Вторник, 16.04.2024, 18:12

Карачаевцы и балкарцы

Мени джылытмагъан кюн меннге тиймесин.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V » ПРАВО
ПРАВО
Роль обычного права как регулятора общественных отношений

Л.Б. Коркмазова, И.С.Кипкеев

В России обычное право стали изучать с XIX в. Связано это было, в первую очередь, с колониальной политикой государства, так как «царское правительство довольно скоро убедилось в том, что распространение своего влияния невозможно без воздействия на обычно - правовую жизнь окраин. Политика приспособления и использования в интересах империи внутренних сил и институтов местного населения российских окраин была сопряжена с преодолением барьеров правовых обычаев. Все это вынудило правительственные органы считаться с силой обычного права»85Бабич И.Л. А.М. Ладыженский - исследователь обычного права народов Северного Кавказа. //«Этнографическое обозрение». 1995. № 4. - С. 152.. Другим фактором, повлиявшим на усиление научного изучения роли обычаев и связанных с ними явлений, стало изменение социально-экономической ситуации в стране, в частности, то, что Россия в середине XIX в. пережила ряд прогрессивных реформ, главнейшая из которых освободила от крепостной зависимости большую часть населения страны.

Это стало важнейшей предпосылкой изучения правовых обычаев крестьянского двора и связанных с ним явлений. Не последнюю роль в этом сыграло и то обстоятельство, что в период проведения крестьянской реформы в России законодатель столкнулся с живучестью обычаев крестьянского двора, что было связано с консервативностью традиционных устоев общинного землевладения и землепользования русских крестьян. Реформы в тот же период на окраинах России, а также в среде инородческих народов (Сибирь, Северный Кавказ), заставили обратиться к изучению норм обычаев коренных народов, начинавших входить в административное управление Российской империи86Александров В.А. Обычное право в России в отечественной науке XIX – начала XX в. //Вопр. истории. - 1981. - № 1. - С. 48..

Большой интерес исследователей обычного права всего Кавказа был вызван тем, что край этот являлся как бы заповедником различных народностей, живущих каждая по своим обычаям. «Нет другой местности на земном шаре, где бы на сравнительно небольшом пространстве скучивалась такая масса разноплеменных и разноязычных народов. Если когда-нибудь предвидится возможность решить хоть небольшое число запутанных вопросов о национальности разных народов, некогда сменявших друг – друга в древности и средние века в необходимых равнинах южной России, только при условии изучения этнографии Кавказа»87Миллер В.Ф. Осетинские этюды. - М., 1887. - С. 40., – указывал академик В.Ф. Миллер.

Адаты – нормы обычного права Северного Кавказа являются ярким примером для характеристики трансформации обычаев в нормы, закрепленные государством. В системе общественных отношений кавказских горцев большое место отводилось нормам обычного права, выступающим средством социализации индивида, передачи опыта следующим поколениям, выполняющим функции социального контроля, регуляции общественных отношений. У народов Северного Кавказа, не имевших в прошлом своей письменности, обычное право – адаты были неписанными правилами поведения, определявшими взаимоотношения сословий, композиционные выплаты, взаимоотношения между детьми и родителями, между мужем и женой, закреплявшие сложившиеся общественные связи. В течение веков адаты передаваясь как устное обычное право, регулировали общественные отношения и семейную жизнь88Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX веке. Дисс. д. ю. н. - М., 2003. - С. 219..

Нормы обычного права в жизни горцев выполняли определенные функции. К ним можно отнести:

– распределение материальных и духовных благ в соответствии с общественными отношениями. В данном случае феодальные производственные отношения, собственность правящего сословия на средства производства, но при этом тесное переплетение этих отношений с пережитками первобытнообщинного строя.

– закрепление экономических и других общественных отношений. То есть обычное право регулировало экономическую зависимость основных слоев населения от правящей верхушки, поддерживало неукоснительное выполнение предписаний адатов. Большую роль играл суд, наказывающий отступников89Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX веке. Дисс. д. ю. н. - М., 2003. - С. 281-282..

Адатам следовали беспрекословно. Народ не обсуждал, справедливы и разумны ли требования установившегося обычая. Исполнение обычая было обязательным независимо от того, убежден ли исполняющий в его пригодности или нет. Подрастающее поколение, воспитанное в духе полного преклонения перед старшими, поступало по уже установившимся обычаям. «Так поступали отцы наши, так поступаем и мы», – говорили горцы.

