ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V
ПРАВО |
А.Р. Каитова
Стройная система законов и эффективное правосудие – важнейшие предпосылки перехода к правовому демократическому государству.
В настоящее время приходит понимание, что без эффективно работающей правовой системы невозможны ни изменение инвестиционного климата, ни дальнейшая модернизация экономической и социальной сферы страны.
Суд непременно должен стать авангардом социальных и государственных преобразований. Реформировать в одночасье многомиллионную и зачастую инертную армию чиновников невозможно, но надо начинать с чего-то, причем с приоритетного.
Из комплекса факторов, влияющих на реформирование суда, и комплекса факторов, благодаря которым суд формирует эффективный инвестиционный климат и надежно защищает права и законные интересы человека, следует выделить:
- идеологический фактор;
- экономический, в том числе инвестиционный, фактор (деньги никогда не пойдут в страну судебного произвола и правовой незащищенности юридических и физических лиц, которые тоже крайне осторожно будут инвестировать собственные средства в свое государство, игнорирующее их права и не создающее механизмов для их защиты);
- фактор международного права;
- факторы, затрагивающие комплексный механизм функционирования суда и деятельности судей, в том числе социальный статус суда и судей, их престиж, материальное стимулирование, личную безопасность, контроль и ответственность, подготовку и образование.
Теоретическое исследование судебной власти, включая вопрос о ее наличии или отсутствии, затрудняется необходимостью избежать отождествления этой ветви власти с судебной системой.
Система судебных органов и судебная власть – понятия не тождественные. Судебная власть невозможна без судебной системы, однако наличие судебных органов еще не говорит о том, что в данном государстве есть судебная власть.
Судебная система становится судебной властью тогда, когда она наделяется определенными возможностями воздействия на другие ветви власти, включающиеся в систему сдержек и противовесов, препятствуя узурпации всей государственной власти какой-либо из ее ветвей.
Поскольку принцип разделения властей в нашей стране был впервые признан Конституцией 1993г., а сам термин «судебная власть» появился только в п. 13 Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990г., то вполне объяснима недостаточная теоретическая разработанность понятия судебной власти, ее функций, компонентов, границ и т.п. Отсутствует даже единый подход к самому определению судебной власти.
По утверждению Е.Б. Абросимовой, термин «судебная власть» впервые употреблен на конституционном уровне в Конституции США 1787 г. (разд. 1. ст.3)70Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно – теоретические аспекты). М., 2007. С.3.. Но в России примерно в то же время, в конце XVIII в., С.Е. Десницкий писал «Законы делать, судить по законам и производить суд – во исполнение сие три должности составляют три власти, т. Е. законодательную, судительную и наказательную»71Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказа-тельной власти в Российской Империи. СПб., 1905. С.5..
Конституция РФ 1993 г. кладет его в основу государственной власти и устанавливает, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.72Конституция Российской Федерации.ст.10. ст.18. М.,2010.
Интересным представляется определение судебной власти министром юстиции Российской империи Н.В. Муравьевым в 1866 г. «Непосредственное и исключительное назначение судебной власти состоит в охранении и ненарушимости существующих законов, в ограждении как личных, имущественных прав каждого подданного в отдельности, так и в составе общества, сословий и установлений и в положении взысканий на нарушителей законов и правительственных распоряжений. Судебная власть, составляя твердый оплот государственного устройства, должна поддерживать то уважение к верховной власти и установленным его судебным и правительственным властям и лицам, без которого невозможно государственное благосостояние73Муравьев Н.В. Обращение ко всем судебным учреждениям Российской империи. Судеб-ный вестник. 1866. №9. С.56.. Сам же термин «судебная власть» был в России законодательно закреплен в ходе реформ 1864 года Судебными Уставами74Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.,2008. С.36..
В современной юридической литературе уделяется много внимания раскрытию различных аспектов судебной власти, как с содержательной, так и деятельной стороны, что характеризует ее сложность, динамичность и многоаспектность
По мнению председателя Верховного Суда РФ Лебедева В.М. судебная власть – это предоставленные судам как специальным органам государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений75Лебедев В.М. Организация деятельности судов. М., 2008. С.24..
Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний76И.Л.Петрухин И.Л. Судебная власть в системе разделения властей. М., 2003..
В диссертационных исследованиях под судебной властью как самостоятельной ветвью государственной власти понимают предоставление специально уполномоченным органам – судам в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей властных полномочий по осуществлению правосудия и других функций, реализуемых в целях защиты конституционного строя, политической и экономической и экономической системы, прав и законных интересов граждан, физических и юридических лиц77Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Дис…. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С.32.».
