Пятница, 29.03.2024, 16:03

Карачаевцы и балкарцы

Ие кёб болса мал харам ёлюр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§10. Карачаевское княжество (XV-XIХ вв.)

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава вторая. Политическая история (Р.Т.Хатуев)

§10. Карачаевское княжество (XV-XIХ вв.)

Наиболее ранним из позднесредневековых упоминаний карачаевцев считается сообщение, которое даёт о них епископ иранского города Султанийя Иоанн де Галлонифонтибус (1404 г.). Он называет их «черными черкесами» («кара-черкес» – распространенное обозначение карачаевцев, – см. ниже) и поясняет, что «слово «черный» означает только название народа, но не говорит о цвете его кожи». Далее епископ поясняет, что они живут в горах, «никто никогда не посещал этих черных и они сами никогда не покидают гор, кроме тех случаев, когда им необходима соль». Автор сообщает, что «они имеют свой собственный язык и свою письменность»257Иоанн де Галлонифонтибус.Сведения о народах Кавказа.... Указание на письменность – важное свидетельство сохранения культурной традиции раннего средневековья, т.е. аланской эпохи. (Добавим, что кара-черкес – от тюрк. кара не только «черный», но и «большой, могучий» + черкес).

В следующем столетии (1580-е гг.) турецкие источники упоминают о карачаево-балкарском предводителе Кази Мырза-беке (Gaazi Mirza Beg)258Dr. Fahrettin Kirzioğlu. Osmanlilar’in Kafkas-Elleri’nin fethi (1451-1590). 2 Baski.-Ankara: Türk tarih kurumu basimevi, 1998.-b.312..

Русское посольство в Мегрелию (1639-1640 гг.) проходило через Карачай, где гостило у князей Крымшамхаловых, которых звали Гилястан и Эльбуздук. Как пишет один из участников посольства поп Павел Захарьев, в октябре 1639 г. русские «пришли в Карачаи и в Карачаех» пробыли 15 дней, а другой член дипломатической миссии Федот Елчин «в Карачаех ходил пировать к Карачайским мурзам к Ельбуздуке и к Галистану… и к матера их и к зятю их, к Ногайскому мурзе Урыстямбеку и к иным чаркасам»259Сергей Белокуров. Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639-1640) //Чтения в обществе истории и древностей Российских рот московском университете.-М.,1887.-Кн.II, С.304-336.

Несколько лет спустя, в 1643 г., «карачаевские черкасы» фиксируются и под «Пяти Горами» – в районе Бештау (на р.Подкумке) русским воеводой М.Волынским260КРО, т.1, С.222.

Итальянский миссионер в Грузии Арканджело Ламберти (1630-1650-е гг.), отмечая карачаевцев (карачиоли, карачеркесы) в числе «ближайших соседей Колхиды», пишет: «у подножья Кавказа на север живет еще несколько народов, так называемые карачаевцы или карачеркасы, т.е. черные черкесы. Они носят такое имя не потому, что они черного цвета, ибо они очень белые, но, может быть, оттого, что в их стране небо постоянно облачное и темное. Язык их тюркский, но они так быстро говорят, что человек с трудом поймет их. Меня очень удивило, что карачаевцы одни среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить тюркский язык»261А.Ламберти. Описание Колхиды. Пер. с итальян. К.Ф.Гана //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.27.

Чуть позже француз Жан Шарден (1671 г.), упоминая среди жителей Кавказа карачаевцев под именем «карачиолов или карачеркесов», пишет: «Эти карачеркесы, как их зовут турки, то есть черные черкесы… Турки дали им это название по причине беспрерывных туманов и облаков в стране, хотя они самый красивый народ в мире»262Шаманов И., путешествие кавалера Шардена по Закавказью//Газ. «Карачаево-балкарский мир».-18.02.1995..

Впоследствии немецкий автор Энгельберт Кемпфер (1651-1715) отмечает, что «к черкесам причисляются… сваны и карачеркесы. Эти последние относятся к северным черкесам, называемым турками карачеркесами, то есть черными черкесами»263АБКИЕА, С.118.

