Четверг, 25.04.2024, 22:15

Карачаевцы и балкарцы

Ит сайлады да сюекни алды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§7. Аланское царство (X-XII вв.)

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава вторая. Политическая история (Р.Т.Хатуев)

§7. Аланское царство (X-XII вв.)

В Х в., вследствие резкого ослабления и окончательного упадка каганата, аланы обретают полную независимость, создав мощное Аланское царство со столицей в Карачае (нынешнее Нижне-Архызское городище). Именно к этому столетию относится сообщение Ибн-Русте о четырех аланских племенах183Алемань, Агусти. Аланы.., С.343; Ибн Русте. Книга драгоценных камней. Пер. Н.А.Караулова//СМОМПК.-Тифлис, 1903.-вып.XXXII.-С.51 (любопытно, что в XIII в. Ибн аль-Асир сообщает об аланах: «их много племен»184Выписки из Ибн-эль-Атира о первом нашествии татар на кавказские и черноморские страны с 1220 по 1224 год//Ученые записки Императорской академии наук по первому и третьему отделениям.-СПб, 1854.-т.II.-С.659).

Могущество Аланского царства основывалось на сильной армии и демографическом потенциале. Арабский историк Х в. пишет, что «правитель аланов – могущественный, очень сильный и влиятельный среди царей, может выставить 30 000 всадников. Его владения состоят из беспрерывного ряда поселений, расположенных настолько близко друг к другу, что если кричат петухи, то они откликаются друг другу от одной стороны царства до другой»185Алемань А. Аланы.., С.348. Региональную гегемонию Алании на Западном Кавказе отмечают источники того времени. Они указывают на то, что «аланы могуществом превосходят народ кешэк (касоги, - Ред.), и тот не был бы в состоянии сохранить свою независимость перед аланами, если бы не имел укреплений, построенных на берегу моря»186История Северо-Осетинской АССР.-М., 1959.-т.1, С.56. Сообщая о том, что «около страны аланов живет народ абхазов, которые являются христианами и имеют своего царя», аль-Масуди добавляет: «их территория простирается до самого Кавказа, но они не достаточно сильны, чтобы бороться с аланами»187Алемань А. Аланы.., С.351.

Влияние Алании побуждало региональных и даже внерегиональных владетелей устанавливать династические связи с ее царями. Например, царь алан и правитель Сарира (Дагестан) «стали союзниками, взаимно выдав друг за друга своих сестер». Грузино-абхазский царь Георгий I (1014-27) первым браком был женат на аланской принцессе Альди, а его сын Баграт V (1027-72) – на Борене, дочери аланского царя Урдуре. Их потомок Георгий III (1156-84) вступил в брак с Бурдухан, дочерью аланского царя Худдана188Подробнее см.: Хатуев Р.Т. Хроника аланских царей.-Черкесск,2007.-С.64-65, 77-79.

В этот период происходит интеграция аланских и асских племен Северного Кавказа в этнически единое сообщество. Судя по всему, ранее это были разные, но родственные народы, принадлежавшие к европеоидной расе. Почти все I тыс. н.э. источники говорят об аланах и асах, не смешивая их, как о разных этносах. Китайские указывает на антропологический тип асов/усуней, которые «обликом весьма отличны от других иностранцев Западного края. Ныне тюрки с голубыми глазами и рыжими бородами… суть потомки их»»189Цит. по: Байрамкулов А.М., Правда об аланах.-Ставрополь, 1999.-С.368. Кстати, на севере и востоке Европы в средние века знали не алан, а асов. В древнерусских летописях их именуют «ясы». В северогерманских сагах (XII-XIII вв.) говорится о том, что «страна восточнее Танаиса (Дона) называется Асаланд или Асахейм, а главная крепость страны называется Асгард, т.е. «крепость Асов»190Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.130; Shorle Sturlasson. Kongesagaer.-Oslo, 1957..

