ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI
Статьи |
За свою многовековую историю карачаевцы и балкарцы создали богатый и самобытный песенный фольклор, инструментальную музыку, героический эпос. Между тем, если в области публикации устного поэтического творчества проделана большая работа, то этого нельзя сказать о музыкальных публикациях песенного фольклора. Кроме того, применительно к карачаевцам можно сказать, что за все прошедшие годы в работах искусствоведов слабо освещен танцевальный фольклор, впрямую примыкающий к обрядовым жанрам и инструментальным наигрышам.
Музыкальный фольклор карачаевцев и балкарцев заинтересовал видных представителей русской культуры, включая именитых композиторов, еще в XIX веке. Так, С.Танеев бывал в доме известного сказителя, знатока кавказского народного творчества Исмаила Урусбиева, в селенье которого с интересом наблюдал танцы на свадьбах и записал 20 старинных песен. Вот как отзывался русский композитор об И.М. Урусбиеве: «По словам горцев, он один из немногих знатоков старинных песен, мало-помалу исчезающих из памяти народа. Мелодии этих песен князь играл на къобузе, подпевая при этом лишь второй, сопровождающий их голос»23Беляев В. «По поводу записей музыки кавказских горцев. С.И. Танеева»Сб. «Памяти Танеева С.И.».
И.М. Урусбиевым была сделана первая попытка определить жанрово-хронологическую классификацию народных песен, которые он делит на 4 группы:
1) древние («Апсаты», «Долай», «Эрирей», «Инай» и др.);
2) песни нартского эпоса (напр., «Къарашауай»);
3) «старые песни» исторического содержания;
4) «новые песни».
Оригиналы нотных записей 20-ти песен хранятся в Доме-музее П.И.Чайковского в городе Клин.
Гостями И.Урусбиева были также видный этнографы М.Ковалевский и И.Иванюков, которые в горах Кавказа изучали обычаи, музыку, быт населяющих его народов.
Век назад ряд карачаевских песен («Канамат», «Джёрме», «Гапалау») и около 30 инаров были включены в статью «Карачаевские этюды», опубликованные в Будапеште ученым В.Прёле в венгерском журнале «Keleti Szemble» (№10, 1909). Классификацию горских песен дает Андриан Павлович Митрофанов, донской композитор, принимавший участие в фольклорных экспедициях горного района Северного Кавказа в 1932-1933 гг. Он работал научным сотрудником Северо-Кавказского краевого горского НИИ (г. Ростове-на-Дону), кстати основанного карачаевским деятелем культуры У.Д.Алиевым.
В советское время А.П.Митрофанов предлагает следующую классификацию:
1-я группа – песни, затрагивающие быт горцев, танцевальная музыка;
2-я – исторические песни;
3-я – песни повествовательного характера, имеющие развитый текст, короткую, постоянно повторяющуюся мелодию. К текстам песен композиторов прилагает фотографии музыкальных инструментов24Государственный архив Ростовской Области (ГАРО)Архивный фонд личного происхождения композитора А.П. Митрофанова. Ф.4387 оп.1.
О карачаевских песнях, мелодическом строении напевов была опубликована статья Дм. Рогаль-Левицкого «Карачаевская народная песня» (1928 г.). В ней автор отмечает, что «песни Карачая распадаются независимо от своего содержания на 2 основных типа: песни мужчин (джыр) и песни женщин (инар)»25Журнал «Музыкальное образование». М., 1928. №2.
В 1930 году Ислам Хубиев (Карачайлы) публикует в №1 журнала «Северный Кавказ» статью «Сатирические песни Карачая».
Итогами собирательной работы исследователей межвоенного периода стал сборник текстов карачаевских песен, изданный Х.О.Лапановым («Эски къарачай джырла», 1940 г.).
С 60-70 гг. ХХ века научными сотрудниками КЧНИИ осуществляется работа по сбору и обработке культурного наследия народов КЧР. Так, в аулы Карачая неоднократно выезжали А.Караева, Р. Ортабаева, Ф. Урусбиева, Х.Суюнчев, И.Шаманов, К.Салпагарова, Ф.Ортабаева и др. Важным событием в культурной жизни Карачая и Балкарии стало издание книги «Къарачай халкъ джырла» («Карачаевские народные песни». Сост. Р.А.-К.Ортабаева. М.: Восточная литература, 1969). В монографии доктора искусствоведения А.И.Рахаева «Песенная этика Балкарии» (1988) автор дает развернутую классификацию песен и инструментальных наигрышей, отмечает особенности стихосложения нартских песен, строения напевов, проводит параллели с другими народами Кавказа, имеющими нартский эпос26Ракаев А.И. Песенная этика Балкарии. Нальчик, 1988.
