Суббота, 27.04.2024, 06:51

Карачаевцы и балкарцы

Аз болса да ахшы болсун.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

§3. Смешение эпохи эллинизма (наследники «кобанцев» и сармато-аланы)

Главная »Библиотека » История » Карачай с древнейших времен до 1917 года » Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)
Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки

Глава первая. Этническая история и этногенез (Р.Т.Хатуев)

§3. Смешение эпохи эллинизма (наследники «кобанцев» и сармато-аланы)

С III в. до н.э. начинается новый период истории, ознаменовавшийся приходом сарматов, которые, по словам античных историков, «сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии, и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню»73Диодор, II, 43. Судя по всему, часть скифов была вытеснена на Запад, а покоренное население – со временем ассимилирована сарматами.

Археологи выделяют несколько периодов развития истории и культуры сарматов. К VII-IV вв. до н.э. относится протосарматская, или савроматская культура. Она занимала обширное пространство евразийских степей, включавшее левобережье Дона, Волго-Донское междуречье, Заволжье, северный Прикаспий и значительную часть южного Приуралья, все Оренбуржье, южную часть Челябинской области, Западный Казахстан, всю его Актюбинскую область74Мошкова М.Г., Савроматская и раннесарматская культура..., С.165-166. Уже савроматы начали проникать на Северный Кавказа, заняв не только часть его территории в районе восточного Приазовья, но и, возможно, в Центральном Предкавказье (здесь археологи выделили кочевнические памятники V –IV вв. до н.э., которые могут быть связаны с савроматами)75Керефов Б.Ф., Памятники сарматского времени.., С.102 прим.. В это время впервые упомнаются сарматы-язаматы (иксибаты) (Гекатей, V в. до н.э.), сведения о которых позднее приводят и другие античные авторы –III в. до н.э.-I в. н.э. Один из них сообщает, что «на Танаисе, который служит границей Азии, первыми живут сарматы, занимая пространство в 200 стадий. За ними… следует меотийское племя, называемое язаматами, а по Эфору оно называется племенем савроматов»76Цит. по: Мошкова М.Г., Краткий очерк истории савромато-сарматских племен //Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.-М.:Наука, 1989.-С.156.

Во второй период сарматской истории известна раннесарматская, или прохоровская культура (IV-II вв. до н.э.). В это время продолжается дальнейшее продвижение сарматов на Северный Кавказ и в Причерноморье. Начиная с III в. до н.э. северокавказские степи «были уже прочно освоены сарматами, вступившими в тесные контакты с местным населением» и «именно в это время начался процесс смешения» сарматское племени-аорсов «с аборигенами, определеннее проявившее позже»77Мошкова М.Г., Савроматская и раннесарматская культура..., С.175.

На третьем этапе истории сарматов (археологический эквивалент – среднесарматская, или сусловская культура, II в. до н.э. – II в. н.э.) процесс их слияния с коренным населением степных и предгорно-плоскостных районов Северного Кавказа продолжился. Но в горах сарматов практически не было, и там по-прежнему продолжали обитать племена «поздних кобанцев». Археологические памятники нагорья «указывают лишь на позднекобанскую основу, трансформированную преимущественно путем эволюции традиционных, составляющих эту культуру, элементов». Имело место некоторое «степное влияние, придающее… своеобразный колорит» культуре горцев, но оно – «свидетельство лишь межкультурных связей, а не изменения, хотя бы частично, этнического состава»78Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.-Нальчик:Эльбрус, 1988.-С.91.

Самыми мощными сарматскими племенными объединениями Северного Кавказа были аорсы, жившие по р.Танаису (Дону) и сираки, населявшие районы у р.Ахардею79Страбон, XI, 1,2,5,8 (предположительно рр.Кубань, Маныч, Егорлык).

Предполагается, что именно аорсы установили контроль над частью важных транскавказских маршрутов. Аорсы вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и мидийцев (Страбон).

