§22. Искусственное родство (Р.Т.Хатуев, И.М.Шаманов)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки Глава четвертая. Социально-правовой уклад |
У карачаево-балкарцев, как, очевидно, и у их предков, еще в древности были выработаны различные формы установления родственных отношений между лицами, не относившимися к кругу кровных родственников.
Молочное родство (эмчеклик). Это была одной из древнейших форм породнения, о чем свидетельствует и наиболее архаичный пласт карачаево-балкарского фольклора – его нартский эпос. Сказание о витязе Алаугане повествует о том, как он породнился с враждебным племенем циклопов (эмегенов). «Однажды, когда он шел, он увидел эмегеншу, которая железной иглой /величиной/ с лом и нитками как канат зашивала трещины земли. Незаметно от эмегенши он подбежал и, сказав: «Анам, анам» /букв. «Мать моя, мать моя»/, - прикоснулся ртом к груди эмегенши. /На это/ эмегенша сказала: «Как жаль, сын человечий, что ты опередил меня и стал моим /названым/ сыном, а то был бы для меня кусочком жира – смазать растрескавшиеся мои руки»410Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. Ответ. ред. А.И.Алиева. Сост. Р.А.-К. Ортабаева, Т.М. Хаджиева, А.З. Холаев.-М.: ИФ «Восточная литература», 1994. с.418.
С утверждением норм мусульманской религии значимость молочного родства былда закреплена шариатом. Коран уравнивает молочных родственников с кровными: «И запрещены вам /для брачных связей/ ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери /молочные/, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению» (4:27). Как видим, был очерчен круг ограничений брачной практики, который неукоснительно учитывался в карачаевской среде.
Из молочного родства происходит обычай аталычества, суть которого состояла в том, что между аталыком (воспитателем, как бы заменявшим отца) и воспитанником, «а также их семьями и всей родней устанавливалась теснейшая связь, приравниваемая адатами к кровной или даже, по ряду сообщений, считавшаяся еще более тесной»411Смирнова Я.с.Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюция//КЭС.-Т.IX.-М.: «Наука», 1989.-с.220. У горцев, как указывается в источниках царского времени, «связь по аталычеству почитается… священной»412Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. I. с.141.
Известно, что данный обычай бытовал у тюрков (булгар, хазар, печенегов, куман, в Крыму, Золотой Орде), в Аравии, «феодальной среде древней Руси», древних кельтов и германцев413Боташев М.Д. Установление искусственного родства при обрядах детского цикла у карачаевцев //Карачаевцы и Балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор.-М., 2001. с.153, 154, 155. К народам Кавказа обычай пришел, видимо, из тюркской среды, на что указывает и его происхождение от чисто тюркского наименования аталыкъ (ата от тюрк. «отец» + афф. –лыкъ). Воспитанник по аталычеству также именуется по-тюркски эмчек («женская /кормящая/ грудь»).
Обычай этот в социальном плане изначально носил феодальный характер; в этнографии уже обращалось внимание на то, что у северокавказских народов, где «феодальные отношения не получили развития, аталычество не зафиксировано совсем»414Смирнова Я.с.Искусственное родство.., с.220. Как правило, отец воспитанника «стоял на феодальной лестнице выше аталыка…, одна сторона получала покровительство вышестоящего феодала, а другая расширяла свой реальный сюзеренитет»415Смирнова Я.с.Указ. соч. с.221.
По карачаево-балкарским адатам, князь был обязан давать защиту и помогать своему воспитателю416Битова Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века: Сельская община.-Нальчик:Эльбрус,1997. С.166-167. Карачаевские князья «детей своих... не воспитывали дома, а отдавали их на воспитание или своим уллу-узденям, или в другие племена, преимущественно в Урусбий и Цебельду» (горное общество Абхазии)417СДСП. с.141.
У горцев, пишет Д.Г.Анучин (1860 г.), «очень часто ребенок еще не родился, а желающих взять его на воспитание явилось несколько». Это было связано с тем, что «взятие на воспитание чужого ребенка составляет для него жизненный вопрос: он уверен, что родные его воспитанника сделаются его друзьями и защитниками и не дадут его никому в обиду»418Анучин Д.Г. Очерк горских народов Правого крыла Кавказской линии //РАНК, Т. II. с.271. М.К.Абаев (нач. ХХ в.) отмечает, что «простые роды» прибегали к покровительству феодалов, «становясь их эмчеками, платя им за это известную дань и воспитывая их детей»419Абаев М.К. Балкария. Исторический очерк //КБДК, Т.1 . с.73-112.
