§5. Племена хазаро-булгарского круга
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев) |
Западно-Тюркский каганат прекратил свое существование после 630 г., а его наследниками на Северном Кавказе стала Хазария (с каганами из тюркютского дома Ашина) и Великая Болгария, владыка которой, хан Кубрат был из болгарского рода Дуло, но его мать также принадлежала к роду Ашина. Великая Болгария (столица – г.Фанагория) контролировала степи Предкавказья и Приазовья и процветала в годы примерно 60-летнего правления хана Кубрата, принявшего христианство и находившегося в союзе с Византией.
Примерно к началу VIII в. территория Карачая вошла в состав Хазарского каганата, который с самого начала предпринял энергичные меры по укреплению своих позиций на Кубани. Здесь были взяты под строгую охрану все мало-мальски значимые перевалы на Юг, а на Хумаринском плато – возведена мощная крепость с цитаделью.
Тогда же, в начале VIII в. произошло массовое переселение алано-асского населения из предгорий Центрального Предкавказья, включая и Карачай, в район бассейна на север – на Дон и его притоки. (Об этом свидетельствуют материалы археологов, указывающих на прекращение существование раннеаланские поселения в верховьях Кубани и в Кисловодской котловине именно в то время). Полагают, что «такая крупномасштабная политическая акция была невозможна без содействия со стороны хазар, чья сфера влияния в это время распространялась на всю территорию Азово-Каспийского междуморья, или вопреки их политическим интересам»140Афанасьев Г.Е., Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства?//РА.- 2001, №1.-С.52. Иными словами, депортация на Дон части аланского населения была произведена решением хазарского правительства.
Тогда же другая часть алан («новая волна аланского населения») была перемещена в низовья Кубани, где проживали предки нынешних адыгских народов. Имеются «все основания предполагать, что переселившиеся сюда аланские племена были призваны контролировать и защищать низовья Кубани и западные границы каганата со стороны Черного и Азовского морей»141Там же.
Наконец, третья часть алано-асских племен хазарским правительством была поселена у стратегически важных транскавказских горных проходов на Юг142Там же.
«Хазарский период» истории алан отмечается созданием т.н. Салтово-маяцкой культуры, которая считается государственной культуры каганата. В ее создании участвовали аланы, болгары и хазары, а территория ее распространения охватывала пространство от верховий Дона и Донца на севере до предгорий Северного Кавказа на юге, от Восточного Крыма на западе до степей Поволжья на востоке. «Богатство и целостность этой культуры не вызывали сомнений в том, что она должна принадлежать сильному государственному объединению, а таким объединением в те столетия в восточноевропейских степях был Хазарский каганат»143Мастыкова А.В., К изучению роли Кавказа в системе восточноевропейских торговых связей второй поло-вины I тысячелетия н.э. (по материалам салтово-маяцкой культуры)//Историко-археологический альманах.-Армавир-Москва,1997.-вып. 3.-С.80.
В его состав вошли и все территории бывшей Великой Болгарии, распавшейся после смерти Кубрата, умершего в 640/60-е гг. Его пять сыновей не смогли найти согласия. На вотчине остался старший из них – Батбай (Батбаян, Баян), орда которого переместилась вверх по р.Кубани до района совр. Невинномысска, где разделилась: одна часть болгар направилась к Пятигорью, а другая в районы Верхней Кубани. (Другой сын Кубрата, Котраг, направился на север, где позднее возникла Волжско-Камская Болгария. Его брат – Аспарух увел свою орду на Балканы, где создал Дунайскую Болгарию, к которой восходит государственность нынешней Республики Болгария. На запад ушли и два других сына Кубрата: один - в Паннонию, а другой – Италию).
Таким образом болгары оказались в исторической Алании, где им принадлежит основная заслуга распространения древнетюрсккой рунической письменности (ее памятники IX-X вв.выявлены от района Ахмат-Кая на р.Б.Лабе до Чегема). По мнению Х.Х.Биджиева значительную часть исследованных на Центральном Предкавказье (прежде всего территории Карачаево-Черкесии) городищ и многочисленных селищ VIII-X вв. можно уверенно рассматривать как памятники болгарского или болгаро-хазарского населения144Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.216.
В летописях указывается четыре (как и у алан) племени кубанских болгар: Дучи-болгар, Купи-болгар, Огхондор-болгар и Чдар-болгар.