Здесь уместно подчеркнуть следующее обстоятельство. В отечественной науке признано, что черкасы – наименование, относившееся к «одной из ветвей тюркоязычного этноса», и известное с VII в264Жур. «Наука и жизнь».-М., 2005.-№9, С.78. На тюркское происхождении этнонима «черкес» прямо указывает и крупный этнограф-кавказовед Н.Г.Волкова265Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.-М.,1973.-С23-24. В тюркской ономастике Средней Азии и Казахстана этот термин широко распространен в различных фонетических вариациях: черкес/черкез/шеркес266На мусульманском Востоке из числа тюрков-черкесов и кипчаков-происходили султаны обеих мам-люкских династий (Бурджи и Бахри).... Впоследствии наименование черкас/черкес распространилось и на нетюркские племена, оказавшихся в составе степных тюркских держав267Вплоть до пер. пол. XIX в. русские авторы «черкесами» именуют многие горские племена....

Яркий аланский след в культуре карачаево-балкарцев освещался неоднократно, и мы лишь напомним некоторые из фактов. Карачаево-балкарцы – единственный из всех народов, в языке которых сохранилось слово «алан» в качестве обращения к соплеменникам. Мегрелы именуют карачаево-балкарцев аланами (алани). Но, самое главное, асами (ассон) называют карачаево-балкарцев осетины. На это обращал внимание еще в 1881 г. венгерский исследователь П.К.Услар: «осетины, не присваивая себе название оссов или ассов, называют этим именем западных соседей, живущих на Кубани»268Услар П.К., Древнейшие сказания о Кавказе.-Тифлис,1881.-С.327. В.А.Кузнецов также указывает на то, что «осетины называют своих западных соседей, балкарцев, аси, а их страну Ассиаг»269Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.87 (Карачай именуется у осетин – Устур Ассиаг «Большая Ассия»).

Черекское ущелье Балкарии у грузин носило название «Басиани», который по словам В.А.Кузнецова, «является не чем иным, как грузинской транскрипцией того наименования страны – Асиа»270Кузнецов В.А.. Аланские племена.., С.87. Этноним ос/овс (вариант от ас) в грузинских источниках покрывает не только осетин, но и карачаево-балкарцев. Крупнейший грузинский географ и историк XVIII в. Вахушти, описывая Басиани), пишет о тамошних балкарцах: «Здешние овсы знатнее всех прочих овсов»271Вахушти. География.-Тифлис,1904. Рачинцы словом «ос-и, кстати звучащем в глольском говоре, как и в древнегрузинском, овс-и (ср. мингр. офс-и)» называли «обыкновенно карачайца»272Марр Н.Я., Предисловие к книге А.Ониани «Сборник сванских наименований деревьев и растений».-Петроград, 1917.-С.14-15. Точно также, у сванов «термин осский… означает не иронский язык.., а карачайский»273там же. Грузинский по происхождению термин Осетия/Асетия (этноним ос/ас + груз. частица –ети) подразумевал и территорию проживания карачаевцев: поэтому в русском документе 1846 г. Карачай упоминается на грузинский лад: «Карачаевская Асетия»274Бейтуганов Сафарби, Кабарда и Ермолов.-Нальчик:Эльбрус, 1993.-С.114 (этноним ас + груз. частица - ети).

Именно на территории Карачая помещается «алан» у грузинского географа Вахушти (XVIII в.)275Вахушти. География Грузии//СМОМПК.-Тифлис,1987.-вып.XXII.-С.65 (карта). Здесь же располагаются горы «Алан» в работе турецкого географа Хаджи Халифы (XVII в.)276Хаджи Халифа (Кятиб Челеби). Джихан-нума.-Стамбул, 1732, карта Кавказа.. Гора с названием «Алан» в Зеленчукском районе фигурирует и на всех современных картах Карачаево-Черкесской республики.

В позднем средневековье территория Карачаевского княжества располагалась в бассейнах как р.Кубани, так и р.Терека. Восточные пределы этого феодального государственного образования в первой половине XVII в. охватывали территорию долины р.Баксана. Здесь, в верховьях этой реки (близ нынешнего г.Тырнауза в Балкарии) тогда располагался и его политический центр княжества – селенье Эль-Джурт, где до наших дней сохраняются руины каменных строений владетельных князей Крымшамхаловых277Н.Г. Волкова. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале ХХ века.-М.:Наука, 1974.-С.95.

