Пятница, 19.04.2024, 13:09

Карачаевцы и балкарцы

"Ах" дегенликге дюккюч артыкъ джарылмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§18. Одежда.

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава третья. Хозяйство и материальная культура (И.М.Шаманов)

§18. Одежда.

Одежда карачаевцев и балкарцев формировалась на протяжении веков на основе автохтонно-горских (кавказских) и степных (тюркских) традиций. На протяжении веков основной состав традиционной одежды и ее материал имели незначительные изменения, сохраняя устойчивые черты, сложившиеся в эпоху второго тысячелетия нашей эры. Лишь с присоединением к России (первая треть XIX в.) стали привноситься инновации, которые распространялись относительно медленно, не меняя традиционный комплект горской одежды вплоть до советского периода.

Наименование различных видов ткани, ввозимых в горскую среду, очевидным образом указывает на различные источники и пути их проникновения. В них отразилось несколько эпох и переплетение цивилизаций: собственно кавказской и тюркской этнокультурной среды.

Одежда кроилась и шилась руками женщин. Умение кроить и шить для горской женщины было обязательно так же, как ткать сукно, валять войлоки, владеть кулинарными навыками.

Мужская одежда состояла из рубахи (кёлек), штанов (кёнчек), бешмета (къапдал), черкески (чепген) и нательного белья.

Нижнее белье и рубаха лишь с конца XIX в. шилась из покупного материала и однотипно. Воротник рубахи был стоячим (ёреджагъа) и разрез застегивался справа – налево на плетенные пуговицы (малгар тюйме). Бытовали и серебряные пуговицы для нарядной рубашки. Для большей носкости рубаху шили с подкладкой из мягкой ткани.

Поверх рубахи мужчины надевали кафтан, или бешмет, выкроенный из домотканого сукна или фабричного материала. Цвет бешмета сочетался с цветом приталенной черкески, одеваемой поверх бешмета. Бешмет, как и рубаха, от воротника до талии застегивался на мелкие пуговицы и петли-крючки. Бешмет, как и рубаху, шили с подкладкой. Для холодного времени года шили стеганные на шерсти бешметы, иногда без рукавов (дженгсиз къапдал).

Поверх бешмета надевали черкеску-чепкен, являвшуюся в основном выходной и праздничной одеждой. Ее шили из домотканого сукна естественных цветов сукна. В начале XX в. чепкен иногда шили и из фабричного сукна. Носили его всегда застегнутым и опоясанным тонким горским ремнем (белибау); у пояса чепкен застегивался на несколько тесемочных пуговиц и петель. По обеим сторонам груди нашивались газырницы, в которые вставлялись газыри (хазырла), небольшие трубчатые ёмкости, в прошлом выступавшие готовыми зарядами для ружей (отсюда и тюрк. наименование хазыр «готовый»). Впоследствии газыри стали декоративным элементом мужского костюма, украшались серебряными и позолоченными навершиями-колпачками, нередко соединенными между собой цепочками и т.п. На одной стороне чепкена обычно размещалось восемь газырей.

В отличие от бешмета черкеска имела прямые и широкие рукава (на подкладке), которые обычно отворачивали.

Пояс, подпоясывающий чепген, был нарядным, украшался литыми и штампованными серебряными украшениями. Если на поясе бешмета висел нож (бычакъ) в ножнах, то на поясе черкески – кинжал (къама).

Штаны шили большей частью из домотканого сукна различной расцветки. Для пастухов в зимний период их иногда шили из овечьих шкур мехом вовнутрь (тери кёнчек).

Верхняя одежда была представлена шубой (тон), буркой (джамчы), войлочной накидкой с капюшоном (гебенек).

Шубу шили из овчин, а лучшие образцы – из шкур баранчиков (кёрпе тон) и ягнят (тёбеде ойнар). Такая шуба (бичим тон) имела небольшой стоячий воротник, полые рукава оторачивались узкой меховой полоской. Иногда шубу шили с большим отложным воротником из курпея (джыйрыкъ тон). Для стариков шили специальные, неприталенные шубы (аба тон). Часто шубы делали с суконным верхом, присборенным у талии низом (тышлы тон).

Бурка (джамчы), этот «войлочный плащ» являл, можно сказать, идеальную одежду горцев. Они никогда не расставались с буркой, которая защищала его холода, укрывала от дождя и снега, зачастую заменяла в поле постель.

Для пастухов шили войлочные пальто с пришитыми рукавами и капюшоном (гебенек).

