НАУЧНЫЕ СТАТЬИ |
А.Х.Семенов
Открытие железной дороги Ростов-Владикавказ 13 августа 1875 году дало начало новым проектам, не только в экономическом направлении, но и в плане развития курортов Северного Кавказа.
Железная дорога способствовала быстрому передвижению отдыхающих. Улучшилось обслуживание и проживание отдыхающих, строились современные гостиницы и лечебницы, курорты Кавминвод в какой-то степени стали отвечать своему назначению.
Помимо Кавминвод разрабатывался план о открытии новых курортов в Карачае. Был открыт курорт для больных легкими в Теберде. Также разрабатывался план для исследования Учкуланского ущелья, долины Б. Зеленчука.
К тому же рассматривался проект проведения к данным ущельям удобных транспортных и железных дорог. Проект проведения дороги, Теберда-Сухум возникал ещё, в 50-х годах 19 в., когда вице-адмиралом Серябряковым была организованна экспедиция для изучения дорог от Сухум-Кале до Кавказской Линии. Маршрут пролегал от Сухум-Кале через крепости Цебель, Марашби, Кодорское ущелья, оттуда через ущелья Чхалта, откуда они вышли на Марухский перевал, вниз по ущелью Марухи и далее на Николаевский пост (ст.Красногорская), расположенный на берегу р. Кубань.
Временно и.д. командующего войсками Кавказской Линии В.М.Козловского в своем предписании 10 июля 1854 г. начальнику центра Кавказской линии гегнералу А.П.Грамотину о строительстве дороги от Теберды до Сухум-Кале пишет: «В бытность мою в отряде на Теберде я просил лично Ваше превосходительство приказать приступить к разработке дорог в верх по Теберде на урочище Агур, где нужно прорубить просеки для безопасного движения по ущелью и затем, передвинув туда отряд, расследовать тропы на Даут и Учкулан, а другую, через перевал на дорогу от Сухум-Кале через Дам прямо в Карачай и по возможности хотя одну из этих троп, более необходимую по соображению Вашему, также разработать, о чем и донесено мною г. Командующему корпусом от 29 прошлого июня №1941…».
Российских предпринимателей интересовали полезные ископаемые края, о которых довольно много писали в газетах и журналах того времени. Ещё 20-х годах XIX в. Академией наук была организована научная экспедиция в Большой Карачай для изучения природы региона. Участниками экспедиции были крупные ученые того времени: физик адъюнкт Академии наук Ленц, ботаник адъюнкт Дерптского университета Майер, хранитель зоологического кабинета Менетрие и геолог 8-го класса Вансович. Экспедицию возглавлял генерал от Кавалерии Г.А.Емануэль. Учеными было обнаружены серебро-свинцовые руды, каменный уголь и другие природные богатства.
Развитию промышленности в Большом Карачае препятствовало отсутствие дорожных коммуникаций (не считая троп) в долине верховий Кубани. Из отчета начальника Хумаринского участка Баталпашинского отдела С.Д. Шмыткина в нач. ХХ в. следует: «Едва ли есть в Кубанской области такой уголок, как Карачай, изрезанный по всем направлениям от главного хребта глубокими ущельями, по которым текут шумные горные реки и ручьи. Дороги идут только по этим ущельям над самым берегом реки. Постоянные обвалы, осыпи камней требуют всегда исправления и очистки дорог, с этим мириться ещё возможно, но горные потоки как например Даут, иногда окончательно уничтожают, все труды населения по возведение дорог...».
В середине 60-х годов XIX в. было начато строительство колесной дороги от Хумаринского укрепления до центра Карачая – аула Учкулан. В основном дорога строилась за счет карачаевского общества, со стороны администрации Кубанской области, было обещано выделить на строительство деньги, мастеров-бурильщиков и подрывных работ и 6 рот солдат.
Но вместо 6 рот солдат были присланы 2 роты; нехватка мастеров и строительных материалов тормозила строительство дороги, оплата рабочих несмотря на трудности, на ненормированный рабочий день, была низкой (бурильщик получал 16 рублей в месяц, кузнецы – 20 рублей), а строители – карачаевцы вообще никакой оплаты за свои труды не получали. Из-за этих и других причин дорога строилась медленно и трудно.
«При устройстве дороги, - писал вскоре после окончания сооружения дороги в 1879 г. Г.Петров, - пришлось потрудиться порядочно не только работавшим на ней солдатам-саперам, но и населению в некоторых местах полотно буквально высекалось в плотной скале, камни приходилось рвать порохом в иных же местах нужно было сооружать дорогу из бревен и камней, так как сыпучесть грунта и напор быстрого течения Кубани не позволяли продолжать путь иначе».
