Четверг, 28.03.2024, 15:53

Карачаевцы и балкарцы

Эринчекге бюгюнден тамбла тынч.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§13. Животноводство

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава третья. Хозяйство и материальная культура (И.М.Шаманов)

§13. Животноводство

Ведущей отраслью экономики дореволюционного Карачая являлось скотоводство, которое в системе жизнеобеспечения с древнейших времен играло ключевую роль. Оно служило мерилом социального статуса горцев: Малы джокъну кюню джокъ (букв. «У кого нет скота, у того и дневного света»).

Отгонная (яйлажная) система скотоводства наилучшим образом была приспособлена к условиям местности и давала возможность максимального использования кормовых ресурсов, относящихся в Карачае к трем природным зонам: горной (субальпийской и альпийской), предгорной и равнинной.

О развитом в прошлом скотоводстве убедительно свидетельствуют археологические материалы средневековых городищ – Нижне-Архызского, Верхне-Тебердинского, Гилячского и др. Археологами также выявлены средневековые кошары (в том числе внушительных размеров пещерные загоны) в верховьях рр.Урупа, Лабы, Зеленчуков, Теберды, Уллу Кама, Подкумка и др. В них встречаются предметы хозяйственного быта – ножницы для стрижки овец, удила, псалии, стремена, предметы сбруи, фрагменты одежды из шерстяных тканей, кожаных и шерстяных изделий местного производства и т.д.

Хозяйственные способности карачаевских животноводов получали высокую оценку еще в дореволюционный период, в том числе и в прессе. Обладая наблюдательностью, пишет корреспондент газеты «Казбек» Аргус, «и превосходно зная топографию местных высот, их естественные особенности, карачаевцы успешно и с несомненно разумной предусмотрительностью пользуются природными особенностями гор, изучив все это до тонкости; народ этот знает, в какое время года и куда перегонять скот для пастьбы».

«Карачаевцы, - пишет молокопромышленник А.А.Кирш (1880 г.), - действительно замечательные скотоводы, никто лучше их не знает, где и в какое время года и даже дня лучше всего пасти свою скотину».

Каждый вид скота у скотоводов пользовался особым уходом. Для этого раздельно формировались стада крупного и мелкого рогатого скота, раздельно содержались бараны, яловые и подсосные овцематки. Телят выращивали на подносе. В основе разведения мелкого и рогатого скота лежало стадное беспривязное содержание, поэтому в каждой хозяйственной точке имелось несколько отар и стад. Практиковался самопас крупного рогатого скота и лошадей «На всем пространстве, обитаемом Таулу и Карачай, - пишет М.З. Кипиани (1884 г.), - летом рогатый скот ходит почти без присмотра и никто никогда его здесь не тронет. Население этих племен отличается замечательной честностью…». Ветврач А.А. Атманских в начале ХХ в. отмечает, что «иногда дойные козы и овцы выпасываются без пастухов и сами в определенное время приходят на кош».

От хорошего пастуха и чабана требовалось знание психологии животных, родословной, меток своих и соседних кошей, трав и воды на территории пастбищ. Опытные пастухи знали режим подачи соли и водопоя, ориентировались в погодных приметах, а в местах выхода минеральных вод чабаны и пастухи заметили, что у скотины, часто пьющей минерализованную воду, «сильно растут рога».

Хозяйственный цикл скотоводов начинался с весны: с середины марта скот выводили из зимних кошей на подножный корм и на первую зелень (джаз кёкге чыгъыу). В конце апреля стада возвращались к зимовникам (къышлыкъла), где к этому времени также пробивалась зелень. Здесь проходила страда окота овец. С конца мая до середины июня скот перегоняли на летние пастбища (джайлыкъла), а с ним туда же перемещалась в течение летних месяцев основная часть горского населения. Правда, на отдаленные от селения коши (напр., на Бийчесынское плато) женщины не выезжали.

В начале сентября стада начинали спускаться в низовья, так как на границе ледников первый снег нередко выпадал уже в конце августа, а к концу сентября снежный покров закрывал перевалы и ложился на главные субальпийские пастбища – Бийчесынские, Покун-Сыртские, Бурушсыртские и т.д. К этому времени в местах зимовок скота в основном завершалась сенокосная страда и сюда возвращались стада овец. Здесь проходили стригальный сезон, после чего проводился отбор скота (мал айырыу), предназначенного на продажу и т.н. «осенний забой» (къач согъум).

