Суббота, 20.04.2024, 12:06

Карачаевцы и балкарцы

Джылан къабындан джийиргеннгенча.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§4. «Великое переселение» народов и их ареал на Северном Кавказе

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)

§4. «Великое переселение» народов и их ареал на Северном Кавказе

Земли донских алан оказались на пути гуннов, которые в 372 г. перешли Волгу, начав эпоху «Великого переселения народов», а шире – начав эпоху средневековья. Аммиан Марцеллин сообщает, что «гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с танаитами, произвели у них страшное избиение и опустошение»108Там же.

Отмечается и последовавшее позднее гуннское продвижение на юг: в 395 году, пройдя «пустынную страну», гунны переправились через Меотиду (Азовское море), и через 15 дней прошли через перевалы в Закавказье109Артамонов М.И., История хазар.-Л., 1962.-С.52-53. На этом завершается древность и начинается средневековый период северокавказской (да и европейской) истории.

В науке признано, что племена гуннского круга обитали к северу от Главного Кавказского хребта задолго до начала «Великого переселения народов». Одна из армянских летописей сообщает, что царь Армении Хосров II (217-238), воевавший с Сасанидами, «открыл» Аланские ворота (т.е. Дарьяльский проход) и призвал с Северного Кавказа гуннов110Новосельцев, С.132-133. «История Армении Февастоса Бузанда сообщает, что при Хосрове II в Армению вторгся маскутский царь Санесан, в войске которого были гунны111Февастос Бузанд, История Армении, С.15. Как видим, оба источника указываю на то, что гунны на Кавказе проживали еще в III в. По позднеантичным источникам, к моменту «великого нашествия» у Меотиды жили племена «Алпидзуров, Алцидзуров, Итимаров, Тункарсов и Баисков», которых исследователи также относят к народам «гуннского круга»112Вопросы языковых контактов.-Черкесск, 1982.-С.47.

Гуннский удар IV века изменило этническую карту. Римский историк Иордан пишет, что гунны «подчинили себе /алан/, обессилив частыми стычками»113Иордан, С.91. Она часть алан переместилась на запад (куда ушла и основная масса восточных германцев – остготов), а другая – расселилась рядом с племенами гуннского круга (огуры, оногуры, кутригуры, сарагуры и др.) в Черноморско-Каспийском междуморье.

Историками уже отмечалось, что гунны и аланы нередко действовали совместно114Гадло А.В., Этническая история Северного Кавказа IV-X вв.-Л.,1979.-С.48. Налаживание нормальных и даже союзных отношений с более мощным партнером позволило аланам за короткий срок оправиться от последствий «великого нашествия» и начать обустройство на новых местах – уже в Предкавказье. По данным археологов, уже «в конце IV в н.э. горы и предгорья Северного Кавказа от Урупа и Зеленчуков до р.Аргун были заселены аланскими племенами»115Алексеева Е.П., Карачаевцы и балкарцы.., С.10; Минаева Т.М., К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным.-Ставрополь, 1971.-С.181 и др..

Здесь по соседству располагались охранявшие транскавказские перевалы контингенты войск гуннов, часть которых расселилась даже на Южном Кавказе (между рр.Курой и Араксом также возникла «Страна гуннов»116Буниятов, 1965, С.179). Именно там грузинские летописи локализуют «свирепых племен бунтурков, живших по течению Куры, в четырех городах с их предместьями»117Такайшивли Е.С., Источники грузинских летописей. Три хроники//СМОМПК.-Тифлис, 1900.-вып.XXXVIII.-С.1,5; Меликсет-Бек, К истории появления гуннов в Восточном Закавказье//Доклады АН Азербайджанской ССР.-Баку, 1957.-т.XIII, №6.-С.710-711.

Своего расцвета империя гуннов достигла в правление знаменитого Аттилы, один из сыновей которого управлял восточной окраиной державы, в которую входил и Северный Кавказ. Смерть Аттилы (453 г.) и распад гуннской державы с гибелью его сына Денгизиха (469 г.) не изменило ситуации на Северном Кавказе. Здесь по-прежнему господствовали гуннские племена. Как сообщают источники 545-550-х гг., за «Каспийскими воротами» (здесь: Дарьяльским проходм) «поселились почти все гуннские племена, и простираются они до озера Меотиды (Азовское море)», и, кроме того, они населяли и прилегающие к абасгам горы118Прокопий из Кесарий. –Война с готами.-М., 1950.-С.402. Речь, как видим, идет о нашей территории.

Гунны оставили след в памяти местных народов. В трудах ученых уже указывались: карачаевский топоним Гун-къала («Крепость гуннов», район совр. г.Прикумска), карачаево-балкарское выражение «Гун пайа – гун», («могущественные, неукротимые гунны»), балкарский топоним «Гун тала» («Поляна гуннов»), дагестанский топоним «Гуннал» («народ гуннов»)119Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.267-268 и др.