Болгарский (булгарский) компонент в этногенезе карачаево-балкарцев давно признании хорошо иллюстрируется материалами карачаево-балкарского языка. «Булгарское наследие в карачаево-балкарском языке, - пишет проф. М.А.Хабичев, - получает ясные контуры при сравнении лексики карачаево-балкарского языка с лексикой чувашского языка, которое обнаруживает значительный пласт слов, характерный только для них… В отличие от остальных куманских языков карачаево-балкарский язык джекающий, как и древнебулгарский… Своеобразие карачаево-балкарских словообразующих аффиксов заключается в том, что часть их имеет булгарский фонетический облик»145Хабичев М.А., Именное словообразование и формообразование в куманских языках.-М.:Наука, 1989.-С.21-22. С названиями болгарских племен (огуры, биттогуры, сарагуры, утигуры, кутигуры, оногуры и т.п.) связывается и ономастика Карачая – в частности, гидроним и ороним Агур (в верховьях рр.Кяфара и Теберды)146Кузнецов В.А., Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа.-Орджоникидзе, 1980.-С.103; Биджиев Х.Х., исследования средневековых поселений Карачаево-Черкесии и степного Пред-кавказья в 1985-1986 гг.//Вопросы археологии и средневековой истории Карачаево-Черкесии.-Черкесск, 1989.-С.45, а также Балкарии – с.Биттургу (ср. племя биттогуры), с.Гудургу (ср. племя кутигуры), с.Быллым (ср. родовое название болгарских племен Баламар от корня Балам + словобразующий аффикс ар)147Мизиев И.М., Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв.-Нальчик: «Нарт»,1991.-С.137.
В культурном наследии карачаево-балкарцев выявился и хазарский пласт, причем, видимо, ранее других компонентов. Еще в 1920-е гг. А.Н.Самойлович указывал на то, что такой пласт объединяет "в той или иной степени чувашей, карачаевцев, балкаров, мещеряков и некоторые финские народы Поволжья»148Самойлович А.Н., К вопросу о наследниках хазар и их культуры//Еврейская старина.-Л., 1924. –Т. XI.-С.210. Он отмечал, что «название дней недели у карачаевцев и балкаров частично обнаруживает знаменательную связь с названиями дней недели у крымчаков и караимов, с одной стороны, и у чувашей с башкирцами, с другой, как далекий отзвук культурных (а не языковых) отношений в эпоху Хазарского царства»149Самойлович А.Н., Кавказ и турецкий мир.-Баку, 1926.-С.6.
Позднее стали отмечаться и другие элементы хазарских реликтов. В карачаево-балкарском фольклоре сохранилось имя «хана Хануки»150Байрамкулов А.М., Карачаево-балкарскому народу 2000 лет.-Черкесск, 1996. –С.202, которого можно сопоставить с именем хазарского царя Ханукки, и имя другого фольклорного персонажа Обадий, сопоставляемое с именем хазарского царя Обадия151Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.269. С наименованием хазарского города Семендер сопоставляется старинный карачаевский род Семенлери152Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.270. С названием хазарского племени «баси» сопоставляют: а) корень слова басиат – наименования княжеской верхушки у собственно балкарцев153Мизиев И.М., История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к Рос-сии//Жур. «Ас-алан».-М.,1998.-С.52-53 /от баси + тюрк. аффикс ат/; б) грузинское наименование Балкарии - БАСИани154там же; в) карачаевский антропоним Бассий-хан и др.155Каракетов М.Д., Тейри айтыула//Газ. «Къарачай».-Черкесск, 1991.-1 сентября
Топонимы, связанные с именем хазар обнаруживаются в Карачае156Кузнецов В.А., Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа.-Орджоникидзе, Ир, 1980.-С.87-92. Имя хазар исследователи видят в названии городища Хазар-кала урочище Хазар-Юрт, поляна Хазар-Майдан в Дагестане, городище Гацар-Кала (т.е. «крепость хазар») у балкарского с.Быллым157Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Каказа.., С.268-269.
С хазарскими терминами гила «владетель» + тархан «чиновник» связывается имя героя карачаево-балкарского эпоса Гилястырхана158Каракетов М.Д., Из обрядово-культовой жизни.., С.299 прим.5. (Можно предположить, что с термином гила связан и корень наименования местности и городища в Карачае – Гиляч).
Имена других персонажей карачаевского эпоса – Рачикау и его отца Бёдене – связываются с топонимами Рожкао и Беден, расположенным в одном месте и том же месте – в долине р. Б.Лабы (Урупском районе КЧР)159Ижаев М.М., К проблеме расселения карачаевцев в позднем средневековье (по данным топонимики Зе-ленчукского и Урупского районов КЧР)//Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе.-Черкесск, 1999.-С.63. Кроме того, имена героев карачаевских сказаний Рачыкау и Ырач-Тырхан сопоставляются с хазарской антропонимикой (напр., с именем хазарского предводителя Раж-Тархана)160Каракетов М.Д., Из обрядово-культовой жизни.., С.299 прим.5. Кстати, в хазарское время именно по Лабинскому ущелью проходил один из маршрутов северокавказской ветви Великого Шелкового пути и именно здесь были выявлены фрагменты стеклянного сосуда с текстом, выполненным квадратным еврейским письмом.
