Суббота, 20.04.2024, 13:46

Карачаевцы и балкарцы

Билгенни къолу къарны джандырыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Статьи
Статьи
З. А. Чомаев "Место договора в правой системе ислама"

Любое общество не зависимо от времени проживания или территории проживания не в состоянии прожить обособленно от других таких же общественных образований. Рано или поздно цивилизации, какими могущественными или же наоборот отсталыми они не были, хотели они этого или нет, сталкиваются друг с другом. При столкновении тех или иных этнических образований происходит так называемый диалог. Диалог – это интеллектуальное достояние человеческого общества, которое отличает его от животного мира. Нами выше упомянутый диалог, как правило, заканчивается договором, где отражается мнение обеих сторон.

Договор в гражданском праве - соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Как видно из сказанного человеческое общество не в состоянии игнорировать такое явления.

В мусульманском обществе договорная практика получило бурное развитие. Это обуславливалось тем, что на истоках становление названное общество подверглось большим испытаниям. Как известно в средние века религия играла огромную роль. Тогда еще не было так называемого «светского общества» вне всякой религии или же толерантной ко всем религиям. Появление же новой религии на территории аравийского полуострова вызвала «всплеск эмоций» сначала со стороны своих же соплеменников, а в последствии и со стороны ведущих цивилизаций средневековья. Ведущими империями, с которыми Аравия граничила в тот период, были: римская империя, Персия, королевство Эфиопия и королевство коптов в Египте.

Мусульманам в этих трудных условиях не раз приходилось прибегать к заключению мирных договоров. Главным гарантом выполнения договора выступал пророк. Решение обычно принималось на общем совете – шура. После смерти пророка его сподвижники обращались к его сунне (закону). А так же приходилось наряду с внешней политикой решать и внутренние проблемы. То есть действовал институт, регулировавший и межличностные отношения. Если, например, возникала ссора между двумя людьми или же кланами приходилось их мирить. Теперь разберем терминологию и дадим определения тем или иным договорным процессам в исламе, а также разберем правовое поле и условия, на которых они базируются.

А) Терминология.

1. العهد (аль-ахд) дословный его перевод – поручать, вверять а как термин в договорной практике мусульман означает договор двух или более лиц которые берут на себя обязательства выполнять условия оговоренные договором.

2. عاهد (аль-ахид) договаривающийся – это тот человек который берет на себя обязательства.

3. العهود (аль-ухуд) обещание, обет используется в значении الوفاء (аль-уафа) выполнить, исполнить обещание, быть верным обещанию а также это слово может употребляться в значении: الضمان (аль-даман), الأمان (аль-аман), الذمة (аль-зимма), المودة (аль-мауадда), الوصية (аль-уасыя), الميثاق (аль-мисак), اليمين (аль-ямин). الضمان (аль-даман) ручательство, страхование, الوصية (аль-уасыя) завещание.