Аорсы это, предположительно, среднеазиатские асии/асианы античных авторов80Страбон, XI, VIII, 2; Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога//ВДИ, №1,1955.-С.242-243, усуни китайских источников81Бернштам А.Н., К вопросу об усунь//кушан и тохарах//СЭ, 1947, №3.-С.41-47; Толство А.Н., Древний Хорезм.-М., 1948.-С.244 прим.2; Рерих Ю.Н., Тохарская проблема//Народы Азии и Африки.-1963, №6.-С.120. По-видимому, именно с ними связаны асы (например, через промежуточные формы: аорси – арси - ас) раннего средневековья – один из компонентов алано-асского союза племен82Минорский В.Ф., История Ширвана и Дербенда.-М., 1963.-С.193-194 прим.23; Керефов Б.Ф,. Памятни-ки сарматского времени.., С.125. 137.

Известно, что в конфедерацию асских (асианских) племен Средней Азии, часть которых перебралась на Северный Кавказ, входили и тохары. На это указывает сообщение античных авторов «об асианских царях тохаров»83Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога//ВДИ, №1,1955.-С.243. Отсюда, видимо, и соединение двух этнонимов ас и дигор в один – Ас-Дигор. (Фонетическая версия его Аштигор/Аш-тигор упоминается в «Армянской географии» VII в.). Присутствие тохаров среди конфедерации сарматских племен, появившейся во II в. до н.э. в причерноморских и северокавказских степях, «можно считать установленным»84Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.-Нальчик:Эльбрус, 1988.-С.124, 130. В «Естественной истории» Плиния (I в.) говорится, что на пути из Средней Азии на запад через Танаис (Дон) перешли «тагоры»85Плиний. Естественная история, VI, 22, которых специалисты прочно отождествляют с тохарами86Maenchen-Helfen O., The jüen-chin problem re-examined//Journal of Ameriсan Oriental Society. 1945/-Vol.63, p.80. С ними связывается массив топонимов в Балкарии и Дигории, происхождение которых «почти определенно можно связать с этниконом «тохар»87Керефов Б.М., Памятники сарматского аремени.., С.128-130. Уже говорилось о «несомненной связи» этнонима тохар с этнонимом тюкер88Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.-Нальчик:Эльбрус, 1988.-с.137 прим. 229, который (в разных формах: тюкер/дюкер/дюгер) фиксируется у огузской ветви тюркских народов. Среди 24 тюркских - огузских племен, перечисляемых Махмудом Кашгарским (XI в.) и Рашид-ад-Дином (XIV.в.), упомянуто племя Дюкер/Тюкер89Толстов С.П., Огузы, печенеги, море Даукара (Заметки по исторической этнонимике Восточного Приура-лья)//С,, 1950, №4.-С.52-54. Представители рода Дюгер по настоящее время проживают в странах тюрков-огузов – Азербайджане, Туркмении, Турции90Алиев А.И., Огузские этнонимы в топонимии Азербайджана//Ономастика Кавказа.-Орджоникидзе, 1980.-С.58-61; Атаниязов С., Туркменистан топонимик созлуги.-Ашхабад, 1972.-С.13, 43. В средневековой тюркской «Книге Коркута» упоминается витязь Дюгер, «глава тысячи сородичей»91Байрамук улу Умар. Кладезь народной памяти.-Черкесск., 1993.-С.129. Археолог Б.М.Керефов пишет, что «в связи с племенным названием Тюкер-Дюкер-Дюгер особо следует подчеркнуть тот факт, что и тюркоязычные балкарцы и карачаевцы называют современных осетин точно таким же именем – Дюгер, Дюгерли»92Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.-Нальчик:Эльбрус, 1988.-С.137-138. «Термин «дигор», - пишет В.А.Кузнецов, - необъясним из иранского языка»93Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.72. О том же писал В.И.Абаев, говоря, что в этнониме «дигор» «бесполезно было бы искать каких-нибудь иранских реминисценций»94Цит по: Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.., С.135 Абаев В.И,. Осетинский язык и фольклор. Добавим, что и по сей день карачаево-балкарцы указывают на близость, родство с дигорцами. Кстати, уместно в этой связи напомнить слова венгерского автора Ж.-Ш. де Бессе (1829 г.): «никакая другая нация не похожа на венгров, как карачаевцы и дугуры (дигорцы. – Ред.)»95АБКИЕА, С.331-333.

