Четверг, 25.04.2024, 09:20

Карачаевцы и балкарцы

Къой кютген - байлыкъгъа, джылкъы кютген - субайлыкъгъа.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§17. Поселения, усадьбы, жилища

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава третья. Хозяйство и материальная культура (И.М.Шаманов)

§17. Поселения, усадьбы, жилища

Историческое развитие поселений и жилища карачаевцев находилось в непосредственной зависимости от географической среды, уровня социально-экономической и политико-идеологической жизни народов. По морфологическим особенностям карачаевские поселения условно подразделяются на поселения:

- «открытого типа» (по долинам рр.Хасаут, Малки, Лахрани, Мушта), примыкающих к этому типу стационарным кошам из каменных и срубных построек, являвшие собой, по сути, типичное горское поселение хуторского типа (къабакъ);

- укрепленные башенными комплексами (напр., селенье Эль-Джурт в верховьях р.Баксана);

- с укрепленными арбазами – монументальными жилищно-хозяйственными комплексами в виде замкнутых срубных строений по периметру крытого двора (башы джабылгъан арбаз) в Большом Карачае.

О разновидностях нагорных кошей-хуторов упоминает автор середины XIX века А.Берже («Краткий обзор горских народов»), когда пишет, что карачаевцы, помимо больших селений, живут еще в «отдаленных пещерах на вершинах маленьких речек, вьющихся из подножья Эльбруса».

В Большом Карачае селение насчитывало к середине XIX века до 1000 дворов – случай уникальный для всего Северо-Западного Кавказа, где типичные горские аулы составляли не более нескольких десятков дворов. К Большом Карачаю прилегали и селенья соседней Дуутской долины (Джазлык, Дуут).

Селения Большого Карачая были разбиты на родовые кварталы (тийре), которых здесь насчитывалось около 200. Почти в каждом из тийре функционировали родовые кладбища, святилища, мечети и т.п. Из-за роста численности населения и нехватки земельных ресурсов, отдельные семьи переселялись из своего квартала и селения в другие места – не только вблизи аула, но и в районе зимних кошей, где образовывали хутора.

После отмены крепостного права у карачаевцев и выделения им части казенных земель происходил процесс переселения в долины рр.Джегуты, Теберды, Мары. Там возникли селения т.н. «Нового Карачая» – Верхняя и Нижняя Теберда (Сынты), Каменномост (Ташкёпюр), Мара, Джегутинское. В 1909 г. появилось седение Воронцово-Карачаевское, или Ак-Кала (нынешний Новый Карачай, кар. Джангы Эл). В них практически не было родовых кварталов. В процессе развития поселений происходила инфильтрация иноэтничного элемента; многонациональными были практически все новые селения.

С этой поры поселения подразделяются на две категории: горные (тау элле) и плоскостные (тюздеги элле).

Тип и характер усадьбы в прошлом всецело находились в зависимости от ландшафтных условий. В горах различались два вида усадьбы – с вертикальной и горизонтальной застройкой. Первый известен в терской части Карачая, например, в Хасауте, где усадьбы были крайне незначительными по площади и располагались на разных уровнях горного ската. Второй вид усадеб преобладал в Большом Карачае.

Особое внимание в горских усадьбах уделялось возведению ограды и оформлению въезда. Известные разнообразные виды оград – из сложенных камней (хунала), тын (агъач буруу), плетень (чалман). В Большом Карачае чаще всего использовался камень, массы которого извлекались при освоении пахотных и сенокосных участков.

В эпоху средневековья строились каменные укрепления составлявшие комплекс феодальной усадьбы, включавший каменный замок (къала).

Но в Большом Карачае гораздо чаще в ту пору строились закрытые усадьбы-укрепления – башы джабылгъан арбаз. Это были монументальные срубные постройки, состоявшие из нескольких жилищных и хозяйственных отсеков /камер/, построенных вокруг крытого двора. Все двери из жилых отсеков выходили в общий двор, из которого на улицу имелся лишь один выход – через единственные мощные ворота (къабакъ эшик, арбаз эшик), наглухо закрывавшиеся на ночь. Внутренний двор перекрывался крышей, опиравшейся в центре на деревянную клеть (беджен). Общая площадь постройки достигала несколько сот квадратных метров и, естественно, такие мощные постройки могли строить лишь «сильные семьи», чаще всего знать и семейные общины.

С присоединением к России и уходом в прошлое эпохи междоусобиц потребность в таких укрепленных усадьбах отпала. Горцы Карачая стали строить усадьбы открытого типа, в которых имелось несколько обособленных построек, в т.ч. и жилищных.