В 1643 г., согласно данным воеводы М.Волынского, «карачаевские черкасы» фиксируются под «Пяти Горами» (район Бештау)278КРО, т.1, С.222. Карачаевские селенья и хутора располагались также по рекам Хасауту, Мушту, Кичмалке, Лахрани279РГВИА, ф.38, оп.7, л.1-5об., 9-15; Малкондуев Х.Х. К вопросу о самоназвании карачаевцев и балкарцев//Карачаевцы и балкарцы. Язык, этнография, археология, фольклор. –М., 2001.-С.129 (прим. ред.).

Так как после нашествия Тимура здесь другого, кроме карачаевцев, постоянного и, главное, оседлого тюркоязычного населения не было (кочевники топонимического следа почти не оставляют), почти вся тюркская топонимика Пятигорья, верховий рр.Кумы, Подкумка и других перечисленных выше рек является карачаевским наследием.

Весь этот район, условно именуемый Терским Карачаем, граничил с Большой Кабардой и некоторые основные точки этой границы, в общем-то, верно указывает (вслед за Г.-Ю.Клапротом) генерал И.Бларамберг: горы «Канджал» /Зап. Кинжал, 2 829 м/, Бермамыт /Б.Бермамыт, 2 592 м, и М.Бермамыт, 2 644 м/280Бларамберг И. Историческое топографическое статистическое и военное описание Кавказа.-Нальчик: Эль-Фа, 1999.-С.309. Правда, необходимо уточнить, что этот рубеж проходил несколько восточнее Бермамытов, у подножия которых – по рр.Хасауту и Мушту – располагались, как уже отмечалось, карачаевские населенные пункты.

Отметим, что территории западнее р.Малки никогда не принадлежали Кабарде. Ее население, населявшее плоскостную часть региона, часто страдало от военных рейдов степных феодалов – крымских ханов, тарковских шамхалов, ногайских биев, калмыцких владетелей. Поэтому кабардинцы в позднем средневековье вынуждены были, часто меняя местожительство, вести подвижный, по сути, кочевой образ жизни, так и не став оседлым народом вплоть до присоединения к России. В силу исторических условий в Большой Кабарде (в отличие от более «укорененной» Малой Кабарды) не было ни одного признака государственности: ни оседлого населения, ни четких границ, ни постоянных феодальных укреплений, ни административно-политического центра281Как следствие-Большая Кабарда так и не смогла стать «стационарным» государственным образованием типа Абхазии, Карачая или феодальных княжеств Дагестана (Тарковское шамхальство, Аварское нуцальство, Кайтагское уцмийство, Табасаранское майсумство, Элисуйское султанство и др.).. Иными словами, Большая Кабарда выступала скорее разновидностью кочевой орды282Этим и обусловлено то, что в Большой Кабарде нет ни одного подлинно старинного селенья (таковыми нельзя считать те, что были созданы в XIX веке по воле русского командования, проводившего курс на оседлость народов плоскости)....

В ходе своих бесконечных перемещений, князья Большой Кабарды уводили за собой свои аулы и хутора за сотни верст, даже за Кубань, иногда заходя в Пятигорье и на р.Куму. Согласно карте 1744 г., западная граница Большой Кабарды ограничивалась р.Малкой. На самой Малке (без ее правых притоков) ни тогда, ни позднее не находилось ни одного этнически кабардинского селенья, здесь фиксируются лишь коши баксанской партии. Ни на Куме, ни в Пятигорье тогда не было ни одного кабардинского населенного пункта. В верховьях Подкумка и Кумы некоторые кабардинцы кашкатавской партии – при удачном стечении обстоятельств – использовали землю для пашен283Н.Г. Волкова. Этнический состав.., С.50. Точно известно, что сами кабардинцы не считали долины р.Кумы частью Кабарды, своей этнической территории. В официальном сообщении самих же кабардинцев (из числа узденей генерал-майора князя Эльмурзы Черкасского) в адрес российской Коллегии иностранных дел в 1753 г. долина р.Кумы четко отделяется от Кабарды. Они, упоминая о перемещениях кашкатавской партии (князей Кайтукиных и Бекмурзиных), сообщают: кабардинские аулы на короткое время переселились «из Кабарды на Куму» (1746 г.), после чего было возвращение их «с Кумы по-прежнему в Кабарду» (1747 г.)284Территория и расселение..., С.13-15. Лишь после присоединения Крымского ханства к России (1783 г.) появились кабардинские аулы по верховьям Подкумка (около Ессентуков, Боргустанской, Кисловодской) и Кумы (у Бекешевской, Суворовской). Правда, они просуществовали недолго и по распоряжению русского командования были переселены обратно в Кабарду285Территория и расселение..., С.35. Таким образом, в XVIII-XIX вв. на территории Терского Карачая не было постоянного, оседлого кабардинского населения286Поздние ссылки на когда-то имевшиеся в этих местах коши, пастбища и пашни кабардинцев-несерьез-ный довод в пользу притязаний на данные земли (в особенности со стороны шовинистически ориентирован-ной части кабардинских историков)..

