Пятница, 26.04.2024, 17:01

Карачаевцы и балкарцы

Соруб етсенг, сокъуранмазса.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§20. Основная социальная ячейка (семья)

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава четвертая. Социально-правовой уклад

§20. Основная социальная ячейка (семья)

Эволюция семьи фиксируется в фолькорных и этнографических источниках. В течение XVII – нач.ХХ вв. она претерпела четыре основных этапа: 1) большая архаичная семья; 2) семейная община; 3) большая патриархальная семья; 4) малая семья.

Исследователи полагают, что в XIX в. у К. в основном преобладала семейная община, основанная «на единстве крови, общении, культа и факте совладения имуществом» (К.Иванюков, М.Ковалевский). Большая патриархальная семья насчитывала 25-30 чел. и полностью управлялась главой (юйюр тамада). По адату, после смерти отца наследниками первой очереди становились его сыновья, которые имели «право на равную часть как движимого, так и недвижимого имущества, причем не делается разницы между единоутробными и единокровными сыновьями» (Б.Миллер). По шариату право наследования получили и женщины.

Прежний тип семьи стал распадаться с 1880-х гг. и уступил место малой семье к началу ХХ в. (Ю.Н.Асанов). Малая моногамная семья имела среднее число 6-8-10 членов семьи (В.П.Невская).

В Карачае устойчиво господствовала моногамная семья, а браки заключались при строгом родовой экзогамии. Окончательное решение вопроса о браке традиционно решалось родителями. После того, как глава семьи невесты (формально призванный узнать и мнение дочери) давал согласие, назначалась дата свадьбы. Она начиналась в день, когда одетая в праздничную одежду большая группа представителей семьи жениха перевозила невесту из ее отчего дома в дом жениха. У аристократии свадьба длилась – 10-15 дней, у простонародья – 3-7 дней. По окончании свадьбы новобрачная становилась членом семьи, однако должна была придерживаться обычая тил тутханлыкъ, тил тутуу – "держание языка", согласно которому она не разговаривала с близкими мужа – свекровью, деверем и т.д. Лишь после одаривания их она начинала с ними общаться, хотя со свекром могла не разговаривать в течение всей жизни, а со старшими братьями мужа – только через детей. Следующим этап брачного цикла – "возвращение в отчий дом" (ата юйюне къайытарыу), производившееся через несколько месяцев спустя после свадьбы. Затем следовало возвращение в дом мужа (башлаб къайытыу). Свадебный цикл завершался приглашением зятя в родительский дом новобрачной (кюёу чакъырыу). В основе брачной практики был принцип сословного равенства брачных партнеров.

Изначальная форма брака карачаевцев – договорная (сёз тауусуу), имела четыре основные разновидности:

- брак обычный;

- брак нареченный (обручение своих детей еще в малолетстве; по адату, соглашение стариков имело «юридическое значение: когда дети подрастут, обязательство ими расторгнуто быть не может»380Миллер Б.Вс.Из области обычного права карачаевцев //ЭО.-М.,1902. №1, с.25);

- левират (от лат. levir “деверь, брат мужа”; вдова выходила замуж за брата покойного мужа);

- сорорат (от лат. soror “сестра”; вдовец женился на сестре покойной жены);

В языческое время брак был «покупным» и предусматривал выплату родом жениха брачного выкупа – калыма (къалын) роду невесты. Нередко размер выкупа достигал внушительных объемов, что породило другую форму брака – умыкание, или брак похищением (къачырыу). Этнографы фиксирует три разновидности такого брака:

- похищение насильственное;

- похищение уводом (против воли родителей девушки, но с ее согласия);

- похищение уходом (по взаимному согласию обеих сторон)381Смирнова Я.с.Детский и свадебный цикл обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа //КЭС, Вып. VI, 1976. с.72.

По сути, последние две разновидности можно рассматривать как частный случай все того же договорного брака, правда – с различным составом участников брачного договора.

