Среда, 24.04.2024, 23:07

Карачаевцы и балкарцы

Кюч билимдеди, билим да кючдеди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§14. Растениеводство

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава третья. Хозяйство и материальная культура (И.М.Шаманов)

§14. Растениеводство

В силу довольно суровых ландшафтных условий земледелие в экономике Карачая уступало по значимости скотоводству. Относительная территориальная изолированность Карачая консервировала этнокультурную традицию жизнеобеспечения – симбиоз альпийского скотоводства и горного орошаемого земледелия. Замечено, что из всех ущелий Северного Кавказа, заселенных горцами, ущелья верховьев Кубани представляли наиболее благоприятствующую среду обитания, вполне удовлетворявшую её агрокультурные потребности. Но, в то же время, площади для пашен в скалистом нагорье всегда были ограничены по объективным причинам. Еще до революции отмечались факторы слабого развития земледелия: «по причине каменистого грунта и скал, их окружающих»366СЭПКРНКЧ. с.45.

Академик Н.И.Вавилов, проводивший свои исследования горного земледелия по Северному Кавказу в 1939 году, отмечал, что верхние пределы земледелия в Карачае достигают 2 200 м над уровнем моря, а в Балкарии – 2 250 м. Для отдельных культур, например, картофеля, Н.И. Вавилов полагал, что верхний предел может быть продвинут и «выше, почти до вечных снегов и ледников», что было подтверждено опытами А. Малышева в Тебердинском ущелье.

Горное земледелие издавна требовало приложения тяжелейшего труда, связанного с отвоеванием у природы мизерных клочков земли для возделывания не только тех или иных агрикультур, но и для получения и сохранения простого травяного покрова. О роли и значении горного земледелия в этнокультурной традиции свидетельствуют не только археологические памятники, но и фольклор, где постоянно упоминаются элементы, связанные с данной отраслью сельского хозяйства: хлебные злаки, оросительные канавы, земледельческие орудия труда, носящие общетюркские и кавказские наименования. История развития земледелия у карачаевцев Кубанского ущелья связана с легендой о таких родоначальниках, как Карча, Боташ, Ёзден.

Крутизна склонов, каменистость, скудость плодородия почв, нехватка влаги и др. крайне неблагоприятные факторы объективно стимулировали развитие аграрной культуры народа. Карачаевцы выработали высокие для своего времени аграрные технологии (террасирование, ирригация, стимуляция гумусообразования). За сотни лет были выработаны традиции и обряды, связанные с земледельческим трудом.

Издавна в горах преобладала однопольная система: земля распахивалась из года в год, и по мере возможности обязательно орошалась и удобрялась. Практиковалась подсека для расширения пахотных, сенокосных и пастбищных угодий: с удивительным упорством выкорчевывались кустарники и деревья, переносились скальные камни.

Труд поколений древних земледельцев и сегодня вызывает восхищение. Правда, от былого великолепия сохранились лишь террасы, заросшие кустарниками и деревьями и груды каменных холмов как памятники старины, гимн трудолюбию предков.

Давние традиции в горах имеет и система плодосмены, с помощью которой горцы устраняли утомление почвы (эрикгенлик), которое возникало в результате посевов и особенно посадки однородных огородных культур. Развитию плодосмены для горцев служила зависимость плодородия почв от местоположения (на солнечной или теневой стороне).

Исключительно давние традиции для карачаево-балкарцев имеет повсеместное возделывание искусственных террасных полей (табхыр). Исторически террасные хозяйства прослеживаются на всем пространстве от предгорий до высокогорных ущелий Карачая и Балкарии.

Особого внимания заслуживает ирригация, системе которой уделялось большое внимание, поскольку без полива в горах ничего не родилось. Само отсутствие орошения понижало стоимость земельного участка «чуть ли не в 10 раз», т.к. «если бы не сильное унаваживание и поливки, то эти земли сами по себе не дали бы никакого урожая» (Н. Петрусевич, М. Ковалевский, Г. Чурсин, М. Абаев и др.).