Обычно к концу ноября скот возвращался к местам зимовий, куда к тому времени свозились запасы сена. Та часть скота, которая зимовала исключительно на подножном корму, определялась в свои зимовники (къаудан къышлыкъла), находившиеся в землях станиц Терской и Кубанской областей.

Обустроившись в зимовниках скотоводы производили запуск баранов к овцематкам, который завершался к середине декабря.

Животноводческий уклад жизни оказал воздействие на нормативную систему, где функционировали нормы испольщины в аренде и выпасе скота /ортакъ/, разработаны «кошевой порядок» /къош мизам/, «кошевой обычай» /къош адет/.

При договоре о выпасе скота использовались нормы распространенного в Карачае правового института испольщины (ортакъ). Он существовал в нескольких разновидностях: «ортак с прибавкой» (къошхан ортакъ); «ортак без прибавки» (къошмагъан ортакъ), «чегемский ортак» (чегем ортакъ); «баксанский ортак» (басхан ортак). Все они представляли собой краткосрочный договор (къысха болжаллы) сроком на 1-3 года или долговременный договор (узакъ болджаллы) сроком на 5-10 лет, заключавшийся между работодателем и наемным работником. Изначально договор выступал в форме устного соглашения (И.Иваненков и М. Ковалевский), а ее технической составной выступала палочка-бирка (кертик ёлчем).

По мнению исследователей, широкое распространение ортака было связано с развитием торгового скотоводства и наличием свободных работников, развитием отходничества среди соседних народов. Так, например, М.З. Кипиани сообщал, что «рачинцы отдают даже своих мальчиков в сужение горцам… на самых выгодных для себя условиях … Мальчик изучал язык и заводил знакомство и близкие отношения с карачаевцами, что очень важно для него, так как опираясь на них, он впоследствии может вести торговлю». Точно также карачаевцы из числа сельского пролетариата в поисках сезонных работ уходили в казачьи станицы и экономил в качестве пастухов, косарей и табунщиков. Горцы слыли среди русского населения опытными скотоводами и их охотно привлекали в наемные работники.

В царский период в развитии животноводства Карачай опережал практически все регионы нагорной части Кавказа. Авторы XIX в. отмечают, что у карачаевцев «главный промысел – скотоводство»351Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа //РАНК, Т.1. с.213-214., которое носило отгонный характер.

Штабс-капитан Забудский (1851 г.) констатировал, что у карачаевцев скотоводства «составляет все их богатство» и, судя по его данным, накануне крестьянской реформы в Карачае в среднем на один двор приходилось 79 голов скота.

В 1867 г. в Карачае на 14,7 тыс. чел. населения352Невская В.П., Социально-экономическое развитие.., С.106 приходилось свыше 225 тыс. голов скота, в т.ч.: лошадей – 13 625, крупного рогатого скота (КРС) – 30 150, овец – 181 471353Невская В.П., Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке: Доеформенный период.., С.25, 28. Иными словами на одного карачаевца – от грудного ребенка до глубокого старца – приходилось более 6 голов скота.

К началу ХХ в., по данным т.н. Абрамовской аграрной комиссии, Карачай занимал первое место на Кавказе по количеству скота на душу населения (по 127 голов на двор!), а всего в 11-ти карачаевских селеньях было следующее количество скота:

1908 рост поголовья по сравнению с 1867г.
Лошадей 33 758 2,5 раза
КРС 125 027 4 раза
Овец и коз 657 716 3,6 раза
Всего 816 501 3,6 раза

Удельный вес Карачая в скотоводстве Баталпашинского отдела составлял в сер.1890-х гг. составил (тыс. голов):354Невская В.П. Карачай в XIX веке. Под общей редакцией И.М. Шаманова //Жур. «Ас-Алан».-М., 2002.-№1(6), с.328, 329.

в отделе в Карачае
Лошадей 78,4 15,3
Крупного рог. скота 277,7 59,3
Овец 1004,4 241,3

Иными словами, насчитывая, по Всероссийской переписи 1897 г., карачаевцы, составлявшие лишь 12% (26,9 тыс. чел. из 215,4 тыс.) населения Баталпашинского отдела355Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.-СПб, 1902. Т. 65 (Кубанская об-ласть)., содержали и владели до 25% поголовья основных категорий животноводства отдела.

