Четверг, 28.03.2024, 14:10

Карачаевцы и балкарцы

Элде болса ёлмезсе, элде болмаса кюн кёрмезсе.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.I » ФОЛЬКЛОР
ФОЛЬКЛОР
«Скифский рассказ» Геродота в свете карачаево-балкарских параллелей
  • 1
  • 2

М.Ч. ДЖУРТУБАЕВ
(п.Хасанья)

Литература, посвященная этому древнему народу, поистине необъятна. Велик и объем того, что написано о скифах Причерноморья древними греками и римлянами. И вот уже два столетия, почти вся историческая наука Европы и России уверенно именует скифов, сарматов (савроматов) и алан североиранцами, а упомянув алан, каждый историк добавляет в скобках «предки современных осетин». Создается впечатление, что это один из немногих случаев, когда все исследователи единогласят. Диссонанс вносят только некоторые карачаево-балкарские ученые (в их числе и автор этих строк) и некоторые языковеды из Татарстана и Азербайджана, доказывая, что скифы, сарматы, саки, массагеты и другие древние насельники Великой степи были тюрками, приводя при этом несколько сот ясных и простых фактов и аргументов. Но ученый мир на это никак не реагирует, а если кто-то и откликается, то большей частью снисходительно - не стоит, мол, огород городить, все уже давно доказано, а вы, ребята, просто заблуждаетесь. Или - злонамеренно искажаете историю. Или - вы хотите придать больше блеска тюркской истории. Или - это просто фольк-история, не имеющая к науке никакого отношения. Что же остается делать? Только одно - приводить эти факты снова и снова.

Скифо-сарматы жили на тех же территориях, где после них жили гунны, авары, печенеги, половцы и др. - от Дуная до Волги (или до Урала) и от полосы лесов до гор Кавказа. Занимались скотоводством, а следовательно, заключает наука, были «кочевниками». Совершали походы в Переднюю Азию, доходя до Египта. Не излагая их историю по Геродоту, будем следовать за известиями древнего автора (перевод Г. А. Стратановского). Большая часть скифо-карачаево-балкарских этнокультурных параллелей, приводимых ниже, была нами опубликована в предыдущих работах - «Древние верования балкарцев и карачаевцев», (1991), «Карачаево-балкарский героический эпос» (2004), «Душа Балкарии» (1997). Здесь мы по большой части даем лишь краткий пересказ. Начнем с легенды о происхождении скифов:

«Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению неверно, Зевса и дочь реки Борисфена. Такого происхождения был по их словам Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший, Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото». Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство». По словам скифов, от времен Таргитая до нашествия на Скифию войск персидского царя Дария прошло не более тысячи лет.

Комментарии наши таковы. Скифы воевали со многими народами древности – ассирийцами, мидянами, персами и т.д. В надписи царя Ассархаддона говорится о царе страны Ишкуза (по другому чтению - Ашкуза, Аскуза). Никто не сомневается, что речь идет о скифах. И.М. Мизиев сопоставлял это слово с названием тюркского народа ас-кизи или ас-киши, что означает «асские люди», ставя его в связь с сообщением средневекового арабского историка Ибн-Саида: из народов Кавказа самым западным был народ коса (косоги русских летописей), далее к востоку жили аркеши (азкеши), абхазы и аланы (Мизиев, с. 41-42).

Перед нами вроде бы очевидное противоречие: тысячелетний народ считает себя моложе всех. Но это результат народной этимологии Аш-куз или Яш-куз на всех тюркских языках означает «молодое племя, молодой народ». Куз — вариант общетюркского термина «кур, гур, гурт, кор, корт, курт, журт», означающего, «объединение, место обитания, народ, племя»; другой термин - «эль» - в карачаево-балкарском означающее «село; страна; общество; народ»). Восходит термин «кур, куз» к «окъ къур, окъ къуз - огъур, огуз» - «объединение родов». Ср. тюркские этнонимы - огузы, оногуры, гузы, кутригуры, уйгуры, и др. (Чередование р-з в окончаниях тюркских слов - хорошо изученное явление). Можно предположить, что на вопрос Геродота о значении этнонима Ашкуз, его информаторы ответили: «Молодой народ».