Договор между двумя или более лицами предусматривающий взаимную пользу аль-масляха т.е. где учтены интересы обеих сторон называется الميثاق (аль-мисак). Договора, заключенные между мусульманами и язычниками на определенное время назывались معهادات (муа΄ахадат). В своей основе они представляли собой соглашение о ненападении и взаимопомощи. Пункты могли быть разными по содержанию. Единственное условие – не нарушать шариат. Коран первоисточник мусульманского права требовал неукоснительного соблюдения договора: «…и исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят» (Коран 17/34. перевод К). Таким договорам в ранний период становления исламской общины можно отнести соглашения написанное и подписанное пророком Мухаммадом с иудеями Медины. А также к такому типу договора можно отнести худайбийское перемирие, которое закончилось подписанием соглашения о ненападении сроком на десять лет. А что касается الأمان (аль-аман) – в переводе, что означает пощада и безопасность и الذمة (аль-зимма покровительство) - являлись составными компонентами договорной регуляции между победителем и покоренными народами. الأمان (аль-аман - пощада и безопасность) или же как его тогда еще называли كِتَابٌ китаб в среде арабов существовало еще до ислама. Первый прецедент в исламе произошел во время переселения хиджры Мухаммада из Мекки в Медину. Здесь надо заострить внимание на произошедшем случае, потому что этот аль-аман является, по крайней мере, нам известный первым письменным документом-договором в исламе. Вкратце история этого случая такова. Когда Мухаммад узнал, что Курайшиты готовят на него покушения, он приготовился покинуть Мекку. Ночью 12 на 13 сентября 622 г он в сопровождении своего сподвижника асхаба Абу Бакра покинул Мекку. Когда мушрики (язычники) узнали об этом, провели «экстренное совещание» и объявили за поимку беглецов вознаграждение размером ста верблюдов. Сто верблюдов было целое состояние, и надежда получения которого стимулировало поиск. На «охоту» вышли многие мекканцы. Поиски не увенчались успехом. Напасть на след переселенцев удалось только одному молодому человеку, которого звали Сурака бну Малик бну Джу‘шум который в последствии принял ислам. По словам Ибн Хишама, когда он приблизился к ним, его конь споткнулся, и он оказался на земле. Тогда он, обратившись к ним, сказал: «Я — Сурака ибн Джушум. … я хочу поговорить с вами…». Пророк сказал Абу Бакру: «Спроси его, что он от нас хочет!»… (Сурака) ответил: «Напиши мне охранную грамоту كِتَابٌ китаб, чтобы она была знаком между тобой и мной». Пророк сказал: «Напиши ему, Абу Бакр». «Он написал мне письмо на кости, или на куске материи, или на осколке глиняной посуды, потом кинул его мне» - вспоминал Сурака. Однако текст этого документа не сохранен. Летописцы не упоминают о его содержании. Сурака после принятия ислама вспоминал, что в тот момент он понял, что дело Мухаммада победит и поэтому попросил у него написать ему охранную грамоту, что бы в последствии воспользоваться им в нужный момент. Это был единичный случай. Массовый и узаконенный характер охранные грамоты приняли после переселения и утверждения в Медине мусульманского сообщества. В частности когда, окрепнув, мусульмане начали победоносное шествие как внутри аравийского полуострова, так и за его пределами. Впоследствии получивший такую грамоту обязывался выплачивать джизью подушную подать. Плотивший джизью мусульманскому правителю назывался зимми потому что он получал взамен покровительство мусульман. К таким договорам можно отнести договоры заключенные Мухаммадом после сражения в Табуке с правителями Айлы, Джарбы и Азруха где он находился 20 дней, принимая прибывавшие к нему делегации.

Б) Правовое поле.

Доказательств законности в исламе таких договоров достаточно много ограничимся несколькими из них. Некоторые случаи из жизни пророка Мухаммада мы уже упомянули. Рассмотрим, что говорит Коран по этому поводу. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах». (Коран: 5/1. перевод К). В этом айате четко прослеживается отношения Корана к договорам. Это, во-первых, указывает на то, что договора имеют место в исламе. Во-вторых, в повелительном тоне говорится о неукоснительном соблюдении их. По мнению мусульманских ученых-толкователей айат который начинается со слов: «О вы, которые уверовали» является мединским74Куртуби. Тафсир. Т 6, с 31. т.е. датируется периодом после переселения. На счет слов: «Будьте верны в договорах» Аль-Хасан сказал: «Под словом договор подразумевается договора узаконенные религией (религиозные عقود الدين ΄укуд ад-дин). Сюда входят все договора, которые человек обязуется исполнять, например купля и продажа (بيع وشراء бай΄ и шира΄), аренда (إجارة иджара), женитьба (مناكحة манакаха), развод (طلاق таляк), землепользование (مزارعة музарага), заключения мира (مصالحة мусаляха), отпускание раба на волю (عتق ΄итк) и т.д. и т.п. из того, что не противоречит шариату. А так же сюда относятся обязательства в поклонении, такие как совершение Хаджа, соблюдение поста, выстаивание молитвы75Там же. Куртуби. Тафсир. Т 6, с 31.. Некоторые толкователи ограничивали слово «договор العقود аль-укуд», которое упоминается в айате пятью значениями – это брачный договор عقدة النكاح (΄укдату аль-никях), договор сотрудничества в порядке издольщины عقدة الشركة (΄укдату аш-шарика), клятва عقد اليمين (΄акду аль-ямин) и присяга عقدة الحلف (΄укдату аль-хальф)76Табари. Тафсир. Т 4, с 385..