Видимо, именно в этот период на Северном Кавказе из-за Прикаспия появились и массагеты. («маскут», «мускит» раннесре6дневковых источников). Согласно «Истории Армении Февастоса Бузанда, в годы правления армянского царя Хосрова II (217- 238) в Армению вторгся маскутский царь Санесан96Февастос Бузанд, История Армении, С.15. Часть этого племени, возможно, была впоследствии ассимилирована аланами. Дагестанская раннесредневековая хроника «Дербенд-наме» упоминает «Мускитдур, население его из Алана». Оечвидно, часть массагетског массива оставалась на востоке. Феофан Византиец (нач.IX в.) пишет, что «на восток от Танаиды (Дона, - Ред.) живут тюрки, в древности называвшиеся массагетами»97Византийские историки.-СПб,1861.-С.192.

Межу тем, в горной зоне и в сарматское время «сохраняются старые типы погребальных сооружений и инвентаря», а изменения, «имеющиеся в них, являются хронологическим показателем, а не свидетельством проникновения сюда новых этнических группировок». Археологические материалы «позволяют говорить о том, что в горных районах в сарматскую эпоху продолжали обитать местные племена – прямые потомки древних кобанцев»98Абрамова М.П., Центральный Кавказ в сарматскую эпоху//Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.-М.:Наука, 1989.-С.271-272. По-видимому, именно последние и упоминаются Страбоном, который пишет о кавказцах, из-за холодов обитающих в пещерах – троглодитах («пещерниках»), у коих «много ячменного хлеба». Тот же автор пишет, что «за троглодитами следуют хамекиты и так называемые полифаги и селения исадиков, которые еще в состоянии заниматься земледелием»99Страбон, XI, V, 7. Другой автор – Помпоний Мела упоминает о племенах сатархов, которые «вследствие суровости своей постоянной зимы, закапывая свои жилища, живут в пещерах или землянках»100Помпоний Мела. Землеописание, II, 10. Считается, что «троглодиты» и сатархи – один и тот же горский народ, «поздние кобанцы»101Десятчиков Ю.М. Сатархи//ВДИ, 1973, №1. На это указывают и выявленные археологами кобаннское поселение в Карачае (в Уллу-Баганалы в Эшкаконском ущелье), где выявлены остатки жилищ, частично углубленных в землю102Керефов Б.Ф., Памятники сарматского времени.., С.97-98; Ковалевская В.Б., Кавказ и аланы, С.32, 57, 77 («закапывая свои жилища» – как у Помпония Мелы).

Согласно Страбону, с севера «троглодиты» соседствовали с сираками, что может косвенно указывать на заселение до I в. последними некоторых равнинных районов Центрального Предкавказья103Виноградов В.Б., Сарматы Северо-Восточного Кавказа//Труды ЧНИИИ.-Грозный, 1963.-вып.VI; Алексеева Е.П., Памятники меотской и сармато-аланской культуры Карачаево-Черкесии//Труды КЧНИИ.-Черкесск, 1966.-вып.V.

В I в. между аорсами и сираками разгорелась ослабившая обе стороны война, в итоге которой возвысились аланы. Первые упоминания о них в письменных источниках относятся к трудам античных авторов I века. О том, что уже тогда аланы появились на транскавказских перевалах, а конкретно – у Дарьяльского прохода, сообщает Марк Анней Лукан (39-65 гг. н. э.):

«…Я в то время, как стремился к Каспийским запорам (здесь: Дарьяльский проход, - Ред.) и преследовал суровых и вечно воинственных аланов, предоставил вам, парфяне, широко разбегаться по ахеменским равнинам и никогда не загонял, робких, в безопасный Вавилон» («О гражданской войне десять книг», VIII, 215-225).