Академическое издание эпоса «Нарты» (составители Т.Хаджиева, Р.Ортабаева)27«Нарты» (ред. Т.Хаджиева, Р.Ортабаева). М.: Восточная литература,1994. стало подарком для ученых – фольклористов, историков, этнографов, искусствоведов; в книге приведены тексты с переводом на русский язык, помещены статьи С.И.Танеева, А.И.Рахаева с нотными вариантами песен «Алаугъан», «Сатаней».
Известные певец Омар Отаров и композитор Аслан Дауров стали составителями сборника «Карачаево-Балкарские песни», вышедшего в 2001 году. Он охватывает наиболее древний пласт: это – нартские, охотничьи, трудовые, песни о русско-турецкой, русско-японской (1904-1905 гг.) войнах, о набегах врагов, о массовом переселении в Турцию (во 2-й половине XIX в.). Широко представлена лирика, детские песни. Это, пожалуй, одно из немногих на сегодняшний день популярных изданий с нотным материалом, что само по себе ценно.
Автором этих строк проводились экспедиции в карачаевские селенья: в 1985 г. – в Верхней Теберде, Каменномостском, Хурзуке и Учкулане, в 1988-1989 гг. – в Учкекене, Первомайском, Терезе, Архызе и Даусузе.
Эти экспедиции дали более полное представление о песенной культуре карачаевцев, позволив выявить и те варианты песен, которые до этого не были известны в научной среде.
В небольшом количестве были зафиксированы обрядовые песни календарного («Гюппе») и трудового («Эрирей») циклов. Песня «Долай» была записана фрагментарно, одноголосно, с пантомимными движениями, имитирующими долгий трудовой процесс28П/м (аудиозапись) 1989, Темрезов Х.М., 1910 г.р., с. Даусуз Зеленчукского района.
Долай
К сожалению, в нотной записи этой песни, ввиду отсутствия последующих строф, невозможно передать характер, самой песни, выкриков, от внезапного спада от пиано (тихого) до форте (громкого). Записанный отрывок имеет мелодическую и ритмическую ограниченность (без расширения мелострофы). Песня несет вспомогательную функцию, мелодический рисунок сужается, постепенно переходя в речитатив. Как подчеркивает фольклорист Х.Х.Малкондуев, «песня о Долае, несомненно возникла в пастушьей среде – об этом свидетельствует и ее содержание и приуроченность. Добавим, что песни «Долай» и «Эрирей» исполнялись при сбивании масла и обмолоте зерна соответственно.
Карачаевский ученый – этнограф Шаманов И.М. сообщает о празднике «джыл аушхан» (смена года), который встречается у многих земледельческих народов Кавказа и Ср. Азии29Шаманов И.М. Календарь и календарная обрядность карачаевцев и балкарцев//Календарь и календарная обрядность народов КарачаевоЧеркесии. – Черкесск, 1989. – С.548.
Записанная нами песня «Гюппе»30Слуховая запись 1989 г. Исполнитель – Салпагарова Кулина АбулКеримовна, 1941 г.р. исполнялась в ходе новогоднего обряда женщинами и детьми, которые с плясками обходили дворы с пожеланиями добра и здоровья; в ответ хозяева одаривали поющих угощениями31Там же. Напев замкнут в амбитусе кварты, с ритмически выделенным рефреном (Гюппе-Гюппе...)
Гюппе
Приведенный музыкальный материал расширяет представление о территории бытования новогоднего обряда.
Записанный нами вариант «Апсаты»32П/м (аудиозапись) 1989, Текеев Алим, 1934 г.р., пос. Архыз Зеленчукского района (с.Архыз) уникален, так как имя Апсаты не упоминается, это табу. Его заменяет обращение бай чомарт «бог щедрый». Охотники имели свой тайный профессиональный язык, а многократное повторение «Бай чомарт» должно было обеспечить успех на охоте33Там же.
Апсаты
АпсатыОй, ойнатхан, берир Аллах (Тейри) орайд
Стауатынгда май къазанла къайнатхан,
Орайда, о-бай-чомарт!