Пророк Аллаха Мухаммад использовал этот айат когда он написал доверительное письмо йеменцам где он их призывал к исламу. Текст письма сохранен в летописях. Ибн Касир в своем «Тафсире» приводит слова Ибн аби Хатима который сказал: «Письмо, которое написал посланник Аллаха Амру бну Хазму когда отправлял его послом в Йемен чтобы он научил их религии а также донес сунну (постановление пророка) и взял с них милостыню находится у нас. Он написал ему грамоту, договор и свои повеления. Содержание письма следующее: «Именем Аллаха милостивого и милосердного. Это письмо от Аллаха и его Посланника. О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах. (Это) договор от Мухаммада посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует Амру бну Хазму (написан) во время его отправление послом в Йемен. Он ему повелел бояться Аллаха во всех делах поистине Аллах вместе с богобоязненными и добродетелями»77Ибн Кассир. Тафсир. Т 2, с 5. в другой версии говорится, что пророк написал первые четыре айата 5 суры Корана78Там же. Ибн Кассир. Тафсир. Т 2, с 5. :

(1). О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах. Дозволено вам всякое животное из скота, кроме того, о чем читается вам, без дозволения для вас охоты, когда вы в хараме (т.е. когда совершаете хадж. Прим. автора). Поистине, Аллах решает то, что захочет!

(2). О вы, которые уверовали! Не нарушайте обрядов Аллаха, ни запретного месяца, ни жертвенных животных, ни украшенных, ни стремящихся к дому запретному, которые ищут щедрости от их Господа и благоволения. А когда вы в состоянии дозволенности, то охотьтесь, и пусть не навлекает на вас греха ненависть к людям за то, что они отклонили вас от заповедной мечети, до того, что вы преступите. И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде. И бойтесь Аллаха: поистине, Аллах силен в наказании!

(3). Запрещена вам мертвечина, и кровь, мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленная, и убитая ударом, и убитая при падении, и забоданная, и то, что ел дикий зверь, - кроме того, что убиты по обряду, - и то, что заколото на жертвенниках, и чтобы вы делили по стрелам. Это - нечестие. Сегодня отчаялись те, которые не веровали, в вашей религии; не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией. Кто же вынужден в голоде, не склоняясь к греху, - то ведь Аллах - прощающий, милостивый!

(4). Они спрашивают тебя: что им дозволено? Скажи: "Дозволены вам блага и то, чему вы научили хищных животных, дрессируя их, как собак, которых вы учите тому, чему научил вас Аллах. Ешьте же то, что они схватят для вас, и поминайте над этим имя Аллаха; и бойтесь Аллаха, - поистине, Аллах скор в расчете!

В этих айатах четко и ясно оговариваются области дозволенного и запретного в исламе. На первом месте стоит соблюдение договора, которое было разобрано выше.

Так же в Коране сказано: «Которые верно выполняют завет Аллаха и не нарушают обещания» (Коран: 13/20 перевод К). Катада сказал на счет этого айата что Аллах (имеется в виду в Коране) в более двадцати айатах запретил нарушать договор79АльКуртуби. Тафсир. С 261. Т 9.. Пророк Мухаммад сказал: «Нет веры у того, у кого нет доверия и нет религии у того, кто не соблюдает договор»80АтТабари. Тафсир. С 274. Т 7.. Так же сказано: «Верно выполняйте договор с Аллахом, когда его заключили, и не нарушайте клятв после их закрепления: вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине, Аллах знает то, что вы творите!» (Коран: 16/91).