Протяженность ряда главных оросительных каналов (баш илипин) составляла пять-шесть верст. В одном Учкулане больших канав с протяженностью несколько верст было 9, в Хурзуке – 8, в Карт-Джурте – 7. Гидротехническое сооружение с высокими каменными стенами (напр., в Учкулане), посредством системы подачи воды через тоннели, деревянные трубы, полутрубы перебрасывало воду через русла селевых потоков, часто по скалам. От главного канала, текущего по склону горы (урбун аягъы), посредством распределителя (чыгат) вода отводилась в средние каналы (орта илипин), а от них – в более мелкие канавы (гитче илипин), которые непосредственно орошали участки земель. Таким образом, вся долинная территория Карачая была покрыта густой сетью оросительных каналов.

Строительство и постоянный уход за этими каналами требовали от населения огромного труда и времени.

Исследователи (Н.Петрусевич, Я.Абрамов, Б.Далгат, М.Ковалевский, Н.Иваненков, Н.Тульчинский, Г.Чурсин и др.), описывая различные способы и технические приемы, употребляемые горцами для ирригационных каналов, восторгаются искусством горцев «в деле отвода от реки множество канав». Головные канавы очищали всем селением, средние – кварталом.

За текущей исправностью главных каналов и соблюдение очередности в распределении воды следил «канавный работник» (илипинчи). Он же распределял участки канавы для ремонта между жителями сел и кварталов, во время строительного сезона устанавливал очередность и порядок в орошении угодий разных дворов, разбирал возникавшие между жителями споры за воду. По адату, вода делилась на равные сроки пользования подворно, устанавливалась очередность. Порядок, приобретенный обычаем, исключал «ссоры из-за воды между соседями» (Н. Караулов). Следуя традиции в день полива все члены семьи с утра до вечера находились в поле и «в буквальном смысле слова заглядывали во все уголки, проводя разные манипуляции над почвой и водой» (Н. Тульчинский). Согласно правилам, первоочередность в расходовании воды отводилась на нижних участках. Такого рода пользование водой для орошения было очень распространенным явлением в Закавказье, но на Северном Кавказе «оно встречалось только в Карачае» (В. Сысоев).

Каменистая, малоплодородная почва, обрабатывавшаяся беспрерывно не в состоянии была дать самый скудный урожай без внесения естественных органических удобрений. «Без навоза нет зерна», «На камне нет урожая» - гласят горские пословицы. Наиболее ценным удобрением считался овечий навоз, который собирали в отдаленных от селения загонах. Нередко навоз свозился в селения и продавался корзинками (ишкиль), а во время скотопрогона, чтобы скопить органические вещества, скот на ночь загоняли в огороженные участки полей и покосов. В своих наблюдениях Н. Тульчинский писал: «Для скопления навоза устраиваются особые помещения – конюшни; богатые имеют свои собственные, а бедные устраивают в компании и по мере надобности разновременно вывозят навоз на свои поля».

Большей частью поля удобряли перед вспашкой весной. Оригинальным был способ удобрения, когда запрудив оросительный канал навозом (мешхут) пускали через него воду на поля. От периодичности и интенсивности унавоживания зависела урожайность сенокосов и полей (Е.Баранов, В.Сысоев, Н.Тульчинский, Н.Иваненков и др.).

Следует отметить традиционную обработку почвы. Земледелие у горцев Карачая и Балкарии, сохраняющее древние традиции было пашенным. Орудием пахоты служил деревянный плуг с металлическим лемехом (сабан агъач), в который впрягали пару быков (къош ёгюз). По обыкновению, в горах использовался плуг двух разновидностей – ярмочного и грядильного типов. Первый был крупнее и имел двойную рукоять, второй был «легок, прост», им было удобно вспахивать небольшие огородные участки, имел одинарную рукоять (гулос). На передний конец полоза (подошвы) надевался железный наконечник (къаладжюк учу). Для пахоты залежа (барлакъ джер) и целины (къырдыш джер) такой плуг снабжался резаком. В XIX в. горский плуг (къаладжюк) снабжался колесным передком. В него впрягали уже несколько пар волов. В отличие от рала, он брал борозду шире и глубже.