К концу «хазарского периода» отдельно упоминаются аланский и асский цари. В хазарском документе Х в. говорится, что царь хазар заключил союз с царем алан потому, что царство алан было сильнее прочих народов. Когда «народы поднялись на хазар и пришли воевать царь Асии и турок», то в борьбе с этими народами царю хазар помогли аланы191Коковцев П.К., Еврейско-хазарская переписка в Х веке.-Л.,1932.-С.116-117. Как видим, аланы и асы не только управлялись разными царями, но и воевали друг с другом.

С возникновением Аланского царства, как отмечалось, началась интеграция алан и асов. В упоминавшемся сообщении Ибн-Русте (Х в.) говорится, что кавказские аланы делятся на четыре племени, а из них почет и власть принадлежат племени, называемому Дуксас/Дхсас192Караулов Н.А., Сведения арабских авторов IX и X вв. по Р.Хр. о Кавказе, Армении и Азербайджане//СМОМПК.-Тифлис, 1903.-С.51 (дукс/дхс от тюрк. докуз/тогуз «девять» + этноним ас; ср.: наименование «девятичных огузов» тогуз-огуз). Видимо, здесь идет речь о лидерстве асов в алано-асском сообщества, в Алании.

Но, судя по всему, северная, восточноевропейская часть этого массива была менее затронута интеграцией и продолжала оставаться асской. По крайней мере, документы золотоордынского времени упоминают их отдельно. Так, арабский автор Джувейни (XIII в.) в списке территорий, покоренных Батыем, перечисляет земли аланов, асов, кипчаков, русов и др.; упоминает области Булгара, асов, руси, и племена кипчакские, аланские и другие193Джувейни. История завоевателя мира//Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.-М.-Л.,1941.-т.II.-C.91. Летопись «Тарихи-Гюзиде» (XIII в.) сообщает, что монгольский хан Туши правил «над Хазарами, Булгарами, Саксином, Аланами, Асами, Руссами». В этой же хронике говорится о том, что Чингис-хан покорил Асов, Аланов, Саксин, Русь, Киргизов194Цит. по: Дорн Б., Каспий. Приложение к XXVI тому «Записок Императорской академиии наук».-СПб, 1875.-С.114. Историк Хамдаллах Казвини (XIV в.) пишет, что сыну Чингис-хана Туши-хану были «вверены область Хорезм, Дешт-и-Хазар, Булгар, Саксин, аланы, асы, Микес, башкирды и те пределы»195Хамдаллах Казвини. Избранная история//Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.-М.-Л.,1941.-т.II.-C.91. Алан и асов различает и арабский географ Абу-ль-Фида (1321 г.).

К тому времени южные (кавказские) аланы и асы, очевидно, уже составляли один народ. Поэтому другие авторы того же, золотоордынского времени часто отождествляют их. Например, путешественник Гильом де Рубрук (XIII в.) в одном месте своей летописи пишет: «Аланы или Аас»; а в другой упоминает – по пути из Крыма на Волгу, т.е. с юга на север, – алан, «которые именуются там Аас»196Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны.-М., 1957.-С.106, 111. Другой автор того же века, Плано Карпини, также пишет: «Аланы или Ассы»197Плано Карпини. История монголов.-М., 1957.-С.57. Византийский автор XIII в. Г.Пахимер упоминает живущий в горах народ «аланы или акасы» (от: тюрк. ак + этноним ас, т.е. «белые асы»)»198Осетины глазами русских и иностранных путешественников.-Орджоникидзе, 1967.-С.112. Даже Абуль-Феда (XIV в.), различавший аланов и асов, когда касается южных районов, пишет, что Крыму «обитал народ Ас или Аланы»199Цит. по: Брун Ф., Черноморье.-Одесса, 1880.-т.II.- С.137. Наконец, Иосафат Барбаро (XV в.) указывает: «Алания заимствовала имя свое от народа аланского, называвшего себя на своем языке Ас»200Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану//Библиотека иностранных писателей о России.-СПб,1836.-т.I, С.7.

