Суббота, 20.04.2024, 06:37

Карачаевцы и балкарцы

Байдан намыс излеме.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Литература
Литература

Э.А. Темирбулатова "«Принимали в горное братство…» (к 70-летию поэта А.А. Акбаева)"



А.А. Акбаев

Дед и братья его деда – Хутий, Ажгерий, Хапча (сыновья Батырбека Ак-баева) – являлись людьми дельными, свидетельством чему служат сохранившиеся по сей день топонимы, связанные с их именами: «Уллу Хутий», «Гитче Хутий», «Ажгерийни джайлыгъы». Они вели хозяйство в Тебердинской долине, а когда появилась возможность получить дополнительные угодья, переехали в Маринское ущелье, где, кстати, жила сестра Батырбека.

Сын одного из братьев, Али Хутиевич (1898 г.р.), вернулся в Верхнюю Теберду, где и обустроил свою семью.

Край мой родной – тебердинские дали,
Тропы, взлетевшие под небеса…

К началу войны у него было уже шестеро детей – четыре сына (Мусса, Харун, Исса, Азрет) и две дочери (Кулизар, Кулистан). Азрет – самый младший из них – появился на свет за несколько недель до начала войны, 13 апреля 1941 года, а уже в сентябре того же года его отец, трудившийся до этого бригадиром в местности Кобу Башы, ушел на фронт. Вся тяжесть содержания и воспитания детей, старшему из которых (Мусссе) было 11 лет, обрушилась на плечи их матери, Сандже Якубовны, урожденной Айдиновой.

С фронта приходили неутешительные вести: сначала они узнали о тяжелом ранении отца, а осенью 1942 года получили сообщение о том, что он пропал без вести.

Прошло еще полвека, прежде чем его дети узнали о последних днях отца. Благодаря благородным усилиям поискового центра «Подвиг», удалось установить, что рядовой 9-й отдельной стрелковой бригаде Али Хутиевич Акбаев, сражавшийся в боях под Моздоком, погиб в 1942 году.

Громыхали в горах сраженья,
Грохотали снаряды, мины,
И рвались враги к перевалам,
К ледяным стремились высотам…

И день его гибели в битве за Кавказ точно известен: 2 ноября. По печальной иронии судьбы – ровно за год до того, когда всю родню и весь народ геройски павшего солдата сошлют с родной земли по подлому обвинению в измене Родине. Как сообщала газета «Рабочая Трибуна», получив документ о гибели отца. Азрет Алиевич тогда сказал: «Я этого момента ждал всю свою жизнь. Теперь я знаю, где похоронен мой отец и как он погиб. Я еще больше горжусь им»…

Но до этого дня оставались еще десятилетия. А поздней осенью следующего года полуторагодовалого малыша, прижавшегося к груди матери, его братишек и сестренок грузили в «телячий» вагон, отправлявший их на чужбину. Первые два года они прозябали в Сокулукском районе Киргизии. Затем им позволили переехать в Южный Казахстан, где они обживались в Сарагачском районе.

Аксакалы, женщины, дети
На полях азиатских мои соплеменники –
Все трудились под солнцем палящим…

В школу села Келес он пошел в 1949 году. Учился и шалил, первые вос-торги и первые печали – всё как и у всех детей. Но у него появлялось и другое, не каждому присущее – желание непременно передать свои чувства. Рука к перу, перо – к бумаге…

Там и прошли его детство. Там начиналась его юность, расцвет которой совпал с радостной порой возвращения и созидания на просторах родной земли. Он учился в школах Сары-Тюза и Верхней Теберды, а затем поехал в Черкесск, где окончил областную школу-интернат.

Свое первое высшее профессиональное образование он получил на филологичском факультете Карачаево-Черкесского госпединститута, по окончании которого (1965) он работал учителем в сельской школе, редактором Карачаевского объединенного (районно-городского). Все это давало весьма полезный опыт общения с людьми разных профессий, возрастов и взглядов. Умение налаживать отношения, способность убеждать, использовать весомые доводы и находить нужные аргументы – все эти качества были быстро замечены и оценены теми, кто вел тогда кадровую политику на местах. В том же году А.А.Акбаева направляют в самый западный район Карачаево-Черкесии – Урупский, где он работает на посту второго, а затем и первого секретаря райкома ВЛКСМ. Здесь его дважды избирали депутатом районного Совета.

