Четверг, 28.03.2024, 13:59

Карачаевцы и балкарцы

Джылан - джылыўгъа.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » История
История

И.Х. Хубиев "Участие мусульманской общины в политической жизни Карачаево-Черкесии в постсоветский период"

В последнее десятилетие в социальных науках наблюдается неуклонный рост интереса к исламу не только как к религии, но и как к общественно-политическому феномену. Это вызвано, прежде всего, тем, что усиление глоболизационных процессов привело к усложнению этноконфессионального ланшафта, формированию «мультиконфесиональных обществ» в большинстве современных стран, радикализации общества и усилению на этом фоне роли религиозного фактора в светской жизни и политике. Ислам и мусульманский образ жизни стали неотъемлемыми атрибутами многих западных стран, важным компонентом международной и внутренней политики государств.

Для мусульманской общины Карачаево-Черкесии последние двадцать лет имеют ключевое значение, поскольку именно в этот период, на фоне социально-экономических и политических потрясений, охвативших страну и республику, происходит значительная активизация и политизация ее деятельности. В 1990-92 годах община оформляется юридически, создает свои городские, районные, сельские структуры, приступает к строительству мечетей, подготовке и обучению служителей религиозного культа, распространению, особенно среди молодежи, религиозных знаний и постулатов. Религиозные деятели начинают прямо или косвенно включаться, в происходящие в республике и в стране общественно-политические процессы. Их голос все чаще звучит на различных собраниях, конференциях, митингах, сходах граждан, обретая все более выраженную политическую тональность .

В начале 1990 г. фиксируется рост общественной активности в молодежной среде, создание молодежью Карачаево-Черкесии своего политического движения и появление на политической арене лидера религиозно-политического крыла карачаевской молодежи Магомеда Биджиева. Последний нашел поддержку не только со стороны верующей молодежи, но и некоторой части старшего поколения. Это позволило ему и его приверженцам предъявить руководству Карачаево-Черкесии жесткий ультиматум: в срок до 2 декабря 1990 г. решить вопрос о территориальной реабилитации карачаевского народа, предупреждая, что в противном случае ими будет начат процесс самостоятельного формирования органов власти Карачаевской республики .

В последующем, сторонниками этой идеи был проведен ряд нашумевших религиозных и политических акций в поддержку создания самостоятельной Карачаевской республики. Достаточно назвать многотысячный бессрочный митинг в г.Карачаевске, I-й съезд мусульман Карачая и т.д. Все эти крупные мероприятия проводились под религиозными и политическими лозунгами и фактически, под руководством молодежного религиозного лидера М.Биджиева, при явной или скрытой поддержке некоторых руководителей местных органов государственной власти.

Эти акции были революционными для местного уровня. Они отражали изменения в сознании общества и стремление активной мусульманской общины стать субъектом политического процесса.

Перед тогдашними революционерами стояли ряд серьезных теоретических и практических вопросов, от решения которых зависела успешность их начинаний. Другая группа вопросов связана с методами и способами участия мусульман в политическом процессе, поскольку они должны были определить в дальнейшем не только судьбу отдельного политического движения, но и отношение государства и светской части общества к исламской политической деятельности в целом по региону.

Так или иначе, в тот момент мы отмечаем две отчетливые политические тенденции в мусульманской общине Карачаево-Черкесии: с одной стороны, это национально-ориентированное направление, где центральным ядром выступает ислам с «национальной карачаевской спецификой», а с другой модернистское направление, где представители молодого поколения, при сохранении карачаевской доминанты допускают открытость для представителей других национальностей.

По сути, речь идет о создании религиозного сегмента региональной политической элиты, что объективно вызвано несколькими факторами.

Во-первых, это обусловлено мощным процессом политизации религиозной жизни мусульманского населения Северного Кавказа с рубежа 1980-1990-х гг. (отметим, что во многом это происходит вопреки «официальному» духовенству); соответственно, политизировалось и мусульманское духовенство.

Во-вторых, превращению официального духовенства в компонент политического класса «мусульманских» регионов РФ способствует и государственная идеология и политика начала XXI века. В частности, речь идет об официально объявленном курсе на борьбу с религиозным экстремизмом. Доминирует установка, что экстремистские усилия направлены на превращение Северного Кавказа «в составную часть мусульманского мира… представляют в настоящее время и в обозримой перспективе наиболее серьезную угрозу национальным интересам России».

В-третьих, в начале 1990-х годов, на волне общего социально-экономического кризиса в стране, ситуация в Карачаево-Черкесии резко обострилась. Националистическое движение грозило расколоть ее на несколько этнических анклавов, велика была угроза межэтнических столкновений. Причины активизации религиозного фактора и возрастания его роли в общественной жизни и сознании людей и тогда и сегодня едины для всех вероисповеданий. Но в рассматриваемый период, по нашему мнению, в основном это были изменения в социально-политических, идеологических условиях жизни в стране; появление возможности культурного плюрализма; стремление религиозных организаций к повышению своего статуса в социально-политической и духовной жизни общества; общая нестабильность в социально-экономической сфере, слабость власти и ее органов на местах, кризис доверия к ней со стороны граждан.

Проведенные исследования, кроме прочего, свидетельствуют также о том, что в регионе еще очень велика проблема религиозной безграмотности. По нашему мнению, она и является одной из основных причин порождения экстремизма. Сюда же можно отнести низкий уровень трудозанятости населения, особенно молодежи и определенное чувство фрустрации с которым живет значительная часть нашего общества. Религиозное невежество, низкий уровень жизни и состояние постоянной психологической напряженности, тревоги за завтрашний день, крушение жизненных планов и надежд - это страшная гремучая смесь и питательная среда для религиозного экстремизма и терроризма.

Известно, что становление современной молодежи осуществляется как в системе социальных институтов, так под воздействием социальной среды.

По нашему мнению, на данном этапе социально-экономического и политического развития КЧР, целесообразно исключить сугубо секулярный подход органов государственной власти и руководства республики. Напротив, плодотворным представляется более тщательное изучение конфессиональной проблематики, используя научно-прикладной подход. Важно направить все усилия на повышение нравственности среди молодежи и детей. Причем не только за счет преподавания в учебных заведениях республики основ религии, но и всяческой поддержки духовно-образовательных учреждений и организаций, создавая тем самым, комфортные, в том числе и психологически комфортные, условия для верующих людей. Только так по нашему мнению можно противостоять радикальным и реформистским течениям, настроенным оппозиционно по отношению к властям и традиционному духовенству, и ко всему обществу.

Это в действительности может дать серьезный толчок развитию исламской научно-правовой мысли – поиск приемлемых путей адаптации растущих политических, социальных, экономических потребностей мусульман, в системе общественно-политической жизни республики и всей страны в целом.