Четверг, 18.04.2024, 03:17

Карачаевцы и балкарцы

Бёрю кесини азыгъын кеси табар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Сообщения
Сообщения
Айбазов А.И. "Карачай и карачаевцы в документах русских авторов XIX-ХХ вв. (из неопубликованных материалов)"

Настоящая публикация имеет целью ввести в научный оборот ряд архивных источников, которые нам удалось выявить в процессе исследовательской работы. Полагаем, что данные материалы пойдут на пользу коллегам, занятым разработкой актуальных проблем карачаево-балкарской истории нового времени.

Историческая хроника Кавказа генерала Н.Н.Веревкина (1815 г.) позволяет уяснить уровень состояния российского кавказоведения два века тому назад. В силу неразвитости отечественной историологии, генерал Веревкин допускает вполне объяснимые ошибки (делает маджаров современниками арабов VIII в., хазар, абазин и т.п.). В то же время примечательно, что автор хроники, вслед за академиком Г.-Ю.Клапротом (1807-1808 г.) упоминает о «маджарских корнях» карачаево-балкарского народа.

Материалы этнографической экспедиции В.П. Кобычева, проводившейся в 1977 г., и связанной с изучением каменного зодчества в Большом Карачае, содержат целый ряд фотографий жилищ и их фрагментов. Мы публикуем лишь часть их.

1. «Письма В.Норова о Кавказе» 1836 г.

[Письмо за октябрь 1836 г., Бомбары, Абхазия]

«Примечательнейшия из этих рек: большой и малый Зеленчук, Урупа, Лаба, Каракубань и Шагуша* (?) [сноска авторская: *«За татарскую орфографию этих имен, тебе не отвечаю»]. Все эти реки и местные долины представляют Черкесам выгодные оборонительные места для их завалов или укреплений против Русских войск действующих от Ставрополя и от Усть-Лабинской крепости. Здесь их отряды поминутно должны переправляться чрез быстрые реки и под огнем Горцев, или действуя вдоль долин от Екатеринодара на каждом шагу штурмовать завалы которые Черкесы обыкновенно упирают одним флангом к круче, другим к глубокой и быстрой реке, так что их трудно обойти с тылу когда нет броду.» [л.8 об. – л.9]

***

[Письмо за октябрь 1836 г., Бомбары, Абхазия]

«До сих пор мне только известно что в этих горах, в иных местах, не только невозможно проехать верхом, [далее не разборчиво] и что за хребтом Кавказа по направлению к Пятигорску, простираются аулы Алланетов, Башльбаевцов, Казыбеков, Карачаевцов, а далее между источниками рек малого Зеленчука и Урупы живут беглые Кабардинцы загнанные туда Ермоловым» [л. 53]

Отдел Рукописей Российской Национальной Библиотеки /ОР РНБ/, Ф.550 (продол.) ОСРК, ед. хран. Q.IV.-322, (номер ед. хран. в описи №5907)

2. «Замечания Генерал-Майора Веревкина о Северной стороне Кавказа. 1815го Года».

…Остатки древних Моджар, будучи вытеснены в VIII веке Арабами из земли ныне Кумыкской, поселившиеся на левом берегу реки большой Кумы, и состоя под зависимостию сперва у Козаров, а потом у Абазинцов, по удалении коих в горы, будучи слабы сохранять себя от соседства Кумыков и Калмык, прибегли под защиту к Кабардинцам. Сии, воспользовавшись их тесными обстоятельствами, согласили большую часть оных присоединиться к ним; которые, перешед со оных мест, и до ныне под названием Карачаевцов, Чегемцов и Балкарцов живут обще в народе Кабардинском; а остальные Моджары перешли глубже в горы и известны под имянем Кистов и Ингушей...

ОР РНБ, Архив Олениных, ф. №542, «Замечания ген.-майора Веревкина [Веревкин Николай Никитич] о Северной стороне Кавказа» единица хранения №794, л.л. 1-54, Копия. [предпол. 1816 г., по описи]

3. Из материалов экспедиции В.П. Кобычева в Большой Карачай (1977 г.)