Территориальная разобщенность горцев с древнейших времен порождала различные обычно-правовые нормы. Почти каждое общество имело свои адаты. «Обычное право возникает не в народе (нации) и даже не в племени, а в каждой группе людей, ведущих совместную жизнь и имеющих возможность «влиять друг на друга своими действиями»90Сергеевич В. Опыты исследования обычного права. //«Наблюдатель». М. 1882. №1. С.89., – справедливо отмечал В. Сергеевич.

Однако в основном схожие для всех горцев Кавказа, условия жизни способствовали образованию более или менее одинаковых обычаев. Так, обычай кровной мести, похищения невесты, гостеприимство, почитание стариков и т.д. существовали у всех горцев, отражая вековые традиции и весь жизненный уклад.

Адаты являлись неписаными правилами поведения, определявшими отношения во всех сферах общественной жизни, отношения в семье. В течение веков адаты передавались как устное обычное право.

Действовали адаты без особых органов принуждения. Пока родовой союз был кровно и экономически един, адаты поддерживались всеми членами рода, которые выступали по сложившемуся правилу: все за одного, один за всех. Обычаи имели религиозную святость, и исполнение их было обязательным. Каждый род строго охранял свою честь и свое достоинство.

Социально-экономическое развитие общества и начавшийся распад патриархально-родового строя, который можно отнести к концу XVIII – началу XIX в., существенно изменило систему прежних обычаев. Адаты карачаевцев дополняются новыми нормами, выражающими волю «сильных» имущих родов. Если в ранних адатах выражалась воля всего рода, и она добровольно исполнялась подавляющим большинством её членов, то новые адаты закрепляли власть феодализирующейся верхушки общества.

Обычаи видоизменялись, адат оставался неподвижным. По мере того, как народ развивался, появлялись новые потребности, новые интересы, которые усложняли отношения между людьми.

Так, выкуп крови, выплачиваемый прежде всем родом сообща, в полной мере стал перекладываться на семью убийцы. Доля, вносимая сородичами, определялась степенью родственных отношений с кровником. Плата за кровь члена «знатного» имущего рода была выше, чем кровь представителя бедного «слабого» рода. Неравенство отражалось на сословных ограничениях брака. Люди из состоятельных родов брали жен только из равных себе.

Постепенно обычаи карачаевцев приобрели классовый характер. Таким образом, адаты (обычаи) карачаевцев в исследуемый период отражали соответствующий социальный и политический строй края.

Одним из основных источников образования адатов являлись решения, которые устанавливались третейским судом посредников, сведущих в народных обычаях. Претензии, споры и иски увеличивались; в адате не всегда находились установления на новые случаи и судьи, по необходимости, должны были, применяясь к общему духу адата, постановлять новые решения.

Источником права выступали и постановления народных собраний. Каждое общество имело свои сходы стариков и почтенных жителей для совещания по общественным делам. На таких собраниях совет старейшин при отсутствии адатов по тому или иному вопросу принимал новые решения. Эти решения объявлялись народу и с этого времени входили в постоянный адат общины91Невская В.П. Шаманов И.М. Общественный быт. //Карачаевцы.- Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. – С. 209..

Таким образом, новые решения, повторявшиеся потом в других подобных случаях, упрочивались в массе народных обычаев, присоединялись к адату, расширяя его, подвигали его вперед или совершенствовали сам обычай.

К источникам обычного права карачаевцев можно отнести и этические нормы, которые существовали параллельно с обычаями

Рассматривая основные правовые институты горцев Северного Кавказа в XIX в., можно сделать вывод о том, что, несмотря на влияние исламской традиции и российского законодательства, большую роль здесь все же играли нормы обычного права. Так, например, при заключении брака, нормы адата являлись превалирующими. Это касалось препятствий к заключению брака, в частности экзогамных запретов (до седьмого поколения включительно, в то время как по нормам мусульманского права ограничения шли до третьего колена), брачного возраста. Калым по обычному праву, в отличие от норм шариата, рассматривался не как одна из форм обеспечения жены на случай развода и других непредвиденных обстоятельств, а как плата за невесту, после чего она считалась собственностью мужа. В связи с этим были развиты такие специфические формы брака, как сорорат и левират. Наследование также осуществлялось по нормам обычного права.

Несмотря на то, что нормы мусульманского права в конце рассматриваемого периода стали несколько оттеснять адатные, последние все же продолжали играть довольно значительную роль, особенно на бытовом уровне. Российское законодательство также не смогло существенно изменить традиционное правосознание горцев, несмотря на то, что колониальная администрация прилагала огромные усилия для того, чтобы постепенно трансформировать традиционные установки. Все это показывает, насколько живучи обычаи, в том числе и правовые, и основанные на них нормы обычного права.

