Суббота, 20.04.2024, 00:50

Карачаевцы и балкарцы

Аджал джетсе болджал джокъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§11. Внешние связи

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава вторая. Политическая история (Р.Т.Хатуев)

§11. Внешние связи

В средневековье система внешних связей карачаевцев с соседними народами выстраивалась на разных уровнях – от родственных уз отдельных семей до военно-стратегических альянсов правящих классов. Политические отношения, по обычаю того времени, скреплялись династическими браками. Карачаевские князья Крымшамхаловы, Дудовы и Карабашевы, пишет в нач. 1870-х гг. знаток местных обычаев Н.Г.Петрусевич, «женились на дочерях высших сословий: Абазинских, Цебельдинских (абхазских, - ред.), Сванетских и Черкесских, и в свою очередь туда же отдавали и своих дочерей»297ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121.

Весьма тесные связи связывали карачаево-балкарскую аристократию со знатью Кабарды, причем было трудно определить причины внешней политики феодалов обоих мусульманских народов и выяснить, где кончались побуждения родственно-свойственного характера и начинались сугубо политические мотивы. Известно, что князья Кабарды направляли для воспитания своих сыновей «с малолетства к карачаевцам»298Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты.., C.180, а сами, в свою очередь становились аталыками /воспитателями на правах отца/ отпрысков карачаевских князей. Например, карачаевский князь Каншаубий Крымшамхалов воспитывался в Кабарде и стал «молочным братом одного из кабардинских князей Атажукиных»299Асанов Ю.Н. Песня-поэма «Каншаубий».., с.42. Аналогичные примеры известны по горским обществам Балкарии: так, аталыком чегемского князя Дохшуко Малкарукова был кабардинский князь Хасанбий Атажукин, чегемского князя Али-Мурзы Малкарукова – кабардинский князь Атажуко Атажукин, бизингиевского князя Мусы Суншева – кабардинский князь Казиев и т.д.300Шаханов Б.А. Избранная публицистика.., С.166.

Расхожий тезис о вассально-политической зависимости горцев Центрального Кавказа от князей Кабарды вошел во многие источники – как русские, так и европейские – с подачи исключительно кабардинской стороны. Это были не только сами феодалы Кабарды, рассказывавшие путешественникам (из которых никто не посещал самих горцев до 1820-х гг.) сочиненные ими же «сведения» о власти над всеми соседями. Это были и кабардинские историки, публицисты из числа царских офицеров и чиновников (Ш.Ногмов, Я.Шарданов, Л.Кодзоков), которые по конъюнктурным соображениям шли на прямой подлог фактов, фальсификацию. На такие проявления научной недобросовестности указывалось еще в дореволюционное время просветителями, причем не только карачаево-балкарскими (Мисост Абаев), но и абазино-черкесскими (Адиль-Гирей Кешев).

В реальности карачаевские князья (бии) обладали равным статусом с кабардинскими князьями (пши), на что прямо указывает главный показатель той эпохи – династические браки. Еще в XIX веке Н.Г.Петрусевич отмечает, что не только при нем, но «и прежде Крымшамхаловы женились и на дочерях Кабардинских пши» (князья)301ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121, т.е. последние признавали безусловное равенство с ними князей Карачая.

Добавим, что влияние князей Кабарды опиралось на военно-политическим покровительство их сюзеренов – крымских ханов. Источники свидетельствуют, что и в XVIII в. территория Кабарды считалась «владением Крымского ханства», поэтому в документах того она называется «провинцией» Крымского ханства (Ксаверио Главани,1724 г.)302АБКИЕА.-С.158. На это указывает и французский дипломат М.Пейсонель, долгие годы живший в Крыму (1750-1762 гг.): в «государство татарского хана»… входит «вся Черкесия от Еникольского пролива или Босфора Киммерийского до Кабарды»303Пейсонель М. Трактат о торговле на Черном море . //АБКИЕА.-С.8,9.

Ханы выступали покровителями и некоторых других феодалов Северного Кавказа, а верховным сюзереном Кабарды, Карачая и всех других мусульманских народов региона вплоть до их присоединения к Российской империи считался османский султан, который рассматривался как халиф, т.е. глава уммы – всемирной общины правоверных.