Карачай получил известность своим племенным скотоводством, который отражает многовековой опыт народной селекции. Большое развитие получило племенное овцеводство, которое основывалось карачаевской породе овец (къарачай къой), относящихся к группе курдючных (жирнохвостых). Вес их курдючного сала доходил до 15 кг. Ароматный вкус мяса этих овец во многом зависел от состава горных трав на лугах и пастбищах, а также источников водопоя. По мнению специалистов в составе хвостового жира не прослеживается концентрация холестерина.

Специалисты отмечают способность неприхотливых овец данной породы к быстрому нагулу за сезон. Отмечается, что они были «превосходно приспособлены для жизни в горных, сильно увлажненных местах с каменистыми крутыми склонами», не подвержены к заболеванию. За лактационный период овцематки без ущерба для развития молодняка давали в среднем до 60 литров молока, содержащего свыше 7-8% жирности. Такая высокая молочность карачаевских овец вкупе с еще с большей молочностью коз служила прочной базой сырья для изготовления сыра (брынзы) и молочных продуктов – кефира и айрана.

Отмечая, что у карачаевцев «главное богатство состоит в рогатом скоте», князь И.В.Шаховской (1834 г.) добавляет: «и баранах хорошей доброты»356Шаховской И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду //РАНК, Т.1. с.173.. Данная порода, как отмечалось дореволюционными авторами, была известна «целому Кавказу своим особенно нежным и вкусным мясом» и в этом плане «Карачай может соперничать даже с известным островом Уайта, славящимся также барашками, мясо которых составляет гордость королевского стола в Англии» (В.Потто).

Шерсть овцы данной породы была черного, серого и бурого цветов. Она получила «похвальный отзыв» на Лондонской выставке (1852 г.), а сама порода на 1-м Всероссийском съезде по овцеводству была «признана улучшающей для других местных пород» (1912 г.).

В конце XIX в. отдельными овцеводами были сделаны первые попытки развести в горах и тонкорунных овец – шпанок, завозимых тавричанами (таврачан къойла), но они плохо переносили климат и суровые условия содержания, а шерсть их грубела. Вторая попытка разведения шпанок (шпан къойла) была осуществлена уже 1930-е гг., а третья – в постдепартационный период, с конца 1950-х гг.

Местная порода крупного рогатого скота была небольшого роста, но более молочная, чем породы станичного скота. Масть преобладала «темно – рыжая с бурыми поперечными полосами». Эти животные были «исключительно нетребовательны к кормам и приспособленные к местным условиям». Карачаевские волы, по словам этнографа А.И. Робакидзе, «были выдающимся достижением скотоводов горного Кавказа».

К началу XX в. традиционные породы скота в горах почти исчезает, а горцы охотно приобретали в казачьих станицах серостепную (черноморскую) породу крупного рогатого скота. Он, попав в условия обильных горных пастбищ, «также изменился и качественно стал отличаться лучшим телосложением, большим живым весом».

Корова считалась главной кормилицей семьи, а бык служил основной тягловой силой и самым престижным животным при жертвоприношениях и сделках – купле, продаже, уплате калыма.

В качестве рабочей силы использовали исключительно волов: чем раньше начинали воспитание, тем легче животные поддавались упряжи. Однако чрезмерно ранняя упряжь отрицательно сказывалась на конституции животного. Под ярмо использовали всегда пару равноценных волов, поэтому и выбирали упряжную пару с наиболее близкими характеристиками роста, цвета, шерсти, строения рогов и т.д.

Развитие получило племенное коневодство, которое было основано на лошадях карачаевской горной породы (къарачай ат). Она получила высокий отзыв еще в XIX в. Как пишет Платон Зубов (1830-е гг.), карачаевцы имеют значительные табуны «превосходной породы лошадей»357Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель //РАНК.-Нальчик: Эль-Фа, 2001. Т. II. с.56.. По словам кавказского старожила В.Швецова (1855 г.), лошади этой породы «считаются из лучших кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде по скалистым и крутым тропам, шаг их верен и спокоен»358.

Карачаевская порода лошадей, скорее всего, была унаследована от аланских предков. Полагают, что в ее формировании участвовали и лошади восточных пород, на что косвенно указывают фольклорные данные, где сохранились восточные наименования верховых лошадей (чагъдий «чагатайские»). Обращают на себя внимание и названия вымерших пород (тарпан, къаспар).