Построенной колёсной дороги в Б.Карачай было недостаточно для вывоза своих товаров карачаевцам, и предпринимателям разрабатывающим рудные ископаемые, на территории Б.Карачая, свою продукцию (свинец, цинк, уголь и др.), на российский рынок. Так как расстояние до ж/д. линии Ростов-Владикавказ (точнее - до ближайшей станции Невинномысской) составляла порядка 120 верст, перевозка продукции рудников на колесном транспорте обходилось дорого. Поэтому проект проведение железнодорожной линии ст. Невинномысск - Теберда - Сухум, которая должна была пройти по территории Карачая, заинтересовал предпринимателей. Инженером Томашевским, который являлся одним из учредителей Худеского рудника, была подана докладная записка министру финансов «О перевальной Сухумской железной дороге от ст. Невинномысской или Кодора на Сухуми с веткой «Карачаевской» Эльбруским рудником. Ветка протяженностью в 35 верст».
По проекту, предложенному администрацией акционерного общества «Эльбрус», маршрут дороги должен был пройти по Военно-Сухумскому тракту. Предлагалось вести ее по правому берегу р. Кубани от станции Невинномысская до Беломечетской (25 верст), где дорога переходила бы на левый берег р. Кубани и далее по маршруту ст.Красногорская - небольшой туннель, которую нужно было соорудить, для избежание постройки двух мостов, - Тебердинское ущелье - перевал - побережье Черного моря. По мнению автора проекта, постройка линии железной дороги Невинномысск-Теберда-Сухуми особых затруднений в техническом отношении не имела. Предлагалось от места, слияния рр.Кубани и Теберды, где проходила линия железной дороги, провести железнодорожную ветку до р.Индыша, где были рудники акционерного общества «Эльбрус», по левому берегу р. Кубань, чтобы не загораживать существующую колесную дорогу.
Дальше проектировался «Блейхентовский» проволочно-канатный путь, между Индышом и Тохтаул-Чалганом и выше до Учкулана.
Осуществление данного проекта ж/д. линии ст. Невинномысск-Теберда-Сухуми с веткой в центр Большого Карачая, способствовало бы не только развитию горной промышленности и вывозу карачаевцам большими партиями свои товары в центр России и Закавказья, но и дало бы возможность развитию курорта Теберда, и открытию нового курорта в Учкуланском ущелье. Как отмечал в своем записке кандидат естественных и математических наук С.И. Богданов: «Популярностью своей Теберда обязана не столько климатическим условиям, сколько выгодному расположению по известной своими красотами в горной части Военно-Сухумской дороге, посещаемой ежегодно туристами, и обильно расточаемый рекламам».
С.И.Богданов сравнивает климатические условия Тебердинского ущелья и Хурзука и пишет в своем записке:
«Главнейшие сравнительные данные о климатических условиях Теберды и Хурзука, что в местности лежащие несколько восточнее Теберды у верховьев р. Кубани, при впадением в неё у аула Хурзук и Учкулан, по данным летописи Императорской главной физической обсерватории, находятся в более благоприятных условиях, нежели Теберда.
в Теберде | в Хурзуке и Учкулане | |
---|---|---|
Высота местности над уровнем моря | 600-630 м. | 600-630 м. |
Сред. годовое. количества атмосферных осадков | *113 дней | *75 дней |
Сред. снежного покрова в апреле | *1 см | *0 см |
Число дней со сплошным покровом | 50 | 24 |
Ясных дней | 140 (без указ. степени облачности) | *98 0 (ясных дней с облачностью) |
Среднее годовая t0 | +5,3 0С | +6,7 0С |
Самая низкая в году t0 под утро | -19 0С | -19,2 0С |
Высшая t0 летом | +27 0С (в тени), +41,25 0С (на солнце) |
+25,4 0С (в тени), +30,6 0С (на солнце) |
Среднее t0 ниже 0 0С | 4 месяца | 3 месяца |
Последний морозный день 1 полугодие | В начале мая | В конце марта |
Первый мороз | В начале сентября | В середине ноября |
Период сильных ветров | Ноябрь-март | Январь-март |
Болотистые низины | есть | нету |
Принимая во внимание климатические преимущества Хурзукского селения, минеральные источники, расположенные по верховьям реки Кубани, отсутствие болотистых низин в окрестностях Хурзука и населенность этого района, нельзя не признать, что эти данные более благоприятны для развития здесь курорта, чем в Теберде, причем в упомянутом Хурзуке и в 2 соседних селениях в 5 верстах расстоянии от Хурзука живет ныне около 23 000 чел. Кандидат естественных и математических наук С.И. Богданов 6.III.15 г. ».
Так, по исследованиям Императорской главной физической обсерватории, верховье Кубани находилось в более благоприятных климатических условиях, нежели Теберда, которая как отмечалось выше, популярностью своей обязана была расположению в горной части Военно-Сухумской дороги. Поэтому проведение железной дороги Теберда-Сухуми с веткой на Учкулан, способствовала бы развитию и открытию новых курортов и притоку отдыхающих, к тому же «сел. Учкулан находится в 25 верстах от живописной горы Эльбрус».