Все это, конечно, не означает, что отношения северокавказских народов с ханом были безоблачными: возникали не только простые недоразумения, но и конфликты, перераставшие в вооруженные выступления. Князья Кабарды в целом стремились не сориться с горскими обществами, поскольку только в горах могли найти прибежище при частых походах воинственных степных феодалов – крымских, ногайских, калмыцких, кумыкских. Нередко горцы, в первую очередь ближайшие из них – карачаево-балкарцы, оказывали кабардинцам военную помощь. Так, во время Малкинского сражения XVII в., когда «кабардинцы были в опасном и ужасном положении, имея мало надежды на спасение.., неожиданно подоспела к ним помощь, состоявшая слишком из 2000 людей, собранных из разных горских племен» (Ш.Б.Ногмов). Во время похода крымского хана в 1720 г. «кабардинцы ушли вновь в спасительные горы, где жили их исконные соседи-балкарцы, дворяне которых с давних пор были в близких родственных отношениях с дворянством Кабарды»304Мальбахов Б.К., Эльмесов А.М., Средневековая Кабарда (Внутренние и внешние аспекты истории).-Нальчик:Эльбрус, 1994.-С.214. Объективные кабардинские историки отмечают: «нет сомнения» в том, что разгром хана в 1720 г. произошел при помощи горцев305Мальбахов Б.К., Эльмесов А.М., Средневековая Кабарда, С.215.

Кабардинские князья учитывали потенциал своих карачаевских союзников, которых приглашали на феодальные съезды (так, в 1747 г. в Большой Кабарде собралось “множество старшин чеченских, дугурских, балкарских, карачай... абазинских”)306Налоева Е.Дж. К вопросу о государственно-политическом строе Кабарды…-С.77-78.

Фактически речь идет о союзных отношениях карачаево-балкарских горских обществ и Кабарды, которые на протяжении нескольких веков скреплялись династическими браками с представителями их княжеских и дворянских фамилий. Положение изменилось после присоединения Крыма к России (1783 г.), когда отпала «степная угроза» и феодалы Большой Кабарды стали предпринимать агрессивные акции в отношении вековых союзников – горцев Карачая и Балкарии. Однако их натиск в карачаевское нагорье был безуспешным. «Карачаевцы, - пишет дореволюционный русский автор В.Швецов, - живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбрый, имея с правой стороны закубанцев, а с левой Кабарду, никогда еще не был побежден и самостоятельность его еще более наводит страх на неспокойных соседей»307-Швецов В.В., Очерк о кавказских горских племенах//Жур. «Москвитянин».- М.,1855.-№23-24 (кн.1-2), Декабрь..

Ареал военно-политического влияния князей Кабарды никогда не затрагивал кавказское нагорье и ограничивался плоскостными районами предгорий. Именно их контроль над плоскостными («зимними») пастбищами обуславливал их мощь – не политическую, а в первую очередь экономическую, основанную на пастбищной ренте. Последняя уплачивалась теми семьями скотоводов-горцев, которые осенью перегоняли свои отары и стада на т.н. Кабардинскую плоскость. Кстати, арендная плата была невысокой и составляла одну овцу с семьи, каждая из которых владела, как правило, отарами в сотни голов. Добавим, что князь-арендодатель, получая плату за пользование своим участком пастбищ, брал на себя обеспечение безопасности скотоводческих хозяйств арендаторов. В целом отношения были взаимовыгодными.

И.Ф.Бларамберг (1834 г.) в целом правильно пишет о природе пастбищной зависимости горцев на примере балкарцев: «На зиму они отправляют свой скот в Кабарду, что ставит их в зависимость от кабардинских князей. Когда у них вызревает хороший урожай, а пастбища стоят тучные, они… хранят свои стада даже зимой и не приходят к кабардинцам»308Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII-начале XIX веков.-Нальчик, 1992.-С.31. Более того, тот же автор прямо указывает на то, что балкарцы «частенько отказывают с оружием в руках» на притязания кабардинских князей309Территория и расселение.., С.32. Почти за сто лет до Бларамберга русский документ (1743 г.) указывает на то, что при хорошем урожае хлеба и травы (сена) балкарцы «сами в Кабарду уже не ездят и кабардинцев к себе не пускают»310Цит. по: Волкова Н.Г., Этнический состав населения Северного кавказа в XVIII-начале XX века.-М.:Наука, 1974.-С.103-104. Совершенно очевидно, что такие отношения указывают на абсолютную политическую независимость горцев от феодалов Кабарды.