В научных публикациях уже говорилось о том, что нельзя смешивать алан I века и алан Х века201Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев.-М.:Илекса-Ставрополь: Ставрополь-сервишкола,2002.-С.41. За тысячу лет пришлое, степное аланское население смешалось с коренным, горским (кстати, и ранее испытавшем неоднократное степное этническое влияние). В ходе этого смешения изначально долихокранный («длинноголовый») аланский тип202Алексеев А.П., Происхождение народов Северного Кавказа. Краниологическое исследование.-М.,1974.-С.113 трансформировался в брахикранный («круглоголовый»), к которому принадлежали поздние аланы и их прямые потомки – карачаево-балкарцы и осетины. Любопытно, что в аланском Чегемском катакомбном могильнике встречаются черепа, принадлежавшие лицам как долихокранного, так и брахикранного типа, а среди черепов аланского же Нижне-Джулатского катакомбного могильника преобладают брахикранные203Герасимова М.М., Яблонский Л.Т., К вопросу о среднеазиатско-северокавказских этнических связях в сарматское время//Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Тез. докл. международ.-М.,1989.-Ч.III, С.29. Отметим, что к последнему типу и относились автохтоны-кавказцы.

Относительно споров о языке «изначальных» алан, кои ведутся уже много десятилетий, следует признать их бесперспективность ввиду отсутствия каких-либо рукописей или безупречных эпиграфических памятников («Зеленчукская плита» не в счет, поскольку оригинал утерян, а копии – сомнительны). Да и сами «языковые дискуссии», в принципе, не входят в компетенцию историков. Для историка важно не столько то, на каком языке разговаривали предки того или иного народа, а то, какой вклад этот народ внес в историю человечества (континента, страны, региона), какую материальную и духовную культуру создал, какое наследие оставил. Единственное (как и в случае со скифами), что хотелось бы здесь отметить – неприятие нами недобросовестных попыток установить на алан «индоевропейскую монополию». Сам факт того, что карачаево-балкарцев «аланами», «асами» называют ближайшие и самое главное, постоянные соседи (осетины, рачинцы, сваны, мегрелы) – исключительно значим в рассматриваемом вопросе. Но гораздо важнее сохранение понятия «алан» у самих карачаево-балкарцев. Добавим, что этноним ас/асс в виде племенных и родовых наименований зафиксирован у целого ряда тюркских народов – алтайцев204Потапов Л.П.. Этноним теле и алтайцы//Тюркологический сборник.-М., 1966.-С.237, чагайтацев205Радлов В.В., Опыт словаря тюркских наречий.-СПб, 1893.-т.I.-С.535, ногайцев206Гаджиева С.Ш., Очерк истории семьи и брака у ногацев XIX-начала ХХ в.-М.,1980.-С.59, башкир207Кузеев Р.Г., Происхождение башкирского народа.-М.,1974.-С.228 и др.

Аланы почти одновременно – в VII-VIII вв. – познакомились со всеми тремя «авраамическими» религиями – мусульманской, христианской и иудейской.

Первые приверженцы и проповедники мусульманской религии появились на территории Алании (в восточной ее части) с началом арабских походов на Северный Кавказ в правление праведного халифа Умара I б. аль-Хаттаба (634-644). Арабские историки сообщают, что первым в Аланию пришел в 642 г. мусульманский отряд, командиром которого был Худайфа208Алемань, Агусти. Аланы в древних письменных источниках.-М.:”Менеджер”, 2003.-С.355. Его отряд прибыл «к тем горам /кух/ и городам /шахр/, которые лежат напротив прохода аланов», после чего «укрепил все проходы хазар и аланов»209Там же, С.356.