Вне усадьбы возводили мельницы и летние коши. Последние были характерны преимущественно для карачаевцев, которые в летнюю пору переселялись на коши целыми семьями.

За долгие века жилище претерпело существенную эволюцию. Развитие и изменение жилища в горах происходило медленно. Возводимые здесь строения, по мнению архитектора Э.Б. Бернштейна, служили как бы повторением пещерных жилищ. Они были почти лишены каких либо элементов декоративно - художественного значения и имели сугубо конструктивно-функциональный характер и тем самым оставались неповторимыми и уникальными для специалистов, изучающих и истоки всеобщей истории архитектуры.

Наиболее древний из типов жилищ – уллу юй (букв. «большой дом»), которыйсостоял из: а) однокамерного жилища, где в одном помещении ночевали все члены семьи (их чьи постели располагались вокруг очага, топившегося по-черному), а также примыкавших к нему и соединявшихся с ним посредством внутренних дверей: б) комнаты с запасами продукта и скарба (гёзен и гуму); в) помещения для домашнего скота.

В позднем средневековье в Большом Карачае основным типом жилищных построек были срубные дома (тёнгертге юй). Жилищные отсеки в крытых арбазах – очажный дом (от юй), гостиная комната (къонакъ юй), комнаты молодоженов (отоу).

Состоятельные слои населения уже к середине XIX в. жили в 2-3-камерных домах, в которых к большой комнате примыкала и гостиная (кунацкая).

В XIX в. популярность приобрел новый тип жилища – длинный, «суставчатый» дом (уллу от юй), состоявший из нескольких, примыкавших в ряд друг к другу жилых комнат. Создавались они путем пристройки к родительскому дому отдельных комнат женатых семей, имевших отдельные выхода во двор или разные стороны.

С конца того же столетия длинный дом имел галерею вдоль фасада, на которую имелся выход из каждой семейной постройки. Тогда же состоятельные семьи переходили к строительству двухэтажных домов открытого типа: первый этаж отводился под хлев, а второй – под жилье.

Наряду со строительством длинных домов на рубеже XIX-XX вв. в строительную практику входят и новые типы жилища – вариант трехчастного жилища с верандой и одним общим входом.

В конце XIX – начале XX в. под влиянием русской архитектуры городского типа появляется качественно новая планировочная схема: дома квадратного типа с двурядным расположением помещений, состоящих из 4-6 жилых комнат, внутренним коридором и верандами (галереей) по внутреннему и заднему фасаду.

Особым видом деревянного зодчества являлось турлучное жилище, обмазанное глиной. В жилых домах плетение было двурядным, а в хозяйственных строениях – однорядным.

Толчком и распространению домов городского типа послужили общественные строения – школы и правления, появившиеся в 1870-1880-е годы.

Касаясь строительной техники, следует отметить, что в жилищах, сооруженных в XV – XVIII вв., как правило, не было специального фундамента, роль которого выполняла сама каменистая почва или же специально подбираемые смолистые бревна. Появление домов на специальном фундаменте или цоколе в срубной и закладной технике относятся к концу XIX в.

Типы крыш (форма, материал изготовления и т.п.) обуславливались ландшафтными, природно-климатическими условиями. Принято считать, что в местах, обильных осадками крышу делали более крутой, а в сухих (засушливых) – плоской и пологой.

Срубное жилище искони крылось пологой двускатной крышей с соотношением высоты к основанию 1:5. Скаты крыш настилали из толстых плах (или пиленых досок). Первоначально при строительстве сруба пользовались одним топором. Венцы в углах соединялись врубкой «в чашку». Концы бревен сруба снаружи не обрубали, оставляя их на случай крепления стен новой, примыкающей к срубу постройки. Срубы имели земляной покров, толщина которого (до 1 метра) и, в особенности, плотный дёрн служили надежной защитой от осадков. Для усиления прочности, конструкция снаружи подпиралось столбами, а внутри жилища она поддерживалась фигурными подпорками (маймулла – «обезьянки»). На фасаде, обращенном обычно на юг или восток-запад, карниз переходил в плоское перекрытие галереи, тянувшейся по периметру всего жилища.

В конце XIX – начале XX в. под влиянием городской строительной культуры появляются новые кровельные материалы – жесть и дранка, а вместо традиционных форм перекрытий расширяется ареал островерхих двух- и четырехскатных крыш.

Потолков в строгом значении в традиционном срубном жилище не существовало. В домах русского типа с двурядной планировкой и нового кровельного материала появилось потолочное перекрытие (чердак), для которого использовали дюймовые пиленые и отфугованные доски.