Северокавказский отряд. 1977 г. Собират. Кобычев В.П. Иллюстративные материалы к разделу «Поселения и жилище народов Северного Кавказа в XIX- первой половине ХХв. Материалы и Исследования по Кавказскому историко-этнографическому атласу. Виды селений и усадьбы. Жилище карачаевцев в селении Учкулан. Тетрадь 1, ЛЛ.16об.-33

***

По дороге в Карачай были сделаны снимки селений, расположенных в предгорьях (Селение Коста Хетагурова, поселок Орджоникидзевский, Каменномостский аул.

Верхний Карачай. 13 сент., тетр.I, лл. 16, об,17.

Поиск старых типов жилища, необходимых для восстанов¬ления картины эволюции поселений и жилища в течение XIХ - первой половины ХХ вв. в плане исследований по Кавказскому историко-этнографическому атласу и предстоящему на следующий год |1978г.| обзорному экскурсу в область материальной культуры народов Кавказа за период от раннего средневековья до 1917г. - для намечаемой коллективной многотомной Истории крестьянства в СССР (в полном объеме работа по этой последней теме будет вестись в следующем году), привели нас в селение Учкулан. Здесь, выше селения, где-то в долине Махара, по словам геологов, о чем нам сообщили они в 1976г., сохранились полностью не разрушенные старые дома карачаевцев. Поэтому, оставив отряд в селении я с Ивановым отправился вверх по реке и там, в полукилометре от Учкулана у подошвы горы на левобережье обнаружил остатки каких-то каменных сооружений. Отчетливо прослеживались каменные ограды, стены домов, иногда до высоты в 2 м., ступени выходов с улицы во дворы, сады, обнесенные каменной загородкой, пахотные террасы. Фасады домов обращены к западу, вниз по склону. Дома имели удлиненные формы, размером 10 х 3 м. Один из таких домов делился каменной поперечной стеной на две примерно равные части. Одна жилая, а другая, судя по нишам в стенах, - хозяйственная или хлев. Стены сложены насухо, толщиной 60–100 см. и более. Встречаются каменные блоки до 11О см. в длину. В отдельных домах помещения достигают размеров 80 х 4 м с двумя входами…


Тип панцирной кладки

В этом доме, состоящем из одного большого помещения указанных размеров в боковой стороне, прилегающей к горе, сохранилась ниша с арочным завершением грубой формы. Входы обрамлены огромными валунами [до 120 см. в поперечнике] лишь слегка обработанные, для придания им правильных форм. Но встречаются и обколотые [обтесанные] камин. Показательно полное отсутствие деревянных частей, которые в других местах даже сохраняются в боевых башнях в виде косяков оконных и дверных проемов. Высота стен этого помещения доходит до 140-170 см.

Рудименты каменного зодчества в Большом Карачае. Хозяйственная постройка, обложенная снаружи ка-менной кладкой сел. Учкулан. Справа каменная коновязь конца XIX. с текстом и тамгами.

Обращает внимание и кладка стен - панцирная, т.е. в два ряда камней с забутовкой посередине щебнем, Обработанные камни обращены внутрь помещения, необработанные стороны – наружу. Из таких же камней сложены сельские ограды, но в углах вместо обколотых камней, лежат мощные валуны [до 180 см, в объеме]. Поскольку в литературе нет известий о каменном зодчестве в Карачае [даже для устройства оград из камней карачаевцы звали балкарцев или сванов], то можно полагать, что это древнее селение, принадлежавшее докарачаевскому населению района. В пользу этого свидетельствуют и старинные каменные постройки: башня Маммия-кала на вершине горы над сел. Хурзук, склепы 18 века, приписываемые Крымшамхаловым, но построенные, вероятно, приглашенными мастерами, следы использования камня в жилище ХIХв.