Абазины в указанные столетия в Терском Карачае проживали, а их знать была связана родственными узами с аристократией Карачая: (напр., абазинская княжна Гошаях Бибердова последовательно выходила замуж за карачаевских князей Крымшамхаловых – братьев Каншаубия и Эльбуздука, который упоминается в русском документе 1639 г.). На Куме и Подкумке в XVIII в. фиксируются населенные пункты абазин-тапантовцев. В 1840-х гг. в верховьях Кумы и Подкумка находилось 4 абазинских аула с населением 2,6 тыс. чел.: Абуковский, Джантемировский, Лоовский и Трамовский287Н.Г. Волкова. Этнический состав..,71-72; Сталь К.Ф., С.80.

Некоторое время в Терском Карачае жили и ногайцы. После русско-турецкой войны 1736-1739 гг. для ногайцев Малого Ногая (солтановцы и каспулатовцы) «для кочевания были назначены земли по Тереку, Куме и Малке», но в 1743 г. эти ногайцы были присоединены к кизлярским аульным ногайцам288Н.Г. Волкова. Этнический состав..,85. В 1780-х гг. – начале XIX вв. по Куме и Подкумку, району Бештау фиксируются т.н. бештаугорские ногайцы (каспулатовцы, наврузовцы, кичпчаки, касаевцы, мансуровцы, едисанцы, едишкульцы, джембойлуковцы). Среди этих народов – абазины-тапантовцы, продолжавшие жить в Терском Карачае. В первой четверти XIX в. баштаугорские ногайцы проживали в верхнем течении рр.Кумы и Подкумка. В 1822 г. бештау-кумские ногайцы (едишкульцы, мангыты, каспулатовцы и др.), кочевавшие и жившие оседло по Куме, Сабле, Калаусу, Янкулям, были объединены в приставство Менгли-Гирея289Волкова Н.Г. Этнический состав..,С.91.

Не случайно Семен Броневский (1823 г.) северными соседями карачаевцев называет абазин-тапантовцев, а восточными – кабардинцев290Броневский с.Новейшие географиечские и историческе известия о Кавказе.-Нальчик: Эль-Фа, 1999.-С.216. Существенная деталь: если бы речь шла только о Большом Карачае, то восточными соседями назывались бы урусбиевцы (баксанцы). Стало быть, речь идет о Терском Карачае, ибо только здесь карачаевцы с востока действительно граничили с кабардинцами, а с севера – абазинами-тапанта.

До присоединения Карачая к Российской империи сообщение кубанских карачаевцев с терскими серьезно затруднилось Кисловодской кордонной линией, возведенной во времена А.И.Ермолова. Она проходила по рр.Малке и Хасауту, через горы Бермамыт и Гумм-Башы, далее по ущелью р.Мары до Кубани291Махлевич Я. Мезонин у Нарзана.-Ставрополь, 1983.-С.33.

Установившиеся в позднем средневековье границы между Карачаем и Большой Кабардой отчасти просуществовали и некоторое время после вхождения региона в состав России. Почти по тем же, исторически сложившимся рубежам сейчас проходит и нынешняя административная граница между Карачаево-Черкесией и Кабардино-Балкарией.

