Верхнекубанский календарь культуры 2010 (Юбилеи деятелей науки, образования, искусств, литературы) Юбилейные заметки |
…Ягненок вырвался из рук малыша и опрометью бросился к косогору. За любимцем, путаясь ножками в густом сухостое, побежал трёхлетний Ибрагим. Но путь преградил покрытый инеем ствол автомата – и разревевшийся было малыш застыл с полуоткрытым ртом. Подоспевшая мать, подняв ребенка на руки, поспешила к дому, где небольшой кучей лежал дорожный скарб. Таковым остался в памяти героя нашего очерка ноябрь 43-го года. Да, да этот эпизод с ягненком, увековеченном в фильме Х.Эркенова «Холод», произошел именно с ним и именно тогда – в селенье Учкулан, откуда семью Шамановых выселяли на далекую чужбину…
Второй фрагмент, запечатленный в детской памяти, – полумрак «телячьего» вагона, в котором его семья (и он на коленях своей бабушки) выселялись на Восток. Кто-то сказал слово «Сталинград!» – и бабушка устремилась к небольшому отверстию, сквозь которое виднелись снежные просторы. Почему она так поступила, Ибрагим узнал повзрослев – именно под Сталинградом погиб один из ушедших на фронт сыновей бабушки – Салит. Другой её сын, Хасан, пропал без вести у Бреста в 1941 г., еще один, Юсуф, пал в бою у Керчи. Их самый младший брат, Халит, был демобилизован по болезни и умер на следующий год. Так из 5-ти сыновей Муссалия Шаманова пережил войну лишь один – Магомед, отец героя нашего очерка. Глубину горя своей бабушки Ибрагим осознал много лет спустя после езды в том вагоне. Равным образом это касается и осознания масштабов преступления Государства перед народами, чьи дети отдавали свои жизни за свободу и независимость своей страны.
***
Ибрагим Магомедович родился 1 января 1940 года в семья Магомеда Муссалиевича Шаманова и Асият Караевны, урожденной Бостановой. В местах насильственного выселения их семья неоднократно перемещалась из одного населенного пункта в другое, пока в 1947 г. не обосновалась в казахстанском селе Гродеково (Джамбульская область). Именно здесь он получил – вместе с золотой медалью – среднее образование. По возвращении на родину, он поступил в Карачаево-Черкесский госпединститут (КЧГПИ), который успешно окончил в 1963 г. Как и десятки тысяч других молодых специалистов, И.Шаманов прошел 2-летнюю службу в Вооруженных силах СССР (ракетные войска, Псковская область, Прибалтика).
Осетинский этнограф Б.А. Калоев (в центре) и его молодые коллеги из Карачая – И.М. Шаманов (справа) и К.М. Текеев
Вернувшись из армии, он короткое время работал завучем Учкуланской средней школы, после чего поступил в аспирантуру престижного Института этнографии Академии наук СССР. Здесь, в столице он постигал основы фундаментальной науки у мэтров отечественного кавказоведения – Валентина Гарданова (1908-1989), Леонида Лаврова (1909-1982), Бориса Калоева и др.
Блестяще защитив диссертацию (1971 г.), молодой кандидат исторических получил возможность остаться работать в Институте этнографии, но по семейным обстоятельствам (болезнь отца) был вынужден вернуться в Карачаево-Черкесию. Функционировавший в автономной области НИИ считался исключительно престижным учреждением, прием в который осуществлялся партийными бонзами из обкома КПСС. Последние не проявляли восторга от обретения квалифицированного и остепененного этнографа – кстати, первого из представителей Карачая. Поэтому И.М. Шаманов стал работать в должности старшего преподавателя КЧГПИ, где, напомним, тогда еще не было исторического факультета. Оттуда в конце 1972 года он перешел в КЧНИИ, где проработал 17 лет в должностях старшего научного сотрудника, а затем зав. сектором археологии этнографии (с 1983 г.), зав. сектором этнографии (с 1986 г.). Именно в ту пору при его активном и деятельном участии в 1978 г. был издан первый в истории историко-этнографический очерк монографического плана «Карачаевцы». Авторы этого фундаментального труда подвергались давлению со стороны партийно-идеологического аппарата, поэтому в книгу не вошли многие ценные материалы, собранные и подготовленные к изданию. Но даже этот, сильно усеченный труд стал большим событием в жизни карачаевского народа.
В годы «перестройки» он решил вернуться в вузовскую среду и вновь стал работать в КЧГПИ: с 1989 г. – доцент, с 1992 г. – и.о. профессора кафедры всеобщей истории. Кстати, автору этих строк с ним посчастливилось познакомиться с ним именно на этой кафедре (где в 1992-1994 гг. трудился преподавателем-почасовиком). Позднее Ибрагим Магомедович перешел на работу в Карачаево-Черкесский технологический институт, где в 1995-2001 гг. трудился в должности и.о. профессора кафедры истории и культурологии (затем – истории и политологии). Здесь же он работает и сейчас.
В 2003 г., когда усилиями научной общественности был восстановлен Карачаевский НИИ, ученые института единогласно избрали своим директором именно И.М. Шаманова. За годы его руководства этим НИИ было издано свыше 35-ти книг, и по этим показателям данная исследовательская организация далеко обошла все научные структуры Карачаево-Черкесии.
Заслуги Ибрагима Магомедовича получили и получают высокую оценку как со стороны государства, так и общественности. Он был награжден медалью по случаю 20-летия Победы в Великой Отечественной войне (1965), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2009), почетной грамоты Министра просвещения РФ, а также удостоен общественных наград – медали М.Ю.Лермонтова (2004), медали «За заслуги», медали по случаю 90-летия Героя Советского Союза А.Ю.Байсултанова (2009). Носит ученое звание старшего научного сотрудника, а также общественное звание академика – действительного члена Международной Тюркской академии.