По видимому, именно гуннам принадлежит заслуга привнесения в культуру местных народов Северного Кавказа традиции письменности. Захарий Ритор (VI в.) сообщает, что миссия албанского епископа Кардоста, пробыв у гуннов 14 лет, «выпустила там писание на гуннском языке»; в другом месте тот же автор пишет: «У гуннов лет двадцать тому назад или больше вышло писание на их языке»120Цит. по: Пигулевская Н.В., Сирийские источники по истории народов СССР.-М.-Л., 1941.-С.166-168. Большинство исследователей-кавказоведов полагает, что речь идет о прикубанских гуннах121Артамонов М.И., История хазар.-Л.,1962.-С.92-94; Кузнецов В.А., Христианство в Алании до Х в.//И,ОНИИ.- Тбилиси,1978.- вып.XXIII.-С.32; Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.-Черкесск. 1993.-С.162.

Видимо, возникновение письменности было связано с гуннской государственностью и необходимостью какого-то делопроизводства. Не случайно ведущий отечественный тюрколог-рунолог С.Г.Кляшторный прямо указывает на то, что восточноевропейский рунический алфавит тюрков древнее азиатского, и возник не позднее IV-V вв122Кляшторный С.Г., Древнетюркская цивилизация, диахронические связи и синхронические аспекты//СТ, 1987, №3.-С.59.

К IV-V вв. относится распространение на Северном Кавказе кочевниками обычая искусственной деформации головы, что связывается «с движением гуннов»123Смирнов К.Ф., Сарматские племена Северного Прикаспия//КСИИМК.-1950.-XXXIV.-С.112; Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.15; в Западной Европе «искусственно деформированные черепа появляются во время гуннского нашествия»124Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.15; об искусственной деформации головы в Западной Европе в гуннское время см.: J.Werner. Beiträge zur Archäologie des Attila-Reiches.-Műnchen,1956.-S.16, Tabl.73.

Соседство (а возможно и частичное смешение) с гуннскими племенами не мешало возрождению и развитию алан, о чем свидетельствуют почти все источники последующих веков. Так, историк Менандр Византиец (VI в.) упоминает «аланские народы», хотя не сообщает об их количестве и не локализует их125Менандр Византиец. Продолжение истории Агафиевой//Византийские историки.-СПб, 1860.-С.420.

Другой автор того же века, Захарий Ритор, епископ Метиленский сообщает, что к северу от Дербентского прохода, находящегося в земле гуннов, проживают «аланы, которые имеют пять городов», а также 13-ть племен, живших в шатрах: оногуры, огуры, сабиры/савиры, кутригуры, абары, хазары, сарагуры, эфталиты («белые гунны»)126Алемань Агусти. Аланы в древних и средневековых письменных источниках.-М.: «Менеджер», 2003.-С.506-507.

Одним из мощных гуннских племен были савиры (с ними связывается термин «Сибирь»), которые, по мнению М.И.Артамонова, как и барсилы (берсула) «несомненно… относились к болгарским племенам»127Артамонов М.И., История хазар.-Л., 1961.-С.184. Некоторые группы савиров, очевидно, проживали и в Центральном Кавказе, где встречается североосетинский топоним «Савир-ком». У сванов сохранилось название карачаево-балкарцев – савиар, которое, по мнению исследователей восходит к раннесредневековому этнониму савир. Предполагают, что «савиры к VIII в. целиком растворились в местной этнической среде» (Я.А.Федоров).

Эфталиты («белые гунны») ранее образовали в Средней Азии огромное государство от берегов Каспия на западе до Китая на востоке, от Аральского моря на севере до северо-за-падной Индии на юге. Оно в 565 году оно было разгромлено тюркютами и Ираном, а его территория разделена между победителями. После этого часть эфталитов мигрировала на Кавказ, где их и упоминает грузинская летопись «Житие Петра Ивера», указывая, что на рубеже IV-V вв. соседями Иверии были «белые гунны»128Пигулевская, 1939, С.47. Предполагается, что эфталитский компонент сохранился в архаичном пласте карачаево-балкарской версии нартского эпоса (напр., «родственные отношения» между персонажами данной версии «абсолютно идентичны таким же отношениям эфталитских или гуннских племен, родов и персоналий»)129Каракетов М.Д., Хазарско-иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев//Вестник Еврей-ского университета в Москве.-Москва-Иерусалим, 1997.-№1(14).-С.104.