На западе граница Карачаевского княжества проходила по р.Большой Лабе, т.е. там же, где существовала западная граница исторической Алании. Здесь они некоторое время проживали в урочище Загедан (Загъзан)

Населяли карачаевцы и долину р.Большого Зеленчука, включая и район Архыза, где и по сей день находятся руины Замка Карчи (Къарча Къала). Н. Иваненков (1912 г.) пишет: «карачаевцы… указывают там /в Архызе/ даже место своего поселения, называя его «Старым жилищем»292Иваненков Н. Карачаевцы, С.25. Перевод не совсем точен: словосочетание Эски Джурт, которым карачаевцами именуется Архыз, переводится как «Старая родина». Вряд ли так называли бы попутную точку, «транзитный пункт» в маршруте странствований легендарного Карчи, каковым Архыз выглядит в некоторых преданиях. На самом деле, это должен был быть весьма важный населенный пункт и он таковым был некоторое время (см. ниже).

В свое время Н.Г.Петрусевич сообщал, что по преданиям карачаевцы ранее занимали «соседнюю с Загданом поляну Иркиз»293Цит. по: Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв., С.38; см. также: Динник Н.Я. Горы и ущелья Кубанской области //ЗКОРГО.-Тифлис, 1884.-Кн.8. Вып.1, С.348 /Архыз/. Для нас важно то, что сведениями о прежнем проживании карачаевцев в долинах р.Большой Лабы и р.Большого Зеленчука в XIX веке обладали и абазинские старики. Они сообщали, «на Иркызе» когда-то «жили карачаевцы, переселившиеся из соседней долины, Загдана». Абазины-шкарауа также говорили о том, что в районе между рр.Урупом и Кяфаром (левым притоком р.Б.Зеленчука) «когда-то… жили карачаевцы»294Кипкеева З.Б. Абазины Северного Кавказа: внутренние и внешние миграции в XVIII-XIX веках.-Став-рополь:ООО «Мир данных»,2005.-С.139 (Ссылка: Извлечсение из отчета обосмотре казенных свободных земель нагорной плосы между р.Тебердой и Лабой //ССКГ.-Тифлис.1870.-Вып.4, С.14).

В системе управления Карачаевского княжества функционировало несколько форм и уровней власти. Низший уровень управления охватывал тийре, родовые кварталы, которые «были целыми поселками, насчитывающими до сотни усадеб»; часто в них были свои, квартальные мечети и родовые кладбища. «Когда в одном из домов тийре резали скотину, то куски мяса разносили по всем домам своего тийре, наиболее почетные части отдавали старейшим» представителем рода (тукума). Отдельные крупные тукум могли иметь несколько тийре295Невская В.П., Шаманов И.М. Общественный быт //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. От-вет.ред. Л.И.Лавров.-Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн.изд-ва,1978.-С.198-199.

Естественно, организация и координация квартальных мероприятий (напр., общественными работами по очистке ирригационных канав, возведению ограды квартального кладбища, постройка квартальной мечети и т.п.) требовали достаточно четко выработанной системы управления. На уровне тийре она осуществлялась старейшинами рода (тукъум тамадала) совместно с квартальным муллой (тийре апенди).

В случае, если родовой поселок сохранял полную обособленность, то он становился хутором – кабак (къабакъ). Хутором нередко становился и кош (къош), если это было стационарное стойбище с жилищами (как правило, каменными) и хозяйственными постройками (загон для скота и т.п.).

Но, как правило, поселки-тийре образовывали селение – эль (эл). К началу ХХ в. в с.Картджурт состоял из 50 тийре, с.Учкулан – из 44, с.Хурзук – из 53296Невская В.П., Шаманов И.М. Общественный быт //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. От-вет.ред. Л.И.Лавров.-Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн.изд-ва,1978.-С.198-199. Карачаевские селения коренным образом отличались от аулов всех соседних северокавказских народов – прежде всего, своими внушительными размерами. Каждый из упомянутых селений Большого Карачая, например, имел такую же численность населения, что и целое отдельное ущелья (аууз) в Балкарии. К слову, численность жителей 5-ти карачаевских аулов (1100 дворов) в конце 1830-х гг. равнялась числу жителей 24-х балкарских селенй (около 600 дворов).