Аталычество, отмечает Ф.И. Леонтович (XIX в.), «тесно связывало семейство и роды между собою; а связь семейств повела, естественно, к соединению между собой союзами небольших враждующих народов»420Леонтович Ф.И. Указ. соч. с.141-142. Известно, что князья Кабарды также направляли своих сыновей «с малолетства к карачаевцам»421Волкова Н.Г. Указ. соч. C. 180. Например, карачаевский уздень Тогузак Алиев воспитывал дочь одного из кабардинских князей Атажукиных422Невская В. П., Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. Дореформенный период.-Черкесск, 1960. с.20. Хустос – родоначальник каума узденских фамилий (предок Алботовых, Бостановых, Хосуевых) был аталыком первостепенного абазинского узденя Арчила Трамова, который, в свою очередь, отдал своего сына на воспитание к Коркмазу (родоначальник карачаевской узденской фамилии Коркмазовых)423ЦГА РСОА.-Ф.262, оп.23, лл.50-86. Кабардинский князь Джанболат Атажукин был молочным сыном (эмчек улан) карачаевских узденей Чотчаевых из аула Учкулан. После какой-то ссоры с Каноковыми он укрылся в Карачае, где его женили на княжне Ханий «из ханского рода»424Ёзденлени Абугали. Сёз-халы кибикди...-М.:Илекса-Ставрополь:Сервисшкола, 2004. С.49-53 (ханны къызы Ханийди).
Следует отметить, что аталыческие отношения устанавливались и между семьями из равных сословий. Так, один из сыновей карачаевского князя Бекмурзы Крымшамхалова по «обычаю того времени воспитывался у абазинских князей Бибертовых»425Асанов Ю.Н. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях».-Нальчик: Эль-Фа, 1996. с.41; Каншаубий Крымшамхалов воспитывался в семье Атажукиных426Невская В. П., Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. Дореформенный период.-Черкесск, 1960. с.20, а сам, в свою очередь, был аталыком Кургоко Атажукина427Асанов Ю.Н. Указ. соч. с.30.
К такой форме породнения прибегали и «лица, опасавшиеся возмездия за свои проступки. Как пишет исследователь карачаевских адатов Б.Вс. Миллер, «иногда происходило и формальное принятие ранившего в семью раненого; он припадал к груди матери оскорбленного им и сосал ее; этим символическим актом он приобретал права родного сына её и равноправным членом вступал в семью»428Миллер Б. Указ. соч. с.15.
Побратимство (къарнашлыкъ). Важным мотивом к этому было стремление тех или иных семей (в особенности пришлых в Карачай извне) обрести поддержку, а зачастую и покровительство «сильных фамилий». Н.Г.Петрусевич (нач. 1870-х гг.) пишет, что «в прежнее время только сила что-либо значила» и «одинокому семейству и даже нескольким семействам невозможно было удержаться в независимости». В таких условиях нередко «фамилии, считавшие своими родоначальниками разных лиц, причисляли себя к одному и тому же роду»429ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121.
Н.Г.Петрусевич указывает, что условия приема закреплялись «обыкновенно присягами с обоих сторон». Так как «старые рода» Карачая, ведущие происхождение «от Будияна, Абдрухая, Науруза, Хустоса и Шадибека, по многочисленности семейств были более сильны, то пришельцы и их потомки присоединялись обыкновенно к одному из этих родов и говорили, что и они принадлежат к Будиянам, Наурузам и т.п.»430ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.23, лл.50-86.
Прием в род (или семью) предусматривал обрядовую составную, включая и ритуал прохождения под «присяжной палкой», итогом чего являлось выступало т.н. «палочное побратимство» (таякъ къарнашлыкъ)431Тебуев Р.С., Урусов К.С.-Б., Хатуев Р.Т. Карачаевцы //Народы Карачаево-Черкесии: история и культура. Отв. ред. В.Ш. Нахушев.-Черкесск, 1998. с.316, или «присяжное побратимство» (антлы къарнашлыкъ).
Отмечая «сбор братских родов, клятву в знак верности друг другу с прохождением из-под палки», довоенный карачаевский историк-этнограф И.Х.-Б.Тамбиев пишет, что такие формы искусственного родства диктовались «интересами того времени»432Тамбиев И.Х.-Б. Указ. соч. с.93.