Имя родоначальника скифских царей - Таргитай - Макс Фасмер объяснил из иранского «дарга тава» - «долгомощный» (Абаев, с. 185). Но вернее будет производить его от тюркского «тарги, тагри» - небо, небесный, и «тай» - сходить, нисходить - «сошедший с неба», поскольку его отцом являлся скифский бог, которого Геродот именует Зевсом. Но слово «тай» содержится и в слове «тайпа» -племя (откуда, например, выражение «тиши тайпа» - «женское племя»); поэтому возможное значение имени Таргитай - «небесного рода, небом рожденный». Кроме того, имя скифского первого царя полностью соответствует имени посла аваров к византийскому императору - Таргитий (у Феофилакта Симокатты). Почти такое же имя носила меотийская (майотийская) царица - Тиргатао.

Имена сыновей Таргитая В. И. Абаев объяснял также на основе иранского: «Все три имени заключают во второй части иранский корень «хшай», означающий «сиять», «блистать», а также «властвовать», «повелевать». Арп - осетинское «арф» (глубокий); «Глубина-царь». Имя третьего сына Колаксай ученый восстанавливает в Хораксай, из «Хвархсайа» - Солнце-царь. Имя второго брата В.И. Абаев тогда восстановить не взялся, поскольку непонятен был элемент «липо» (Абаев, с. 242-243). Но позже его исправили на «рипа» (гора) и появилось толкование - Гора-царь. Итак, появились три царя - Глубина, Солнце и Гора, якобъу олицетворяющие трехчастное деление мира - вверху Солнце, внизу водная глубь, между ними - гора. Непонятно, правда, почему олицетворения столь великих явлений должны быть сыновьями Таргитая - «Долгомощного», сына скифского небесного божества и дочери реки Борисфен. Тогда уж точнее было бы именно его назвать Горой - между небом и водой. (Кстати, тюркское «тау» или «тай» как раз и означает «гора» - Ала Тау, Алтай и т.д. Возле Махачкалы, в земле кумыков, стоит гора Таркитау). Любому христианину известна формула: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Почему третья ипостась Пресвятой Троицы обозначена двумя словами? Ну да, конечно, это перевод греческого «агио пневматос». Но почему в греческом то же самое - не одно слово, а два? Так греки перевели арамейское (библейское) - «аруах, руах». Но арамейское ли это слово?

Согласно языческим воззрениям карачаево-балкарцев душа имеет семь сил-проявлений-ипостасей; одна из них называется «ах». Душа находится между плотью (сан) и духом, который именуется «ариу ах» - «ррёкрасный, чистый ах» (слово «ариу» имеет эти два значения). При слитном произношении и получается «Аруах», в праформе - «арук», позже «арув».

Но есть еще два синонима, также считающиеся семитскими по происхождению. Святой - «сыйлы». В тюркских языках в древности звука Ы не было. Слово образовано с помощью аффикса обладания «-лы» от «сай», от которого образуются и сейчас слова со значением «избранный, почитаемый», но и «святой» — «шайых»»или более позднее «шыйых». (В арабском «шейх» - глава племени, общины). Но прежде не было и кратких звуков У и Й, поэтому «сай» восходит к древнему «сак». Избранным, «сак, сай» должен был считаться и глава племени, царь.

Арпоксай, или по более позднему произношению, «Аруахсай», таким образом, означает «духовный царь» - т.е. родоначальник жрецов. Липоксай - слегка искаженное «эльпек сай» - «изобилия царь», предок сословия крестьян, производителей материальных благ. Колаксай — от слова «къолай» (восходящего к «къолакъ») - сила, «силы царь», родоначальник воинов, обладающих военной властью.

Речь идет об идеологическом обосновании разделения функций отдельных племен или сословий в скифском обществе. Поэтому Геродот и говорит далее о четырех (а не трех) племенах, произошедших от трех братьев. От Липоксая -авхаты. Термин этот в качестве личного имени сохранялся у карачаево-балкарцев до наших дней. Сейчас он стал архаизмом, но еще есть люди с отчеством Аухатович или Аухатовна. От Арпоксая произошли катиары и траспии, от младшего, Колаксая — паралаты. Мы не будем останавливаться на тюркской этимологии этнонимов — это потребует слишком много времени и места. Скажем лишь, что авхаты должны происходить от Арпоксая, брата-жреца, а одно из имен должно означать полностью несвободное племя (отец истории немного перепутал). То же самое отмечается в нартском эпосе балкарцев и карачаевцев. Род Аликовых-жрецы, Усхуртуковых-воины, Бораевы богаты имуществом.