Другой античный историк, Иосиф Флавий, сообщая о походах алан с Северного Кавказа в страны Юга, пишет:

«Об аланском народе я, как мне кажется, еще выше упомянул, как о скифском племени, живущем на берегах Танаиса и Меотийского озера (Азовского моря, - Ред.). В то время они задумали предпринять хищнический набег на Мидию и еще более отдаленные страны и по этому поводу завязали переговоры с гирканским царем, ибо последний господствует над проходом (Дербентским, - Ред.), который царь Александр (Македонский, - Ред.) сделал неприступным посредством железных ворот. И вот, когда тот открыл им доступ, они многочисленными толпами напали на не чаявших никакой опасности мидян, опустошили густонаселенный, изобиловавший стадами край, не встречая нигде со стороны оробевшего населения никакого сопротивления. Царь страны Пакор (наместник Мидии, брат парфянского царя Вологеза I, - Ред.) бежал в страхе в непроходимые пустыни, оставив все в их распоряжение; с трудом ему удалось выкупить у них за 100 талантов попавших к ним в плен свою жену и наложниц. Удовлетворяя свою разбойничью жадность беспрепятственно и даже без меча, они продолжали свой набег до самой Армении. Царствовал здесь Тиридат (царь Армении, брат Вологеза I, - Ред.), который хотя и выступил им навстречу и дал им сражение, но тут сам чуть не попал живым в плен. Аланин издали накинул на него аркан и утащил бы его с поля брани, если бы царю не удалось вовремя перерубить мечом веревку и таким образом спастись. Варвары же, рассвирепевшие еще больше от этой битвы, опустошили всю страну и с огромной массой пленников и добычи, награбленной ими в обоих царствах, возвратились обратно на родину» («Иудейская война»).

Аланы продолжали укрепляться и в завершающий, четвертый, этап сарматской истории – период существования позднесарматской, или шиповской культуры II – IV вв.104Мошкова М.Г., Краткий очерк истории савромато-сарматских племен//Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.-М.:Наука, 1989. С.159; ее же: Савроматская и раннесарматская культура//там же, С.165 Именно в это время степняки-сарматы (видимо, уже собственно аланы) начинают поникать в предгорья Карачая и сопредельных районов по линии Хумара – Подкумок – Чегемский курган – Нижний Джулат (II – нач. III в. н.э.)105Керефов Б.М., Памятники сарматского времени.., С.91-92.

Конечно, транскавказские походы алан I в. еще не означают, что аланы тогда же заселили предгорные территории Северного Кавказа и, в частности, территорию Карачая. Все-таки они представляли тогда собой типично степной народ, уклад жизни которого был прочно привязан к иной, нежели наш горный край, ландшафтной среде. Однако, отдельные их группы могли осесть и в предгорной плоскости Верхней Кубани. «Пришельцы аланы нашли, конечно, на занятых ими землях Кавказа не безлюдную пустыню, а какое-то старое население, по языку… родственное другим коренным народам Кавказа»106Абаев В.И., Осетинский язык и фольклор.-М.-Л.., 1949.-т.I.-С.78-79. Речь идет о тех же горцах – потомках «кобанцев».

Основная масса алан продолжала населять гораздо севернее – Южнорусские степи в районе Дона и его притоков, Приазовье и др. земли. Очевидно, именно к тому времени имя алан, как пишет римский автор Аммиан Марцеллин (IV в.) распространилось на многие соседние с ними народы, покоренные аланами и объединившийся в одном имени победителей107Аммиан Марцеллин. История //Латышев В.В, Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе.-СПб, 1906.-т.II, вып.2.- С.339.


