Четверг, 25.04.2024, 16:36

Карачаевцы и балкарцы

Ач ит джулгъаныб джатар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§16. Торговля

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава третья. Хозяйство и материальная культура (И.М.Шаманов)

§16. Торговля

Появление частной собственности в Карачае напрямую не порождало рыночного уклада экономики, хотя торгово-обменные связи существовали издревле. Вплоть до присоединения региона к Российской империи «по своей природе натуральное хозяйство горцев не могло иметь и не имело потребности в широких торговых связях с низменностью»373Цит. по: Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии.-Владикавказ: Ир, 2002. с.235.

Основным предметом торговой отрасли выступала продукция, связанная с животноводством. Прежде всего, вывозились овцы карачаевской породы, которых приобретали как на Северном Кавказе (Дагестан, Чечня, Осетия, Кабарде) так и в различных районах Южного Кавказа, в частности, Абхазии и Грузии («частях Душетского и Горийского уездов»374Шаманов И.М. Развитие скотоводства в Карачае в 19-начале 20 в. //Проблемы археологии и историче-ской этнографии народов Карачаево- Черкесии.-Черкесск, 1985.-С.148.

Овец и крупный рогатый скот карачаевцы успешно сбывали, судя по документам XIX в., и в «Рачинский участок» Имеретии. Да и сами грузинские торговцы также «приезжали в карачаевские аулы и выменивали свои товары на скот и продукты скотоводства»375Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.70-71.

Реализовались и изделия домашних промыслов. Так, сведения нач. XIX в. указывают на то, что в Рачу (Имеретия) карачаевцы вывозят «свои домашние и грубые изделия: толстые сукна, войлоки, бурки, чекмени, равномерно пушной товар, приобретая взамен оных соль, бумажные изделия и мелочные вещи, необходимые для домашнего употребления»376Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.70-71. В первой трети XIX в. карачаевцы сбывали за Кавказскую кордонную линию полсти и бурки377Шаховской И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду //РАНК, Т. 1. с.173..

Производство и сбыт бурок, как об этом свидетельствуют источники ХVIII-ХIХ вв., были значительными. В конце XIX в. с одних только трех селений Большого Карачая на рынок уходило свыше 16 тыс. бурок. Если учесть, что в 1867г. в Карачае было изготовлено 1509 бурок и продано 1001, то к началу XX в. население Карачая, вовлеченное в орбиту товарного производства, изготавливало и реализовывало несколько тысяч бурок. Основными покупателями горских бурок, как и ноговиц (ышым), являлись горские евреи, имевшие в селениях лавки с «красным товаром».

У потребителей особенно высоко ценились узорчатые войлоки и изящно качественно выполненные сотканные из шерстяных нитей сукна светло-желтого и коричневого цвета. Горское сукно и сшитые из него черкески шли не только для внутреннего потребления, но и на продажу, в том числе на вывоз (так, в 1867 г. в Карачае было соткано 2932 локтя сукна, а продано – 1364).

Далеко за пределами Карачая и Балкарии: на Кавминводах, в казачьих станицах и даже в Ростове - на - Дону в большом количестве сбывались широкополые войлочные шляпы къанатлы кийиз бёркле.

Одна горянка за два дня «сплошной работы» (затрачивая 3,4 кг чистой шерсти) могла в среднем изготовить 8 полстей, 5 молитвенных ковриков. Таким образом, за 63 рабочих дня женщина могла сделать выручку в 100 руб., что давало 29 руб. прибыли (за вычетом стоимости материала – 71 руб.). Каждая горская семья в среднем за год изготовляла 60 войлочных полстей (по цене 3,5 руб. и при 4 днях работы) и 12 потников к седлу (при цене 90 коп. при 1 дне работы)378Хижняков Б.Е. Описание кустарных промыслов нацобластей Северо-Кавказского края //Труды Северо-Кавказского горского НИИ.-Ростов-на-Дону, 1929. Т. 2. с.114, 120.

Еще в первой половине XIX века в меновые дворы на Кавказской линии карачаевцы вывозили лес. Начиная со второй половины XIX в. широкое развитие в Карачае получил извозный промысел, в котором особое место занял извоз строительного леса и дранки.

«Эксплуатация лесов помогает горцам благополучно выпутываться из казенных, общественных и частных долгов», пишет в 1882 году газета «Кубанские областные ведомости». За один 1880-й год в Карачае было вырублено 114 тыс. брусьев на продажу. Горцы-извозчики поставляли на базары дрова, бревна, древесный уголь, доски, дранку. В связи с этим позднее т.н. Абрамовская комиссия (нач. 1900-х гг.) констатировала: «Многие семьи, если не большинство, существуют тем, что занимаются лесным промыслом. Доставляют ценные строительные материалы на ближайшие рынки, в Кисловодск, Пятигорск, в соседние станицы и селения».

Лес вывозился даже в города Кавминвод через труднопроходимые горные тропы Бийчесына и Бермамыта за 50-60 верст. «Даже со стороны жалко смотреть на эту адскую работу», замечал И.Я. Акинфиев, путешествовавший Югу России в конце XIX в. Не менее изнурителен был сплав леса по ледяной воде верховий Кубани и Теберды на лесопильный завод в ст.Баталпашинской. Путешественник А.Максимов в 1903 г. писал, что сплав леса по горным рекам – «работа подлинно египетская, губящая здоровье». Другой русский автор /псевдоним М.Б./ в начале ХХ в. отмечал: чтобы заработать полтора-два рубля «карачаевец сделает 300 верст и истратит на это 10-13 дней».

Источники той поры указывают на то, что бесконтрольная вырубка наносит огромный ущерб лесному богатству Верхней Кубани. Много леса уходило на скипидарно-дегтярные заводы в Теберде и Худесе, где заготовкой и извозом леса занимались горцы. Немалое количество леса и кустарника истреблялось для зимнего прокорма овец и коз.

Товаро-денежные отношения охватили нагорную часть Верхней Кубани лишь с вхождением данного региона во всероссийский рынок (оно началось примерно с последней четверти XIX в.). Такие отношения вносили заметные, порой качественные изменения в материальную культуру, в семейный быт, в хозяйственный уклад и духовный мир горцев. В селеньях Нового Карачая (Джегутинское, Тебердинское, Маринское, Сентинское, Каменномостское) появились новые типы жилищ, которые в Старом Карачае неизвестны. Речь здесь, прежде всего, идет о турлучных строениях, сохранившихся вплоть до и в первой половине ХХ века379Лавров Л.И. Этнография Кавказа.-Л.: Ленинград. отделение изд-ва “Наука”, 1982. с.44. В старых аулах стали строить заимствованные у русских, казаков типы жилищ.


Примечания.
373 [↑ назад]Цит. по: Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии.-Владикавказ: Ир, 2002. с.235
374 [↑ назад]Шаманов И.М. Развитие скотоводства в Карачае в 19-начале 20 в. //Проблемы археологии и историче-ской этнографии народов Карачаево- Черкесии.-Черкесск, 1985.-С.148
375 [↑ назад]Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.70-71
376 [↑ назад]Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.70-71
377 [↑ назад]Шаховской И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду //РАНК, Т. 1. с.173.
378 [↑ назад]Хижняков Б.Е. Описание кустарных промыслов нацобластей Северо-Кавказского края //Труды Северо-Кавказского горского НИИ.-Ростов-на-Дону, 1929. Т. 2. с.114, 120
379 [↑ назад]Лавров Л.И. Этнография Кавказа.-Л.: Ленинград. отделение изд-ва “Наука”, 1982. с.44