«...общее же название всех их - сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины». Речь идет, по Геродоту, о главенствующем в Скифии народе -так называемых царских скифах; это, по его словам, «благороднейшие и многочисленнейшие скифы, почитающие прочих скифов своими рабами». Возможно, древний грек несколько исказил звучание термина, могло быть и «сколты»». В любом случае, он находит себе простое и ясное объяснение с позиций карачаево-балкарского языка, в котором «схылты» означает «знатный, родовитый, аристократ». Оно восходит к слову «ызгъыл» - наследственность, качество, полученное от предков (ыз - след), плюс аффикс обладания «-ты». (О человеке, беспрестанно и долго болевшем и умершем рано, говорят; ;«Не аман ызгъылы бар эди» - Какая же плохая наследственность у него была). В праформе это слово звучало как «асгул, асхул».

Еще одно слово - «асыл» - родовитый, благородный. Но в карачаево-балкарском, как и в некоторых других тюркских, «ас» и означает «род» (ср. подразделения ногайцев - тёрт ас «четыре рода, жети ас - семь родов, этноним «къыргъыз» - от «къыркъ ас» - сорок родов и т. д.). До недавних времен карачаево-балкарцьг вместо нынешнего арабского «миллет» - нация, употребляли слово «аслыкъ» - букв, «асство». Спрашивали, не к какому «миллет» ты принадлежишь, а к какому «аслыкъ», к какому роду-племени. Карачаево-балкарское «асыл» и русское «родовитый» созданы по одной схеме; от «аслы» - «имеющий род». Но правящее в стране племя и должно было называться «схолту, схулту» - наследники (Таргитая), знатные, родовитые.

(К сожалению, не только рядовые читатели, но и люди, считающие себя специалистами, путают тюркское слово «ас» с заимство^вайным из арабского «ассы, гъассы», с ударением на втором слоге и означающем «смутьян, противник». То, что эти слова не имеют между собой ничего общего, очевидно из простого примера. Человека, нарушающего религиозные нормы поведения или богохульствующего, одергивают: «Аллаха ассы болма» - Не становись противником Аллаху. В том же значение арабское слово употребляется в ногайском и чувашском).

Почему Геродот называет господствующих скифов «царскими»? Так они должны были называть себя сами, но тогда перевод был бы иным - «скифы-цари». Если же они просто приближенные к царю, то это не племя, а правящий клан. Но разве остальные не подчиняются царю, не являются «царскими»? Остается думать, что речь идет о лингвистическом недоразумении: этноним должен был содержать в себе (конечно, ложно) слово «царь». Такой этноним известен - барлас, барсил, басилы. Но это греку должно напоминать родное слово «басилеос» - царь. И действительно, господствующее племя скифов (у Геродота) — паралат, древняя форма этнонима «баралас, барлас». Звук «т» в окончаниях тюркских слов может изменяться в «с»: например, «къагъыт» - «къагыс» (бумага). Напомним, что согласно источникам, хазары, великий народ, вышел из глубин Барсилии. Основной тотем предков карачаево-балкарцев - барс. «Барс эль» - страна барсов. Этноним «барс улу» (ед. число) означает «сын барса, сын леопарда».

Теперь о золотых предметах, упавших с неба. На наш взгляд, язык или фольклор потомков причерноморских скифов должны были сохранить память о столь ярком и важном мифологическом воззрении. Но никто из ирановедов ничего подобного не обнаруживал. Зато в карачаево-балкарском языке параллель лежит прямо на поверхности, точнее, на небе. Названия созвездий имеют окончания мн. числа (-ла, -ле), показывая, что это название не одной звезды, а группы.