Мухаммад свои договора как видно из выше приведенных примеров начинал со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Это выражение взято из Корана и имеет свою историю. Как известно ислам не разделяет между пророками, поэтому в его учении прослеживается относительное равенство между ними. Считается, что каждый пророк Аллаха приходил к людям, подтверждая то, что было до него, и все они призывали к покорности Богу. В Коране достаточно много айатов рассказывающих о народах до ислама и их пророках и о том, как они вели призыв к истине. Многие пророки также пользовались письменными обращениями к другим народом, которые очень напоминают договорную грамоту, написанную Мухаммадом йеменцам. К примеру, можно привести айаты из суры «Муравьи» где говорится, что пророк Сулайман (Соломон) отправляет своего посла к Балкис правительнице Саба со своим письмом. В Коране сказано: «Отправляйся с этим посланием от меня и брось его им. Затем встань поодаль и погляди, что они ответят». Она сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно – от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными» (Коран: 27/28-31). Имам Ат-Табари в своей книге «Тафсир» со слов Ибн Исхака приводит текст этого письма где сказано что Сулайман сын Дауда (Давида) написал грамоту (كِتَابٌ китаб) следующего содержание: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! От Сулаймана сына Дауда к Балкису дочери Зи Сарха и ее народу: Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными مسلمين (мусульманами)»81АтТабари. Тафсир. С 513. Т 9.. Ученые утверждают, что до Сулаймана никто не начинал свой письменный документ со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного بسم الله الرحمن الرحيم бимилляхи р-рахмани р-рахим»82Ибн Касир. Тафсир альКур’ани аль’азым. С 481. Т 3.. Мухаммад до этого коранического айата писал «именем твоим о Аллах باسمك اللهم – бисмика Аллахумма» а после ниспослание этого айата он начал писать «бимилляхи р-рахмани р-рахим». Слова «именем твоим о Аллах باسمك اللهم – бисмика Аллахумма» широко применяли арабы в своих письменных договорах еще до принятия ислама. Стоит вспомнить письменный договор (бойкот) Курайшитов против мусульман который в истории ислама называют договором о несправедливости и враждебности. Этот договор начинался именно с этих слов. Это событие произошло после переселение некоторых сподвижников из Мекки в Эфиопию. «Когда курайшиты увидели, что сподвижники Аллаха обосновались в стране, где им обеспечены безопасность и стабильность, и что Негус взял под свою защиту тех, кто переселился в его страну, и что Омар принял ислам и вместе с Хамзой ибн Абд аль-Мутталибом встал на сторону Пророка и его сподвижников, и что ислам стал распространяться среди племен, - как об этом пишет Ибн Хишам, тогда они собрались и, посовещавшись, приняли решение заключить между собой письменный договор против родов Хишама и аль-Мутталиба … Когда пришли к такому решению, записали на листе. Потом договорились между собой и закрепили договор подписями, после чего они повесили его внутри Каабы как обязательство для самих себя»83Ибн Хишам. С 69. Перевод.. Сообщается, что этот договор писал Мансур бин ‘Икрима бин ‘Амир бин Хашим. Также говорится, что записывал Надр бин аль-Харис, но на самом деле – как утверждает Ибн Кайм в своей книге «Зад аль-мигад»- писцом был Багид бин ‘Амир бин Хашим, на которого посланник Аллаха призвал проклятие, после чего его рука была парализована»84Ибн Кайм. Зад альмигад. С 46. Т 2..

В пунктах договора были отмечены следующие запреты по отношению родов бану Хашим и бану ‘Абд аль-Мутталиб, пока они не выдадут им посланника Аллаха для расправы:

1. заключать перемирие

2. заключать браки

3. торговые сделки

4. встречаться и общаться с ними

5. заходить в их дома

6. разговаривать с ними

7. проявлять к ним сострадание

После заключения этого договора все верующие и неверующие члены родов бану Хашим и бану ‘Абд аль-Мутталиб за исключением Абу Ляхаба отделились и сконцентрировались в квартале, где жил Абу Талиб, что произошло в первую ночь месяца мухаррам седьмого года с начала пророчества85АльМубаракфури. Рахикуль махтум. С 77. Перевод.

Также с этих слов «именем твоим о Аллах باسمك اللهم – бисмика Аллахумма» начинался договор курайшитов с Мухаммадом во время «Худайбии».

В) Условия договора.

