Эти знаки были символами Наймановых, Озаруковых, Табаксоевых, Ховжокоевых, Шахановых и др. /инф. Къудайланы М./.
Помимо женской имени арьянский топоним Хорасан явился образующим прилагательных превосходной степени: Хорасан – красавец жеребенок, Хорасан – красавица полная луна, хорасан – красивое тело людей /примеры приведены в поэме «Хорасан» /1864 г./ Къочхарланы Къасбот.; инф. Биттирова Тамара/.
Завершу свои соображения таким эпизодом. Однажды на похоронах нашего родственника в поселке Конзавод один из селян Рамазан Биджи улу спросил: «Почему немцы в пору оккупации называли нас арий. Мне тогда было 16 лет и я не понимал его значения. Как созвучны «арий» и наше слово «ариу»! Автор был поражен резюме старца. Как он был близок к истине! Арии были красавцами. Карачаевскому «ариу» есть название этноса и означает «красивый». Адольф Гитлер и СС посылали в Тибет, один из центров Ариев, несколько экспедиций во главе с географом Шеффером для изучения истории и идей Ариев. 52 института работали в Германии по этим вопросам. Немцы знали кого называть ариями. И еще: в 1970-е годы прошлого века в селе Кумыш Салауат Эрикген улу прозвал своего соседа Кямала Батча улу Арием. Так и обращался к нему. Гены пробудились в нем?