Созвездие Малой Медведицы называется Мырытла - от «мырыт» - сошник, лемех. Созвездие Ориона, конфигурация которого напоминает обоюдоострую секиру, так и называется - Гидала. Гида - обоюдоострый боевой топор, верхнее лезвие у него меньше, чем нижнее. Созвездие Северной Короны - Чемючле или Чарала, «чаша». Границы созвездий в народной астрономии разных этносов совпадают не всегда. Не совпадает с созвездием Весов и группа из шести звезд, которую карачаево-балкарцы называют Боюнсала - «ярмо».

Геродот пишет далее: «Вышеупомянутое священное золото цари их очень ревностно охраняют и ежегодно чтут богатыми жертвами. Кто с этим священным золотом во время праздника заснет под открытым небом, тот, по словам скифов, уже не проживет года; поэтому ему дается столько земли, сколько он сам объедет на коне в один день. Так как страна была обширна, то Колаксай разделил ее на три царства для своих сыновей».

Откуда такое странное поверье и почему уснувшему (при охране священного золота) на празднике, когда его выставляли на обозрение народу, давалось именно столько земли?

Дело в том, что каждое из этих созвездий характерно для вида неба в определенное время года, кроме Малой Медведицы, созвездия околополярного, одинаково хорошо видного круглый год. Орион (Секира) характерен для осеннего неба, Весы - для весеннего, а Северная Корона - для летнего. Четыре созвездия, следовательно, символизировали годичный цикл на небе, как 4 золотых предмета -скифские, сословия на земле (чаша - священный предмет жрецов, секира - воинов, плуг - крестьян, ярмо - рабов). Поэтому-то и считалось, что человек, уснувший при охране этих предметов, не проживет и года. Но что это был за праздник и когда его отмечали?

Важнейших праздников в жизни доисламских карачаево-балкарцев было три, и все три связаны с важнейшими точками движения Солнца по небесной сфере. В дни летнего солнцестояния отмечали праздник Элии, небесного покровителя грома и молнии («элия» означает «молния»). В дни осеннего рав,н(р,енствия - праздник в честь бога ветра и войны - Эрирея, Эрея. В дни весеннего равноденствия - начало Нового года и праздник Голлу, умирающего и воскресающего божества, на который нужно было приходить без оружия, на котором отменялись все сословные различия, проводились состязания и т.п. Это был праздник карнавального типа, основанный на символическом понимании жизненного процесса - жизнь начиналась снова с воскресением солнечного божества, всадника в золотой шубе и на белом коне, которое вюсходило в небеса победителем тьмы и холода. Тогда же приносили в жертву специально откармливаемого быка, символ зимних холодов. По тем же причинам не было праздника во время зимнего солнцестояния, когда божество-солнце умирало в схватке с тьмой, чтобы появиться в новой силе и славе в середине марта. Отсюда же празднование «дня вставания нартов» (нарт къопхан), на самом деле - «вставания нара», солнца, из зимней могилы, отмечавшегося в те дни, и поминки по предкам (Джуртубаев, 1991).

Следует думать, что все три праздника первоначально посвящались только Голлу-Солнцу, отмечая важнейшие точки его небесной жизни и смерти, и лишь потом два других дня были «отданы» Элие и Эрирею. В древности слоги в тюркских языках были закрытыми. Поэтому теоним Голлу (означающий «огненный, пламенный») должен был произноситься по-другому - Голлук (как это сохраняется в некоторых языках (например, «ташлы, тасты - ташлыкъ, тастыкъ», «камень - каменистый»), т.е. речь идет о том же скифском обожествленном царе Колаксае’(Голлуксае) и празднике в его честь. (В последний раз он отмечался, по рассказам старожилов, приблизительно в середине 19-го века). Потому и не имел права уснуть человек во время охраны священных предметов - ведь Солнце воскресло, а человек уснул, т.е. как бы умер, это знак его близкой, в течение года, смерти. Он должен был, подобно самому Голлу, завершить свой цикл, получить столько земли, сколько сможет объехать на коне за день. Возможно, существовал и миф, рассказывающий о жизни и смерти небесно-земного царя (возможно, он сохранился).