Плодотворная пора – с коллегами из КЧНИИ. Сидят (слева направо): А.Х. Карданова, Е.П. Алексеева, Л.З. Кунижева. Стоят (слева направо): Р.Х. Керейтов, И.М. Шаманов, А.Х. Татаршао, Х.Х. Биджиев, Р.С. Тебуев.
И.М.Шаманов является основоположником целого ряда научных направлений современной карачаево-балкарской этнографии, в первую очередь – области исследования обрядово-культовой жизни.
Именно он первым осветил основные циклы обрядности – охотничий («Охота и охотничьи обряды в Карачае», 1971), календарный («Народный календарь карачаевцев», 1974), брачный («Брак и свадебные обряды карачаевцев», 1979), детский («Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка», 1980), хозяйственный («Традиционное и новое в ритуальных играх косарей Карачая и Балкарии», 1985) и др.
Именно он первым выявил, систематизировал и подверг научному анализу материалы по реликтам реликты монотеизма в карачаево-балкарском языческом пантеоне и древнетюркский пласт в традиционных верованиях своего народа: «Тенгрианство в Карачае и Балкарии и вопросы этнокультурных связей» (1980), «Древнетюркское божество Тейри (Тенгри) в Карачае и Балкарии» (1982), «Переживания древнетюркских религиозных воззрений в Карачае и Балкарии» (1988) и др.
1990-е годы. Борьба за реабилитацию народа. Собрание общественности в г.Карачаевске. В первом ряду: Х.Х. Биджиев (слева) и И.М. Шаманов. Во втором ряду (слева направо): член Союза писателей СССР Н.А. Хубиев, старейшина С.-А. Эбзеев, член Союза писателей СССР А.И. Семенов
Выявленный им мощный пласт христианизмов в народном календаре карачаево-балкарцев (имена 8-ми христианских святых: св. Андрей, св. Васи-лий, св. Теодор/Феодор, св. Параскева, св. Николай, св. Георгий, св. Мария, св. апостолов) стал одним из важнейших аргументов в пользу наличия у них весомого аланского наследия. Кроме того, то, что факт наличия христианских элементов в календаре у карачаево-балкарцев оказало больше, чем у осетин, позволил подтвердить, что запад Алании был христианизирован сильнее её восточной части.
Особого упоминания заслуживает исследовательский вклад И.М. Шаманова в освещение проблем экономической истории Карачая и Балкарии («К истории домашних промыслов карачаевцев»; «Ското¬водство и хозяйственный быт карачаевцев в ХIX-XX вв.», «Коши и кошевые товарищества в Карачае и Балкарии», «Молочное хозяй¬ство в Карачае», «Развитие животноводства в Карачае в ХIX-XX вв.» и др.).
Значительное место в работах И.М. Шаманова занимают биографии деятелей культуры народов Северного Кавказа, опубликованные в разных изданиях, включая научные статьи об У.Алиеве (1991), И.Карачайлы-Хубиеве (1984, 1995, 1999), И.Тамбиеве (1995, 2002, 2003), Х.Байрамуковой (1987), И.Мизиеве (1999), К.Хетагурове (1990), Н.Петрусевиче (1991) и др.
Первым из отечественных ученых-карачаевцев он предпринял изучение карачаевской диаспоры в Турции, по результатом чего издал сообщения в материалах научных конференций («Из поездки к турецким карачаевцам», «Некоторые аспекты этнокультурных процессов карачаевцев, проживающих в Турции» 1990, «Карачаево-Балкарская диаспора в Турции», 1992).
Он принял участие во многих международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных форумов (в т.ч. четырех всемирных съездов тюркологов в Ташкенте, Фрунзе, Алма-Ате, Ашхабаде), научно-исследовательских экспедиций, в т.ч. и за рубежом (в частности в Турции).
Ему принадлежит около 130 научных публикаций, книги «В верховьях Кубани» (1987), а в соавторстве – таких монографий как «История народов Северного Кавказа» (т.2), «Карачаевцы» (1978), «Наказаны по национальному признаку» (1999), «Карачай с древнейших времен до 1917 г.» (2009).
Кроме того он является составителем ценных сборников историко-документальных источников «Экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии. 1790-1917» (в соавторстве, 1985), «Карачаевцы: выселение и возвращение. 1943-1957» (в соавторстве, 1993). Его труды публиковались в журналах и периодических сборниках АН СССР («Советская этнография», «Полевые исследования археологов», «Кавказский этнографический сборник»).
Работы И.М. Шаманова включены в важнейшие отечественные энциклопедические издания последней четверти века, включая «Народы мира» (1988), «Искус¬ство народов мира» (1989), «Народы России» (1994), «Народы и религии мира» (1998). Кроме того его работы опуб¬ликованы и за рубежом – в научных изданиях Болгарии, США (1994), Турции (1998, 1999), Казахстана (1990), Киргизии (1988), Туркмении (1988, 1993), Узбекистана (1980), Украины (1992).
Следует подчеркнуть, что ни одна современная работа по истории и этнографии Карачая эпохи позднего средневековья и нового времени немыслима без опоры на итоги научной деятельности Ибрагима Магомедовича. В принципе, считается несерьезной любая работа по карачаево-балкарской этнографии, если в ней нет ссылок на труды замечательно кавказоведа.
Более чем 40-летний опыт исследовательского подвижничества сделал И.М.Шаманова неоспоримым лидером историко-этнологического сообщества Карачая и Балкарии, а также бесспорным научным авторитетом российского этнографического кавказоведения. Пользуясь случаем, просим Всевышнего надолго продлить годы нашего выдающегося коллеги и наставника, укрепить ему здоровье, даровать непреходящее семейное счастье.