Суббота, 20.04.2024, 14:18

Карачаевцы и балкарцы

Билгенни къолу къарны джандырыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§6. Последняя инвазия тюрков (печенеги, куманы)

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)

§6. Последняя инвазия тюрков (печенеги, куманы)

В X- нач.XIII вв. на территории Хазарии и Алании расселялись группы ряда степных народов. В их числе следует назвать огузов, часть из которых («торки, гузы, «черные клобуки») заняли Южнорусские степи и известны в древнерусских летописях как «черкасы» (Н.М.Карамзин).

Один из огузских народов – печенеги, в VIII в. проживал на берегах Волги рядом с хазарами и болгарами166Гумилев Л.Н., Открытие Хазарии.-М.: Айрис-Пресс; Рольф, 2001.-С.202. В Х в. печенеги расселились в Хазарском каганате, где проникли на юг – вплоть до верхнего течения Кубани, а к северу от нее заняли Хазарские горы (видимо, Ставропольская возвышенность).

Усилившись, печенеги стали основными соперниками хазар, которых разбили в союзе с киевским князем Святославом. (Последний позже попытался было выступить против вчерашних союзников, но был разбит ими и убит, а из его черепа была изготовлена окованная в золото чаша для печенежского хана Кури167Соловьев С.М. Сочинения.-М., 1988.-Кн.1, С.159.

Изначальные печенеги были, видимо, европеоидами: две печенежские железные маски изображают горбоносого усатого воина168Федоров-Давыдов Г.А., Курганы, идолы, монеты.-М.,1968.-С.63; арабский источник X в. сообщает о печенежских племенах, где были «люди длиннобородые, усатые»169Плетнева С.А., Печенеги//Очерки истории СССР.-М., 1968.-С.63. Достаточно, видимо, напомнить, что к огузам относятся типично европеоидные турки, гагаузы и азербайджанцы.

Видимо, определенная часть печенегов приняла участие в этногенезе карачаево-балкарцев, на что указывают языковеды. Они полагают, что этноним баджанак «печенег» фиксируется в наименовании ущелья Бызынгы170Хабичев М.А., Именно словообразование и формообразование в куманских языках.-М., 1989.-С.21 (ср.: осет. эпич. антропоним Бадзанак). Кроме того, выявлен огузской компонент в карачаево-балкарском языке171Хабичев М.А., Именное словообразование.., С.22. На возможное участие печенегов в этногенезе карачаево-балкарцев указывают и историки (д.и.н. Е.П.Алексеева). С типично огузским словом чай «река, вода» связываются карачаевские гидронимы Рапочай (в Зеленчукском районе), Бабучай (в Малокарачаевском районе). Видимо, и этнотопоним Карачай связано с данным термином: от къара «могучий, большой» + чай (ср.: огузский гидроним Карачай на Урале, в Азербайджане, Иране).

Во второй половине ХI в. в северокавказских степях появились куманы (кипчаки, половцы). Их ареал – Земля Половецкая (перс. Дешт-и-Кипчак) состояла из двух частей – западной, Белой Кумании и восточной, Черной Кумании. (в первой правила династия Бонякидов, во второй – Шаруканидов). Северокавказские степи отчасти входили в состав Черной Кумании, ханы которой были породнены через браки с рядом других правящих домов. Так, принцесса Гурандухт – дочь Шарукана Старого (уп.1107 г.) – стала женой грузинского царя Давида IV Строителя; правнучка Шарукана – женой сына черниговского князя Игоря, главного героя «Слова о полку Игореве»; праправнучка Шарукана – первой женой великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского). Из Черной Кумании в Грузию прибыло 40-тыс. войско для помощи Давиду Строителю.

Изначально куманы, видимо, также были типичными европеоидами (монголоидность приобрела восточная, центральноазиатская, часть кипчакского массива – вследствие многовековых контактов с китайцами и антропологически близкими к ним народами). Как отмечает Д.А.Расовский, «все источники, описывающие внешний вид половцев, единодушно сходятся в характеристике их как народа рослого, стройного, красивого и светловолосого»172Расовский Д.А., Половцы. Часть 1. Происхождение половцев//Seminarium Kondakovianum, VII, С.252. О том, что, по крайней мере, часть половцев – куман – кипчаков относилась к европеоидной расе пишет и д.и.н. С.А.Плетнева173Плетнева С.А., Печенеги//Очерки истории СССР.-М., 1964.-С.726. Следует отметить, что практически все западные тюрки сохранили изначальный европеоидный антропологический тип (не случайно в раннесредневековых тюркских каменных изваяниях верховий Кубани отмечается их «удлиненное, европеоидного типа» лицо)174Алексеева Е.П., Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии.-М., 1971.-С.101-102.

Само русское обозначение их, «половцы» происходит от термина «полóвый» (полóва означает «солома») – светло-желтый, беловатый175Куник А.А., Примечание к книге: Дорн Б.А., Каспий. О походах древних руссов в Табаристан//Записки имп. Академии наук.-СПб,1875.- т.26, кн.1, С.387; Скржинская Е.Ч., Половцы. Опыт исторического истол-кования этникона//Византийский временник, т.46.-С.255. Немецкое наименование куман – термин falones, также обозначает этот цвет (от корня. falb светло-желтый, белесоватый176Скржинская Е.Ч., Половцы.., С.263). Этноним куман выступает, как полагают, вариантом тюркского куба (в тюрк. языках звуки б/м часто чередуются), который имеет все то же значение: бледный, бледно-желтый177Пономарев А., куманы-половцы//ВДИ.-1940, №3/4; Лунин Б.В., Очерки истории Подонья-Приазовья.-Ростов-на-Дону, 1949.-кн.1. От древнейших времен до XVII ст., С.133. Очевидно, что таких совпадений случайно быть не может, и, судя по всему, среди куманов как западных тюрков был значителен удельный вес светловолосых.

