Среда, 24.04.2024, 14:47

Карачаевцы и балкарцы

Къой бёрю бла шуёх болмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Юбилейные заметки
Верхнекубанский календарь культуры 2010 (Юбилеи деятелей науки, образования, искусств, литературы)
Юбилейные заметки

Э.А. Темирбулатова "Неутомимая (к 50-летию доктора исторических наук З.Б. Кипкеевой)"



З.Б. Кипкеева

В плеяде ярких представителей карачаево-балкарских исследователей постсоветского времени она занимает, пожалуй, особое место. Ну, хотя бы потому, что она – первая карачаевская женщина, удостоенная докторской степени по историческому кавказоведению.

В еще большей мере потому, что она – первая северокавказская исследовательница, издавшая научную трилогию по истории этнических миграций народов Юга России в новое время. И, наконец, она из тех редких женщин, кто сочетает в себе священный дар материнства с большим талантом ученого.

Зарема Борисовна родилась 2 марта 1960 года в семье горских тружеников. С детских лет она воспитывала в себе целеустремленность и поступательность – качества, которые позволили добиться тех успехов на научном поприще.

Высшее образование она получила на филологическом факультете Карачаево-Черкесского госпединститута, где застала представителей первого послевоенного поколения местных ученых – М.А.Хабичев, Р.Н.Клычев, А.А.Суюнчев, Х.-М.Хаджилаев др. Эти седовласые наставники, давшие путевку в жизнь тысячам выпускникам факультета, на всю жизнь приобщили основным нормам научной жизни – системности в использовании знаний, критичного подхода к используемым источникам, последовательности в освоении материала. Первые её шаги в историологии был связаны с проблемой изучения процесса формирования карачаево-балкарской диаспоры в дальнем зарубежье (на территории исторической Османской империи), различных аспектов нынешней жизни соплеменников в Турции. Актуальность темы была к тому времени совершенно очевидна, поскольку в историографии не было ни одного основательного и комплексного её исследования. Для сбора полевых и документальных материалов З.Б.Кипкеева неоднократно бывала в местах компактного расселения карачаево-балкарцев. Именно итогам таких исследований была посвящена ее кандидатская диссертация, успешно защищенная в 2000 году, а также первая монография «Карачаево-балкарская диаспора в Турции», изданная Ставропольским госуниверситетом в 2001 г.

Сложность труда Заремы Борисовны следует оценивать с учетом того, что никто из трех её детей к тому времени еще не достиг совершеннолетия, и заботливой матери каким-то чудом удавалось сочетать качества заботливой матери и пытливой исследовательницы. Её личные качества и заслуги здесь сочетались с Божьей помощью и надежным плечом супруга – Назима Кипкеева, не только талантливого бизнесмена, но и общественного деятеля, лидера карачаево-балкарской общины Ставрополя.

Следующий этап в творчестве нашего замечательного историка связан с более масштабной темой – миграционными процессами, происходившими у народов Центрального и Северо-Западного Кавказа в период их вхождения в состав Российской империи. Научное признание было убедительным, что и подтвердилось блестящей защитой докторской диссертации (2007 г.), а затем и издание тематической трилогии, посвященной проблеме миграций указанного периода, и состоящей из книг «Абазины Северного Кавказа: внутренние и внешние миграции в XVIII – XIX веках» (2005), «Народы Северо-Западного Кавказа: миграции и расселение /60-е годы XVIII в. – 60-е годы XIX в./» (2006), «Северный Кавказ в Российской империи: народы, миграции, территории» (2008).

Было бы неправильным обойти то, что защите докторской диссертации яростно, но тщетно пытались противодействовать остепененные националисты одной из соседних республик. (Кстати, из той самой республики, чей представитель за несколько лет до этого написал докторскую диссертацию, оправдывавшую депортацию народов Северного Кавказа, включая карачаево-балкарцев). Бурная реакция оппонентов вполне объяснима убедительностью доводов ученой (документально подтвержденных по каждому из выдвигаемых тезисов). Эти доводы пресекают возможность фальсификаций типа «малой Кабардинской империи», но равным образом её же работы не оставляют шансов и для спекуляций приверженцев «пантюркизма» и «тюркской доминанты».

По этой причине исследовательница попадает под перекрестный огонь с обеих сторон фронтов историографических и картографических войн, откуда в её адрес звучат обвинения в принадлежности к «прорусской партии», олицетворяемой фигурой профессора В.Б.Виноградова. Согласитесь, на хрупкие женские плечи ложится тяжкий груз, который и не всякий ученый-мужчина вынесет. Тем не менее, наша «железная леди» достойно несет эту ношу, ни разу не позволяя себе срываться и ответить в тех же истерических форма, которые используют её оппоненты из числа так называемых мужчин. Кстати, упомянутый профессор В.Б.Виноградов, как и, ныне покойный, профессор А.В.Авксеньев, ряд других русских историков действительно выражали уважительное отношение к молодой карачаевской исследовательнице, которая, оставаясь горячим патриотом своего народа, всегда проявляла холодный рассудок на научном поприще.

З.Б.Кипкеева, пишет профессор Виноградов, «будучи историком строгим самостоятельным, обозначает, мотивирует и исследует сложную проблему формирования этнического состава основного нынешнего населения Карачаево-Черкесской Республики через призму едва ли не впервые устанавливаемых и сводимых воедино событий XIX в. в жизни карачаевцев, казаков, ногайцев, черкесов, абазин, определивших под эгидой и с прямым (мирным и силовым) участием России». Труд ученой, продолжает Виталий Борисович, «наглядно иллюстрирует один из способов развития соответствующей, давно назревшей, устремленности в изучении всего бассейна р. Кубань». В известной мере Зарему Борисовну можно отнести к «школе Виноградова», которая, пожалуй, больше и лучше всех других персонифицированных научных сообщества Северного Кавказа делает в плане укрепления и развития русско-горских отношений в регионе.

Несмотря на многолетний опыт пребывания в условиях исследовательских баталий, методологических коллизий, идейного противоборства, на беспрерывные нападки и эмоциональный прессинг, она остаётся глубоко женственным «бойцом от науки». Выражаем надежду, что её талант историка и её гражданская позиция еще долгие годы будут служить благородному делу научного и общественного просвещения народов Северного Кавказа. Одновременно с этим мы высказываем и свои искренние пожелания семейного счастья, подлинного благополучия, творческого и жизненного долголетия.