Высшим органом самоуправления на этом, среднем уровне политической организации Карачая, был сход сельской общины – джамагат (эл джамагъат джыйылыу, или просто джамагъат); так же именовалась и сельская община (от араб. джама'ат - общество, община).

На сход допускались лишь полноправные члены общины, в число которых могли попасть лишь лично свободные лица из числа мужчин; женщины к участию в сходе не допускались.

Сход (джамагат) решал вопросы, имеющие значение для всей сельской общины. В хозяйственно-административном отношении это были вопросы:

- пользования общинными угодьями, в качестве которых выступали леса, пастбища, выгоны, пустоши;

- распоряжения землями, которые, по адату, переходили в собственность общины от семей, покинувших общину;

- установления времени и места отгона сельского скота на летние пастбища;

- определения количества скота, оставляемого на сельских выгонах на лето;

- определения времени запуска выгонов под сенокосы и т.д.

- проведения общественных работ (прокладка и ремонт дорог, мостов, постройка пятничной мечети села и т.п.).

В организационно-административном плане сход избирал общинный представительный орган – совет (эл тёре), главного муллу сельской общины (элъ апенди), а на начальном этапе, видимо, и старосту селения.

Джамагат созывался по решению сельского тёре, которое оглашалось глашатаем (къоду). Процедура голосования (чёб атыу) происходила открыто: в ведро - темирли опускали орехи или камушки, которые затем подсчитывали как избирательные бюллетени.

Сход был органом прямой, или непосредственной демократии и своими истоками уходил в архаичный период истории. По-видимому, в древности созывались общеплеменные (общенародные) сходы, но неуклонный рост численности населения, ее рассредоточенность по ущельям и иные факторы затрудняли их созыв и эффективное функционирование. Прямая демократия осталась уделом селений, а на общенародном уровне выдвинулись представительные органы.

К числу последних относились упоминавшиеся советы – тёре, которых в Карачае было несколько уровней и разновидностей.

Сельский тёре (эл тёре) был своего рода исполнительной структурой общинного схода, которым и избирался, как правило, из лиц наиболее крупных и влиятельных родов. Поначаул это, видимо, был совет старейшин всех родов, входящих в общину. Он имел сравнительно небольшой состав (6-7-9 членов), позволявший довольно быстро рассматривать возникающие вопросы и принимать решения по ним. Им осуществлялся надзор за исполнением решений джамагата, проводились оперативные мероприятия.

Сельские тёре выбирали из своего состава членов народного тёре (халкъ тёре), который являлся высшим представительным органом Карачаевского княжества, который обладал полномочиями административного, законодательного, судебного характера (тёре всех уровней имели не только управленческие, так и судебные функции). Именно народный тёре имел исключительные прерогативы принятия и отмены норм обычного права (адатов), призыва народного ополчения. По некоторым данным, народный совет обычно собирался раз в 2-3 месяца, хотя могли иметь место чрезвычайные заседания. В конце XVIII в. возник высший орган – мехкеме (от араб. махкама «суд»), функции которого полностью слились с функциями народного тёре, за которым и закрепился данный термин. В состав народного тёре (мехкеме) по должности входил и глава духовенства – кадий (къады) Карачая.

Имеются упоминания и о сословно-корпоративных советах – бий тёре (бий кенгеш), которые изначально собирались для решения вопросов регуляции внутри знати.

Советы всех уровней возглавлялись представителями княжеских родов, а народный тёре – верховным правителем (старшим князем) Карачая, который носил титул олий (от араб. уали «правитель, губернатор»). Престол олия занимал «старейший и влиятельнейший из таубиев» (Б.А.Шаханов), «старейший и достойнейший из таубиев» (М.К.Абаев), но в Карачае его монопольно занимали князья Крымшамхаловы, а переходил он, как правило, по древнетюркской т.н. удельно-лествичной системе – от старшего представителя рода к следующему по возрасту.

К началу XIX в. уголовное, земельное и имущественное право регулировалось в основном нормами адата, брачно-семейное право – преимущественно шариатом. В суде по адату решающее значение имело мнение бийской верхушки.