Орайда, къара шкокну ма бетден бетге атыу
Ой, атыуу, берир Аллах, орайда
Тогъай мюйюзлени маджитиледе джатыу
Орайда, о-бай-чомарт!
Орайда, тёбен джаныбыз ма
Къайын къулакъ тар сызгъан,
О, тар сызгъа, берир Аллах, орайда!
Берген эдинг ючюнг – тёртюнг бир ызгъа
Орайда, о бай чомарт!
Орайда, берир кёлюнгде уа
Ма сауб алгъан сют кибик,
О, сют кибик, берир Аллах, орайда!
Бермез кюнюнгде да айландыраса, ит кибик,
Орайда, о-бай-чомарт!
Песня начинается квартовым ходом к высокому тону с последующим заполнением кварты. Дальнейшее мелодическое развитие построено на волнообразном – восходящем и нисходящем – движении в диапазоне секунды и терции. Приём речитации в песне «Апсаты» указывает на её родственность с жанром эпической песни. Каждая строфа начинается с возгласа «орайда», что придает звучанию особый эмоциональный фон и заканчивается восхвалением «бай чомарт».
Экинчи эмина (Орусбийлери)
ЭминаКириб уа келгенек Шам Тебердиге тизилиб.
Умут а эткенек да Шам Тебердиде джашаргъа
Аллах (буюргъанды поет) буюрулмагъанды (в книге)
Мухуну будайын ашаргъа
Историко-героические песни, песни – плачи, лирические (инары) занимают значительное место в традиционном фольклоре карачаевцев, являясь одним из ведущих жанров песенной культуры. Они близки друг другу по содержанию, мелодике, ритму; исполняются запевалой (джырчы) в хоровом сопровождении (эжиу). Характерный пример тому – песня «Чума» («Эмина»)34П/м (аудиозапись) 1985, Биджиев Ильяс,Джуккаев Абугалий., а. В.Теберда Карачаевского района, посвященная трагедии чумной эпидемии 1807 года в Тебердинской долине.
В песне «Джандар»35Там же часто меняется мелодический и ритмический рисунок: триоли, восходящее движение мелодии и резкий спад, – все это придает песне напряженность, взволнованность. Это дополняется ладовым отклонением как отдельных звуков, так и отдельных фраз.
Джандар
ДжандарБаргъанем дейди, ой, баргъанем
Эски стауатха да ой, тенгнгле,
О-ой, гяуурланы, кёргенем дейди, уой.
Къойланы алыб мен къошха
Келгенем дейди, ой келгенем
Ай, аманны ит сен,
Ала шох тюлдюле
Джаудула, дейди, ой
Ладовый строй историко-героических песен и песен-плачей сохраняется устойчиво, но в исследуемом материале встречаются отклонения отдельных звуков. Пример тому – песня «Солтан-хаджи»36Там же.
Солтан-хаджини джыры
Солтан-хаджи.Джоюлгъанды былай джарлыланы (ёкюлю), уо-ой.
Хаджини ийдиле Дагъыстаннга да къумукъгъа
(Джаума) ышаннган Чокуна кибик къатын джуукъгъа.
Огъары часткангда да къайнаб чыгъады да къара суу, ой
Ишлерида болдула военный да сютке да (джарашат), уой.
В записанном варианте песни «Къаншаубий» имеет место отклонение уже целой мелострофы.
Къаншаубий
КъаншаубийОтчагъа эди аузлары
Терек а тюбюнде уа къуюлуб а тюштю джарлы
Ханшаубийни санлары.
Кёкде баргъан да къанатларын да атыб
Бурулуб тюштю тенгизге
Мени да тенглерим а тынгылагъыз
Тарыгъу айтайим мен сизге, ой.
Если в записанных вариантах солисты варьируют мелодию, то возгласы «уой», «о-рай-да», «дегенди» чаще всего остаются неизменными. Партии солиста и хора самостоятельны, но иногда звучат вместе.
Стампулчуланы джыры37Там же
Стампулчуланы джырыМында къалгъанла уа,не къыйынлыкъла джетдиле.
Уой, кюнледе да, ой, бизге болур болгъанды ой-ра.
Уо, акъ бетле да не къызыл нюрлю онгнганды.
Строение эжиу – это октавы, квинты, кварты, реже секунды. В песне «О Черемухине»38Там же (восстание 1920 г.), в сопровождении хора встречаются терции нисходящие в унисон.