Доминировала табунно- косячная форма выращивания лошадей. В апреле – мае проходила жеребка и случка, после табуны формировались для летнего содержания на горных пастбищах (лучшими из них считались летовки Бийчесына и Бермамыта). Жеребята до 9-10 месяцев неотлучно находились с матерями. Выездка лошадей начиналась после 3-х –4-х лет. Способы подготовки верховых лошадей (минер ат) были разнообразны, у каждого объездчика имелись свои секреты. Характерно, что горские лошади в силу твердости копыт обходились без подков.

Кроме перечисленных отраслей животноводства имели место и вспомогательные, или неосновные. Разведение коз считалось в Карачае менее престижным занятием, о чем свидетельствует и популярная поговорка: «Овцу создал Тейри /бог/, а козы присоединились к стадам попутно». В то же время, горские козы по экстерьеру отличались от пород коз, разводимых у соседей. Они были небольшого роста, имели недлинную шерсть, были «цвета рыжего, черно – белого и смешанного», но преобладали баксанские пестрые козы и козы желто-рыжей масти (шаурай эчкиле).

Ценным подспорьем в хозяйственной жизни были ослы (эшекле) и мулы (къадырла), которые в горах, не зная усталости, свободно шли по крутым узким тропам.

***

Заготовка сена на зиму была одним из главных и трудоемких видов хозяйственных занятий. Сенокосов, расположенных непосредственно к подворью или же по долинам рек в глубине ущелий было очень мало. Основные участки сенокосов находились в предгорьях и в местах зимовий.

По своему качеству лучшее сено (тарлау) снималось с пойменных лугов и открытых к солнцу возвышенных полянах. Сено, собираемое в Закубанье, из-за чрезмерной увлажненности местности, считалось менее питательным по сравнению с кормами, скашиваемыми в сенокосах бассейна р.Терека.

Цена сенокосных участков, как и пахотных, определялась по количеству собираемых с них копен сена. Страда сенокошения продолжалась с августа до середины октября. Период этот назывался «стаскиванием» (ташыулла).

В организации сенокошения бытовала традиция коллективного труда, когда мелкие крестьянские хозяйства объединялись в группы, составлявшие «сенокосные коши» (бичен къошла) или бригады (джыйын). Последние предпринимательского типа прибегали к найму косарей (чалкъычы джал).

В честь начала страды устраивался праздник с жертвоприношения. День начала сенокоса определяли старейшины селении. В желанный день «аул подымался в поход с песнями, гиканьем, скачкой, пляской, кто пешком, а кто верхом» (В.Тепцов).

Труд косаря в народной памяти сравнивается с героическими военными выступлениями, поскольку долгая зима олицетворяла «лютого врага», а труд косаря приравнивался «сабельному бою» (къылыч ургъан). Да и сама коса вплоть до второй половины XIX в. была обоюдно острой – сабельного типа.

Оплата труда наемных косарей производилась путем расчетов, основу которых составляла условная, «кормовая корова» (тюмен мал), приравненной в кормовых единицах к так называемой «средней корове» (орта ийнек). Последняя приравнивалась 0,6-0,7 лошади, 1 волу, 10 овцам. На «среднего косаря» возлагалась обязанность заготовки сена за сезон из расчета на 20 «средних голов».

Состав бригады косарей делился на полных косарей (толу чалкъычы) и неполных, «половинных» (джарым чалкъычы). Труд отдельных искусных косарей приравнивался к труду 1,5-2 полных косарей.

Исключительную роль в обрядово-ритуальной жизни косарей играл организатор универсальных игр, выступавший в маске «козлобородного» (теке). Выступая в роли народного актера, он веселил и окрылял своим юмором экспромта. Помимо маски в его аксессуары входила палка (или коса, вилы), шерстяной кнут, «записная книжка» и «карандаш» – высохший стебель (къаура) из бурьяна. Другими фигурантами игр, проводимых «козлобородым», выступали обрядовые «конюший» (атчы), «судья» (тёре), «правитель» (хан).

Распорядок косарей отмечается своей исключительной строгостью и обязательностью. Трудовой день начинался с зарей «Тейри джарыкъ» («свечение Тейри») и длился дотемна. Впереди бригады шел самый неутомимый – глава косарей «джыйын тамада», который бросал клич на «сабельный бой», а замыкал вереницу затейник «теке», который бодрил и понукал малоопытных косарей.

Окончив заготовку сена, косари приступали к расчету. Наемный работник за период 2-месячного труда получал «корову, трехгодовалую телушку и барана с барашком». В начале XX в. в числе наемных косарей нередко можно было видеть и отходников из Центральной России, которые зарабатывали, по замечанию журнала «Русская мысль», «весьма недурно». В свою очередь и сами горцы со своим инвентарем уходили в соседние казачьи станицы и экономии, где косари – поденщики помимо натуральной оплаты получали денежную.

