§25. Шариатская реформа (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки Глава четвертая. Социально-правовой уклад |
Положительную роль в правовом развитии горцев сыграло шариатское движение рубежа XVIII-XIX вв., в ходе которого происходило активное внедрение мусульманских норм, исламского права (фикх), которые в целом совершеннее архаичной системы обычного права /адата/.
Важнейшим достижением шариата выступает укрепление правового статуса женщины, которая впервые получила статус полноценного субъекта гражданских правоотношений. Даже советская этнография 1920-х гг. признавала, что, «вопреки установившемуся мнению, ислам в свое время явился силой, до некоторой степени способствовавшей расширению прав женщины»501Ладыженский А.М. Обычное семейное право черкес //Жур. «Новый Восток».-М., 1928. №22. с.235.. С утверждением шариата горянка впервые оказалась субъектом наследственного права, а еще точнее – обрела статус наследника первой очереди. Известно, что по адату дочери «не получают определенной части семейного имущества», в то время как «по шариату же дочь имеет право на долю вдвое меньшую сына»502Миллер Б.В. Указ. соч. с.37. Да, согласно шариату, дочь получала право на долю в наследстве отца в размере 50% от доли сына (Коран, 4:11). Но здесь не было ущемления статуса женщины, даже наоборот: так как содержание замужней женщины обеспечивать обязан муж (Коран, 4:34), то она получала два (!) источника благосостояния: одно – от отцовского наследства, другое – от мужа. В то же время братья имеют лишь один такой источник – отцовское наследство, поэтому-то у них доля в отцовском наследстве наполовину больше. По шариату, жена и муж в наследовании имущества сына получали одинаковую долю («а родителям, каждому из двух – 1/6-я того, что он оставил, если у него есть ребенок», 4:12). Еще до революции было признано, что лишь «со времени утверждения шариата наследовать вообще, и в частности земли, стали и женщины»503Шаханов Б.А. Указ. соч. с.140. Такая юридическая инновация позволила карачаевке, «в тех случаях, когда она себя считает обделенной братьями», получить в суде по шариату защиту своих наследственных прав, чем она активно пользовалась504Миллер Б.В. Указ. соч. с.37. Выгодность и надежность шариата обусловила то, что к началу ХХ в. недвижимость нередко наследовалась у карачаевцев «на основе шариата»505Кубанский сборник.-Екатеринодар, 1910. Т.XV. с.300-301.
По адату «женщина не может быть свидетельницей» в суде506Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса. Т.1. с.109, а по шариату ей такое право предоставляется (см.: Коран, 24:8-9). Существенные изменения в защиту прав женщины шариат ввел и в брачном праве (см. Вторую часть настоящей работы). Именно в силу прогрессивности шариата его внедрение было активно поддержано женской часть населения. Как подметил этнограф Б.Вс. Миллер (1899 г.), в Карачае женщина для защиты своих прав «прибегает к шариату и заступничеству суда»507Миллер Б.Вс.Указ. соч. с.37. Получив по шариату доступ к суду, женщина обрела законное средства защиты своих интересов. Н.Петрусевич (1870 г.) приводит случай того, что народный суд (тёре) рассматривал дело о долговом обязательстве, возбужденное Хаджат Долаевой против Иссали Эркенова, который 7 лет не уплачивал долга за кусок сафьяна на пару чувяков. Тёре заставил должника уплатить за кусок сафьяна три коровы с телками, одну телушку-двухлетку и двух баранов с барашками508Малкондуев Х.Х., Сабанчиев Х.-М.Л. Тёре как форма организации управления в средневековой Балкарии и Карачае//Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии.-Черкесск, 1990. с.158..
После введения шариата женщина получила институт материальной гарантии на случай развода – махр (брачный дар от мужа), который становился ее частной собственностью и по традиции продолжал именоваться калымом. Отец невесты, ранее присваивавший весь калым, с утверждением шариата стал отдавать «в пользу невесты обыкновенно весь калым» (верно: махр) и более того – иногда прибавлять «к нему кое-что от себя по части платья и украшений». Такая собственность поступала, как отмечали еще дореволюционные этнографы, «в отдельное от мужа владение жены, а на случай развода обеспечивает ее имущество». Муж не имел никакого права на махр, которым он мог управлять лишь с ее согласия «под условием полной отчетности в способе пользования всем, что выговорено было ею в некяхе» (брачном контракте)509Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды //Вестник Европы.-СПб, 1884, апрель. Кн.4. с.565, 567.
В начале прошлого века упоминаются карачаевские семьи, где «жена при муже, или мать при детях имеет собственные участки земли, доставшиеся ей преимущественно в виде платы или при выходе замуж»510Иваненков Н.с.Указ. соч. с.29-29. «Калымная земля» в ту пору числилась за многими женщинами. Например, Алботова Татлыхан, обладавшей пятью сабанами ( пашнями), в числе коих были и ее собственные – калымные. Источник указывает, что «она может завещать только калымные участки, а другие поступят после смерти в род мужа». Упоминается также и мать Хаджая Байрамкулова, которая владеет двумя сабанами, которые были получены ею «в счет калыма» (махра) от двух мужей. Тот же источник сообщает, что Абба Тамбиев имел два сабана, один из которых при женитьбе отдал супруге, которая сдаёт ту землю в аренду под покос за 10 рублей, поступавших лично ей511Там же. с.42-44.