В 1970 году он переходит на партийную работу в Прикубанский район (зав. кабинетом политпросвещения, инструктор райкома КПСС), но здесь не задерживается надолго. Уже в следующем году он ведет преподавательскую деятельность в Черкесском ПТУ №3, здесь же его избирают председателем профкома.

Два года А.А.Акбаев занимает должность редактора Карачаево-Черкесского облито (1974-1976), затем переходит на работу в качестве редактора молодежного вещания областного телерадиокомитета (1976-1980). Деятельность в этих организациях непосредственно затрагивала ту сферу, которой он посвящает творческую жизнь – литературу и в целом культуру.

Последующие годы Азрет Алиевич работает в аппарате облисполкома (зав. кабинетом со¬ветской работы, инструктор орг. отдела).

В 1988 году он был избран зам. Председателя Карачаево-Черкесского правления Всероссийского Фонда культуры, вошел в состав Российского Совета Фонда культу¬ры. Одним из первых вопросов на тот момент стало восстановление разрушенного дома просветителя И.П.Крымшамхалова. В те годы он прилагает усилия к содействию созданию музеев на общественных началах, объединений по эстетическому, военно-патриотическому, интернациональному воспитанию, т.е. клубов в их нынешнем понимании. Фонд оказывал посильную помощь в проведении фольклорных фестивалей, праздников поэзии, выставок (Ленинское знамя. 01.10.1988). Впоследствии он становится председателем регионального отделения Фонда культуры.

Нельзя любить Отчизны, если
Земли не любишь, где рожден.
Так в мире есть, так в мире будет,
Так в мире было испокон.

Деятельность на общественном поприще он продолжил и в постоветское время, получив известность у многих народов Карачаево-Черкесии. Это во многом и обусловило его избрание в депутаты российской Государственной Думы 1-го созыва в декабре 1993 года. Как известно, изначально срок ей полномочий был ограничен (признаться, непонятно почему) лишь двумя годами. Но и их вполне хватило, чтобы Азрет Алиевич смог реализовать потенциал федерального парламентария. Уже не раз отмечалась его плодотворная законотвор¬ческая деятельность, в том числе – и в направлениях, касающихся культурного строительства. Он активно высказывался по проблемам реализации гражданских прав россиян, а также по сложным вопросам сугубо политического характера (урегулирование осетино-ингушско¬го конфликта). Здесь, в коридорах власти встречал он и людей, глубоко порядочных, но были немало и тех, кто карьерные, «шкурные» соображения всегда вуалировал потребностями государства.

Корысть свою, вздувая пыль словес,
Возносит как державный интерес.
Впадает перед святостью в измену
И подлеца возносит до небес.

В качестве заместителя председателя комитета по делам национальностей, члена комитета по образованию, науке и культуре Госдумы он входил в состав многих официальных российских делегаций, посещавших разные страны разных континентов – США, Финляндию, Турцию, Израиль, Египет, Ливию, Сирии, Кувейт и др., возглавлял парламентскую группу по связям с парламентами Казахстана и Киргизии, являлся также членом международной парламентской ассамблеи Черноморского Экономического совета.

По истечении срока депутатских полномочий А.А.Акбаев остался работать в аппарате Государственной Думы (консультант-советник орг. управления), затем стал экспертом комитета по образованию и науке, передавал опыт своим преемникам в этой палате Федерального собрания РФ. Он не только обучал, но и сам учился: за годы работы в Москве окончил аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ, успешно защитил диссертацию, получил степень кандидата юридических наук.

Литературное творчество его начинается в конце 1950-х годов, первые стихи обнародуются в районной и областной прессе ("Ягненок", "Моя книга", "Маме", "Лучик" и др.). Он был в числе тех единиц послевоенных поэтов Карачая, чьи стихи уже первыми вошли в школьный букварь. Поэтические сборники А.А.Акбаева стали выходить отдельным изданием уже после окончания им вуза – «Родник», «Тепло сердца, «Волны», «Кры-латая заря».