В период становления раннеклассовых государств правящие элиты санкционировали те обычаи, которые удовлетворяли их интересы и интересы общества в регулировании процессов производства, распределения и обмена. Возникновение централизованных государств и развитие законотворчества вело к постепенному «вытеснению» обычаев нормативно-правовыми актами. В период феодальной раздробленности и развала государства удельные князья принимали свои законы, санкционировали местные и иные обычаи, противоречащие законодательству центральной власти. После 1917 г. большевики, желая привлечь на свою сторону нерусское население России, искусственно образовывали национально-территориальные республики, разрешали принимать устоявшиеся обычаи. 1920 г. И.В. Сталин, выступая перед горцами заявлял: «Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев. Советское правительство считает шариат таким же правомочным обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию»92Иванников И.А. Место обычного права в современной правовой культуре российского об-щества. //Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. – Ростов-на-Дону: 1999. – С. 269.. Однако с усилением советской власти регулирующая роль правовых обычаев начала сводиться к минимуму, так как государство устанавливало единые законы для всей страны. Но, несмотря на это, в ряде регионов наряду с законами действовало и обычное право, которое государство не поддерживало и карало в уголовном порядке за его применение. Те из обычаев, которые невозможно было исполнять, изменяли форму своей реализации. В условиях системного кризиса в России во второй половине 1980-1990-х гг. ослабла деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по защите прав человека на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество, жилище и других. Слабая правовая защищенность личности подорвала веру в закон, в способность государства обеспечить правопорядок и спокойствие в обществе, защитить людей от преступных посягательств.

Участились случаи разрешения конфликтов посредством самосудов, кровной мести и т. д. Обычное право начало действовать вместе с законами. С усилением «войны законов» и сепаратизма местные политические элиты бывших союзных республик и автономий превратили обычное право в самостоятельный источник (форму) права. Законодательство все больше стало пополняться нормами, заимствованными из обычного права93Там же.– С. 270.

Усиление роли обычного права в регулировании общественных отношений – это следствие децентрализации государства и ослабление верховной власти. Если правовая культура - это выражение правового опыта в духовных продуктах, в навыках и ценностях, которые влияют на юридически значимое поведение людей, то некультурное поведение - это негативное отношение к правовым нормам (обычаям) и их нарушение94Там же. – С. 270. Обычное право – это народное представление о праве и справедливости. Государство, претендующее на вытеснение правовых обычаев законодательством, должно стремиться делать свои нормативно-правовые акты более справедливыми по сравнению с правовыми обычаями, а иначе оно составит им слабую конкуренцию95Там же.- С. 270.

«Вредные», невыгодные с точки зрения власти, обычаи должны искореняться, но полностью игнорировать признанные и желаемые народом обычаи нельзя. Государство должно поддерживать прогрессивные обычаи, придавать им форму правовых. В целом же реанимация многих обычаев, без их критической оценки в современных условиях – это шаг назад, к средневековью. В развитых обществах, имеющих развитую правовую систему, как правило, обычное право не играет существенной роли. В нестабильных обществах вопрос об учете обычно-правовых норм встает значительно чаще.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие специфические признаки обычного права. Во-первых, его позитивный консерватизм, который позволяет обычному праву наиболее гармонично и объективно закреплять в своих системных элементах и сохранять на протяжении всей истории развития народа веками накопленный позитивный опыт правовой жизни народа. Однако консервативный характер обычного права не означает, что оно остается неизменным, напротив, обычное право наиболее адекватно и незамедлительно на все происходящие в обществе процессы, способствуя стабильности его развития. Таким образом, консерватизм обычного права карачаевцев обеспечивает лишь сохранение ценностей, выработанных в процессе длительного развития данного народа, и передачу их от поколения к поколению на основе принципа преемственности.

История развития карачаевцев свидетельствует о том, что позитивный консерватизм, его устойчивость наиболее ярко проявляются в те моменты жизни этого народа, когда на него осуществляется воздействие каких-либо внешних факторов. В период полного игнорирования, а зачастую и прямого запрета применения адатов, именно позитивный консерватизм позволил не только сохранить большинство институтов обычного права карачаевцев, но и значительно обогатить его составляющие с учетом изменений потребностей и культурно-правовых ценностей карачаевского народа.

