ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ |
И.А. Лайпанов
В книге А. Аль-Хатиба «Аль-Бутуляту уа-ль-фида'у гьинда-с-суфийати» («Героизм и освобождение у суфиев»), изданной в Дамаске в 2000 г., приводятся данные относительно тех суфийских тарикатов (орденов), которые получили распространение у правящего класса Золотой Орды.
К числу первых суфийских наставников, проповедовавших ислам у монголо-татар в 652 г.х., отнесены шейх Сайфуддин ал-Бахарзи и Саидуддин б. Хаммуайh. Сообщается, что в книге «Сияющие звёзды» о втором из этих наставников говорится: «Он был аскетом (заhид), усердно поклоняющимся ('абид) Аллаху, говорящим об истине. И он боролся за дело Ислама физически и духовно. Он встречался с правителем татар и изменил его в лучшую сторону. И он строил там свои обители (ханакатун). Там его принимали с почетом. Татары продолжали толпами входить в ислам. И произошло вхождение правителя Казана, потомка Хулагу в истинную религию от рук Ибрахима Джувайни, который являлся суфием (722 г.х.)… Присоединились к Казану его войска, находившиеся в Иране и в большинстве стран Мавераннахра. И перешли татары из мрака неверия в свет веры (нур-уль-ислам)».
В рассматриваемой книге («Аль-Бутуляту…») говорится, что внук Чингисхана, Берке-хан, «считавшийся одним из великих царей в странах кипчаков и лучший из них образом жизни, принял Ислам из рук суфийского шейха Кубравийского тариката Сафийуддина Бахаризи, которого встретил во время возвращения из Бухары. И соратники Берке-хана утвердились в Исламе вместе с ним».
Приведенные данные излагаются на С.131-132 упомянутого труда.
Добавим, что Казан (Газан)-хан (1271-1304), принявший мусульманское имя Махмуд, принадлежал к ветви Чингизидов – династии Хулагуидов, являлся правителем Ирана в 1295-1304 гг.
По сообщению Ибн Батутты (XIV в.), могила упоминавшегося выше «благочестивого отшельника Сайф ад-Дина ад-Бахарзи, одного из величайших святых» находиась в предместье Бухары – Фатхабаде.