Среда, 24.04.2024, 05:52

Карачаевцы и балкарцы

Ит асырагъанны бёрю табмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§8. Область Золотой Орды (XIII-XIV вв.).

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава вторая. Политическая история (Р.Т.Хатуев)

§8. Область Золотой Орды (XIII-XIV вв.).

В конце 1221 г. на Северном Кавказе впервые появились монголы. Их 30-тыс. корпус во главе с самыми талантливыми полководцами Чингиз-хана – нойонами (князьями) Субэдеем и Джебе вторгшись с юга через Дербентский проход. Они «двинулись по этим областям, в которых много народов, в том числе аланы, лезгины и /разные/ тюркские племена». В коечном счете «они прибыли к алланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них». Аланы в деле сопротивления завоевателям «употребили все свое старание, собрали у себя кипчаков и сражались с ними /монголами/». При этом «ни одна из обеих сторон не одержала верха над другою» (Ибн аль-Асир).

Алано-кипчакская коалиция оказалась непобедимой и тогда монголы пошли на хитрость. Обратившись к кипчакам, они сказали: «Мы и вами одного рода, а эти алланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру; и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежд, сколько хотите; оставьте нас с ними». Здесь речь шла не о родстве кипчаков и монголов (они принадлежали к разным языковым группам), а об этнической идентичности кавказских кипчаков и большинства воинов Субэдея и Джебе, которые относились к закаспийским кипчакам. Нойоны послали обещанный подкуп, после чего кипчаки оставили алан. После этого монголы «напали на аллан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных». Расправившись с ними, нойоны двинулись на кавказских кипчаков, которые до этого «спокойно разошлись на основании мира, заключенного между ними». Нойоны одержали верх и над ними, после чего кипчаки заключили военный союз с русскими князьями. Однако русско-кипчакская армия была разгромлена в битве на Калке (31 мая 1223 г.), но монголы пошли походом далее не на Русь, а на северо-восток – в Волжскую Булгарию, оттуда вернулись в Центральную Азию.

Второй поход в Аланию монголы начали осенью 1238 г., когда их армию возглавлял сам император (каан) Менгу. На следующий год завоевателя добралась до города Мкс. (видимо, аланская столица Маас/Магас/Мингас), жители которого «по многочисленности своей были /точно/ муравьи или саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что (в нем) нельзя было проползти змее». Монголы окружили город с разных сторон, «сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательное орудия». По данным летописцев, осада этого города длилась «один месяц и пятнадцать дней», а захватил его асский военачальник Матарша, находившийся на монгольской военной службе («в него попали две стрелы, но, воодушевившись храбростью, он овладел городом») /Рашид ад-Дин/.

В нагорье оставалась сравнительно небольшая часть непокорных алан, о которых сообщают источники того времени (Плано Карпини, 1246; Гильом Рубрук, 1253-1254). Монгольские войска не стали проводить горных боевых операций, а предусмотрительно закрыли все выходы из горных ущелий. Тем самым, горные аланы были лишены возможности сезонного перегона скота на зимовья в равнинной части, что могло обернуться падежом скота и катастрофой голода. Такая тактика военно-экономической блокады вынудила горных алан последовать примеру равнинных соплеменников и признать власть Монгольской империи. Этому способствовала и умная политика веротерпимости, проводившаяся ее правительством.

Некоторые группы алан мигрировали на Запад, где расселились в Византии, Венгрии, Румынии и Молдавии. Но к сер. 1240-х гг. равнинные аланы Северного Кавказа в своей основе уже были подданными Монгольской империи. Часть их поступила на военную службу и перебралась на Восток, где стала опорой Чингизидов в Китае (здесь к сер.XIV в. насчитывалось около 30 тыс. асских воинов).

Оставшаяся на Северном Кавказе основная масса алано-асского населения стала надежной опорой ханов выделившейся из Монгольской империи ее западней части – Золотой Орды. Аланские военачальники и аланские воины составили одну из наиболее боеспособных этнических категорий ордынской армии. (Кстати, именно поэтому в 1395-1396 гг. совершил опустошительный поход в Аланию злейший враг Золотой Орды – среднеазиатский завоеватель Тимур).

В торговом сословии Орды аланское купечество занимало одно из заметных мест, а в ее городах возникли аланские кварталы. Такие города возникли и в равнинной Алании. Самый известный из них – Маджар, где одно время располагалась летняя резиденция самого хана. Даже триста лет спустя здесь продолжали стоять замечательные архитектурные памятники золотоордынской поры. Археологи выявили образцы поливной керамики, даже фрагменты облицовочного мрамора, доставленного сюда из Теберды. Другой крупный ордынский город в Алании располагался на месте Нижне-Джулатского городища (здесь были выстроены монументальные сооружения каменного зодчества, некоторое время функционировал даже монетный двор). В Усть-Джегуте археологами были также обнаружены руины памятников мусульманской архитектуры, остатки мусульманского кладбища золотоордынской эпохи. Кроме того, в то же время продолжал существовать и старый аланский город в Нижнем Архызе (здесь выявлены ордынские монеты).