В конце XIX – начале XX в. на смену тяжелому плугу пришел покупной фабричный плуг – «николаевское железо» (мыкалай темир). Это были дорогостоящие орудия труда, которые долгое время не получали широкого бытования. Традиционные пахотные орудия оставались основными вплоть до колхозной кооперации.

Пашню изначально бороновали с помощью сплетенных веток орешника или березы (сибиртки, къыйытхы). В конце XIX в. в ряде мест (в первую очередь на плоскости) появляются деревянные рамочные бороны, постепенно замененные на железные фабричного изготовления. Детальное описание конструкции рала и бороны у карачаевцев принадлежит Н.Иваненкову.

Издревле при организации труда в земледелии практиковалась форма «пахотного товарищества» (сабан нёгерлик), при котором на работу выходили сообща всем кварталом. Первая борозда прокладывалась на солнечной стороне (кюнбет) и отмечалось празднеством «сабан той» (праздником плуга) или более древним – «гугук алдау» («обман кукушки»), проводимом иногда как праздник весны – «Голлу». Вслед за вспашкой почву бороновали с помощью сплетенных веток орешника или березы (см. выше).

Сев производился вразброс (урлукъ себиу) опытными в данном деле людьми (мыхтаучу). После засева семена заделывали в почву боронами – волокушами (тырнау).

Уход за посевами был тщательно отлаженным – это прополка, полив, окучивание, прореживание ростков.

Уборка хлебов производилась в августе и сентябре (кукурузу). Жатва производилась косой или серпами местного производства. Появление фабричных серпов с зазубринами и однолезвийных кос в горах относится ко второй половине XIX в., а в ряде селений – к концу века. Массовое же распространение фабричных серпов началось лишь в первой четверти прошлого столетия. К этому времени относится и появление на равнине жатвенных машин, но долгое время такая машина оставалась недоступной вплоть до колхозного производства.

Уборочная страда на селе совпадала с сенокошением пойменных лугов, а затем продолжалась в местах заготовок сена на зимовниках.

Сжатый хлеб связывали в снопы (кюльте, гысты), которые складывались в крестцы для окончательной просушки и свозились в места молотьбы (черен). Молотьба производилась в открытых токах (ындыр), принадлежавших родственным семьям. Это были небольшие утрамбованные площадки с центральным столбом (чыгыджи), вокруг которого разбрасывался одинаковым слоем сжатый хлеб.

В гумно вводили пару–две волов, «привязывая один конец ремня, соединяющего всех быков к колу, вбитому в центре тока» (Н. Караулов). Время от времени волов выводили, переворачивали хлеба, пока зерно не осыпалось под копытами животных полностью. Если же ток строился без центрального столба (чаще всего у балкарцев) существовал своеобразный порядок молотьбы: у самого спокойного быка левый рог привязывали веревкой к задней левой ноге. Он находился в центре тока и, кружась на одном месте, увлекал за собой остальных животных. На животных надевали намордники (гуммос), сделанные из скрученного орешника, а мальчики – погонщики следовали с «веерами» - совками, готовыми тут же подобрать испражнения скотин.

Характерно, что горцы для обмолота хлебов не использовали лошадей. Не было у них в практике и молотильных досок или катков. Молотильные машины распространились лишь в период колхозов – совхозов.

По завершении молотьбы мякину встряхивали вилами, чтобы зерно осыпалось полностью, а затем убирали с гумна. Далее приступали к процедуре очистки зерна. Для этого зерно сгребали и сметали в кучу и начинали провеивать на ветру; при этом коллективно «созывали ветер», обращаясь к его покровителю Горию. Веяли лопатой подбрасывая зерно вверх, а с помощью совков «уучлукъ» и кожаных решет (элекле) завершали окончательную очитку от мусора. Бытовали сита-решетки отдельно для проса, ячменя, кукурузы.