Отметим, что в среде знати, первой принявшей ислам, брачный дар (махр) издавна включал недвижимость. Согласно адату, калым за девушку из кнжяеской семьи включал 5 «железных предметов», 5 крепостных крестьян, а также земельный участок («сенокосной земли, которая бы стоила одной служанки, двух быков и двух лошадей»)512Невская В.П. Указ. соч. с.84.
Шариатская реформа постепенно преодолевала косность прежней правовой системы, тормозившей развитие гражданского общества. Выдающийся дореволюционный этнограф М.Ковалевский прямо указывал на развитость шариатских норм по сравнению с адатными. Приводя пример кровной мести, он пишет, что «всюду, где правила шариата, т.е. писаного закона мусульман, не повлияли существенно на видоизменение народного права..., родовые междоусобия переходят из поколения в поколения»513Ковалевский М. Современный обычай и древний закон.-М., 1886. Т. II. с.37. Шариат поднял и укрепил правовой статус женщины, дав ей право на личный выбор при браке, на гарантированную частную собственность, на долю в наследстве родителей и супруга, на обращение в судебные инстанции, на материальную страховку в случае развода (махр) и т.д.
С шариатом в карачаево-балкарскую правовою культуру впервые была привнесена норма письменной фиксации судебных решений, что позволило говорить о документообороте и юридическом документе. Карачаево-балкарцы стремились имущественные сделки оформлять «по-мусульмански», т.е. письменно. Характерный эпизод. Еще до присоединения Карачая к России в Кабарде возник спор о наследстве между братьями Женоковыми, при решении которых один из братьев заявил, что его оппонент «был устранен от этого имения эфендием Агуевым, бывшим в то время в Карачае» (известным кадием Карачая Гази-эфенди Агуевым). Из-за «разноречивых показаний» третейских спор из двух мулл постановил «доставить непременно решение эфендия Агуева, затем разъехались»514Документы по истории Балкарии.., С.105. Речь, безусловно, шла о доставке письменного решения кадия Карачая по данному делу.
В судебно-процессуальную практику шариат привнес и другую инновацию. Если адатный суд знал единственный способ доказательства – присягу (причем и она не признавалась «сама по себе достаточным доказательством» и требовалась поручительская соприсяга родичей), то шариат утвердил как самостоятельный вид доказательства институт свидетельства515Иванюков И.И., Ковалевский М.М., указ. раб., С.107-109.
В свое время М.Ковалевский отмечал, что у горцев, «всюду, где правила шариата, т.е. писаного закона мусульман, не повлияли существенно» на адаты, там продолжаются кровопролитная кровная месть, переходящая «из поколения в поколения»516Ковалевский М. Современный обычай.., Т.II, С.37, 42. Варварству безграничной кровной мести горцев Кавказа шариат противопоставлял цивилизованный принцип равного возмездия, которое могло иметь и форму имущественного возмещения. В Карачае последнее утвердилось еще на заре создания этого мусульманского княжества (по преданию, убийство современника самого карачаевского предводителя Карчи – Боташа, предка фамилии Боташевых было возмещено передачей им большой ирригационной канавы).
Царизм в ходе Кавказской войны опасался мусульманского духовенства и стремился сделать все, чтоб низвести «сильную власть на народ духовенства, многими случаями доказавшего вредное влияние на умы горцев»517Леонтович Ф.И. Адаты.., Вып.I, С.42. Колонизаторы стремились восстановить более отсталые адатные нормы, надеясь, что «с ослаблением шариата и введением другого законоположения (адата) уничтожится политическая, можно сказать, власть их /священнослужителей, - Ред../ на народ»518там же. Лишь после окончательного вхождения региона в состав России царское правительство постаралось (причем, удачно) инкорпорировать духовенство в состав имперского правящего класса, сделав его региональной опорой государственности.
Примечания.
501 [↑ назад]Ладыженский А.М. Обычное семейное право черкес //Жур. «Новый Восток».-М., 1928. №22. с.235.
502 [↑ назад]Миллер Б.В. Указ. соч. с.37
503 [↑ назад]Шаханов Б.А. Указ. соч. с.140
504 [↑ назад]Миллер Б.В. Указ. соч. с.37
505 [↑ назад]Кубанский сборник.-Екатеринодар, 1910. Т.XV. с.300-301
506 [↑ назад]Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса. Т.1. с.109
507 [↑ назад]Миллер Б.Вс.Указ. соч. с.37
508 [↑ назад]Малкондуев Х.Х., Сабанчиев Х.-М.Л. Тёре как форма организации управления в средневековой Балкарии и Карачае//Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии.-Черкесск, 1990. с.158.
509 [↑ назад]Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды //Вестник Европы.-СПб, 1884, апрель. Кн.4. с.565, 567
510 [↑ назад]Иваненков Н.с.Указ. соч. с.29-29
511 [↑ назад]Там же. с.42-44
512 [↑ назад]Невская В.П. Указ. соч. с.84
513 [↑ назад]Ковалевский М. Современный обычай и древний закон.-М., 1886. Т. II. с.37
514 [↑ назад]Документы по истории Балкарии.., С.105
515 [↑ назад]Иванюков И.И., Ковалевский М.М., указ. раб., С.107-109
516 [↑ назад]Ковалевский М. Современный обычай.., Т.II, С.37, 42
517 [↑ назад]Леонтович Ф.И. Адаты.., Вып.I, С.42
518 [↑ назад]там же