В 653 г. арабская армия, которую возглавил Хабиб б. Маслама, начала большую кампанию «на широком фронте от верховьев Евфрата и оз. Ван до Терека». Византийцы с помогавшими им отрядами с Кавказа (из числа аланов, абхазов и хазар) была разгромлены мусульманами210Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа (Гл.5)., после чего грузинский царь в Тбилиси добровольно подчинился Халифату, избавив свою страну от войны. То же сделали и грузинские княжества, земли которых охватывали «почти всю территорию Грузии… от Черного моря до Дарьяльского ущелья» /араб. Баб ал-Лан «Ворота аланов»/211Там же. С этого времени Алания стала граничить с Арабским Халифатом, откуда в приграничные районы алан стали поступать первые импульсы новой мировой религии.

К 662/3 г. относится упоминание об «аланском рейде» мусульман212Алемань, Агусти. Указ раб. С.355, имевший задачей, видимо, расширение «Земли Ислама» (дар-уль-ислам).

В ходе Второй арабо-хазарской войны (721-737.) арабский наместник Южного Кавказа Джаррах разбил хазар, проникших далеко на юг, и восстановил власть халифа над Дагестаном. Аланы стремились избавиться от хазарского владычества и присоединились к Халифату, что и вызвало поход хазар против алан в 721/2 г.213Артамонов М.И. Указ раб. С.284 прим.759, С.289 (Ибн аль-Асир).

Видимо, часть алан вновь покорилась хазарам, поэтому в правление халифа Язида II (720-724) против хазар и вассальных им алан была послана армия Табита ан-Нахрани, которая, однако, проиграла сражение)214Алемань, Агусти. Указ раб. С.356. Этим, очевидно, и объясняется второй поход против хазар и в Аланию, который предприняли арабы (на этот раз во главе с Джаррахом) в 723/4 г. (105 г.х.). Мусульмане одержали верх, установив контроль над несколькими городами и крепостями. А.П.Новосельцев совершенно справедливо пишет, что данный «поход в хазарские тылы был бы возможен лишь при условии, что аланы являлись союзниками арабов». Успех Халифата был закреплен и удачным походом в Аланию (724/5 г.) корпуса, который возглавлял Хаджджадж б. Абд аль-Малик. Управление аланской территорией Халифата был упорядочено, введены налоги и т.д215Там же, С.344; 355; Артамонов М.И. Указ раб., С.288-289.

Лояльностью алан-мусульман объясняется и новый антихазарский поход арабов во главе с Масламой (728/9 г.), что, опять-таки, «можно было сделать лишь при условии хороших отношений с аланами» (А.П.Новосельцев).

Стратегическая крепость в Дарьяльском проходе («Аланских воротах») была мусульманской216Алемань, Агусти. Указ раб., С.355; Артамонов М.И. Указ раб. , С.290, что позволяло распространять ислам среди местного населения, защищая новообращенных военной мощью сильного гарнизона. Аланские мусульмане своей верностью халифу обеспечили успех похода Джарраха через «Аланские ворота» против Хазарии, столица которых была занята мусульманами (729/30 г.)217Артамонов М.И. Указ раб. С.290, 291, 292.

Позднее позиции арабов в Алании были почти потеряны после героической смерти в бою Джарраха, но их восстановил Марван (735 г.), который прошел через Аланские ворота и двинулся на север, дойдя до столицы разгромленных им хазар218Алемань, Агусти. Указ раб., С.355, 356; Артамонов М.И. Указ раб., С.301-302.

Хазары ушли на Волгу, но и это не спасло их от поражения. 150-тысячная армия Марвана (одна колонна которой прошла через лояльную Аланию) в 737 г. не только заняла хазарскую столицу, но и перешла через Волгу. Мусульмане атаковали врага, и «войско хазар было уничтожено, сражаться больше было не с кем ни на восточном, ни на западном берегу Волги» (М.И.Артамонов)219Артамонов М.И. Указ раб., С.300.

Так катастрофически для хазар закончилась Вторая арабо-хазарская война, которая на время освободила Аланию от ига каганата, чей правитель, кстати, даже согласился принять ислам (таким образом, первая авраамическая религия, которую когда-либо принимал правитель Хазарии была мусульманской).