В литераторе упоминаются только деревянные срубные жилища в Карачае. На самом деле камень представлен достаточно широко в местной архитектуре. Мы видим его в фундаменте в виде угловых камней и в виде цоколя, для обкладки снаружи срубов, которые без этого были слишком непрочны, для того, чтобы удержать тяжесть полуметрового земляного перекрытия. Следует иметь ввиду, что карачаевцы при рубке углов вырубку делали только с одной стороны бревна – сверху и при этом очень мелкую, так что между бревнами сруба оставались щели, которые затыкали щебнем и замазывали глиной. Встречались старые дома, из уцелевших это почти сплошь хозяйственные постромки, которые почти до крыши были возведены из камня, и только два-три верхних венца были рубленными из дерева. Целиком сложенный из камня сарай имеется в верхней части Учкулана – Огары Учкулан. Стены его сложены из огромных каменных блоков вперемежку с мелкими камнями рваной формы. Боковая стена его сложена из огромных стоячих плит. Прилагаемые фотографии избавляют от описания его. Каменные стены, однако, вверху покрыты двумя венцами бревен, видно мастера не были уверены в прочности кладки и перестраховали себя привычным материалом…

Во время обследования сарая подошел хозяин, который рассказал несколько легенд, частично известных в литературе.

Один охотник из Карт-Джурта пошел в ущелье, лежащее напротив Учкулана, на охоту. Это на левом берегу Кубани. Убил оленя и дошел до Джар-баши (!) - желтый обрыв. Едва успел освежевать оленя, как пошел ливень и длился не переставая 7 дней. Охотник спасался в пещере, питаясь шашлыком. Людей в это время в Карачае было еще мало. К вечеру, перед заходом солнца раздался какой-то шум. Охотник увидел, что идет сель с юга (т.е. от Главного хребта),. Немного не доходя до ровного места сель разде-лился на две части: один камень ударил через реку в скалу, от чего произошло нечто вроде землетрясения. От этого из левобережного ущелья (?) вышла еще одна сель, но меньших размеров, но, тем не менее, камни от нее перелетели через Кубань, запрудив реку до поляны Семеновых. Люди из Карт-Джурта приходили узнавать: почему в Кубани нет воды. Картджуртцы расставили вестников, чтобы предупредить, когда прорвется запруда. Плотину прорвало через 33 суток. Об этом пишет в «Ананы Коло» Семенов Азрет-Али Исмаилович. Остатки этих селей видны до сих пор. Каменный сарай в Огары-Учкулане стоит именно на холме, образовавшемся во время этой запруды. Поэтому и камни использовали для строительства. Информатор: Тамбиев Абдул-Хамид, 1916 г.р.

Большой Карачай. Рудименты каменного зодчества. Старый сарай, обложенный снаружи кам-нем. Торцовая стена целиком выложена из камня...

В этом рассказе интерес представляет топоним: Джар-баши (дословно от грузинско. «джвари» - крест и карачаевского «баши» - голова, здесь – вершина).

Об истоке Кубани. Учкулан делится на две части: Нижний - Тёбен и Верхний - «Огары». Но посередине селения с юго-востока с горы впадает ручей, который также называется Учкулан (ниже современного дома Шаманова Ибрагима – этнографа). Поэтому существует поговорка: пошел в Учкулан, т.е. из верхнего селения в нижнюю часть его. Исток Кубани многие ведут от этого места, другие – от впадения в реку Хурзука.

Выше селения Учкулан, на горе Джар-баши имеются могилы древних поселенцев, представляющие собой снаружи кучи камней, кто знатнее был, у кого было больше родни, на той могиле и камней больше. Джар-баши находится выше оврага.

Наш информатор Тамбиев Кубанью называет реку, текущую даже выше ручья Учкулан, мимо верхней части селения.

***

Квартал Салпагаровых на левобережной стороне Кубани несколько в стороне от остальной части Учкулана, на пути в сел. Карт-Джурт. В 1 км. от современного моста, что при впадении Хурзука в Кубань и колхозного гаража.