Позднее его книги издавались на русском, карачаев¬ском и казахском языках в Москве («Свет добро¬ты»; «Элия»), Ставрополе («С Россией говорю»; «Когда глаза теп¬лом горят»; Айлы кечеле»), Алма-Ате («Достык аясында»), Черкесске («Ёмюр»; «Джюрекни джылыуу»; «Къарачай десем...»; «Къанатлы танг»).

Кроме того, его произведения переведены на языки всех народов Карачаево-Черкесии, других регионов России (мордовский, марийский, карельский, калмыц¬кий, якутский) и зарубежных стран (украинский, узбекский, киргизский).

Специалисты-литературоведы и собратья по перу давно дали высокую оценку поэтическому таланту Азрета Акбаева. Его произведения, отмечают знатоки отечественной поэзии, «философичны, тонки и емки, и от них веет человечностью, добротою, душев¬ностью, и в них жизнь отражается как на ладони и как она есть» (Вестник Карачаево-Черкесии. 2011. №6/87/). По словам Роберта Рождественнского, «стихи Аз¬рета очень популярны среди молодежи. Поэт привлекает упорством разработки глубин¬ной темы отчего края. Через описание родной земли, Рос¬сии он отражает проблемы добра и зла, любви, долга и чести, при этом умеет найти точные и незатасканные дета¬ли, образы и метафоры...»

Аксакал кавказской поэзии Расул Гамзатов также отмечает, что «Азрету Акбаеву свойственна художественная афористичность мыслей, точность слова», а его произведения – «стихи доверительности и дешевой открытости», это «плод долгих глубоких раздумий, пристальный взгляд на жизнь, проницательное, уважительное отношение к человеку и природе».

Есть слово доброе – салам.
Его несем мы с колыбели,
Оно нас будит по утрам,
Как песня ветра и капели,
Как много света и тепла
Вместилось в кратком слове этом!

Именно яркие черты профессионального мастерства нашего литератора и сделали его поэзию излюбленным источником песенного вдохновения мэтров музыкального искусства. Его первая песня, «Лунные ночи» (муз. М.Ногайлиева) была рождена еще в 1962 году, а за последующие полвека количество песен на его стихи дошло до полутора сотен. На свою музыку его стихи переложили А.Дауров, С.Крымский, К.Туко, С.Колианиди, М.Кочкаров, В.Чернявский и др.

Было бы, конечно, несправедливым отметить лишь поэтический аспект его творческой деятельности. Он незаурядный мастер прозы, которая представлена в жанрах эссе, повести, романа, и требует пристального внимания литературоведов.

В Союз писателей СССР А.А.Акбаева приняли в мае 1989 года, а чуть позже он становится членом Правления, а в 1994-1998 гг. – секретарем Союза писателей России. Он входит и в состав Союза журналистов страны.

Как и раньше, он продолжает неустанную деятельность труд на просветительском поприще. Важной вехой здесь стало издание «Антологии карачаевской поэзии», над которой вмес¬те с поэтом Ф.И.Байрамуковой много лет работал. Книга отражает основные этапы развития национальной литературы за два с лишним века, традиции и инновации художественного мастерства, характерные черты поэтического творчества в Карачае.

В разные годы он получил и внешние знаки признания: стал народным поэтом Карачаево-Черкесии, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, лауреатом премий комсомола Ставрополья и Карачаево-Черкесии, лауреатом премий Ассоциации городов Юга России, действительным членом Петровской академии наук и искусств, удостоен медали к 200-летию А.С.Пушкина, почетных грамот и т.д.

Жизненная позиция Акбаева, как пишет доктор филологических наук, профессор Казбек Султанов, заключена в том, чтобы «быть человеком и искренне верить в Бога, всей сутью жизни соот¬ветствовать кодексу чести, совести, разума, человечности и доброты». Немудрено, но вечно.

Такое нравственное и мировоззренческое кредо усвоено им не сейчас и, как представляется, отнюдь не в итоге прожитых десятилетий. Оно привито ему, можно сказать, сразу и целиком – еще на заре жизни. Оно впитано с молоком матери и с водами Теберды.

Примечание:

Все приведенные в очерке стихи принадлежат Азрету Акбаеву.