С названием хазарского племени кабар/кавар связывается наименование западной части нынешней КЧР (Зеленчукско- Урупский регион) – Хабар/Къабар-Къарачай, а ее жителей «хабар/кабар-карачаевцы» (къабар къарачайлыла)161Каракетов М.Д., Из обрядово-культовой жизни.., С.299 прим.5.
Кстати, с хазарскими кабарами еще с XIX в. связывается происхождение наименования «Кабарда»162АБКИЕА, С.407, а с хазарской средой – князь Инал, основатель династии кабардинских князей163Гадло А.В.,Князь Инал адыго-кабардинских родословных//Из истории феодальной России.-Л.,1978.. Сам этноним «хазар» фиксируется у целого ряда кавказских народов164Абаев В.И.. Этноним «Хазар» в языках Кавказа//ИСОНИИ.-Орджоникидзе, 1968.-т. XXVII.
Хазары как этническое образование просуществовали и после падения каганата. Летописные источники XIII в. сообщает, что монгольский хан правил над многими народами, в т.ч. и «над Хазарами»165Цит. по: Дорн Б., Каспий. Приложение к XXVI тому «Записок Императорской академиии наук».-СПб, 1875.-С.114. В европейских источниках XV в. «Хазарией» (в форме «Газария») называется лишь одна часть бывшего каганата, Крым, где и по сей день живут прямые потомки хазар – караимы.
Примечания.
140 [↑ назад]Афанасьев Г.Е., Где же археологические свидетельства существования Хазарского государства?//РА.- 2001, №1.-С.52
141 [↑ назад]Там же
142 [↑ назад]Там же
143 [↑ назад]Мастыкова А.В., К изучению роли Кавказа в системе восточноевропейских торговых связей второй поло-вины I тысячелетия н.э. (по материалам салтово-маяцкой культуры)//Историко-археологический альманах.-Армавир-Москва,1997.-вып. 3.-С.80
144 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.216
145 [↑ назад]Хабичев М.А., Именное словообразование и формообразование в куманских языках.-М.:Наука, 1989.-С.21-22
146 [↑ назад]Кузнецов В.А., Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа.-Орджоникидзе, 1980.-С.103; Биджиев Х.Х., исследования средневековых поселений Карачаево-Черкесии и степного Пред-кавказья в 1985-1986 гг.//Вопросы археологии и средневековой истории Карачаево-Черкесии.-Черкесск, 1989.-С.45
147 [↑ назад]Мизиев И.М., Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв.-Нальчик: «Нарт»,1991.-С.137
148 [↑ назад]Самойлович А.Н., К вопросу о наследниках хазар и их культуры//Еврейская старина.-Л., 1924. –Т. XI.-С.210
149 [↑ назад]Самойлович А.Н., Кавказ и турецкий мир.-Баку, 1926.-С.6
150 [↑ назад]Байрамкулов А.М., Карачаево-балкарскому народу 2000 лет.-Черкесск, 1996. –С.202
151 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.269
152 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.270
153 [↑ назад]Мизиев И.М., История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к Рос-сии//Жур. «Ас-алан».-М.,1998.-С.52-53
154 [↑ назад]там же
155 [↑ назад]Каракетов М.Д., Тейри айтыула//Газ. «Къарачай».-Черкесск, 1991.-1 сентября
156 [↑ назад]Кузнецов В.А., Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа.-Орджоникидзе, Ир, 1980.-С.87-92
157 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Каказа.., С.268-269
158 [↑ назад]Каракетов М.Д., Из обрядово-культовой жизни.., С.299 прим.5
159 [↑ назад]Ижаев М.М., К проблеме расселения карачаевцев в позднем средневековье (по данным топонимики Зе-ленчукского и Урупского районов КЧР)//Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе.-Черкесск, 1999.-С.63
160 [↑ назад]Каракетов М.Д., Из обрядово-культовой жизни.., С.299 прим.5
161 [↑ назад]Каракетов М.Д., Из обрядово-культовой жизни.., С.299 прим.5
162 [↑ назад]АБКИЕА, С.407
163 [↑ назад]Гадло А.В.,Князь Инал адыго-кабардинских родословных//Из истории феодальной России.-Л.,1978.
164 [↑ назад]Абаев В.И.. Этноним «Хазар» в языках Кавказа//ИСОНИИ.-Орджоникидзе, 1968.-т. XXVII
165 [↑ назад]Цит. по: Дорн Б., Каспий. Приложение к XXVI тому «Записок Императорской академиии наук».-СПб, 1875.-С.114