Олий не только руководил народным тёре, но выступал командующим народным ополчением (къара аскер, зытчыу аскер). Кроме того, в его подчинении находилась и дружина (мыртазакъ аскер), в которой военная служба была профессиональной, а для ее содержания князь получил права сбора специальных податей. Воин-дружинник (мыртазакь, салымчы) выполнял «силовые» функции – охрана границ, полицейские и фискальные обязанности и т.п. К числу дружинников относились и бегеулы – уполномоченные олия, выполнявшие также полномочия судебных исполнителей и надзорные функции.

Письменные источники 1840-х гг. фиксируют в Карачае должность чауш (в значении «десятник»), которая, очевидно, также связана с дружиной. Это косвенным образом указывает на десятичный принцип военной структуры карачаевцев.

Верховному правителю подчинялись сельские старосты (некхуд, эль тамада, эл башчы). В ведении последних находился, помимо всего, надзор за ирригационной системой; известно, что из всех горских народов Северного Кавказа, использовавших ирригацию, «наиболее строгое распределение воды было у карачаевцев». Для обеспечения такого водопользования назначались особые лица – илипинчиле букв. «канальщики», (следили за исправностью главных каналов системы) и суучула букв. «водники» (отвечали за распределение воды по дворам, соблюдением строгой очередности такого распределения).