Черемухин
ЧеремухинБылай Черемухин да келгеди уой,
Эталмаз а кибик бир къыйын зат а бергенди ой-ра-ой
Ой, а, къарайлыла, менгнге бир джюз атны да беригиз, уой,
Эки кере болса, ой, мен да сизге берирме,
Сиз тауну барырсыз да, былай кесим
Къолдан эллеми алыб да
Уа сизге да берирме
В лирических жанрах (инарах), любовных песнях также встречаются ладовая переменность.
Ийнар39П/м (аудиозапись) 1985, Биджиевы Ильяс и Сапра, а. В.Теберда Карачаевского района
Песня «Кулина» в исполнении Сапра и Ильяса Биджиевых прозвучала необычно – женский голос исполнил партию эжиу (фоновое сопровождение мужскому соло), что украсило песню, придав ей мягкость, задушевность.
Кулина
КулинаОй, мен джашагъан джуртлада, ой
Сеннге ушатыб, гокка хансланы
Басмай джюрюйме сыртлада, ой
Ой, сенден ариу, кёрмедим Кулина
Да мен айланган элледе, ой
Санга ушатыб сапран чабакълары
Излеб айланама кёлледе
Эта же семейная пара исполнила танцевальную песню, объяснив бытование данного жанра отсутствием музыкального инструмента. Пение сопровождал харс (хлопки). Восходящее и нисходящее движение голосов параллельными квартами, октавные скачки, пунктирный варьированный ритмический рисунок – именно это придаёт песне элемент танцевальности.
Тепсеу джыр40Там же
Подытоживая изложенный материал, следует отметить, что в нем зафиксированы такие жанры как исторические («Песни ушедших в Стамбул»), героические («Джандар»), лирико-эпические («Каншаубий»), песни-плачи (кюу, «Эмина», «Зарият»), обрядовые песни («Гюппе», «Долай»), в меньшей степени – инары.
Подводя итоги этому небольшому исследованию, автор выражает, в первую очередь, огромную благодарность хранителям народных песен, включая ушедших из жизни (светлая им память). Именно благодаря им сохранилась и продолжает жить песенная музыкальная культура народа.
Анализ состояния и сохранение песенных памятников и традиции неоднороден. Наиболее сохранившимся жанром в мужской певческой традиции являются историко-героические песни. Менее сохранены трудовые, аграрные песни, дошедшие до нас в измененном виде. Женская певческая традиция, представленная инарами и колыбельными, изучена недостаточно, они тоже утратили свою первоначальную форму.
Таким образом, архаические, эпические, лирические жанры являются богатым культурным наследием нации и ждут своего дальнейшего изучения и публикации.
Добавим, что все приведенные нотации сделаны автором.
Примечания.
23 [↑ назад]Беляев В. «По поводу записей музыки кавказских горцев. С.И. Танеева»Сб. «Памяти Танеева С.И.»
24 [↑ назад]Государственный архив Ростовской Области (ГАРО)Архивный фонд личного происхождения композитора А.П. Митрофанова. Ф.4387 оп.1
25 [↑ назад]Журнал «Музыкальное образование». М., 1928. №2
26 [↑ назад]Ракаев А.И. Песенная этика Балкарии. Нальчик, 1988
27 [↑ назад]«Нарты» (ред. Т.Хаджиева, Р.Ортабаева). М.: Восточная литература,1994.
28 [↑ назад]П/м (аудиозапись) 1989, Темрезов Х.М., 1910 г.р., с. Даусуз Зеленчукского района
29 [↑ назад]Шаманов И.М. Календарь и календарная обрядность карачаевцев и балкарцев//Календарь и календарная обрядность народов КарачаевоЧеркесии. – Черкесск, 1989. – С.548
30 [↑ назад]Слуховая запись 1989 г. Исполнитель – Салпагарова Кулина АбулКеримовна, 1941 г.р.
31 [↑ назад]Там же
32 [↑ назад]П/м (аудиозапись) 1989, Текеев Алим, 1934 г.р., пос. Архыз Зеленчукского района
33 [↑ назад]Там же
34 [↑ назад]П/м (аудиозапись) 1985, Биджиев Ильяс,Джуккаев Абугалий., а. В.Теберда Карачаевского района
35 [↑ назад]Там же
36 [↑ назад]Там же
37 [↑ назад]Там же
38 [↑ назад]Там же
39 [↑ назад]П/м (аудиозапись) 1985, Биджиевы Ильяс и Сапра, а. В.Теберда Карачаевского района
40 [↑ назад]Там же