Это был пик успехов Халифата в Восточной Европе. Во многом он был обусловлен добрыми отношениями мусульман и алан, часть которых не просто признавала власть халифа, но и приняла ислам. В свое время Л.Н.Гумилев отмечал, что аланы не поддерживали хазар в борьбе с Халифатом220Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии.-М.:Рольф,2001.-С.290. Позднее о том же говорил и профессор Х.Х.Биджиев: аланы, вынужденные принимать участие в арабо-хазарских войнах, «при любом удобном случае старались не подчиняться хазарам, что приводило к серьезным столкновениям»221Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1993.-С.104. Кстати, во многом этим и объясняется депортация массы западных алан (восточных оберегал Халифат) на Дон.

Мусульманский гарнизон в Аланских воротах, судя по источникам, размещался довольно длительное время, обеспечивая торгово-хозяйственные связи близлежащих аланских территорий с мусульманским Югом (отсюда – концентрация нумизматических находок в восточно-аланских районах).

В западной части Алании мусульманство стало распространяться позднее. К 1044 г. относится плита из Нижне-Архызского городища с текстом, выполненным куфической разновидностью арабского письма. Персидский источник кон.XII – нач. XIII в. «Чудеса мира» (домоногольский период) указывает на распространенность ислама среди алан: «Аланийа – город между Абхазом и степями кипчаков, в нем много мусульман»222Малахов С.Н., указ. раб., С.154; по материалам: Аджаиб ад-дунйа («Чудеса мира»).-М., 1993.

Со стороны Абхазии византийские эмиссары проводили активную деятельность по распространению христианства, которое начало проникать и в аланскую среду христианства к VII в. (тогда упоминается христианский предводитель алан по имени Григорий)223Кузнецов В.А. Очерки ситории алан.-Владикавказ: Ир,1992.-С.309-310. Но даже начале Х в. западная часть Алании оставалась глубоко языческой, о чем тогдашний византийский патриарх Николай Мистик пишет (ум. 925) и своим пропо-ведникам в Алании: «представляю себе пустынность страны, нравы людей, с которыми живете вы, чуждые обычаи»224Цит. по: Кузнецов, 1977, с.12.

Патриарху на правах соседа алан помогал роль абхазский царь Георгий II (920- 955), союзник византийцев на Западном Кавказе. Не случайно Николай Мистик восхваляет абхазского царя за «ревность» в деле обращения в христианство князя Алании и тех, «которые вместе с ним удостоились святого крещения»225Кузнецов, 1977, с.13.

Вскоре греки (византийцы) открыли архиерейскую кафедру у западных алан, к которым был прислан архиепископ. Так началась активная христианизация населения, преимущественно знати. Этого требовал и патриарх, который прямо предписывал особой настойчивости в приобщении к вере тех, кто «принадлежат к высшему сословию, не из числа находящихся под начальством, а начальствующих»226Цит.по: Кузнецов. 1977, с.14. К аланам – рядовым подданным, отмечает глава церкви Византийской империи, можно обойтись простыми методами. «С подвластными, - пишет Николай Мистик аланскому архиепикопу, - может быть, ты найдешь удобным действовать и строже, не позволяя им ничего противозаконного; что же касается до таких людей, которые могут воспрепятствовать спасению целого народа, то необходимо иметь в виду, чтобы в случае нашей строгости не ожесточить их совершенно»227там же.

После очередного, неудачного для себя военного конфликта с каганатом (932 г.), правительство Алании, аланская знать официально отреклись от христианства, чьи церковнослужителей были изгнаны из страны. «Они отвратились от христианства и изгнали бывших прежде епископов и священников, присланных к ним» императором византийским228Цит. по: Кузнецов, 1978, С.64-65)..

Со временем христианизация возобновилась, эта мировая религия получила распространение в Западной Алании, затронув в основном аристократию. Но большинство населения оставалось языческим.

В карачаево-балкарской культуре сохранялся большой пласт, восходящие к «аланскому христианству» (см. раздел о религиозных верованиях карачаевцев).