От квартала сохранилась группа домов, в том числе два «длинных дома» дореволюционной постройки, под железной крышей. Перед фронтом домов, обращенных фасадами один к югу, а другой Г-образного плана – к югу и востоку. Справа от линейного жилища стоит каменный сарай с деревянным верхом и земляной крышей а перед ним каменная стела-коновязь со всех четырех сторон расписанная узорами и текстом на арабском и русском языках.

Русский текст с северной стороны (в направлении России и менее почетной одновременно). В верхней части над розеткой: Братья Навруз и Зулкарнай Адеевы. Далее розетка – бегущая свастика в 11 лучей. Ниже текст: Сынъ Бибулата, сынъ Аслана, сынъ Темирджана, сынъ Солтанбека, сынъ Салпагара, сынъ Андреука, сынъ Зигигдуы | 98г.

Итого 8 поколений (х35= 280 лет) жизни карачаевцев в этом месте. С 6-го поколения новая фамилия, патронимическая Салпагаровых.

Описание типов жилища в квартале Салпагаровых… По ходу обследования создана реконструкция эволюции жилища в Большом Карачае: старинные - каменные дома, далее каменные до высоты 160-170 см., сверху покрытые двумя-тремя венцами сруба с кровлей в два пологих ската, держащемся на самцах. Покрытие земляное, по плахам. Сохранилось несколько срубов-сараев, которые полностью обложены снаружи камнем. Позднейшие, предреволюционные дома удлиненного плана, из плах, снаружи оштукатурены или из бревен с глиняной промазкой пахов-щелей. Эти длинные дома под железной крышей. Ближайший к коновязи в результате пристройки справа по фасаду кладовки, получил нечто вроде Г-образного плана. С двух сторон по фасаду и слева сбоку охвачен галереей. В доме две удлиненные комнаты плюс пристроенный справа от главной с очагом-камином (он слева от входа) холодная кладовая? Бывшая в доме девочка не знает точного назначения. Левая длинная комната разделена легкой перегородкой на две части, к перегородке примыкает печка-плита, справа по фасаду перед этим домом коновязь Салпагаровых. Над железной крышей возвышается квадратного сечения дымарь и печная труба. В другой части Учкулана сохранились дома менее вытянутого плана с камином и дымарем и современные постройки рядом со срубами под земляной крышей.

Сел. Карт-Джурт. 15 сент.

С Карт-Джурта начинался Карачай, так гласит предание. В пользу этого говорит: местоположение в наиболее удобном в хозяйственном отношении месте (здесь только в Карачае вызревает кукуруза), селение расположено на укромном возвышенном плато, название селения сегодня воспринимается как «старое селение» «карт» - старый, джурт - или юрт - селение, только здесь имеются склепы, которые, по преданию, принадлежали биям-князьям Крымшамхаловым. Археологи относят их ко второй половине XVIII в., так же в основном определены склепы в Сев. Осетии в Даргавсе. (см. Тменов Город мертвых). Возможно, движение и открытие верхней Кубани шло через пастбищные угодья, известные луга Бийчесын, а не благодаря охотника Боташа. Это или присказка, или частный случай, карачаевцы были скотоводы, жили на Баксане, это как раз через эти пастбища.

В Карт-Джурте на левом берегу Кубани лежит отдельно от селения усадьба Хачурова, в прошлом квартал Хубиевых, справа от ручья Колсу, дословно - «ущельный ручей». Здесь на лужайке при усадьбе высится стела темного цвета, высотой ок. 150 см. с южной, обращенной к реке стороны, вверху выбита тамга и дата 1923 г. на противоположной северо-западной стороне, на грани, на уровне 1/3 от верха проделано сквозное отверстие, служившее для привязывания лошадей (так объяснил хозяин). (см. рис. в тексте). Но стела выглядит чрезвычайно старой и не исключено, что хозяин использовал старый надмогильный камень. На левобережье находятся и склепы на кладбище.

***

Материалы экспедиции из Архива Института Этнографии (Ф.53, Оп.3, №1327; Ф.53, Оп.3, №1330) были выявлены и предоставлены нам Индарби Бызовым, которому, пользуясь случаем, выражаю свою искреннюю признательность.