Примечания.
257 [↑ назад]Иоанн де Галлонифонтибус.Сведения о народах Кавказа. Пер. с лат. на английский Л.Тарди. Пер. с англ. З.М.Буниятова.-Баку, 1984; см. также Иоанн де Галлонифонтибус.Сведения о народах Кавказа. Пер. с лат. на английский Л.Тарди. Пер. с англ. З.М.Буниятова//Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.17-19
258 [↑ назад]Dr. Fahrettin Kirzioğlu. Osmanlilar’in Kafkas-Elleri’nin fethi (1451-1590). 2 Baski.-Ankara: Türk tarih kurumu basimevi, 1998.-b.312.
259 [↑ назад]Сергей Белокуров. Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639-1640) //Чтения в обществе истории и древностей Российских рот московском университете.-М.,1887.-Кн.II, С.304-336
260 [↑ назад]КРО, т.1, С.222
261 [↑ назад]А.Ламберти. Описание Колхиды. Пер. с итальян. К.Ф.Гана //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков.-Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2006.-С.27
262 [↑ назад]Шаманов И., путешествие кавалера Шардена по Закавказью//Газ. «Карачаево-балкарский мир».-18.02.1995.
263 [↑ назад]АБКИЕА, С.118
264 [↑ назад]Жур. «Наука и жизнь».-М., 2005.-№9, С.78
265 [↑ назад]Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.-М.,1973.-С23-24
266 [↑ назад]На мусульманском Востоке из числа тюрков-черкесов и кипчаков-происходили султаны обеих мам-люкских династий (Бурджи и Бахри), управлявших средневековыми Египтом и Сирией. Характерны чисто тюркские имена мамлюкских султанов-черкесов-Барсбей, Джакмак, Джанболат, Инал, Татар, Тимурбуга, Туманбай, Каитбей и др. Судя по всему, вся родственная им категория мамлюков происходила из тюрков-черкесов причерноморских степей нынешней Украины, а также Северного Кавказа и в целом Юга России, где их присутствие увековечены соответствующими топонимами (Черкассы, Новочеркасск).
267 [↑ назад]Вплоть до пер. пол. XIX в. русские авторы «черкесами» именуют многие горские племена, а в странах Передней Азии (Турция, Сирия, Иордания и др.) и по сей день практически все выходцы из Северного Кав-каза именуются «черкесами» (араб. джаркас). На самом же Северном Кавказе этноним «черкес» лишь с 1920-х гг. закрепился за небольшим этническим новообразованием Верхней Кубани из потомков ряда адыг-ских племен (в основном, бесленеевцев и «беглых» кабардинцев) и ассимилированных ими абазин.
268 [↑ назад]Услар П.К., Древнейшие сказания о Кавказе.-Тифлис,1881.-С.327
269 [↑ назад]Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.87
270 [↑ назад]Кузнецов В.А.. Аланские племена.., С.87
271 [↑ назад]Вахушти. География.-Тифлис,1904
272 [↑ назад]Марр Н.Я., Предисловие к книге А.Ониани «Сборник сванских наименований деревьев и растений».-Петроград, 1917.-С.14-15
273 [↑ назад]там же
274 [↑ назад]Бейтуганов Сафарби, Кабарда и Ермолов.-Нальчик:Эльбрус, 1993.-С.114
275 [↑ назад]Вахушти. География Грузии//СМОМПК.-Тифлис,1987.-вып.XXII.-С.65 (карта)
276 [↑ назад]Хаджи Халифа (Кятиб Челеби). Джихан-нума.-Стамбул, 1732, карта Кавказа.
277 [↑ назад]Н.Г. Волкова. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале ХХ века.-М.:Наука, 1974.-С.95
278 [↑ назад]КРО, т.1, С.222
279 [↑ назад]РГВИА, ф.38, оп.7, л.1-5об., 9-15; Малкондуев Х.Х. К вопросу о самоназвании карачаевцев и балкарцев//Карачаевцы и балкарцы. Язык, этнография, археология, фольклор. –М., 2001.-С.129 (прим. ред.)
280 [↑ назад]Бларамберг И. Историческое топографическое статистическое и военное описание Кавказа.-Нальчик: Эль-Фа, 1999.-С.309
281 [↑ назад]Как следствие-Большая Кабарда так и не смогла стать «стационарным» государственным образованием типа Абхазии, Карачая или феодальных княжеств Дагестана (Тарковское шамхальство, Аварское нуцальство, Кайтагское уцмийство, Табасаранское майсумство, Элисуйское султанство и др.).
282 [↑ назад]Этим и обусловлено то, что в Большой Кабарде нет ни одного подлинно старинного селенья (таковыми нельзя считать те, что были созданы в XIX веке по воле русского командования, проводившего курс на оседлость народов плоскости). В этом плане на пользу соседям кабардинцев-горцам-сыграла их осед-лость: отсюда вайнахские, осетинские, карачаево-балкарские аулы с многовековой историей, старинными родовыми кварталами и фамильными кладбищами, памятниками средневекового каменного зодчества.
283 [↑ назад]Н.Г. Волкова. Этнический состав.., С.50
284 [↑ назад]Территория и расселение..., С.13-15
285 [↑ назад]Территория и расселение..., С.35
286 [↑ назад]Поздние ссылки на когда-то имевшиеся в этих местах коши, пастбища и пашни кабардинцев-несерьез-ный довод в пользу притязаний на данные земли (в особенности со стороны шовинистически ориентирован-ной части кабардинских историков).
287 [↑ назад]Н.Г. Волкова. Этнический состав..,71-72; Сталь К.Ф., С.80
288 [↑ назад]Н.Г. Волкова. Этнический состав..,85
289 [↑ назад]Волкова Н.Г. Этнический состав..,С.91
290 [↑ назад]Броневский с.Новейшие географиечские и историческе известия о Кавказе.-Нальчик: Эль-Фа, 1999.-С.216
291 [↑ назад]Махлевич Я. Мезонин у Нарзана.-Ставрополь, 1983.-С.33
292 [↑ назад]Иваненков Н. Карачаевцы, С.25
293 [↑ назад]Цит. по: Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв., С.38; см. также: Динник Н.Я. Горы и ущелья Кубанской области //ЗКОРГО.-Тифлис, 1884.-Кн.8. Вып.1, С.348
294 [↑ назад]Кипкеева З.Б. Абазины Северного Кавказа: внутренние и внешние миграции в XVIII-XIX веках.-Став-рополь:ООО «Мир данных»,2005.-С.139 (Ссылка: Извлечсение из отчета обосмотре казенных свободных земель нагорной плосы между р.Тебердой и Лабой //ССКГ.-Тифлис.1870.-Вып.4, С.14)
295 [↑ назад]Невская В.П., Шаманов И.М. Общественный быт //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. От-вет.ред. Л.И.Лавров.-Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн.изд-ва,1978.-С.198-199
296 [↑ назад]Невская В.П., Шаманов И.М. Общественный быт //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. От-вет.ред. Л.И.Лавров.-Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн.изд-ва,1978.-С.198-199