Четверг, 18.04.2024, 07:50

Карачаевцы и балкарцы

Мени бёркюмю тюбюнде менден онглу джокъду.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Юбилейные заметки
Верхнекубанский календарь культуры 2010 (Юбилеи деятелей науки, образования, искусств, литературы)
Юбилейные заметки

А.Б. Семенова, А.Х. Семенов "«Оригинальнейшая образность…» (60 лет поэту А.М. Бегиеву)"



А.М. Бегиев

Литератор с широким диапазоном дарований, поэт и переводчик, публицист и организатор национальной печати, как и все его известные сверстники служителей Парнаса из Карачая и Балкарии появился на свет на чужбине. Это было на закате сталинской тирании – 19 октября 1950 г. в селе Первомайское Ивановского района Киргизской СССР.

Среднюю школу окончил по возвращении на Кавказ – в балкарском селенье Верхняя Жемтала.

Высшее образование Абдуллах Мустафаевич получил на историко-филологическом факультете (русско-балкарское отделение) Кабардино-Балкарского госуниверситета (1969-1974).

Последующие годы его судьба связана со средствами массовой информации – в Госкомитете КБ АССР по телевидению и радиовещанию (1974-1975, переводчик; 1982-83, ст. редактор), в республиканской газете «Коммунизмге жол» (1975-80, корр.).

В 1983-1985 гг. он получил второе образование на Высших Литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького Союза писателей СССР (г.Москва). По возвращении в Нальчик - литературный консультант Союза писателей Кабардино-Балкарии.

В 1991-1998 гг. он возглавлял литературно-художественный журнал «Минги Тау» (вначале редактор с 1993-го – главный редактор).

После этого работал в должности ст. научного сотрудника Мемориала жертв политических репрессий балкарского народа (2002-2008).

С января 2008 г. по настоящее время А.М. Бегиев является сопредседателем Правления Союза писателей КБР.

К поэтическому творчеству А.М.Бегиев приобщился с юных лет и к настоящему времени является автором свыше 10-ти сборников стихов, выступающих явлением в карачаево-балкарской литературе. Из них следует отметить «Игиликге ийнаныу» (С верой в доброе) /Нальчик, 1979/, «Кёзиу»(Черед). /Нальчик, 1984/, «Танг бла тенг тургъан жырчыкъ» (Песенка, родившаяся вместо с рассветом). /Нальчик, 1989/, «Слово» /Нальчик, 1986/, «Весенний дождь» /М. 1987/, «Бет» (Совесть). /Нальчик/, «Сёз» (Слово)» «Таш бора» (Эхо камня) /Нальчик, 2003/, «Бармакъ ызларым» (Отпечатки пальцев) /Нальчик, 2008/, «Мен сёз айтдым (Я сказал слово)» /Нальчик, 2010, в печати/.

Его поэтический дар получил высокую оценку Кайсин Кулиева, который еще в 1979 г. отмечал: «Его стихи, при своем глубоком содержании, актуальности, гражданственности, радуют своей прекрасной формой, большой эмоциональностью и непосредственностью, оригинальнейшей образностью». Согласимся, не всякий из наших стихотворцев удостаивается такой оценки из уст (или пера, если угодно) великого поэта России.

Именно Абдуллахом – впервые в истории карачаево-балкарской литературы – были собраны и изданы стихи религиозно-философского плана, включая зикры. В данной связи особого внимание заслуживают его книги исследований, сборники, связанные с именем Кязима Мечиева, в т.ч. «Кязим» /Нальчик, 1996/, «Дин китабы (Религиозно-философские произведения Кязима Мечиева)» /Нальчик, 2002/, «Кязим (Избранные произведения К. Мечиева с комментариями)» /Нальчик, 2009/.

Вообще-то произведения К.Мечиева и другого классика национальной литературы, Исмаила Семенова (поэма «Акътамакъ»), не издававшиеся в советское время по цензурным мотивам, впервые вышли в свет именно благодаря усилиям А.М.Бегиева.

Известен его многолетний, упорный труд по сбору стихов безымянных народных сказителей, созданных ими в годы депортации (1943-1957 гг.) и отражающих геноцид карачаево-балкарского народа, осуществленный коммунистическим режимом. Абдуллах Мустафаевич издал сборник таких стихов под названием «Я – свидетельствую». Им же был подготовлен и издан сборник стихов Аката («Знак»), погибшего в изгнании, чье творчество считается уникальным явлением в карачаево-балкарской литературе.

Он получил широкое признание и как переводчик, в качестве коего он осуществил переводы сказок А.С.Пушкина (1991, 1997), произведений великих поэтов Востока (Ю. Эмре, А. Есеви, Омара Хайяма, Джами и др.), а также татарский эпос «Идигей».

Член Союза писателей с 1982 года. Удостоен почетных званий «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан» (2003). Его книга «Идегей» была названа лучшей книгой года Ассоциацией книгоиздателей России.