Именно неопределенность для внешнего наблюдателя форм похищения обусловили то, что дореволюционные источники по-разному оценивают распространенность этого явления у карачаево-балкарцев. Так, одни считают, что лишь «иногда невест похищают» (И. Леонтьев, 1897)382Леонтьев И. Поездка к Баксанскому леднику //СМОМПК.-Тифлис, 1897. Вып. 22. с.135, другие пишут, что «жених обыкновенно» умыкает невесту (В.Сысоев, 1913)383Сысоев В.М. Указ. соч. с.52 9, третьи пишут о похищении как о «распространенном» явлении (Б.Миллер, 1902 г.). В реальности, подлинное умыкание считалось «оскорблением всему роду»384Миллер Б.Вс.Из области обычного права карачаевцев //ЭО.-М.,1902. №1, С.12, могло повлечь за собой острый и конфликт с непредсказуемыми последствиями, поэтому уже в XIX в. было весьма редким явлением, а большинство «статистических» похищений носило заведомо договорной характер. Невеста укрывалась у родственников жениха до примирения семей и выработки условий относительно калыма, а после достижения соглашения переходила в дом суженого385Сысоев В.М. Карачай в этнографическом, бытовом и историческом отношениях//СМОМПК.-Тифлис, 1913. Вып. 43. с.52. В целом уже отмечалось, что к началу ХХ в. основной формой создания семьи «являлись браки, совершаемые по свободному соглашению вступающих в него и их родителей»386Шаманов И.М., Невская В.П. Семья и семейный быт //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ. ред. Л.И.Лавров.-Черкесск, 1978. с.242.

Брак предусматривал несколько условий:

а) Конфессиональный ценз. Мусульманин мог жениться как на мусульманке, так и на женщине, принадлежащей к ахль аль-китаб «людям писания», каковыми считались иудеи и христиане. Мусульманка могла выходить замуж только за мусульманине.

б) Возрастной ценз. Парень, формально получая право жениться с 18-ти лет, тем не менее, редко женился ранее 22-23 лет. Девушка имела право выйти замуж с 15-ти лет, но на практике это происходило не ранее 16-17-ти лет, а чаще всего – в 18-19 лет387Шаманов И.М. Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX-начале ХХ в. //Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Под ред. Я.А. Федорова.-Черкесск, 1979. с.80, 81; Сысоев В.М. Указ. соч. с.52; Ле-онтьев И. Указ. соч. с.134; Щукин И.с.Материалы для изучения карачаевцев //Русский антропологический журнал.-СПб, 1913. Вып. 1-2. с.57. Даже в 1920-е гг. «очень редко» можно было «встретить в Карачае женщину, вышедшую замуж старше 20 лет»388Алфеев Н.А. Материалы к изучению быта и социально-гигиенических условий карачаевского народа.-Ростов-на-Дону, 1929. с.158, 159.

в) Согласие невесты. Если обычай требовал согласия родителей (опекунов), то шариат привнес согласие самих молодых людей, поскольку пророк Мухаммад предписал: «не следует выдавать замуж девушку, не спросив ее позволения /на это/»389Сахих аль-Бухари (Краткое изложение). Сост. имам Абу-ль-Аббас Ахмад б. Абд ал-Латиф аз-Зубайди. Пер. с араб. В. А. Нирша.-М.: Изд-во Благотворительного фонда «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 2002. Т.II, С.275. Хадис №1475(5136).. Как отмечают дореволюционные авторы, в Карачае «переговоры с родителями невесты ведутся, обыкновенно, кем-либо из родственников жениха», а «в случае согласия, родители не давая посреднику решительного ответа, отсылают его к самой невесте»390Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса //Сб. «Вестник Европы».-СПб, 1886. кн. 2. с.564. Еще век назад русскими учеными признавалось, что в брачно-семейной сфере карачаевцев шариат «сделал значительную брешь» в прежнем, по сути, деспотическом праве отца единолично «распоряжаться рукой дочери»391Миллер Б.Вс.Указ. соч. с.23-24.