Но из гуннских этнических сообществ гуннского круга болгаро-хазарские племена появились на Кавказе, видимо, ранее всех. Под 350 г о хазарах в Закавказье упоминает «История агван»130История Агван Моисея Каганткатваци, писателя Х века.-СПб, 1861.-С.80-81, а под 354 г. о болгарах на Северном Кавказе сообщает Греческий Хронограф131там же. Еще более удревняет появление сирийский автор Мар Абас Катина (III в.), который пишет, что еще при жизни армянского царя Аршака (131- 118 гг. до н.э.) «возникли большие смуты в цепи Кавказских гор, в земле булгаров». Они локализуются «на северной равнине у подошвы великой Кавказской горы, в долинах, в глубоких продольных ущельях»132Цит.по: Алексеева Е.П., Карачаевцы и балкарцы-древний народ Кавказа.-М., 1993.-С.15. Вряд ли данное сообщение можно однозначно считать анахронизмом, так как о древности обитания племен «гуннского круга» на Кавказе утверждают все без исключения основные армянские авторы V века (Агафангел, Бузанд, Хоренаци).

Гунны Кавказа традиционно были союзниками Византийской империи и недругами Сасанидского Ирана. Летописи той поры упоминают о том, что иранский шах Кавад I (531-579) «направился к племени гуннов, которых наша история неоднократно называла тюрками»133Феофилакт Симокатта. История. М., 1957.-с.36, 77, 102, 160. В данном случае речь шла не столько о гуннах, сколько о новых завоевателях с Востока – тюркютах. Они создали огромную трансконтинентальную империю, простиравшуюся от Черного моря почти до Тихого океана – Тюркский каганат, в состав которого в 567- 571 гг. был включен и Северный Кавказ. После того, как эта держава в 604 году распалась на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты (в обоих правили ветви прежней династии Ашина), северокавказские территории остались в пределах последнего.

Известно, что тюркюты вместе с местными народами боролись против персов. В 589 г. году коалиция в составе византийцев, тюркютов, асов, хазар, грузин и некоторых горских племен выступает единым фронтов против Ирана134Гумилев Л.Н., Древние тюрки.-М., 1993.-С.124-126. После некоторого перерыва тюркюто-византийский союз возобновился в 620-е гг.

Итогом такого союза явилось важнейшее событие средневековой истории Кавказа – открытие во втор. пол. VI в.северокавказской ветви Великого Шелкового пути (ВШП), который в обход Ирана соединял Восток евразийского материка с Западом. (Собственно термин «Шелковый путь» введен в науку в 1877 г., сделал это немецкий географ К. Рихтгофен).

Источник VI в., Прокопий Кесарийский, указывает на то, что аланы занимают «всю страну, которая простирается от горы Кавказ до Каспийских ворот (Дарьяльский или Дербентский проходы, - Ред.)»135Там же, С.264; Прокопий из Кесарии. Война с готами.-М., 1950.-С.381. Два основных маршрута этой ветви ВШП – Мисимианский и Даринский – проходили по территории Алании. Мисимианский путь («дорога мисимиан») предположительно шел по маршруту: Севастополис /Сухум/ – долина Цебельда /ущелье р.Кодора/ – земля мисимиан – Клухорский перевал – долина Теберды – Маринское ущелье – перевал Гумбаши – Кисловодская котловина – долина р.Калаус – оз.Маныч – Калмыцкие степи – низовья Волги136Кузнецов В.А., Алано-осетинские этюды.-Владикавказ, 1993.-С.23,24,26,46,47; Мастыкова А.В., К изучению роли Кавказа в системе вотсочноевропейских торговых связей второй половины I тысячелетия н.э. (по материалам салтово-маяцкой культуры)//Историко-археологический альманах.-Армавир-Москва,1997.-вып. 3.-С.85-86. Что же касается Даринского маршрута, то он проходил западнее Мисимианского – через Санчарский перевал, очевидно включая и район Нижнего Архыза137Кузнецов В.А., Алано-осетинские этюды, С.47; Мастыкова А.В., К изучению роли Кавказа.., С.86.

Северокавказская ветвь ВШП просуществовала почти тысяча лет и, как отмечают исследователи, «на протяжении всего своего существования Великий Шелковый Путь был предметом соперничества ряда держав за контроль над этой международной и такой доходной для любого государства магистралью»138Мастыкова А.В. К изучению роли Кавказа в системе восточноевропейских торговых связей второй поло-вины I тысячелетия н.э. (по материалам салтово-маяцкой культуры)//Историко-археологический альманах.-Армавир-Москва,1997.-вып. 3.-С.85.

Как сообщают армянские источники VII в., «за Дигорами в области Ардоз Кавказских гор живут Аланы, откуда течет река Армна, которая направляясь на север и пройдя бесконечные степи, соединяется с Атлем» (тюрк. Итиль – р.Волга)139Алемань, Агусти. Аланы.., С.368-370, 378-379; Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хо-ренскому. Пер. К.Патканова//Журнал Министерства народного просвещения.-1883, март.- С.30.