Фиксируются связи карачаевской верхушки и с элитой другого адыгского этноса - бесленеевцев. Известно, что ротмистр Хаджи-Мурза Крымшамхалов был женат на дочери бесленеевского князя Канокова, а родная его племянница – замужем за одним из Коноковых311ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121. В карачаевском фольклоре упоминается о вражде между Каноковыми и Атажукиными (песня «Джамболат»). Памятники устного народного творчества свидетельствуют о дружеских связях карачаевцев с западными адыгами и в годы Кавказской войны (песня «Хож»).

Весьма близкими были связи карачаевцев с соседними племенами абазин, в первую очередь – тапантовцами. Источники отмечают их хозяйственные отношения, основанными на натуральном обмене (абазины выменивали карачаевских баранов на мед)312Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (Дореформенный период).-Чер-кесск, 1960.-С.70-71. Генеалогические материалы указывают на частые династические связи княжеских семей Карачая с абазинскими княжескими родами (Бибердовыми, Джантемировыми, Кячевыми, Лоовыми и др.). Так, на дочери Эдыка Лоова был женат сын поручика Бадры Крымшамхалова, а на дочери Магомет-Гирея Лоова – Идрис Крымшамхалов313ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121. Родоначальник карачаевского союза родов Хустос (предок фамилий Бостановых, Алботовых, Хосуевых) был аталыком первостепенного абазинского узденя Арчила Трамова, который, в свою очередь, отдал своего сына на воспитание к Коркмазу (родоначальник карачаевской фамилии Коркмазовых)314ЦГА РСОА, ф.262, оп.23, лл.50-86.

Уже в XVII в. источники упоминают о династических связях карачаевских феодалов со знатью ногайцев; в частности, зятем Крымшамхаловых выступал ногайский мурза «Урустямбек», по-видимому, представитель Малой («Казыевой») Ногайской Орды. В последующие столетия правящие классы обоих народов продолжали поддерживать дружественные и родственные связи, что фиксируется в карачаево-балкарском фольклоре (генеалогические сведения, исторические песни, эпос и др.).

Имеются данные о союзных отношениях карачаевских феодалов и со знатью Южного Кавказа, в т.ч. Абхазии. Особо тесные связи карачаевцев наблюдались с мусульманскими князьями Маршаниа из Цебельдинского горского общества Абхазии. Поручик Абдрузак Крымшамхалов был женат на дочери одного из цебельдинских Маршаниа, а поручик Пшемахо Дудов – на родной сестре владетеля Цебельды Шерембия Маршаниа. По сей день в Карачае сохранилась надмогильная стела урожденной княжны Шервашидзе (Чачба) – жены карачаевского князя Магомет-Герия Крымшамхалова (Карт-Джурт). Существует целый ряд карачаевских фамилий, родословие которых восходит к абхазам – Маршановы, Азаматовы и др.

Дружественные отношения были установлены между карачаево-балкарцами и сопредельными областями Имеретии (Западной Грузии), в т.ч. Сванетией, Мегрелией, Рачей. В частности, фиксируются династические браки между карачаево-балкарскими княжескими домами и владетелями Сванетии (кар.-балк. Эбзе). Первый внук родоначальника карачаевских князей Крымшамхаловых – Даулет-Герий был женат на дочери владетеля Сванетии315ЦГА РСОА, ф.262, оп.23, лл.50-86. Родная племянница карачаевского князя Пшемахо Дудова была замужем за сванским князем Леваном Дадешкилиани, а на княжне Дадешкелиани был женат Даулет-Гирей-хаджи Крымшамхалов. Между феодалами обоих народов существовали и отношения аталычества (напр., аталыком баксанского князя Адиль-Гирея Урусбиева был один из князей Дадешкелиани316Шаханов Б.А. Избранная публицистика…-С.166). Именно в союзе со сванским князем Отаром Дадешкелиани баксанский князь Исмаил Урусбиев разгромил вторгшуюся в Баксанское ущелье коалицию из числа кабардинского князя Атажукина, чегемских князей Келеметова и Кучукова317Абаев М.К., Балкария//Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. Избранное.-т.I, С.179-180. Оба народа развивали и торговлю (сваны покупали у карачаевцев скот, в обмен привозили сушеные фрукты и другие товары318Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.70-71).