Полученное зерно хранили в специальных хлебных закромах (гюрбе), ссыпали в кожаные мешки (къабчыкъла, тулукъла), которые держали в кладовых (гёзен). Помещением для хранения зерна служили и хлебные ямы (урула), устраиваемые в кладовых или же в очажном доме (от юй). Такие же ямы-подвалы устраивали и для хранения картофеля и овощей, но уже в неотапливаемом помещении. Кукурузу хранили в специальных плетеных или сбитых из досок сапетках (гён), которые располагались вплотную к хозяйственным помещениям двора. Такие же сапетки устраивали позднее и в колхозных дворах.

Завершение сельскохозяйственных работ отмечалось праздником Ташыуул той, где центральной фигурой выступал ряженый затейник «теке» (козлобородый персонаж).

***

Культурные растения, возделываемые у горцев, по определению Н.И.Вавилова, были обусловлены почвенно-климатической спецификой и прошли глубокую селекцию. Он особо отмечал, что почвы Северного Кавказа отличаются «превосходным качеством, могущим обеспечить высокие урожаи главным злакам – ячменя, пшеницы и ржи». По заключению ученого, сорта ячменя, выращиваемые у горцев, не имеют конкурентов в мировом ассортименте и потому должны быть взяты в основу практического семеноводства и селекции.

Русские источники 1830-х гг. сообщают, что хлебопашество у карачаевцев, «хотя не важно, но достаточно для их нужд»367Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель //РАНК.-Нальчик: Эль-Фа, 2001. Т. II. с.56.. Но к концу того же столетия земледельческой продукции стало не хватать ввиду устойчивого роста народонаселения. Как прямо указывают документы той поры, горцы были «лишены средства к посеву, нужному к прокормлению себя, хлеба», поэтому им приходилось «прибегать к избыткам живущих на равнине»368СЭПКРНКЧ. с.45. Иначе говоря, хроническая нехватка продукции земледелия ставила большинство семейств в зависимости от их ввоза.

В начале ХХ века территория Карачая составляла 324,1 тыс. десятин, т.е. 3540,8 кв. км, причем почти половина этих земель не годилась для сельского хозяйства (около 27% занимали вечные снега и скалы, до 22% – леса)369Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай //Известия КОИРГО.-Тифлис, 1915.-Т. XXIII, №3, с.253-254..

По состоянию на 1915 год в Карачае площадь пашен составляла лишь 4257 дес., или 46,5 кв.км, а средняя площадь пашен на душу мужского населения составлял в среднем 0,24 дес. (еще меньше – в селеньях Большого Карачая: в Учкулане – 0,13, в Карт-Джурте – 0,11, а в Хурзуке и вовсе 0,09 дес.)370Чурсин Г.Ф. Указ. соч. с.253-254.

Судя по источникам той поры, здесь в ту пору возделывались такие зерновые культуры как пшеница (будай), ячмень (арпа), овес (зынтхы)371Шаховской И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду //РАНК, Т. 1. с.173., просо (тары).

Начиная со второй половины XVIII в. в Карачае и Балкарии повсеместно высевали просо, называемое «къонакъ тары», ячмень «ашлыкъ». К этому времени относятся и указания на посадки огородных культур, а также первые сведения о выращивании ржи и кукурузы.

В результате эмпирической практики горцы акклиматизировали в высокогорье несколько сортов ярового ячменя – четырех и двухрядного (джалан арпа), пшеницы (махар будай).

В высокогорных местностях по причине краткости лета ограничивались посевами исключительно ячменя или овса. В более низменных местностях высевали кукурузу (нартюх), которая появилась в горах Карачая и Балкарии, видимо, произошло из Грузии, где она известна уже в XVI в. Общераспространенным хлебным сортом служила белая стекловидная кукуруза (тау нартюх) и лишь в середине XX столетия появились и фуражные сорта (тиш нартюх). Почти у всех горцев Северного Кавказа она вошла в полеводство как огородная культура и под общим наименованием «нартовское зерно». С появлением русского населения в Верхней Кубани горцы стали осваивать и гречиху.