Из обуви известны чувяки без подошвы (чабырла) и с подошвой (чарыкъла), сапоги (чурукъла), валенки (уюкъла), ноговицы (ышымла) со штрипками (сампал), ичики (месси).

Парадные ноговицы делали из сафьяна, а повседневные – из сукна или войлока. Для стариков изготовляли наколенники для стариков (тобукълукъ), и войлочную обувь типа валенок (уюкъла). В начале XX в. в быт начали входить вязанные шерстяные чулки и носки (чындайла).

Наиболее распространенным видом обуви в горах были чувяки. Их одевали на босую ногу или ичики, густо настилая изнутри мягкой соломой (чабыр салам). Для работы на кошу иногда шили чувяки из кусков шкур (тюклю чабырла). Иногда сверху чувяков наделали резиновые галоши, появившиеся в конце XIX в.

Общеупотребительной была и обувь с подошвой (чарыкъла). В начале XX столетия распространились и сапоги из сафьяна на тонкой подошве, а также сапоги (чурукъла), приобретаемые на рынке.

Головной убор включал шапки из овчины (къой бёрк, чырпа бёрк), курпея (кёрпе бёрк), каракуля (бухар бёрк), войлочных шляп (кииз бёрк), сванки (эбзе кииз бёрк), башлык.

Летом носили войлочные шляпы (кииз бёрк). У одних из них была высокая колпакообразная тулья и узкие поля, а у других – шатровый верх и широкие приподнятые поля. Были и валяные шапки без полей (эбзе кииз бёрк).

Своим разнообразием отличались и шапки-папахи: ранние имели полусферическую форму с узким меховым околышем; с меховым околышем и суконным верхом; третий вид шапки имел узкий меховой околыш.

Шапки шились из овчины (чырпа бёрк), курпея (кёрпе бёрк) и каракуля (бухар бёрк). Шапка для горца была олицетворением мужского достоинства. Ее не снимали ни дома, ни в общественных местах. Известны и ночные головные уборы (кечеги бёрк).

Неотъемлемой частью мужского походного или рабочего костюма был башлык (башлыкъ), изготовляемый из различных цветов домотканого сукна. В непогоду его надевали поверх шапки, завязывали у шеи. При хорошей погоде капюшон башлыка закидывали на спину. Старики не редко носили башлык, перевязав им талию.

Женская одежда по покрою практически не отличалась от мужской, но благодаря характеру ткани и некоторым деталям отделки и украшений приобретала существенные черты.

Комплект включал в себя нательную рубаху (кёлек), поверх которой надевались женские штаны (тиширыу кёнчек) и платье (чепкен).

Нижняя рубаха имела туникообразный покрой с разрезом на груди и застежкой у ворота. Поверх нижней рубахи надевали платье. Девичье платье отличалось от платьев пожилых и замужних женщин выбором материала, цветовой гаммой и особенно нарядной вышивкой.

У праздничного платья имелись нарукавные лопасти (дженг учла). Девочки с 10-12-ти летнего возраста носили корсет (чуба) из сафьяна, ткани. Платье девушек отличалось от платья замужних и пожилых женщин декором, колером, материалом, обилием украшений, галунов, золотого и серебряного шитья. Поверх платья надевали кафтанчик со стоячим воротничком и нагрудником с застежками (тюйме).

В комплект входил пояс (белибау), а на праздничное платье надевался кямар – особо нарядный наборный пояс, состоявший из серебряных пластинок с чернением, позолотой, филигранью. У пожилых женщин пояс был из ткани, нередко с пряжкой из металла.

Верхняя одежда горянок была представлена шубой, пледом (палтон джаулукъ), стеганым ватным кафтаном.

Известны женские головные уборы различных типов. Это праздничные шапочки (окъа бёрк) цилиндрической, конусообразной, круглой формы, украшенные галунами, бахромой (чачакъ) с серебряным навершием (токъмакъ). Поверх шапочки надевался платок, концы которого опускались на грудь или наматывались вокруг шеи. В буднее время женщины носили платок (при выходе замуж косы прятали под платок).

Женская обувь почти не отличалась от мужской. Праздничным видом женской обуви у знати считались невысокие ходули (агъач башмакъла), украшенные серебром. Украшениями являлись браслеты (буунлукъла), серьги (сыргъа), кольца (джюзюк).

В начале XX в. одежду стали шить в основном из фабричной ткани, распространились новые, европейские виды одежды (пальто, галифе, юбки, ботинки, туфли, галоши и др.).