Связи карачаевцев с Мегрелией (кар.-балк. Малгар) документируются источниками XVII в. Автор того времени Арканджело Ламберти приводит интересное сообщение о том, что «какие-то народы в большом числе выступили из своей родной страны и образовали три войска; самое большое войско пошло на Московское царство, а другие направились на Кавказ, чтобы напасть на сванов и карачаевцев (карачиоли)». Однако «со всех этих мест они были отброшены назад с большим уроном, и когда тамошние жители раздели убитых, то в их числе они нашли много женщин». Мегрельский князь Дадиани «обещал большие подарки сванам и карачаевцам, если в случае вторичного нападения одну из них они поймают и живой приведут к нему; уж очень сильно он желал увидеть, как это женщина сражается с его подданными»319А.Ламберти. Описание Колхиды. Пер. с итальян. К.Ф.Гана //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.27. О дружеских связях с мегрельскими князьями (малгар бийле) упоминается и в карачаевском фольклоре.

Эй, с мегрельскими князьями
Мы близкими были, ей богу, были соседями.
(песня «Отара Кубановых»).

Карачаевцы поддерживали связи и с Восточным Кавказм, в частности, с Дагестаном. Еще дореволюционные источники сообщают, что бии Крымшамхаловы вели свое происхождение от династии тарковских шамхалов320Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в ХVIII- начале ХХ века. Нальчик: «Эльбрус», 2000-с.42, родословие которых возводилось к пророческому роду хашимитов арабского племени курейш (хроника «Тарих-и Дагестан»). Известно, что один из представителей шамхальского рода Махди-Шамхал (1729-1783) посещал Карачай, где помогал карачаевцам бороться с какими – то внешними врагами»321Там же. В Карачае немало и других фамилий дагестанского, преимущественно – кумыкского, происхождения – Азанчиевы, Алиевы, Ардухановы, Калахановы, Магаяевы, Кумуковы, Хаджичиковы, Хаджилаевы, Халиловы и др. Так как Дагестан выступал духовным центром всего Кавказа, значительная часть мусульманского духовенства Карачая или проходила подготовку там, или сама происходила оттуда. Кроме того, из Дагестана приезжали и оседали в карачаевских селеньях искусные ремесленники – ювелиры, оружейники и т.п. Известно, что из Кумыкии приезжали покупатели овец карачаевской породы322Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.70-71.

Еще в конце XVIII в. правящие круги Карачая обращались к России с просьбой о принятии под власть императора. Во многом это было вызвано агрессивными действиями феодалов Большой Кабарды, которые формально выступали поданными правительства России. Следует отметить, что ранее кабардинские князья в борьбе со степными феодалами опирались на горцев, у которых часто находили прибежище. Однако прежняя система горско-кабардинских взаимоотношений стала рушиться после присоединения в 1783 г. к России Крымского ханства, которое выступало своего рода гарантом многовекового геополитического баланса. Царское же командование не смогло вовремя перенять исторически сложившуюся роль такого гаранта, в итоге чего феодалы Кабарды, опираясь на свой статус подданных царя, попытались закабалить своих прежних союзников – горцев. В 1788 году карачаевцы, признавая себя «зависимыми от Российской империи», попросили командующего русскими войсками на Кавказе генерала Текелли «приструнить кабардинских князей»323Чекменев С.А. К истории дружественных взаимоотношений между русским и северокавказскими наро-дами в конце XVIII-первой половине XIX века.//Труды КЧНИИ.-Ставрополь, 1970. Вып. VI.-С.245-246..

Однако царский генералитет, проявляя политическую близорукость, своим равнодушным отношением фактически оттолкнуло горцев Карачая от России. Именно колониальная военщина сделала потенциальных подданных царя его открытыми врагами и ровно тридцать лет спустя царским же генералам пришлось «вводить» Карачай в состав империи – уже силой оружия.

Карачаевцы, встретив такое пренебрежение, стали больше ориентироваться на Османскую империю и не случайно в 1790 г. вместе с адыгами в рядах отряда турецкого военачальника Батал-паши участвовали в походе против царских войск324Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом описании.//Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. (СМОМПК). Тифлис, 1913. Вып. 43.-С.138; Алиев У.Д., Карачай.-Ростов-на-Дону, 1927.. В 1804 г. карачаевцы участвовали в боевых действиях против войск царского генерала Глазенапа (он пишет, что имел бой с «отчаянно сражавшимися кабардинцами, чегемцами, балкарцами, карачаевцами и осетинами, выбитыми из 12 окопанных аулов»)325Бегеулов Р.М., Карачай в Кавказской войне XIX в.-Диссертация… кандидата исторических наук. 2000 г. Рукопись..