И в заключение заметим, что для развития такой жизнеобеспечивающей отрасли как животноводство, помимо кормовой базы особенно чувствительно отражалась бескормица, вызванная природными аномалиями. Также суровые зимы известны в народной памяти, как «аман къышла» и «джут къышла», уносившие сотни тысяч голов скота (см. «Кубанские областные ведомости», 1880, №29).

***

Карачай обладал развитой культурой молочного производства, освоив выпуск разных сортов сыра и сырных изделий, масла, йогурта, айрана. Секреты производства айрана, который появился в тюркском мире, передавались в карачаевских семьях из поколения в поколение на протяжении многих веков. Целебные свойства карачаевского айрана отмечены многими специалистами еще в царское время. В XIX в. отмечалось, что «карачаевцы лечат айраном, причем часто добиваются определенного успеха» при такой тяжелой болезни как проказа. Айран использовали как при пищевых отравлениях, так при укусах змей359Минх Г.Г., Проказа на юге России//Университетские известия.-Киев, 1885.. Айран, отмечают дореволюционные авторы, «как лекарство, широко применяли при расстройствах желудка, ожогах, различных ядовитых укусах, сильных отравлениях и т.д. Ничего не может противостоять яду змеи, кроме айрана»360Новицкий В.Ф., В горах Кавказа.-СПб, 1903.-С.95.

Развитие скотоводства обусловило изобретение производства кефира (гыпы), происхождение которого еще дореволюционные этнографы прямо связывали с Карачаем (А.Н.Дьячков-Тарасов361Шаманланы И., Къарачайда джолоучулукъда//Газ. «Къарачай».-Черкесск, 1998.-5 сентября, №70(9102)). Как пишет проф. В.П.Невская, карачаевцы «раньше других народов научились приготовлять кефир – гыпы – при помощи кефирных грибков»362Невская В.П., Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке: Доеформенный период.-Чер-кесск, 1960.-С.22. Благодаря содействию (передача грибков и секрета технологии производства кефира) кисловодского скотопромышленника Бекмырзы Байчорова, этот кисломолочный продукт с 1908 г. стал производиться в Москве, а затем и в других регионах России, а затем и в Германии363Хмелев А., Бек-Мырза Байчоров//Газ. «Трудовая слава».-М., 1972.-25 января, 33 (297); Байчоров Бекмырза//Известные люди Карачаево-Черкесии (сост. К.С.-Б.Урусов, Р.Т.Хатуев).-Черкесск, 1997..

С вхождением в экономическое пространство России горцы приобщаются к современным для того времени технологиям молочного производства. В начале 1880-х гг. предприниматель из Центральной России А.А.Кирш открыл первый сыроваренный завод в Верхней Кубани (на землях селенья Джегута). В начале XX вв. в окрестностях Кисловодска, на землях карачаево-балкарских кошей московские купцы и молокозаводчики братья Бландовы открыли заводы по изготовлению промышленных сортов сыра – швейцарского, голландского и др. Из числа карачаевцев создателем первого «национального» сыроваренного предприятия, оснащенного передовой для своего времени был известный просветитель Ислам Крымшамхалов. Он с 1896 года выпускал несколько сортов сливочного масла, популярный в то время сорт сыра бакштейн, который раскупался нарасхват364СЭПКРНКЧ, С.185. Как отмечает В.П.Невская, И.П.Крымшамхалов стремился наладить производство по последнему слову экономической науки365Невская В.П. Карачай в XIX веке..,С.433.

Немаловажное значение в жизни горцев играло собаководство. Верными помощниками пастухов на кошу и во время пастьбы были пользующиеся особой похвалой в народе собаки – пород басхан парий (баксанские овчарки), самыр.

Подсобную роль выполняли пчеловодство, которое у горцев берет свое начало с бортничества – собирательства меда диких пчел. Собираемый в расщелинах скал мед именовался каменным (таш бал). Известно и наименование «опьяняющий мед» (эсирик бал), свойства которого, по народным наблюдениям, обуславливались древесный соком. В карачаевском фольклоре сохранись предания о Медовой Балке (Баллы Къол), о знаменитой горе Ахмат-Кая (Ахмат Къая), скалы которого славились медом.