г) Брачный контракт (некях). Посредством, как правило, муллы проводилось бракосочетание, предусматривавшее, во-первых, заключение соглашения об уплате мужем махра (своего рода материальной страховки для жены на случай развода, предписанной Кораном, 4:3,29-30).), а во-вторых проведение обрядово-ритуальной части заключения брака – с чтением формулы бракосочетания на арабском языке в присутствие доверенных лиц обеих сторон и свидетелей. В XIX в. брачном контракте у карачаево-балкарцев, определялась сумма махра (его по старинке именовали калымом), а сам контракт священнослужителем заключался в письменной форме и в присутствии свидетелей392Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса, кн. 2, с.564.

Весь ХХ в. соблюдались и многие архаические адатные нормы, включая внутриродовую экзогамию, примат старшего (тамадалыкъ сакълау) во времени женитьбы братьев или выхода замуж сестер, отчасти – и сословный принцип (тукъум айырыу).

Укрепление ислама, безусловно, сыграло прогрессивную роль в повышении статуса семейных обязательств. Шариатская эмансипация женщины, проведенная в ходе мусульманской реформы правового уклада карачаевцев, преодолевала языческую дикость:

- вводился запрет на насильственную выдачу девушки замуж родителями, вводя принцип обязательного согласия девушки;

- вместо основанного на адате обычая калыма (выкупа за жену), вводился махр – материальные средства, которые выделялись мужем не роду жены, а ей лично на правах частную собственности как страховку на случай развода (Коран, 4:3, 29-30).

- впервые женщине предоставлялось право наследования (Коран, 4:12-15), что категорически не допускал адат (обычное право), делавший наследниками исключительно мужчин;

- впервые женщина получила право на развод, чего не было в адате;

- впервые женщина стала субъектом судопроизводства, признав за ней право выступать свидетелем (Коран, 24:8-9), чего она была лишена по адату;

- впервые обязательным условием многоженства (фактически бытовавшего с языческих времен) стала способность мужа обеспечить равное материальное содержание и выполнять моральные обязанности по отношению к каждой из жен (Коран, 4:3);

Все это осознавалось женской частью населения, которое выступало в поддержку шариата.

Как было сказано, полигамия (многоженство) существовало у всех народов и во все времена, поэтому Карачай не явился исключением. Шариат упорядочил это явление, вменив в обязанности мужа уделять равное внимание и равную заботу (в т.ч. и чисто материальную) всем своим женам (Коран, 4:3). Поскольку такая нагрузка была довольно обременительна, то горцы (как, впрочем, и другие народы мусульманского Востока, включая и арабов) в абсолютном большинстве предпочитали иметь одну жену. Как отмечают источники 1830-х гг., «у карачаевцев обычно бывает одна жена», но даже те, кто имеет «двух или даже трех жен» с ними «живут самым мирным образом…; по своему положению жена для них, как и для нас – подруга, а отнюдь не рабыня своего мужа»393Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,1999. с.314. Такой высокий статус женщины был утвержден с приходом ислама.

Шариат узаконил и часть экзогамных запретов, и молочное родство: «И запрещены вам /для брачных связей/ ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери /молочные/, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению» (Коран, 4:27).

Позднее средневековье Карачая знало и т.н. «гражданский брак». В народном фольклоре упоминается тос къатын394Къарачай-малкъар фольклор. Сост. Т.М.Хаджиева.-Нальчик:Эль-Фа, 1996. с.76 – «гражданская жена», или постоянная любовница, сожительство с которой не было оформлено браком. К числу таковых могла быть отнесена и наложница из числа домашних рабынь (къарауаш).

В более-менее законное русло связи с наложницами стали оформлять лишь шариатские нормы, которые впервые гарантировали потомству, рожденному от связи свободного человека с наложницей, социальный статус отца. По преданию, именно от наложницы Боташа по имени Гошаях происходит картджуртская ветвь старинного рода Боташевых (Къара-Аякълары)395ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, ед.хр.23, лл.53-53об, представители которой имели тот же статус и те же права, что и потомки Боташа от его супруги – хурзукская ветвь (Сары-Аякълары).

Несколько по другому обстояли отношения внутри лично зависимых сословий. С согласия владельца домашняя рабыня могла находиться в отношениях «гражданского брака» с крепостным крестьянином, но дети от такого брака не могли переходить к отцу396Леонтович Ф.И. Указ. соч. Т. 1. с.255 и, соответственно, обрести его статус, кстати, более высокий, нежели статус домашнего раба.