В 1821 г. командующий царскими войсками на Кавказе генерал А.И. Ермолов приказал командиру Тенгинского пехотного полка (часть его расположилась у границ Терского Карачая) считать всех без исключения карачаевцев неприятелем, которого при встрече следует истреблять326там же. В следующем году командующий направил «для усмирения карачаевского народа» экспедиционный отряд во главе с полковником Подпрятовым327Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов.-Нальчик, 1993.- С.101. Но Ермолов не смог достичь результатов и карачаевцы продолжали участие в Кавказской войне вместе с другими народами верховий Кубани и Кумы328Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов.., С.116; Потто В.А. Кавказская война.-Ставрополь, 1994.Т.2.- С.473-479.

Правящая элита Карачая, желая обезопасить себя от внешних угроз, приняла присягу (1826 г.) на подданство султану и выдала аманатов турецкому губернатору на Северном Кавказе Чечен оглу Хасан-паше. Тем временем, понимая сложность ситуации, Ермолов пошел на мировую с карачаевцами. 25 июня 1826 г. к ним была направлена российская военная делегация во главе с полковником Чавчавадзе, которая близ местности Хумара, невдалеке от Каменного Моста (Ташкёпюр) заключила с карачаевцами договор о нейтралитете. Одновременно с этим Ермолов отсек Карачай от предгорных равнин «карантинной» цепью военных постов и караулов в верховьях рек Эльтаркач, Джаганас, Подкумок, Эшкакон, Хасаут.


Примечания.
297 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121
298 [↑ назад]Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты.., C.180
299 [↑ назад]Асанов Ю.Н. Песня-поэма «Каншаубий».., с.42
300 [↑ назад]Шаханов Б.А. Избранная публицистика.., С.166
301 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121
302 [↑ назад]АБКИЕА.-С.158
303 [↑ назад]Пейсонель М. Трактат о торговле на Черном море . //АБКИЕА.-С.8,9
304 [↑ назад]Мальбахов Б.К., Эльмесов А.М., Средневековая Кабарда (Внутренние и внешние аспекты истории).-Нальчик:Эльбрус, 1994.-С.214
305 [↑ назад]Мальбахов Б.К., Эльмесов А.М., Средневековая Кабарда, С.215
306 [↑ назад]Налоева Е.Дж. К вопросу о государственно-политическом строе Кабарды…-С.77-78
307 [↑ назад]-Швецов В.В., Очерк о кавказских горских племенах//Жур. «Москвитянин».- М.,1855.-№23-24 (кн.1-2), Декабрь.
308 [↑ назад]Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII-начале XIX веков.-Нальчик, 1992.-С.31
309 [↑ назад]Территория и расселение.., С.32
310 [↑ назад]Цит. по: Волкова Н.Г., Этнический состав населения Северного кавказа в XVIII-начале XX века.-М.:Наука, 1974.-С.103-104
311 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121
312 [↑ назад]Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (Дореформенный период).-Чер-кесск, 1960.-С.70-71
313 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.1, д.71, лл.102-121
314 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.23, лл.50-86
315 [↑ назад]ЦГА РСОА, ф.262, оп.23, лл.50-86
316 [↑ назад]Шаханов Б.А. Избранная публицистика…-С.166
317 [↑ назад]Абаев М.К., Балкария//Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. Избранное.-т.I, С.179-180
318 [↑ назад]Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.70-71
319 [↑ назад]А.Ламберти. Описание Колхиды. Пер. с итальян. К.Ф.Гана //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.27
320 [↑ назад]Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в ХVIII- начале ХХ века. Нальчик: «Эльбрус», 2000-с.42
321 [↑ назад]Там же
322 [↑ назад]Невская В.П. Социально-экономическое развитие.., С.70-71
323 [↑ назад]Чекменев С.А. К истории дружественных взаимоотношений между русским и северокавказскими наро-дами в конце XVIII-первой половине XIX века.//Труды КЧНИИ.-Ставрополь, 1970. Вып. VI.-С.245-246.
324 [↑ назад]Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом описании.//Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. (СМОМПК). Тифлис, 1913. Вып. 43.-С.138; Алиев У.Д., Карачай.-Ростов-на-Дону, 1927.
325 [↑ назад]Бегеулов Р.М., Карачай в Кавказской войне XIX в.-Диссертация… кандидата исторических наук. 2000 г. Рукопись.
326 [↑ назад]там же
327 [↑ назад]Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов.-Нальчик, 1993.- С.101
328 [↑ назад]Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов.., С.116; Потто В.А. Кавказская война.-Ставрополь, 1994.Т.2.- С.473-479