По территории Карачая в ордынский период проходил Генуэзский торговый путь239Алексеева В. П., Археологические памятники Карачаево-Черкесии.-М.: Наука,1992.-с.188, проложенный генуэзскими купцами, торговля которых сочеталась с миссионерской деятельностью по обращению горцев в католичество. «Генуэзские предприниматели и миссионеры, основавшие к концу XIII-XIV в. в Северо-Восточном Причерноморье десятки колоний, поселений и факторий, развернули свою деятельность во многих районах Северного Кавказа вплоть до Дагестана, проникая при этом в горные зоны и занимаясь в основном торговлей..., а также проповедуя католическую религию. Выходцам из итальянских (генуэзских) колоний и именуемых местным населением «гене», «джену», «генез», «джинуз», «гуэнес» или «ференк», народные предания приписывают строительство ряда церквей, оборонительных и погребальных сооружений, изготовление некоторых каменных крестов, а также происхождение отдельных предметов в быту и терминов в языке»240Чеченов И. М., Новые материалы и исследования по средневековой археологии Центрального Кавка-за//Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. 1972-1979. -Нальчик: Эльбрус, 1987.-с.97..

Память о генеуэзцах – «франках» (кар.-балк. ференкле) отражена в местном фольклоре. У карачаевцо-балкарцев осталось предание о вооруженной борьбе против «франков» князя Карачая в союзе с кабардинским князем241Узоры жизни. Сборник отрывков из исторических исследований, легенд и воспоминаний старшего по-коления (на кар.-балк. яз.)-Черкесск, 1988.-с.13-15.. Остатки сооружений «с четырьмя круглоплановыми строениями по сторонам» у Верхнего Баксана местные жители называли «Ференкской крепостью»242Чеченов И. М., Новые материалы.., с.97.. Склепы /кешене/ «Фардык» с окружающими их могильником в Верхнем Чегеме старожилы также связывают с «франками»243там же. Все это, видимо, свидетельствует о связях коренного населения с генуэзскими миссионерами. Археологи даже говорят об определенном влиянии «на церковно-строительные навыки» местного населения – через генуэзцев – некоторых традиций европейско-католической архитектуры244там же, С.99. Со «второй волной» (католической) христианизации связываются и каменные кресты XIV-XV вв245там же, С.94.

Миссионерская деятельность генуэзцев была обусловлена известной веротерпимостью правительства Золотой Орды. И.Шильтбергер (пер. треть XV в.) пишет «о гористой стране Джулад, населенной большим числом асов-христиан, которые имеют там епископство. Их священники принадлежат к ордену кармелитов» и отмечает, что эти христиане «не знают латыни, но молятся и поют по-татарски для того, чтобы их прихожане были более тверды в своей вере. Причем многие язычники принимают святое крещение, так как они понимают то, что читают и поют священники». Здесь функционировала католическая епископская кафедра246Кубанов А.X. Некоторые сведения из истории народов Северного Кавказа из книги Иоганна Шильтбер-гера «Путешествие по Европе, Азии и Европе с 1394 по 1427» //Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии.-Черкесск, 1991. –С.81. Она вела миссионерскую деятельность среди позднеаланского (раннекарачаевского) населения региона.

Позиции мусульманства среди алано-асских племен укрепились в период пребывания их в составе Золотой Орды, где эта религия была государственной. Ибн-Батута (1333/4 г.) пишет, что в Сарае, столице Золотой Орды, живут «разные народы, как то: … Асы, которые мусульмане; Кипчаки, Черкесы, Русские и Византийцы, которые христиане»247Тизенгаузен В.Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.-СПб, 1884.-т.1, С.306.

Руины мусульманского кладбища и мавзолея золотоордынской эпохи обнаружены у Усть-Джегуты.


Примечания.
239 [↑ назад]Алексеева В. П., Археологические памятники Карачаево-Черкесии.-М.: Наука,1992.-с.188
240 [↑ назад]Чеченов И. М., Новые материалы и исследования по средневековой археологии Центрального Кавка-за//Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. 1972-1979. -Нальчик: Эльбрус, 1987.-с.97.
241 [↑ назад]Узоры жизни. Сборник отрывков из исторических исследований, легенд и воспоминаний старшего по-коления (на кар.-балк. яз.)-Черкесск, 1988.-с.13-15.
242 [↑ назад]Чеченов И. М., Новые материалы.., с.97.
243 [↑ назад]там же
244 [↑ назад]там же, С.99
245 [↑ назад]там же, С.94
246 [↑ назад]Кубанов А.X. Некоторые сведения из истории народов Северного Кавказа из книги Иоганна Шильтбер-гера «Путешествие по Европе, Азии и Европе с 1394 по 1427» //Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии.-Черкесск, 1991. –С.81
247 [↑ назад]Тизенгаузен В.Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.-СПб, 1884.-т.1, С.306