В ходе шариатизации в начале XIX в. суммы махра были снижены для всех сословий (в скобках указаны прежние суммы) и составляли: за девушек княжеского сословия – 500 (800) руб. серебром, узденского – 220 (300)397Леонтович Ф.И. Адаты…, Вып. I. С.247.

Хотя после отмены крепостного права сословные препоны формально отпали, в реальности их инерция наблюдалась все последующие десятилетия. Помимо этого, к концу XIX в. ощутимо дали о себе знать социальные процессы, связанные с углублением имущественной дифференциации, вызванной вхождения Карачая во всероссийский рынок. Калым (махр) у карачаевцев в это время был «чрезвычайно разнообразен, в зависимости от достатка вступающих в брак»: так, «в старых богатых аулах» Большого Карачая он составлял 850 руб. деньгами, 2 быка и 1 лошадь (у состоятельных – 1500-2000 руб. деньгами, 2 лошади и 2 быка), а в «бедных аулах» – до 650 руб. (у состоятельных – до 1000 руб.)398Сысоев В.М. Указ. соч. с.52. Просвещенное духовенство всемерно стремилось уменьшить материальное бремя бракосочетания, и установило, что махр «не должен превышать 300 руб.»399Сысоев В.М. Указ. соч. с.52.


Примечания.
380 [↑ назад]Миллер Б.Вс.Из области обычного права карачаевцев //ЭО.-М.,1902. №1, с.25
381 [↑ назад]Смирнова Я.с.Детский и свадебный цикл обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа //КЭС, Вып. VI, 1976. с.72
382 [↑ назад]Леонтьев И. Поездка к Баксанскому леднику //СМОМПК.-Тифлис, 1897. Вып. 22. с.135
383 [↑ назад]Сысоев В.М. Указ. соч. с.52
384 [↑ назад]Миллер Б.Вс.Из области обычного права карачаевцев //ЭО.-М.,1902. №1, С.12
385 [↑ назад]Сысоев В.М. Карачай в этнографическом, бытовом и историческом отношениях//СМОМПК.-Тифлис, 1913. Вып. 43. с.52
386 [↑ назад]Шаманов И.М., Невская В.П. Семья и семейный быт //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ. ред. Л.И.Лавров.-Черкесск, 1978. с.242
387 [↑ назад]Шаманов И.М. Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX-начале ХХ в. //Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Под ред. Я.А. Федорова.-Черкесск, 1979. с.80, 81; Сысоев В.М. Указ. соч. с.52; Ле-онтьев И. Указ. соч. с.134; Щукин И.с.Материалы для изучения карачаевцев //Русский антропологический журнал.-СПб, 1913. Вып. 1-2. с.57
388 [↑ назад]Алфеев Н.А. Материалы к изучению быта и социально-гигиенических условий карачаевского народа.-Ростов-на-Дону, 1929. с.158, 159
389 [↑ назад]Сахих аль-Бухари (Краткое изложение). Сост. имам Абу-ль-Аббас Ахмад б. Абд ал-Латиф аз-Зубайди. Пер. с араб. В. А. Нирша.-М.: Изд-во Благотворительного фонда «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 2002. Т.II, С.275. Хадис №1475(5136).
390 [↑ назад]Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса //Сб. «Вестник Европы».-СПб, 1886. кн. 2. с.564
391 [↑ назад]Миллер Б.Вс.Указ. соч. с.23-24
392 [↑ назад]Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса, кн. 2, с.564
393 [↑ назад]Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,1999. с.314
394 [↑ назад]Къарачай-малкъар фольклор. Сост. Т.М.Хаджиева.-Нальчик:Эль-Фа, 1996. с.76
395 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, ед.хр.23, лл.53-53об
396 [↑ назад]Леонтович Ф.И. Указ. соч. Т. 1. с.255
397 [↑ назад]Леонтович Ф.И. Адаты…, Вып. I. С.247
398 [↑ назад]Сысоев В.М. Указ. соч. с.52
399 [↑ назад]Сысоев В.М. Указ. соч. с.52