Но причерноморские эллины рассказывали и другую легенду о происхождении скифов. По их словам, когда Геракл прибыл в Скифию, его застала вьюга, и он заснул, закутавшись в шкуру льва, а проснувшись, обнаружил, что кони его пропали. В пещере он увиделл странное существо - полу-деву, полу-змею, которое сообщил ему, что кони находятся у нее, но она отдаст их только после того, как богатырь вступит с нею в связь. Герой вынужден был согласиться. Существо родило от Геракла трех сыновей - Агафирса (Агатирса, Акацира), Гелона и Скифа. Уходя, Геракл велел полудеве-полузмее, когда сыновья вырастут, устроить испытание. Кто из них сможет натянуть его лук и опоясаться его поясом с золотой чашей на пряжке, должен был получить во владение эту страну, а другие из нее удалиться. Справился с заданием только Скиф. С тех пор его потомки носят на поясе чашу.

Анализ этого сказания занял бы слишком много времени и места. Отметим только важнейшее:

1.Кого из скифских героев Геродот именует Гераклом, неизвестно. Имя Геракла не поддается этимологии на материале греческого. Неуверенно объясняют его как «слава Геры». Но ведь Гера, жена Зевса, всю жизнь допекала героя, ревнуя мужа к его матери Алкмене. Почему он должен был носить такое имя? Оно странно близко имени эпического богатыря южных тюрков - Кер-оглу, Кер-огул.

2.Мотив пропажи коней героя есть в карачаево-балкарской сказке «Завистливые братья». Герой находит их, но табун окружен змеями, которые соглашаются отдать их, только если он женится на девушке из их племени (МХЖ, т. 2, с. 14-22).

3. Одним из самых популярных в нартском эпосе карачаево-балкарцев является сюжет о женитьбе богатыря Алаугана (Алаугуна,, носящего, кстати, барсовую шкуру (къаплан тери) на чудовище, девушке-ёеликанше, живущей в пещере. Их сын стал непобедимым героем по имени Карашауай. По одному из вариантов, отца великанши зовут Кючсадакъ - «туголукий». Вполне вероятно, что все это - отзвуки древней скифской легенды, оставшиеся в карачаево-балкарском фольклоре.

Рассказывая о соседях скифов, Геродот говорит о некоем племени одноглазых людей, по-скифски именуемых аримаспы; «арима» скифы называют единицу, а «спу» - глаз». В карачаево-балкарском языке «айырма» означает «особенное», «отдельное», «отличное от других», т.е. вполне можно допустить, что единицу (единичное) скифы называли именно так. По тому же типу и с тем же аффиксом образовано, например, числительное «жыйырма» - двадцать. Что такое «спу», неясно. По рассказу Геродота о племенах, соседних со скифами, наиболее отдаленными являются некие аргиппеи. Скифы, посещающие их, ведут с ними дела при помощи семи переводчиков. С карачаево-балкарского этот этноним переводится легко: «аргъыпай» (ед. число) означает «отдаленный, находящийся далеко».

Далее Геродот перечисляет имена божеств, которым поклонялись скифы, называя им параллели в греческом пантеоне. Гестию, богиню домашнего очага, скифы называли Табити. Слово «таб, тып, дып, дыф» - огонь. От него образованы, например, слова «тыпыр» - очаг, «дып» или «дыф» - сигнальный костер на дереве, «тапанча» - пистолет, и др. «Иди, иде, ие» - хозяин, хозяйка (в тюркских языках категории рода нет) - «хозяйка огня». Ее же имя до сих пор звучит в женской клятве балкарок и карачаевок - «Тобады, ...» (мужчины этого слова никогда не произносят). Сходно имя языческой покровительницы домашнего очага - Тепена, Тыпана - «мать огня». В карачаево-балкарской мифологии божества-отцы и богини-матери составляют отдельный класс в ее обширном пантеоне (Джуртубаев, 1991). Скифы почитали Зевса, бога-громовержца, и Гею, богиню земли, называя их Папай и Апи. Несколько лет назад фольклористом Х.Х. Малкондуевым был записан текст заговора, призванного оберечь огороды от градобития:

Грубые сыновья Дыдай,
Ледяные камни Папая, -
Вы не бейте поля,
Не причиняйте вреда,
Бейте в горный хребет,
Он ледяной, и вы ледяные —
Ударьте и разбейте его!
(Джуртубаев, 1997, с. 21).