Известны ульи-дуплянки, которые пастухи делали из спиленной части дерева с дуплом. Ульи-сапетки (бал четен) плелись из тонких прутьев фундукового кустарника, имели форму усеченного конуса; их обмазывали глиной, а сверху покрывали соломенными крышками или дранкой.

Выход роя называется четен чыкъгъан («выход сапетки»). Свое особое название имел первый рой – селпи, второй – къагъыбал. С человеческим сообществом соотносилось наименование состава пчелосемьи: матка называлась бий («князь»), трутень – къул («раб, слуга»), рабочая пчела – балчы чибин (медоносная).

Было подмечено, что медоносные пчелы у карачаево-балкарцев отличались от пчел, разводимых на плоскости, где разводились пчелы желтой окраски, а в горах преобладали серые и «необыкновенно добрые». Их миролюбивый нрав позволял пчеловоду осматривать улья, не используя дым, с открытым лицом.

Горная серая кавказская пчела сохранила древние черты, ею интересовались в Западной Европе и Америке, т.к. она хорошо использовала почти все виды цветов, обладая наиболее длинным хоботком и отличаясь высокой продуктивностью.

Карачаевцами создавались пасеки (бал къош), число которых никогда не подвергалось точному учету, ибо занятие пчеловодством не входило в разряд податного имущества. Известно, что в кон. XIX в. только в одном Учкулане было до 40 пасек с числом ульев в них 1500, а в пяти селениях содержалось 5000 ульев. Побывавший тогда в Карачае специалист А. Горбачев отмечает, что в Карачае почти не было крестьянского двора, не имевшего несколько пчелиных семей, а богатые же содержали сотни сапеток.

Горный мед и воск, обладая высокими товарными свойствами, всегда пользовался спросом на рынках. За 1896 год в одном только селении Карт-Джурт продано 150 пудов (из 590 собранных) меда и 50 пудов воска. Главными рынками сбыта служили города Кавказских Минеральных вод и станицы, куда в основном доставлялся горский мед.

Продукция пчеловодства находила широкое применение в повседневной жизни горцев. Из меда, заменявшего сахар, население готовило различные сладости и напитки; он, наряду с маслом, входил в состав свадебного подарка. Ценили мед не только как продукт питания, но и как лекарственное средство, коим лечили болезни. Из воска и меда готовили лечебные мази (балхам). Применение в народной медицине имел прополис, который считали дезинфицирующим, обезболивающим средством использовали для лечении ожогов, ран, для полоскания рта. В качестве водонепроницаемого изоляционного материала использовали вощеную ткань (мелте). Воском натирали нити при шитье, а также веревки и шесты, используемые при ритуальных играх семейного празднества.


Примечания.
351 [↑ назад]Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа //РАНК, Т.1. с.213-214.
352 [↑ назад]Невская В.П., Социально-экономическое развитие.., С.106
353 [↑ назад]Невская В.П., Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке: Доеформенный период.., С.25, 28
354 [↑ назад]Невская В.П. Карачай в XIX веке. Под общей редакцией И.М. Шаманова //Жур. «Ас-Алан».-М., 2002.-№1(6), с.328, 329.
355 [↑ назад]Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.-СПб, 1902. Т. 65 (Кубанская об-ласть).
356 [↑ назад]Шаховской И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду //РАНК, Т.1. с.173.
357 [↑ назад]Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель //РАНК.-Нальчик: Эль-Фа, 2001. Т. II. с.56.
358 [↑ назад]
359 [↑ назад]Минх Г.Г., Проказа на юге России//Университетские известия.-Киев, 1885.
360 [↑ назад]Новицкий В.Ф., В горах Кавказа.-СПб, 1903.-С.95
361 [↑ назад]Шаманланы И., Къарачайда джолоучулукъда//Газ. «Къарачай».-Черкесск, 1998.-5 сентября, №70(9102)
362 [↑ назад]Невская В.П., Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке: Доеформенный период.-Чер-кесск, 1960.-С.22
363 [↑ назад]Хмелев А., Бек-Мырза Байчоров//Газ. «Трудовая слава».-М., 1972.-25 января, 33 (297); Байчоров Бекмырза//Известные люди Карачаево-Черкесии (сост. К.С.-Б.Урусов, Р.Т.Хатуев).-Черкесск, 1997.
364 [↑ назад]СЭПКРНКЧ, С.185
365 [↑ назад]Невская В.П. Карачай в XIX веке..,С.433