Следующим признаком обычного права карачаевцев, имеющим не менее фундаментальное значение, выступает его обязательный характер. При этом, такая обязательность определяется двумя факторами, внутренним, обусловленном опорой на личную совесть, культуру стыда, и внешним, то есть опорой на авторитет, который не допускает сомнений в его верности96Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества. //Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 252..

Карачаевцы поступали и поступают так, а не иначе в конкретных жизненных ситуациях в силу убежденности в правильности и справедливости их поступков. В сознании горца с раннего детства под воздействием общего убеждения формируется чувство необходимости соблюдения закрепленных за ним прав и обязанностей как представителя той или иной семьи, фамилии рода и карачаевского народа в целом. Это убеждение настолько глубоко проникает в сознание карачаевца, что он даже не представляет себе иного варианта поведения. Кроме того, он осознает, что ответственность за совершение того или иного проступка будет лежать не только на нем, но и в определенной степени на всех членах его коллектива.

Не следует обделять вниманием и фактор внешней обязательности обычного права. Именно взаимопроникающее и взаимообуславливающее значение внутреннего и внешнего факторов придает обычному праву его обязательный характер97Байтуганов А.З. Думанова Ф.Х. Обычное право кабардинцев: проблемы исследования на современном этапе. // Обычное право народов Северного Кавказа: итоги и перспективы ис-следования. – Ростов-на-Дону, 2006. – С.25. В качестве внешнего фактора в карачаевском обществе выступает какой-либо человек либо группа людей, наиболее осведомленных и почитаемых в данном народе. Более того, на определенном этапе развития карачаевцев только эти люди и могли выполнять функции судей.

Говоря об обязательности обычного права, следует отметить, что оно устойчиво применяется и функционирует в силу того, что вырабатывается самим же этим обществом в процессе совместной жизнедеятельности, а член общества наделяется теми или иными правами и обязанностями лишь в силу принадлежности к данному коллективу.

Таким образом, в системе общественных отношений карачаевцев большое место отводилось нормам обычного права, выступающим средством социализации индивида, передачи опыта следующим поколениям, выполняющим функции социального контроля, регуляции общественных отношений. У народа Карачая обычное право регулировало общественные отношения и семейную жизнь. Адаты были неписаными правилами поведения, определявшими взаимоотношения сословий, композиционные выплаты, взаимоотношения между детьми и родителями, между мужем и женой, закреплявшими сложившиеся общественные связи. В течение веков адаты передавались как устное обычное право, регулируя все стороны общественной, хозяйственной и семейной жизни народа.

О силе адатных норм говорит тот факт, что даже утверждение здесь ислама не привело к полной замене их шариатом. В XVIII – первой половине XIX века правовая практика карачаевцев основывалась на нормах обычного права (адата) и шариата. По нормам адата регулировались уголовные и большинство гражданских дел, по нормам шариата – частично семейные дела, связанные с разводом и разделом имущества или наследства.


Примечания.
85 [↑ назад]Бабич И.Л. А.М. Ладыженский - исследователь обычного права народов Северного Кав-каза. //«Этнографическое обозрение». 1995. № 4. - С. 152.
86 [↑ назад]Александров В.А. Обычное право в России в отечественной науке XIX – начала XX в. //Вопр. истории. - 1981. - № 1. - С. 48.
87 [↑ назад]Миллер В.Ф. Осетинские этюды. - М., 1887. - С. 40.
88 [↑ назад]Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX веке. Дисс. д. ю. н. - М., 2003. - С. 219.
89 [↑ назад]Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX веке. Дисс. д. ю. н. - М., 2003. - С. 281-282.
90 [↑ назад]Сергеевич В. Опыты исследования обычного права. //«Наблюдатель». М. 1882. №1. С.89.
91 [↑ назад]Невская В.П. Шаманов И.М. Общественный быт. //Карачаевцы.- Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. – С. 209.
92 [↑ назад]Иванников И.А. Место обычного права в современной правовой культуре российского об-щества. //Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. – Ростов-на-Дону: 1999. – С. 269.
93 [↑ назад]Там же.– С. 270
94 [↑ назад]Там же. – С. 270
95 [↑ назад]Там же.- С. 270
96 [↑ назад]Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества. //Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 252.
97 [↑ назад]Байтуганов А.З. Думанова Ф.Х. Обычное право кабардинцев: проблемы исследования на современном этапе. // Обычное право народов Северного Кавказа: итоги и перспективы ис-следования. – Ростов-на-Дону, 2006. – С.25