Дыдай - одно из имен матери ветра Химикки, ветры считались ее сыновьями. Грозное существо Бабай, которым до сих пор иногда пугают детей, вероятно, тот же Папай-громовержец. Скифы считали себя потомками Таргитая и его сыновей, отцом же самого Таргитая был Папай. По этому поводу Геродот замечает: «Зевс вполне правильно, по моему мнению, зовется Папай». Почему историк подчеркивает правильность такого именования? В тюркских языках «баба, бабай» означает «дед, предок», как и слово «туудукъ» означает «внук, потомок». Именовать божество дедом или предком, поскольку они считают себя потомками Папая, разумеется, было правильно. Память о скифском божестве сохранили и другие тюрки: чуваши называли бога грозы «Папай тура», волжские татары -«Папай тэнгере», оба в значении «бог-дед».

Богиня земли и супруга Папая - Апи. В большинстве тюркских языков «эбе, апа, апи, аба» означает «бабушка». Получается полное соответствие - супружеская чета богов-прародителей, дед и бабушка. Добавим, что в нартском эпосе балкарцев и карачаевцев родителями первочеловека - кузнеца Дебета являются бог неба и богиня земли (в одном из вариантов).

Аполлона, солярное божество, скифы называли Гойтосир. На наш взгляд, это искаженное «Кёй атасы» - «отец солнца», при слитном произношении Кёйтасы, Кёйтасыр («кюй» - гореть, пылать). Другой вариант - «Кюй таксыр» - «господин солнца» (термин «таксыр» сохранился в казахском».

Афродита Урания (Небесная) у скифов именовалась Аргимпаса. Тагри, тарги, тегри, тенгри - небо, небесный, бог; «анасы» - мать. (Т)Аргим анасы - с протетическим М - «мать неба». В карачаево-балкарском эпосе именно к ней является после вознесения на небо вождь нартов Ёрюзмек; она названа там Кёк Анасы - «мать неба». Посейдон, бог моря, назывался Фагимасад (или Тагимасад). Мы уже обращали внимание на сходство терминов «небо» и «море» в тюркских языках, в некоторых вариантах они почти идентичны: тенйиз (море) - тенгир (небо). Это вызвано представлениями древних тюрков о мире, как суше, со всех сторон окруженной мировым океаном (далай, тенгиз): море внизу (соленое) и море вверху (пресное, откуда и дожди). Тагимасад - искаженное «Тагрим атасы», «отец моря» (Джуртубаев, 1991).

И только скифскому богу войны Геродот не указывает соответствия и называет его, как и греческого бога - Арей. Вероятно, по той причине, что речь шла о божестве, имя которого у скифов звучало точно также - Арей, Эрей. По нашему мнению, скифский Арей - это карачаево-балкарский бог ветра и войны Эрирей, которого, в краткой форме, часто именуют Эрей. Это имя происходит от архаического названия меча - «эрек, эрей», откуда и один из терминов, обозначающих дружинника, воина «эрейчи, ирейчи», букв, «мечник». В Черекском ущелье Балкарии находится местность Иричиле - «дружинники»; вероятно, когда-то там было место сбора и боевой подготовки молодых воинов. Неслучайно в одном из диалогов Лукиана скиф Токсарис говорит: «Клянусь«мечом и ветром...» -поскольку Эрей являлся богом ветра и войны, и олицетворялся в образе меча. Позже к нему же обращались с гимном при молотьбе (ассоциативная связь битвы и молотьбы отразилась например, и в «слове о полку Игоревом»: «На Немиге снопы стелют головами, веют душу от тела ...»).

  • 1
  • 2

Использованная литература:
Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М- Л., Изд. АН СССР, 1949
Авдусин Д. А. Основы археологии. М, Высшая школа, 1989
Ахметьянов Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., Наука, 1981
Геродот. История. М. Ладомир, 2002
Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991
Джуртубаев М. Ч. Душа Балкарии. Сборник статей. Нальчик, 1997
Джуртубаев М. Ч. Карачаево-балкарский героический эпос. М., Поматур, 2004
Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях (КБФДЗП). Нальчик, 1983
Малкъар халкъ жомакъла (МХЖ). Нальчик, 1963
Мизиев И. М. Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик, 1986