Язык куманов (европейских кипчаков) отличался от языка азиатских родичей178Хабичев М.А., Именно словообразование и формообразование в куманских языках.-М., 1989.-С.; они, как полагают, имели и этнические различия179Кумеков Б.Е., К открытию раселения куманов на территориии Казахстана (по материалам сроедневеко-вых арабских историков)//Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций.-Алма-Ата, 1987.-С.174-176. «Имеющиеся материалы… свидетельствуют о том, что куманы представляли собой самостоятельную племенную группу в составе кимако-кипчакского объединения, которая… на Северный Кавказ проникла задолго до кипчаков… Возможно, куманы проникли на Северный Кавказ еще IX-X вв. и после прихода кипчаков слились с ними» (Х.Х.Биджиев)180Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.246.

Куманы, по археологическим данным, в XII в. проникли в аланские предгорья по линии Кобу-Башы – Исправная – Кубина, а отдельные группы и в район Нижнего Архыза. С куманами связываются карачаевские топонимы Кума (Гум)181Пономарев Д.И., Куманы-половцы//ВДИ.-1940,№3/4.-С.369, Гум-Башы и др., а также фольклорный этноним осетинского эпоса гумта182Кузнецов В.А., Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа.-Орджоникидзе, 1980.

Печенеги и куманы были последними их степных народов, которые сыграли определенную роль в этнической истории Карачая. (Кстати, куманы-кипчаки расселялись и в период Золотой Орды, где они были господствующим этносом, - см. ниже) Видимо, речь идет об инфильтрации отдельных их групп в массив местного, аланское (точнее, позднеаланского) населения, которым они ассимилировались.

К концу раннего средневековья сформировался карачаево-балкарский протоэтнос, явившийся итогом многовекового последовательного смешения автохтонного, горно - кавказского субстрата и степного пришлого суперстрата. Однако в итоге катаклизмов, вызванных внешними факторами XIII-XIV вв. (монгольские завоевания и походы Тимура), отсутствием устойчивой объединяющей государственности этот протоэтнос не перешел на уровень феодальной народности с единым самоназванием. Фактически он распался на этнические группы (субэтносы), каждая из которых называла себя в основном по месту жительства – по Баксанскому, Балокарскому, Бизингиевскому, Холамскому, Чегемскому ущельям, по р.Кубани (видимо, Карачай «Великая Река»). Старое самоназвание «алан» сохранилось лишь на уровне межличностного общения. Тем не менее, сохраняется осознание принадлежности этих субэтносов к единому карачаево-балкарскому народу; в особенности это проявилось в ХХ в. и развивается в новом тысячелетии ввиду исторических вызовов.


Примечания.
166 [↑ назад]Гумилев Л.Н., Открытие Хазарии.-М.: Айрис-Пресс; Рольф, 2001.-С.202
167 [↑ назад]Соловьев С.М. Сочинения.-М., 1988.-Кн.1, С.159
168 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А., Курганы, идолы, монеты.-М.,1968.-С.63
169 [↑ назад]Плетнева С.А., Печенеги//Очерки истории СССР.-М., 1968.-С.63
170 [↑ назад]Хабичев М.А., Именно словообразование и формообразование в куманских языках.-М., 1989.-С.21
171 [↑ назад]Хабичев М.А., Именное словообразование.., С.22
172 [↑ назад]Расовский Д.А., Половцы. Часть 1. Происхождение половцев//Seminarium Kondakovianum, VII, С.252
173 [↑ назад]Плетнева С.А., Печенеги//Очерки истории СССР.-М., 1964.-С.726
174 [↑ назад]Алексеева Е.П., Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии.-М., 1971.-С.101-102
175 [↑ назад]Куник А.А., Примечание к книге: Дорн Б.А., Каспий. О походах древних руссов в Табаристан//Записки имп. Академии наук.-СПб,1875.- т.26, кн.1, С.387; Скржинская Е.Ч., Половцы. Опыт исторического истол-кования этникона//Византийский временник, т.46.-С.255
176 [↑ назад]Скржинская Е.Ч., Половцы.., С.263
177 [↑ назад]Пономарев А., куманы-половцы//ВДИ.-1940, №3/4; Лунин Б.В., Очерки истории Подонья-Приазовья.-Ростов-на-Дону, 1949.-кн.1. От древнейших времен до XVII ст., С.133
178 [↑ назад]Хабичев М.А., Именно словообразование и формообразование в куманских языках.-М., 1989.-С.
179 [↑ назад]Кумеков Б.Е., К открытию раселения куманов на территориии Казахстана (по материалам сроедневеко-вых арабских историков)//Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций.-Алма-Ата, 1987.-С.174-176
180 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.246
181 [↑ назад]Пономарев Д.И., Куманы-половцы//ВДИ.-1940,№3/4.-С.369
182 [↑ назад]Кузнецов В.А., Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа.-Орджоникидзе, 1980