Четверг, 28.03.2024, 18:15

Карачаевцы и балкарцы

Ач келгенни тойдур, кеч келгенни тойдур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Юбилейные заметки
Верхнекубанский календарь культуры 2010 (Юбилеи деятелей науки, образования, искусств, литературы)
Юбилейные заметки

Р.Т. Хатуев, И.М. Шаманов "«Идущий с факелом в ночи…» (к 60-летию А.Х. Кубанова)"



А.Х. Кубанов

В их доме гостили люди не только поэты и прозаики, но и всех мыслимых творческих профессий – музыканты и художники, актеры и балетмейстеры, ученые и педагоги.

Атмосфера, в которой он вырастал, обуславливала то, что именуется непосредственностью мировосприятия. Она формировала его настоящим аристократом духа, утонченная натура которого воспринимала лишь подлинники и не терпела эрзаца.

Вряд ли могло быть иначе: Хамзат Кубанов с Халимат Байрамуковой – не просто родители героя нашей заметки, это талантливые мастера пера, творчество которых восходит к довоенной поре, и давно вошло в учебники карачаевской литературы. Поэтому Арсен, что называется, с молоком матери впитывал светлую, деятельную энергию своих родителей.

Он появился на свет 26 октября 1950 года на просторах тюркских степей Центральной Азии, к таинственной дали которых станет постоянно обращаться в своих научных изысканиях уже годы спустя.

Высшее образование он получил в г.Карачаевске – на филологическом факультете государственного пединститута, который успешно окончил в 1972 году.

Следуя стезе избранной профессии, он стал школьным учителем, причем с недюжинным педагогическим талантом. Без всяких усилий ему удавалось установить узы взаимопонимания с многосложной ученической аудиторией. «Есть контакт!» как говорили в таких случаях…

Некоторое время он работал в областном музее, обширный материал которого позволял вживую соприкасаться с историей сотен поколений насельников этой земли.

В 1980-е гг., работая научным сотрудником Карачаево-Черкесского НИИ истории, филологии и экономики, он неустанно занимался разработкой различных проблем средневековой истории родного края. Обращался за советами к старшим коллегам, в числе которых были археологи Е.П. Алексеева и Х.Х. Биджиев, этнограф И.М. Шаманов и историк Р.С. Тебуев, языковед С.Я. Байчоров и др.

Им привлекались все доступные для тогдашнего исследователя (в провинции это было сделать исключительно трудно – вся надежда порой возлагалась на спасительный МБА, межбиблиотечный абонемент). Он публиковался в научных сборниках НИИ, а годы спустя, на основе лишь малой части изученного материала, издал небольшую по объему, но весьма интересную книгу «Очерк средневековой истории карачаевцев и балкарцев» (1995 г.). Она должна был стать изложением замышляемого им обширного труда…

Кроме того А.Х. Кубанов развивал и другие формы просветительской деятельнос¬ти, включая популяризацию исторических знаний в периодической пе¬чати. Большое внимание его привлекали фигуры русских деятелей, имена которых прочно запечатлены в памяти карачаевцев (отсюда и его большая статья о Н.Г.Петрусевиче, биографию которого Арсен Хамзатович изучал, можно сказать, вдохновенно).

Ему принадлежит немалая доля заслуги в усилиях по культурной реабилитации своего народа, в том числе и в становлении созданного в 1995 году Фонда «Алам», позднее переименованного в Историко-культурное об-щество «Аланский эрмитаж», где возглавлял один из отделов, был рецензентом печатных изданий этого научного клуба.

Нами уже отмечалось, что весьма слабо изучена деятельность А.Х.Кубанова как прозаика и журналиста, а ведь он стоял у истоков свободной прессы в Карачаево-Черкесии, где издавал одну из первых независимых СМИ).

В 2004 году ИКО «Аланский Эрмитаж» издало книгу А.Х.Кубанова «Ассия и Асгард на Кавказе, или по следам Т.Хейердала (240 с.), в которую были включены очерки и заметки исследователя. Нашего внимания в ней заслуживает целый ряд идей, высказанные автором относительно алано-асской проблемы.

Так, была не только высказана, но и убедительно обоснована (включая ссылки и на древнерусские источники) мысль о том, что асы и болгары – один и тот же народ, что не согласуется с господствующей точкой зрения о тождестве асов и алан.

Кроме того Арсеном Хамзатовичем была высказана гипотеза идея о том, что «Аланские ворота» – это не Дарьяльское ущелье, а стратегический проход между двумя крепостями, Хумаринской и Каракентской, построенными друг напротив друга по обоим берегам верхней Кубани. Впервые проводятся некоторые, не высказывавшиеся никем любопытные этнографические параллели между асами и карачаево-балкарцами...

Немалым фактором творческой плодотворности был счастливый семейный тандем. Его начинания всецело поддерживала супруга Земфира Борисовна (кстати, в текущем году – и её юбилей, с которым, пользуясь случаем, искренне поздравляем). Эта талантливая женщина сама много сделала на просветительском поприще: ей принадлежат публикации по актуальным вопросам педагогики, проблемам воспитательного процесса, сохранения горских тра¬диций. З.Б.Кубанова – составитель и издатель весьма востребованной тогда книги «Мусульманские праздники, пища и календарь» (1991). Она рецензировала нескольких учебников по родной литера¬туре, и, одной из первых среди учителей советской Карачаево-Черкесии, стала проводить мероприятия, посвящен¬ные депортации карачаевского и балкарского народов.

Арсен Хамзатович обладал яркой индивидуальностью, исключительно своеобразным шармом. Цитировать себя не хочется, но приходится, когда не можешь свою мысль высказать лучше. «Он обладал, - пишут К.-М.И. Алиев и автор этих строк в послесловии к книге Арсена Хамзатовича, - исключительным своеобразием, многогранно¬стью характера. Трудно воспроизвести и даже передать его особый, неповторимый «арсеновский» стиль общения. В нем был сплав виртуозного остроумия, элементов природного артистиз¬ма, легкой иронии, иногда с вкраплениями «черного юмора», жгучего, порой испепеляющего сарказма, с которым он отно¬сился к трудностям жизни и к самому себе».

Он умер 31 октября 2002 года и покоится близ могилы своей матери Халимат Башчыевны на мусульманском кладбище г.Черкесска (у микрорайона Юбилейный). Дочь Айшат и сын Эльдар не только свято берегут память об отце, но и каждым своим делом достойно воплощают идею достойной преемственности поколений. Искренне желаем им и Земфире Борисовне крепкого здоровья, счастливой и долгой жизни.