Посевам ячменя у горцев отводилась 2/3 пахоты, а второе место изначально занимали посевы овса. К концу XIX – началу XX в. в Карачае посевы пшеницы занимали второе место после ячменя (В. Сысоев). Пшеницу увлеченно высевали в селениях Нового Карачая. Посевы пшеницы производились главным образом зажиточными хозяевами, располагавшими и значительными угодьями. В 1867 г. в Карачае в трех селениях – Хурзуке, Учкулане и Карт-Джурте было произведено ячменя – 32 130 четверти, пшеницы – 1 266 четвертей, овса – 2175 четвертей. Все посевы были яровыми.

В конце XIX - начале ХХ вв. горцы Карачая успешно осваивали огородные культуры: лук (сохан), чеснок (сарсмакъ), морковь (быхы) и, в особенности, картофель (гардош). Первое упоминание о возделывании картофеля в Карачае отмечено в отчете Н. Петрусевича за 1867 год, Уже тогда было замечено, что в горах эта культура быстро вырождается и мельчает из года в год, а потому «является необходимость обновления семян через известные промежутки времени» (Н. Петрусевич). В конце XIX в. стало очевидным, что культуру картофеля эффективнее всего выращивать на подзолисто-каменистых поливных почвах. Здесь эта культура не только давала хороший урожай, но и отличалась вкусовыми качествами от сородичей, возделываемых на плоскости. В предгорной части региона горцами стали осваиваться свекла (чюгюндюр), редька (турма), репа (джурка), тыква (къаб), фасоль (къудору) и др..

С конца XIX в., в процессе приобщения к русско-европейской культуре, в карачаевских населенных пунктах развитие получило садоводство. Известно, что местное население издревле пользовалось собирательством – урожаем естественных, «диких», т.е. неокультуренных сортов яблони (алма), груши (кертме), калины (муртху). В благоприятных районах предгорной зоны – напр., долине р.Джегуты – выращивали вишню (балий), виноград (джюзюм).

Пользовались горцы и плодами кустарниковых – барбариса (тюртю), облепихи (сары чыгъанакъ), шиповника (итбурун), можжевельника (шкилди), черники (къара шкилди), брусники (къызыл шкилди) и др. Стали осваиваться и культурные сорта смородины (дугъум) и крыжовника (гургум).

Осуществлялся сбор ягод – малины (наныкъ), земляники (джилек) и др.

***

К рубежу XIX-ХX вв. появляются новые культуры и усовершенствованные фабрично-заводские орудия, прививаются новые агротехнические навыки и приемы. Отчеты административных чиновников зримо свидетельствуют о повсеместном расширении площадей под посевы, использование пропашной системы земледелия. Даже в самые отдаленные горные ущелья завозятся импортные орудия, а на плоскостных участках внедряется специализация и селекция агрикультур.

Новаторами аграрной жизни в пореформенный период явились члены «Кавказского общества сельского хозяйства». По инициативе общества открывались школы и курсы для обучения крестьян сельскохозяйственным знаниям, опытные станции семеноводческие пункты и животноводческие фермы. В горы Карачая и Балкарии были доставлены новые породы сельскохозяйственных животных, были при школах открыты опытные сады и пчельники. Начиная со второй половины XIX века в городах Северного Кавказа при содействии общества проводились сельскохозяйственные выставки, в которых демонстрировались зерновые, овощные и садовые культуры, изделия домашней промышленности, продукты животноводства.


Примечания.
366 [↑ назад]СЭПКРНКЧ. с.45
367 [↑ назад]Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель //РАНК.-Нальчик: Эль-Фа, 2001. Т. II. с.56.
368 [↑ назад]СЭПКРНКЧ. с.45
369 [↑ назад]Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай //Известия КОИРГО.-Тифлис, 1915.-Т. XXIII, №3, с.253-254.
370 [↑ назад]Чурсин Г.Ф. Указ. соч. с.253-254
371 [↑ назад]Шаховской И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду //РАНК, Т. 1. с.173.