Мы разобрали терминологию и правовую базу договорной системы, а теперь приступим к рассмотрению условий, которые играют немаловажную роль в договорном процессе, при наличии которых ислам разрешал заключать тот или иной мирный договор:

1. Договор должен нести в себе общее благо المصلحة (ал-масляха)

2. Четко должно быть оговорено продолжительность действия договора توقيت (таук’ит)

3. Наличие договаривающихся сторон أطراف (атраф)

4. Договор не должен содержать запретных с точки зрения ислама пунктов

Рассмотрим каждый пункт по отдельности:

1. المصلحة (аль-масляха) - общее благо. Мусульманские ученые единогласны в том, что нельзя мусульманам первыми заключать мирный договор, если в этом не имеется общее благо – масляха для мусульман. В Коране сказано: «Не проявляйте слабости и не призывайте к миру, поскольку вы – выше» (Коран: 47/35). В этом айате можно выделить три момента: 1. Нельзя проявлять слабость в бою. 2. Первым не запрашивать мира. 3. Мусульманские ученые не пришли к единому мнению по поводу этого айата. Некоторые сказали, что этот айат отмененный (мансух). В свою пользу они приводят другой айат из Корана, где сказано: «А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему» (Коран: 8/61). Как видно этот айат Корана указывает на дозволенность в исламе мирного соглашения с противниками, если они склоняются к этому. В летописях говорится, что этот айат был ниспослан по поводу иудеев Бану Курайза. Бытует мнение среди мусульманских ученых, что мирный договор можно заключать только с людьми писания, но это не выдерживает исторической критики, потому что сам пророк Мухаммад, а также после его смерти его сподвижники в частности во время правления халифа Умара не раз заключали мирные договора с неверующими, которые соглашались выплачивать джизью. Так же были и такие случаи, когда мусульмане первыми предлагали заключить сделку. К примеру, можно привести договор Мухаммада с арабскими племенами во время сражения «Ахзаб». Он согласился отдать треть урожая Медины им если они покинут его без боя. До подписания этого договора Мухаммад посоветовался со своими сподвижниками. Сподвижники пророка были не согласны с этим решением. Они выразили готовность сразиться до победного конца. Тогда Мухаммад аннулировал его. Сагд собственноручно стер текст этого договора. Другие исследователи сказали, что эти айаты оба действующие, но были ниспосланы в разные времена и по разным случаям86Куртуби. Тафсир. С 217. Т 16.. Умар бну Хаттаб сказал: «Мирное соглашение разрешается между мусульманами при условии, чтобы это соглашение не дозволяло запретное (харам) и запрещало дозволенное (халял)»87АльМауардий. Альхауи алькабир шарх мухтасар альмазани. С 800. Т 6.. Таким образом, из приведенных айатов Корана и исторических случаев видно, что мусульмане заключали мирные договора, несмотря на вероисповедание противника, если обстоятельства требовали того. При этом учитывалось сила и состояние исламского войска, а так же мнение совета сподвижников.

2. Временные рамки договора توقيت (таук’ит). По поводу ограничения договора временными рамками среди ученых ислама имеются разногласия. Большинство говорят об обязательности ограничения. Некоторые относят ограничение по времени только к мужской половине населения (Шафии). А ханафиты видят дозволенность не ограничивать договор временными рамками, если договор, разрешенный с точки зрения ислама. В книге «Аль-ихтияр» написанной по ханафитскому мазхабу (толку) читаем: «Разрешается заключать договор на больший срок, чем десять лет, если имам считает что это пойдет в пользу (масляха) потому что время от времени обстоятельства меняются»88Абдуллах бну Махмуд бну Маудуд. Альихтияр лита’глили альмухтар. С 647. Истанбул. Представители шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о запрете договора на срок больший 4 месяцев, если победа на стороне мусульман. Они ссылаются на айат: «…странствуйте по земле в течение четырех месяц» (Коран: 9/2). Так же говорят о запрете мирного договора с продолжительностью на год после победы, над врагом аргументируя это тем, что упускается возможность сбора джизьи в этом году. А если же победа не на стороне мусульман или же враг находится за пределами досягаемости, имам имеет право заключать договор по своему усмотрению даже на срок больший 10 лет. Ханафиты и маликиты право определение срока договора оставляют непосредственно за имамом, т.е. временные рамки могут меняться с изменениями условий и обстановки. Однако маликиты ограничивают договор 4 месяцами в случаи абсолютного превосходства. (Ал-хариши). Так же бытует мнение о том, что мирный договор, заключенный на срок больший 3 лет недействителен. Они ссылаются на то, что худайбийское соглашение не продержалось более 3 лет.