Примечания.
108 [↑ назад]Там же
109 [↑ назад]Артамонов М.И., История хазар.-Л., 1962.-С.52-53
110 [↑ назад]Новосельцев, С.132-133
111 [↑ назад]Февастос Бузанд, История Армении, С.15
112 [↑ назад]Вопросы языковых контактов.-Черкесск, 1982.-С.47
113 [↑ назад]Иордан, С.91
114 [↑ назад]Гадло А.В., Этническая история Северного Кавказа IV-X вв.-Л.,1979.-С.48
115 [↑ назад]Алексеева Е.П., Карачаевцы и балкарцы.., С.10; Минаева Т.М., К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным.-Ставрополь, 1971.-С.181 и др.
116 [↑ назад]Буниятов, 1965, С.179
117 [↑ назад]Такайшивли Е.С., Источники грузинских летописей. Три хроники//СМОМПК.-Тифлис, 1900.-вып.XXXVIII.-С.1,5; Меликсет-Бек, К истории появления гуннов в Восточном Закавказье//Доклады АН Азербайджанской ССР.-Баку, 1957.-т.XIII, №6.-С.710-711
118 [↑ назад]Прокопий из Кесарий. –Война с готами.-М., 1950.-С.402
119 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.., С.267-268
120 [↑ назад]Цит. по: Пигулевская Н.В., Сирийские источники по истории народов СССР.-М.-Л., 1941.-С.166-168
121 [↑ назад]Артамонов М.И., История хазар.-Л.,1962.-С.92-94; Кузнецов В.А., Христианство в Алании до Х в.//И,ОНИИ.- Тбилиси,1978.- вып.XXIII.-С.32; Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.-Черкесск. 1993.-С.162
122 [↑ назад]Кляшторный С.Г., Древнетюркская цивилизация, диахронические связи и синхронические аспекты//СТ, 1987, №3.-С.59
123 [↑ назад]Смирнов К.Ф., Сарматские племена Северного Прикаспия//КСИИМК.-1950.-XXXIV.-С.112; Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.15
124 [↑ назад]Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.15; об искусственной деформации головы в Западной Европе в гуннское время см.: J.Werner. Beiträge zur Archäologie des Attila-Reiches.-Műnchen,1956.-S.16, Tabl.73
125 [↑ назад]Менандр Византиец. Продолжение истории Агафиевой//Византийские историки.-СПб, 1860.-С.420
126 [↑ назад]Алемань Агусти. Аланы в древних и средневековых письменных источниках.-М.: «Менеджер», 2003.-С.506-507
127 [↑ назад]Артамонов М.И., История хазар.-Л., 1961.-С.184
128 [↑ назад]Пигулевская, 1939, С.47
129 [↑ назад]Каракетов М.Д., Хазарско-иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев//Вестник Еврей-ского университета в Москве.-Москва-Иерусалим, 1997.-№1(14).-С.104
130 [↑ назад]История Агван Моисея Каганткатваци, писателя Х века.-СПб, 1861.-С.80-81
131 [↑ назад]там же
132 [↑ назад]Цит.по: Алексеева Е.П., Карачаевцы и балкарцы-древний народ Кавказа.-М., 1993.-С.15
133 [↑ назад]Феофилакт Симокатта. История. М., 1957.-с.36, 77, 102, 160
134 [↑ назад]Гумилев Л.Н., Древние тюрки.-М., 1993.-С.124-126
135 [↑ назад]Там же, С.264; Прокопий из Кесарии. Война с готами.-М., 1950.-С.381
136 [↑ назад]Кузнецов В.А., Алано-осетинские этюды.-Владикавказ, 1993.-С.23,24,26,46,47; Мастыкова А.В., К изучению роли Кавказа в системе вотсочноевропейских торговых связей второй половины I тысячелетия н.э. (по материалам салтово-маяцкой культуры)//Историко-археологический альманах.-Армавир-Москва,1997.-вып. 3.-С.85-86
137 [↑ назад]Кузнецов В.А., Алано-осетинские этюды, С.47; Мастыкова А.В., К изучению роли Кавказа.., С.86
138 [↑ назад]Мастыкова А.В. К изучению роли Кавказа в системе восточноевропейских торговых связей второй поло-вины I тысячелетия н.э. (по материалам салтово-маяцкой культуры)//Историко-археологический альманах.-Армавир-Москва,1997.-вып. 3.-С.85
139 [↑ назад]Алемань, Агусти. Аланы.., С.368-370, 378-379; Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хо-ренскому. Пер. К.Патканова//Журнал Министерства народного просвещения.-1883, март.- С.30