В старых жилищах дверной проем (эшик) был очень низким. Дверную коробку сбивали из досок, подтесанных бревен или толстых плах, соединяя их с помощью зарубок. Полотенца дверей вырубали из цельного ствола в одну или две створки.

В крытых арбазах изначально окон (терезеле), выходивших на улицу, не было вовсе и в отсеках обходились скудным светом, проникающим через дымовые отверстия. Впоследствии появились небольшие окна бойничного типа, обтянутые бычьим пузырем. Позднее, со второй половины XIX в., стали распространяться рамочные окна, которые стеклились.

Пол к началу XX в. в традиционном жилище был земляным и, иногда, его уровень был ниже уровня грунта за стеной. Землю создаваемого пола плотно утрамбовывали и сверху обмазывали слоем жидкой глины, смешанной с навозом и соломой. В дальнейшем подобного рода раствором периодически смазывали.

В конце XIX века в связи со строительством домов русского типа появляются и деревянные полы. В общесемейных помещениях, служивших одновременно и кухней, по-прежнему полы оставались глинобитными. Земляные полы повсеместно в жилых комнатах стали уступать дощатым лишь в середине XX в.

Отопление осуществлялось открытым очагом, находившимся первоначально посредине жилища, устраивая в крыше дымоход (оджакъ). Позднее срединный очаг сохранился в кошевых постройках, а в традиционных домах устраивался очаг каминного типа, который располагался слева или справа от входной двери. Такая перемена сопровождалась рядом изменений в конструкции стен жилища. Для дымаря теперь устраивали опорные вертикальные стойки (билек агъач). Стену дома застраховывали от огня выкладкой из камня и обмазывали глиной или устраивали глинобитные ступеньки (къууш). Внутри дымаря вделывались две поперечины (сынджыр агъач), на которые подвешивалась цепь для котла.

Огонь в доме поддерживался постоянно, лишь в случае смерти главы семьи тушили в очаге огонь и снимали с цепи котел. Огонь в очаге служил не только для тепла и приготовления пищи, но и для освещения. Для ночного освещения пользовались сосновыми лучинами (нарат чыракъ), которые устанавливались на светце (чырахтан) у очага.

Ближе к рубежу XX в. популярность приобрели «русские печи» с плитой (орус печ), что качественным образом совершенствовало систему отоплении.

Ведущую роль в организации интерьера играл очаг (камин), который делил жилую площадь на две половины: пространство от входа до очага, «задверье» (эшик арты), и пространство за очагом, где находилась наиболее удаленная от входа, почетная (тёр). Последнюю называли еще “мужской частью дома”, где находилось ложе главы семьи; здесь при отсутствии кунацкой принимали гостей, усаживавшихся с правой стороны от очага.

Над ложем главы семьи, располагавшимся у почетной стены (тёр къабыргъа), почти у самого потолка находилась перекладина, на которую вывешивали выходную одежду и наряды взрослых дочерей. Она закрывалась отрезами из дорогой ткани (джабуу). Ближе к камину вывешивали молитвенный коврик, оружие или музыкальный инструмент.

Вдоль стены устраивали полку (баш тапха), на которую расставляли красивую утварь и посуду. Рядом находились сундуки, поверх которых клали подушки и матрацы (тёшек).

Противоположная к очагу, «непочетная» стена служила местом для уборки постельных принадлежностей. Их прикрывал специальный узорчатый войлок (джыйгъыч кийиз), подвешенный на горизонтально укрепленный шест (къурукъ). У этой стены тянулись полки (тапха) для деревянной посуды. Под ними, внизу – на внутренней завалинке (тыркык) размещали столики для приема пищи (тепси), низенькие скамеечки, большие ёмкости – чугуны, кадушки, кувшины.

В непочетной части комнаты располагались остальные члены семьи, в том числе и хозяйка дома, которая выступала хранительницей очага.

В этой же части помещения находилась дверца, которая вела в кладовую для хранения продуктов, чулан (гёзен). Здесь с крючка балок крыши свешивались деревянные (ыргакъла), на которые вешали разные предметы, переметные сумы (артмакъла).

Помещения женатых сыновей и гостевые комнаты украшались нарядно. В интерьере комнаты молодых была особая занавеска, которой завешивали ложе (тымпылдыкъ). Здесь было большое количество войлоков и украшений, составлявших приданое невесты.

У домохозяек издавна бытовала состязательность в наилучшем украшении жилища и праздничного стола.