В учебной литературе говорится, что « судебная власть – это обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в формах конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства специальными государственными органами – судами, образующими единую судебную систему России, в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и объедий»78Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / Под ред. В.И. Швецова. М., 1997 г. С.33..
Рассматривая судебную власть как социальное явление А.В. Цихоцкий отмечает, что она «представляет собой определенным образом организованную деятельность государства, направленную на преодоление противоречий между индивидуальными интересами человека (объединения людей) и волей государства, отраженной в правовой форме»79Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским де-лам. Новосибирск, 1997. С.30..
По мнению М.И. Клеандрова «судебная власть –третья власть в системе государственных властей, в свою очередь тоже трехсегментна: это судоустройственный, судопроизводственный сегменты и сегмент статуса лиц, непосредственно осуществляющих судебную власть-судей80Клеандров М.И. Статус судьи:правовой и смежные компоненты. М.,2008. С.41.. При этом автор полагает, что из перечисленных компонентов главным является последний, ибо в основе любого движения общественной жизни – человек, соответственно в судебной системе ее главной движущей силой является судья81Там же. С. 44..
Характеризуя судебную власть в России И.Я. Фойницкий различал ее внутреннюю и внешнюю самостоятельность. Внешняя самостоятельность означала независимость судебной власти от всех существующих в государстве властей, а внутренняя зависела от самих судей, их нравственных качеств, верности закону: «она есть плод твердого убеждения и высокой, безупречной нравственности»82Лебедев В.М. Указ. соч.. С.26..
Рассматривая судебную власть в контексте ее основных задач Дегтяров С.Л. отмечает, что «Основной задачей, разрешаемой судебной властью, является устранение правовых конфликтов в обществе. Выполнение этой задачи осуществляется всеми судебными органами, осуществляющими правосудие в России. Устранение правового конфликта в дальнейшем ведет к устранению и всех социальных конфликтов либо к их «сглаживанию» в реальной действительности, что соответствует и задачам всего государства, и государственной власти в целом»83Дегтярев С.Л. Цели и задачи судебной власти на современном этапе // Правоведение. 2005.№6. С.108..
Изложенные положения позволяют сделать вывод, что судебная власть предназначена:
- для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций;
- для охраны прав и свобод граждан;
- для контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивать конституционность и законность их действий и решений;
- для разрешения конфликтов в обществе;
- оказывает управленческое воздействие на общество в целом.
Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения правовых норм для разрешения конкретных ситуаций, требующих вмешательства суда.
Судебная власть, как определенная функция суда обладает рядом существенных признаков84Лебедев В.М. Указ. соч.. С.24-28.:
- судебная власть – вид государственной власти, установленной законодательно. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее содержание составляют соответствующие государственно-властные полномочия;
- судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке;
- исключительность судебной власти – правосудие вправе осуществлять только суды от имени Российской Федерации;
- независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти;
- процессуальный порядок деятельности, определенный законом;
- осуществление судебной власти путем судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного;
- подзаконность судебной власти – компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.
Одним из факторов, определяющих развитие судебной власти в современной России, является необходимость поиска оптимального соотношения полномочий федерального центра и субъектов Федерации в сфере судебной власти. Данная проблема является принципиально новой для российской юридической науки, так как ни во времена Российской Империи, ни в советский период эти вопросы не являлись предметом специальных исследований.
Примечания.
70 [↑ назад]Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно – теоретические аспекты). М., 2007. С.3.
71 [↑ назад]Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказа-тельной власти в Российской Империи. СПб., 1905. С.5.
72 [↑ назад]Конституция Российской Федерации.ст.10. ст.18. М.,2010.
73 [↑ назад]Муравьев Н.В. Обращение ко всем судебным учреждениям Российской империи. Судеб-ный вестник. 1866. №9. С.56.
74 [↑ назад]Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.,2008. С.36.
75 [↑ назад]Лебедев В.М. Организация деятельности судов. М., 2008. С.24.
76 [↑ назад]И.Л.Петрухин И.Л. Судебная власть в системе разделения властей. М., 2003.
77 [↑ назад]Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Дис…. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С.32.
78 [↑ назад]Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / Под ред. В.И. Швецова. М., 1997 г. С.33.
79 [↑ назад]Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским де-лам. Новосибирск, 1997. С.30.
80 [↑ назад]Клеандров М.И. Статус судьи:правовой и смежные компоненты. М.,2008. С.41.
81 [↑ назад]Там же. С. 44.
82 [↑ назад]Лебедев В.М. Указ. соч.. С.26.
83 [↑ назад]Дегтярев С.Л. Цели и задачи судебной власти на современном этапе // Правоведение. 2005.№6. С.108.
84 [↑ назад]Лебедев В.М. Указ. соч.. С.24-28.