В Алании имелась и иудейская община, что связывается с влиянием Хазарского каганата, где иудейство исповедовалось частью правящего класса (как пишет Л.Н.Гумилев, «хазары были христианами и мусульманами, а частично язычниками; только немногие исповедовали иудаизм»229Гумилев Л.Н., Открытие Хазарии.-М.: Айрис-Пресс; Рольф, 2001.-С.295 прим.1).

Об аланах иудейского вероисповедания сообщает «Кембриджский документ» (Х в.), написанный на еврейском языке (иврите). В нем военно-политическая поддержка хазарского царя Вениамина со стороны части алан объясняется тем, что «некоторые из них соблюдали иудейский закон»230Алемань, Агусти. Аланы в древних и средневековых письменных источниках.-М.: Изд-во «Менеджер», 2003.-С.438:

Добавим, что в ущелье р.Большой Лабы, а точнее – в аланском могильнике Мощевая Балка, еще в 1901 г. археолог Н.И.Веселовский обнаружил фрагмент стеклянного сосуда с крупной надписью еврейским квадратным письмом, состоявшей из повторяющегося четыре раза слова «Израэль»231Ierusalimskaya A.A., Die Graber der Moscevaja Balka.-München, 1996.-Abb. 162; Иерусалимская А.А., Кавказ на Шелковом пути.-СПб, 1992.-30, 31; Афанасьев Г.Е., Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства?//РА.- 2001, №1.-С.46. В культуре карачаевцев сохранились реликты хазаро-иудейской эпохи (напр., наименование субботы – шабат).

Но основная часть местного населения Алании придерживалась язычества, выступавшего в таких формах как – культ предков, культ животных (анимализм), культ покровителей стихий, культ небесных тел, тотемизм, анимизм и др.

Именно с язычеством был связан основной комплекс погребальной обрядности местного населения в раннее средневековье. Как и в эпоху бронзы, горцы продолжали использовать захоронения в каменных ящиках. Ранние аланы, по мнению археологов, предпочитали катакомбные захоронения, которые выступают «важнейшим критерием для выделения памятников северокавказских алан» являлся катакомбный обряд погребения эпохи раннего средневековья (М.П.Абрамова). Правда, археологи же указывают на то, что катакомбы были характерны и для гуннов, хазаров, аваров, поэтому нельзя «бесспорно считать аланскими все катакомбные могильники региона» (Х.Х.Биджиев)232Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1991.-С.212.

Типично хазарским обрядом некоторыми археологами считаются подкурганные погребения с квадратными ровиками233Афанасьев Г.Е., Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства?//РА.- 2001, №1.-С.54; Флёрова В.Е.. Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа//РА.- 2001, №1.. Другие исследователи указывают, что хазары использовали и погребения в подбоях и катакомбах234Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1991.-С.212.

В VIII-X вв. в регионе получили распространение скальные погребения (склепы устроенных в скальных нишах, как искусственных, так и естественных). Относительно их принадлежности существует несколько версий. Часть археологов связывает скальные захоронения с аланами (Т.М.Минаева, В.А.Кузнецов, А.П.Рунич), предполагая, что в отличие от восточных алан /хоронивших в подбоях – подземных катакомбах/, западные могли перейти к скальным из-за малоземелья.

Но неубедительность такого гипотезы давно показана С.Я.Байчоровым: «Остается необъяснимым, почему изменение в погребальном ритуале, из-за малоземелья, коснулось лишь западных алан, тогда как восточные, обитавшие вблизи Дарьяльского прохода и всегда теснимые всеми завоевателями страдали от малоземелья больше, чем западные»235Байчоров С.Я., Протобулгарские эпиграфические памятники наскальных могильников Кубанско-Терского междуречья//Проблемы историко-сравнительного изучения языков народов Карачаево-Черкесии.-Черкесск, 1983.-С.87. Известно, что также скальные захоронения бытовали у тюрков Сибири, где в пойме р.Есь (в Хакасии) выявлены погребения-«гроты, входы которых закрыты каменной кладкой». Указывая на них, С.Я. Байчоров пишет: «Именно такими являются многие наскальные могилы ущелий вокруг Эльбруса»236Байчоров С.Я., Протобулгарские эпиграфические памятники.., С.88, хотя несколько ошибается: лишь часть входов скальных погребений Карачая закрыта каменной кладкой, большинство их закрывались плитами.