Посредством такого породнения в каум Будияновцев были приняты Тамбиевы, а в кауме Шатибековцев – Тохчуковы433ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.23, лл.50-86, происходившие, по преданию, от двух юношей, выданных кабардинским князем Карче в качестве компенсации за двух погибших детей из карачаевского сообщества434Тамбиев И.Х.-Б. Указ. соч. с.94.
«Примачество». Встречались случаи, когда переселенец принимался в состав той или иной семьи через брак с ее представительницей, поселившись на земле ее рода. Об этом Петрусевич пишет: «Все одиночные пришельцы появились в Карачае, принимавшем таких людей, как гостей, обыкновенно присосеживались к кому-нибудь, вступали в браки и затем делались как бы членами той фамилии, которая дала пристанище пришельцу». Несмотря на то, что потомство таких лиц со временем составляло «уже некоторую силу», но «все-таки не могло идти в сравнение с старыми фамилиями». Поэтому оно «заключило условие, обыкновенно с тем из старых родов, к которому пристал когда-то их родоначальник, считаться одною фамилией и во всех случаях стоять заодно»435ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121. Например, такие родоначальники молодых тукумов – выходцы из Дагестана – были породнены через женитьбу с исконными карачаевскими родами: Боташевыми, Казиевыми, Магометовыми (ветвь Крымшамхаловыми)436ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.23, лл.50-86.
При всей значимости всех форм искусственного родства следует отметить то, что подчеркивали и дореволюционные ученые. Дело в том, что искусственное родство, возникшее «для защиты интересов, не смешивало в народных преданиях одних с другими», и как только дело касалось происхождения, имущественных и поземельных отношений, «то пришельцы тотчас отделялись от действительных потомков первых карачаевских населителей»437ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121. Иными словами, кровное родство фактически ценилось выше.
Примечания.
410 [↑ назад]Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. Ответ. ред. А.И.Алиева. Сост. Р.А.-К. Ортабаева, Т.М. Хаджиева, А.З. Холаев.-М.: ИФ «Восточная литература», 1994. с.418
411 [↑ назад]Смирнова Я.с.Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюция//КЭС.-Т.IX.-М.: «Наука», 1989.-с.220
412 [↑ назад]Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. I. с.141
413 [↑ назад]Боташев М.Д. Установление искусственного родства при обрядах детского цикла у карачаевцев //Карачаевцы и Балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор.-М., 2001. с.153, 154, 155
414 [↑ назад]Смирнова Я.с.Искусственное родство.., с.220
415 [↑ назад]Смирнова Я.с.Указ. соч. с.221
416 [↑ назад]Битова Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века: Сельская община.-Нальчик:Эльбрус,1997. С.166-167
417 [↑ назад]СДСП. с.141
418 [↑ назад]Анучин Д.Г. Очерк горских народов Правого крыла Кавказской линии //РАНК, Т. II. с.271
419 [↑ назад]Абаев М.К. Балкария. Исторический очерк //КБДК, Т.1 . с.73-112
420 [↑ назад]Леонтович Ф.И. Указ. соч. с.141-142
421 [↑ назад]Волкова Н.Г. Указ. соч. C. 180
422 [↑ назад]Невская В. П., Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. Дореформенный период.-Черкесск, 1960. с.20
423 [↑ назад]ЦГА РСОА.-Ф.262, оп.23, лл.50-86
424 [↑ назад]Ёзденлени Абугали. Сёз-халы кибикди...-М.:Илекса-Ставрополь:Сервисшкола, 2004. С.49-53
425 [↑ назад]Асанов Ю.Н. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях».-Нальчик: Эль-Фа, 1996. с.41
426 [↑ назад]Невская В. П., Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. Дореформенный период.-Черкесск, 1960. с.20
427 [↑ назад]Асанов Ю.Н. Указ. соч. с.30
428 [↑ назад]Миллер Б. Указ. соч. с.15
429 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121
430 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.23, лл.50-86
431 [↑ назад]Тебуев Р.С., Урусов К.С.-Б., Хатуев Р.Т. Карачаевцы //Народы Карачаево-Черкесии: история и культура. Отв. ред. В.Ш. Нахушев.-Черкесск, 1998. с.316
432 [↑ назад]Тамбиев И.Х.-Б. Указ. соч. с.93
433 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.23, лл.50-86
434 [↑ назад]Тамбиев И.Х.-Б. Указ. соч. с.94
435 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121
436 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.23, лл.50-86
437 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121