Примечания.
73 [↑ назад]Диодор, II, 43
74 [↑ назад]Мошкова М.Г., Савроматская и раннесарматская культура..., С.165-166
75 [↑ назад]Керефов Б.Ф., Памятники сарматского времени.., С.102 прим.
76 [↑ назад]Цит. по: Мошкова М.Г., Краткий очерк истории савромато-сарматских племен //Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.-М.:Наука, 1989.-С.156
77 [↑ назад]Мошкова М.Г., Савроматская и раннесарматская культура..., С.175
78 [↑ назад]Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.-Нальчик:Эльбрус, 1988.-С.91
79 [↑ назад]Страбон, XI, 1,2,5,8
80 [↑ назад]Страбон, XI, VIII, 2; Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога//ВДИ, №1,1955.-С.242-243
81 [↑ назад]Бернштам А.Н., К вопросу об усунь//кушан и тохарах//СЭ, 1947, №3.-С.41-47; Толство А.Н., Древний Хорезм.-М., 1948.-С.244 прим.2; Рерих Ю.Н., Тохарская проблема//Народы Азии и Африки.-1963, №6.-С.120
82 [↑ назад]Минорский В.Ф., История Ширвана и Дербенда.-М., 1963.-С.193-194 прим.23; Керефов Б.Ф,. Памятни-ки сарматского времени.., С.125. 137
83 [↑ назад]Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога//ВДИ, №1,1955.-С.243
84 [↑ назад]Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.-Нальчик:Эльбрус, 1988.-С.124, 130
85 [↑ назад]Плиний. Естественная история, VI, 22
86 [↑ назад]Maenchen-Helfen O., The jüen-chin problem re-examined//Journal of Ameriсan Oriental Society. 1945/-Vol.63, p.80
87 [↑ назад]Керефов Б.М., Памятники сарматского аремени.., С.128-130
88 [↑ назад]Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.-Нальчик:Эльбрус, 1988.-с.137 прим. 229
89 [↑ назад]Толстов С.П., Огузы, печенеги, море Даукара (Заметки по исторической этнонимике Восточного Приура-лья)//С,, 1950, №4.-С.52-54
90 [↑ назад]Алиев А.И., Огузские этнонимы в топонимии Азербайджана//Ономастика Кавказа.-Орджоникидзе, 1980.-С.58-61; Атаниязов С., Туркменистан топонимик созлуги.-Ашхабад, 1972.-С.13, 43
91 [↑ назад]Байрамук улу Умар. Кладезь народной памяти.-Черкесск., 1993.-С.129
92 [↑ назад]Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.-Нальчик:Эльбрус, 1988.-С.137-138
93 [↑ назад]Кузнецов В.А., Аланские племена.., С.72
94 [↑ назад]Цит по: Керефов Б.М.., Памятники сарматского времени Кабардино-Балкарии.., С.135 Абаев В.И,. Осетинский язык и фольклор
95 [↑ назад]АБКИЕА, С.331-333
96 [↑ назад]Февастос Бузанд, История Армении, С.15
97 [↑ назад]Византийские историки.-СПб,1861.-С.192
98 [↑ назад]Абрамова М.П., Центральный Кавказ в сарматскую эпоху//Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.-М.:Наука, 1989.-С.271-272
99 [↑ назад]Страбон, XI, V, 7
100 [↑ назад]Помпоний Мела. Землеописание, II, 10
101 [↑ назад]Десятчиков Ю.М. Сатархи//ВДИ, 1973, №1
102 [↑ назад]Керефов Б.Ф., Памятники сарматского времени.., С.97-98; Ковалевская В.Б., Кавказ и аланы, С.32, 57, 77
103 [↑ назад]Виноградов В.Б., Сарматы Северо-Восточного Кавказа//Труды ЧНИИИ.-Грозный, 1963.-вып.VI; Алексеева Е.П., Памятники меотской и сармато-аланской культуры Карачаево-Черкесии//Труды КЧНИИ.-Черкесск, 1966.-вып.V
104 [↑ назад]Мошкова М.Г., Краткий очерк истории савромато-сарматских племен//Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.-М.:Наука, 1989. С.159; ее же: Савроматская и раннесарматская культура//там же, С.165
105 [↑ назад]Керефов Б.М., Памятники сарматского времени.., С.91-92
106 [↑ назад]Абаев В.И., Осетинский язык и фольклор.-М.-Л.., 1949.-т.I.-С.78-79
107 [↑ назад]Аммиан Марцеллин. История //Латышев В.В, Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе.-СПб, 1906.-т.II, вып.2.- С.339