Другая часть археологов связывает скальные погребения связывались с северокавказскими тюрками болгарского круга (М.П.Абрамова, В.Б.Ковалевская): «Ставя в определенную связь проникновение в верховья Кубани и районы Кавказских Минеральных вод из степей болгарского населения… с появлением на этой же территории нового типа могильных сооружений – скальных захоронений, можно предположительно связать этот тип погребений с вновь пришедшими тюрками», т.е. с болгарами237Ковалевская В.Б., Северокавказские древности//Археология СССР. Т.I. Степи Евразии в эпоху средневе-ковья.-М.:Наука, 1981.-С.89.

Еще одна группа историков (К.-М.И.Алиев, Р.Т.Хатуев) склоняется к мнению, что скальные погребения связаны с хазарами. Во-первых, это обосновывается старой иудейской традицией погребений в скальных склепах, а во-вторых, датировка бытования их на территории Западной Алании приходится именно на те два века, когда регион находился в составе Хазарии, правящий класс которого был частично иудаизирован238Хатуев Р.Т. Евреи в Карачае.-Черкесск, 2005.-С.26-27.


Примечания.
183 [↑ назад]Алемань, Агусти. Аланы.., С.343; Ибн Русте. Книга драгоценных камней. Пер. Н.А.Караулова//СМОМПК.-Тифлис, 1903.-вып.XXXII.-С.51
184 [↑ назад]Выписки из Ибн-эль-Атира о первом нашествии татар на кавказские и черноморские страны с 1220 по 1224 год//Ученые записки Императорской академии наук по первому и третьему отделениям.-СПб, 1854.-т.II.-С.659
185 [↑ назад]Алемань А. Аланы.., С.348
186 [↑ назад]История Северо-Осетинской АССР.-М., 1959.-т.1, С.56
187 [↑ назад]Алемань А. Аланы.., С.351
188 [↑ назад]Подробнее см.: Хатуев Р.Т. Хроника аланских царей.-Черкесск,2007.-С.64-65, 77-79
189 [↑ назад]Цит. по: Байрамкулов А.М., Правда об аланах.-Ставрополь, 1999.-С.368
190 [↑ назад]Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.130; Shorle Sturlasson. Kongesagaer.-Oslo, 1957.
191 [↑ назад]Коковцев П.К., Еврейско-хазарская переписка в Х веке.-Л.,1932.-С.116-117
192 [↑ назад]Караулов Н.А., Сведения арабских авторов IX и X вв. по Р.Хр. о Кавказе, Армении и Азербайджане//СМОМПК.-Тифлис, 1903.-С.51
193 [↑ назад]Джувейни. История завоевателя мира//Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.-М.-Л.,1941.-т.II.-C.91
194 [↑ назад]Цит. по: Дорн Б., Каспий. Приложение к XXVI тому «Записок Императорской академиии наук».-СПб, 1875.-С.114
195 [↑ назад]Хамдаллах Казвини. Избранная история//Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.-М.-Л.,1941.-т.II.-C.91
196 [↑ назад]Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны.-М., 1957.-С.106, 111
197 [↑ назад]Плано Карпини. История монголов.-М., 1957.-С.57
198 [↑ назад]Осетины глазами русских и иностранных путешественников.-Орджоникидзе, 1967.-С.112
199 [↑ назад]Цит. по: Брун Ф., Черноморье.-Одесса, 1880.-т.II.- С.137
200 [↑ назад]Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану//Библиотека иностранных писателей о России.-СПб,1836.-т.I, С.7
201 [↑ назад]Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев.-М.:Илекса-Ставрополь: Ставрополь-сервишкола,2002.-С.41
202 [↑ назад]Алексеев А.П., Происхождение народов Северного Кавказа. Краниологическое исследование.-М.,1974.-С.113