3. Наличие договаривающихся сторон أطراف (атраф). Как известно договор заключается между двумя и более лицами. Он не может быть заключен в одностороннем порядке. В таком случае мы не можем назвать этот акт договором. В исламе разрешается заключать мирный договор, если в этом есть такая необходимость с любым противником не зависимо от его конфессии. Разрешается, по мнению ханафитов заключать договор и с вероотступниками (муртад)89Отдельным пунктом упоминается положение вероотступника (муртад) по той причине, что по исламу вероотступников придавали смертной казни, и без крайней необходимости договор с ними не заключался. если они достаточно сильны90Абдуллах бну Махмуд бну Маудуд. Альихтияр лита’глили альмухтар. С 647. Истанбул.. Так же безопасность (аман) противнику на территории мусульман может дать только человек имеющий на то права т.е. тот кто имеет достаточную силу и вес в обществе91Люай абдуРрауф альхалили..

4. Договоры, имеющие запретные пункты с точки зрения ислама. Это тема очень обширная. Среди мусульман имелись разногласия, поэтому ограничимся перечислением основных моментов:

а. возвращать мусульман противнику

б. возвращать мусульманок противнику

в. возвращать рабов, детей и умственно отсталых

г. оставлять пленных в руках противника

д. допускать проживание неверующих на территории Мекки

е. продавать алкоголь на территории подвластной исламу

В заключении думается надо отметить то, что правовые нормы ислама повлияли на судьбы многих народов мира. Изменили существующие нормы и порядки и в горских общинах Кавказа придерживающихся ислама. Тому доказательством служит, и тот факт, что многие термины договорной практики многие народы Кавказа используют в своем обиходе до сегодняшнего дня.


Примечания.
72 [↑ назад]Википедия
73 [↑ назад]Ибн Хишам. Сира.С 490
74 [↑ назад]Куртуби. Тафсир. Т 6, с 31.
75 [↑ назад]Там же. Куртуби. Тафсир. Т 6, с 31.
76 [↑ назад]Табари. Тафсир. Т 4, с 385.
77 [↑ назад]Ибн Кассир. Тафсир. Т 2, с 5.
78 [↑ назад]Там же. Ибн Кассир. Тафсир. Т 2, с 5.
79 [↑ назад]АльКуртуби. Тафсир. С 261. Т 9.
80 [↑ назад]АтТабари. Тафсир. С 274. Т 7.
81 [↑ назад]АтТабари. Тафсир. С 513. Т 9.
82 [↑ назад]Ибн Касир. Тафсир альКур’ани аль’азым. С 481. Т 3.
83 [↑ назад]Ибн Хишам. С 69. Перевод.
84 [↑ назад]Ибн Кайм. Зад альмигад. С 46. Т 2.
85 [↑ назад]АльМубаракфури. Рахикуль махтум. С 77. Перевод
86 [↑ назад]Куртуби. Тафсир. С 217. Т 16.
87 [↑ назад]АльМауардий. Альхауи алькабир шарх мухтасар альмазани. С 800. Т 6.
88 [↑ назад]Абдуллах бну Махмуд бну Маудуд. Альихтияр лита’глили альмухтар. С 647. Истанбул
89 [↑ назад]Отдельным пунктом упоминается положение вероотступника (муртад) по той причине, что по исламу вероотступников придавали смертной казни, и без крайней необходимости договор с ними не заключался.
90 [↑ назад]Абдуллах бну Махмуд бну Маудуд. Альихтияр лита’глили альмухтар. С 647. Истанбул.
91 [↑ назад]Люай абдуРрауф альхалили.