203 [↑ назад]Герасимова М.М., Яблонский Л.Т., К вопросу о среднеазиатско-северокавказских этнических связях в сарматское время//Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Тез. докл. международ.-М.,1989.-Ч.III, С.29
204 [↑ назад]Потапов Л.П.. Этноним теле и алтайцы//Тюркологический сборник.-М., 1966.-С.237
205 [↑ назад]Радлов В.В., Опыт словаря тюркских наречий.-СПб, 1893.-т.I.-С.535
206 [↑ назад]Гаджиева С.Ш., Очерк истории семьи и брака у ногацев XIX-начала ХХ в.-М.,1980.-С.59
207 [↑ назад]Кузеев Р.Г., Происхождение башкирского народа.-М.,1974.-С.228
208 [↑ назад]Алемань, Агусти. Аланы в древних письменных источниках.-М.:”Менеджер”, 2003.-С.355
209 [↑ назад]Там же, С.356
210 [↑ назад]Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа (Гл.5).
211 [↑ назад]Там же
212 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб. С.355
213 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб. С.284 прим.759, С.289 (Ибн аль-Асир)
214 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб. С.356
215 [↑ назад]Там же, С.344; 355; Артамонов М.И. Указ раб., С.288-289
216 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.355; Артамонов М.И. Указ раб. , С.290
217 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб. С.290, 291, 292
218 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ раб., С.355, 356; Артамонов М.И. Указ раб., С.301-302
219 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ раб., С.300
220 [↑ назад]Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии.-М.:Рольф,2001.-С.290
221 [↑ назад]Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1993.-С.104
222 [↑ назад]Малахов С.Н., указ. раб., С.154; по материалам: Аджаиб ад-дунйа («Чудеса мира»).-М., 1993
223 [↑ назад]Кузнецов В.А. Очерки ситории алан.-Владикавказ: Ир,1992.-С.309-310
224 [↑ назад]Цит. по: Кузнецов, 1977, с.12
225 [↑ назад]Кузнецов, 1977, с.13
226 [↑ назад]Цит.по: Кузнецов. 1977, с.14
227 [↑ назад]там же
228 [↑ назад]Цит. по: Кузнецов, 1978, С.64-65).
229 [↑ назад]Гумилев Л.Н., Открытие Хазарии.-М.: Айрис-Пресс; Рольф, 2001.-С.295 прим.1
230 [↑ назад]Алемань, Агусти. Аланы в древних и средневековых письменных источниках.-М.: Изд-во «Менеджер», 2003.-С.438
231 [↑ назад]Ierusalimskaya A.A., Die Graber der Moscevaja Balka.-München, 1996.-Abb. 162; Иерусалимская А.А., Кавказ на Шелковом пути.-СПб, 1992.-30, 31; Афанасьев Г.Е., Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства?//РА.- 2001, №1.-С.46
232 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1991.-С.212
233 [↑ назад]Афанасьев Г.Е., Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства?//РА.- 2001, №1.-С.54; Флёрова В.Е.. Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа//РА.- 2001, №1.
234 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1991.-С.212
235 [↑ назад]Байчоров С.Я., Протобулгарские эпиграфические памятники наскальных могильников Кубанско-Терского междуречья//Проблемы историко-сравнительного изучения языков народов Карачаево-Черкесии.-Черкесск, 1983.-С.87
236 [↑ назад]Байчоров С.Я., Протобулгарские эпиграфические памятники.., С.88
237 [↑ назад]Ковалевская В.Б., Северокавказские древности//Археология СССР. Т.I. Степи Евразии в эпоху средневе-ковья.-М.:Наука, 1981.-С.89
238 [↑ назад]Хатуев Р.Т. Евреи в Карачае.-Черкесск, 2005.-С.26-27