ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ |
Р.Т. Хатуев
Роль социального маркера у народов рассматриваемого региона устойчиво играл и «престижный» материал (сырье), из которого изготовлялась одежда
Народы региона были знакомы с шелком, высоко ценившемся здесь издавна, в особенности – с началом функционирования северокавказской ветви Великого Шелкового пути (рубеж VI-VII вв.). К местной знати попадали шелковые ткани самого высокого качества. В Мощевой Балке был обнаружен полностью сохранившийся кафтан, который был сшит «из такой шелковой ткани, которую в Иране использовали только для одежды шаха»40Ковалевская В.Б. Северокавказские древности// Степи Евразии в эпоху средневековья. – М.:Наука, 1989. – С.87.
Впоследствии роль социального маркера стали играть и другие дорогие ткани (парча, бархат и т.п.).
В абазинских сказках шелк упоминается как принадлежность туалета девушки княжеского сана, материал одежды героев, наряду с такими дорогими тканями как бархат и парча (упоминаются и непереведенные на русский язык или не идентифицированные наименования ценных тканей – алтес /видимо, атлас/, кутыс, брамбух, канауат /видимо, канаус/)41Абазинские народные сказки. Сост. В.Б. Тугов. – М:Наука. Гл. ред. вост. лит., 1985. – С.158, 198.
Говоря явно об адыгской знати, Аль-Масуди (Х в.) пишет, что у «кашаков» (касогов) женщины одеваются «в римскую парчу.., в различные парчовые ткани, затканные золотом»42Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. – М., 1963. – С.206.
В Белореченских курганах XIV-XV вв., связываемых с адыгами, обнаружен халат, изготовленного из золотного акасмитного итальянского бархата лилового цвета с подкладкой из зеленого шелка западного происхождения43Равдоникас Т. Д. Очерки по истории одежды народов Северо-Западного Кавказа. – Л.: Наука, 1990. – С.70.
Приведенные данные относительно шелковых одеяний знати подтверждаются и фольклорными материалами. В карачаево-балкарской исторической песне «Княгиня Даум», посвященный драматическим событиям первой половины XVIII в., говорится, что у убитого кабардинского князя Алисултана Шогенукова «намокли кровью красные шелковые одежды»44Карачаево-балкарские деятели культуры. Избранное. Состав., пред., статьи об авторах и комм. Т.Ш.Биттировой. – Нальчик:Эльбрус, т. I, 1993. - С.109-110.
В песне о кабардинском князе Джамболате Атажукине, который был воспитанником карачаевца Чотчаева из Учкулана, имеются такие строки: «У Джамболата одежды из красного шелка» (Джаммолатны кийимлери къызыл дарийди)45Ёзденлени Абугалий. Сёз – халы кибикди. (на кар.-балк.яз.) – М.:Илекса – Ставро-поль:Сервишкола, 2004. – С.53. (О красном цвете как социальной маркировке адыгов мы выскажемся чуть ниже).
У карачаевцев и балкарцев одежды из дорогих тканей как непременный атрибут знати также проявляется достаточно четко. Например, чилле джаулукъ – большие шелковые платки с кистями, расшитые по всему полю шелковыми нитками того же цвета (в основном белого, бордового), в будние дни носила «лишь самая высшая социальная верхушка»46Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М.: Нау-ка, 1989. - С. 376..
Мужские легкие бешметы (къаптал), которые шили «из дорогих восточных шелков», с нагрудными карманами (кёкрек хурджун), обрамленными позументом «носили представители высших сословий». Низ таких бешметов бокам имел треугольные вырезы длиной 25-30 и у оснований 20-25 см, искусно разукрашенные плетенкой из шелковых ниток – чилле халы47Там же, С. 353.
Маркировка правителя шелком (камка) проявляется в описании быта правителей и у ногайцев48Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос. – Черкесск, 1994. – С.276, 319.
Исследователями отмечалось, что инвентарь позднесредневековых склепов языческого времени у вайнахов четко отражает социальное положение погребенных. Как указывает Т.Д. Равдоникас, в склепах, принадлежащих знати, не обнаруживается ни войлочных изделий, ни кафтанов из серого или черного сукна и т.д. Знать, пишет она, «надевала кафтаны из дорогих шелковых импортных материй ярких расцветок и часто другого покроя», чем рядовые общинники. Вайнахская знать из числа женщин носила шелковые платья синего, зеленого, оранжевого и красного цветов49Равдоникас Т. Д. Очерки.., С.119,121.
В осетинском фольклоре дочь князя Сайнага (Сайнаг-алдар) княжна Агунда (Агунда-хан) носит одежды из шелка – дари, особого вида плотной шелковой материи с глянцем, канауса50Нарты. Осетинский героический эпос. – М.:Наука, 1989. – Кн.2, С.343, Кн.3, С.94 прим.19. Фольклорные данные получают археологическое подтверждение (например, шелковая одежда из Махчесского погребения); в целом же следует отметить, что сведения об одежде осетин XVI-XVII «почти полностью отсутствуют»51Равдоникас Т. Д. Очерки.., С.106, 110.
Сафьян издавна у многих народов также содержала элементы социальной атрибуции. Не были здесь исключением и народы Северного Кавказа. Здесь маркой княжеского достоинства и знати вообще выступала обувь, изготовленная из сафьяна
Сафьяновая обувь месты в XVII в. упоминается как социальный признак – обувь черкесских князей («мурз»)52Эвлия Челеби, Книга путешествий. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. - М.: Наука, 1979. -т. 2, С. 58-59.
О мотиве борьбы сыромятных (знак «низов») и сафьяновых (знак знати) чувяков в кабардинском фольклоре исследователями уже отмечалось53Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. – Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1963. – С.154.
Этнолог К.М. Текеев отмечает, что обувь типа чарыкъ, которую в Карачае и Балкарии изготовляли «только из крашеного сафьяна», носила «только социальная знать». Другой тип обуви, поголенки, обшитые снаружи сафьяном (сахтиян уюкъ) также носили «в основном социальные верхи». Отмечается также, что серебряные или золотые пояски для повязывания ноговиц (ышым бау) «были характерны лишь для социальных верхов». В отношении обуви типа чабырла (чувяки) указанный автор полагает, что они «были обувью непрестижной» и их «в основном носили социальные низы»54Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы..,С. 365, 366, 369.
Но данные фольклора сообщают, что чувяки, сшитые из сафьяна, составляли знак княжеского сана. Так, в старинной песне «Татаркан», упоминая князя Иммолата Крымшамхалова, говорится, что он «показал сафьяновыми чувяками свой княжеский сан» (бийлигин сахтиян чабырла бла танытды)55Къарачай-малкъар фольклор. Сост. Т.М.Хаджиева. – Нальчик:Эль-Фа, 1996. – С.271.
Маркировка вайнахских князей сафьяновой обувью находит отражение в эпических источниках. У нарт-орстхойцев упоминается «князь их, могучий Солса», которому перед смертью оказывает помощь благодарная птица: «добрый голубь принес ему воды в красном сафьяновом чувяке и освежил уста умирающего. Не было уже слов у князя нартов»56Тресков И.В. Фольклорные связи.., С.59.
У осетин чувяки из свиной кожи выступают маркой «черных людей» (саулæг), а сафьяна – социальных «верхов», что получило отражение и в фольклоре57Нарты. Осетинский героический эпос, Кн.2, С.152-153.
В связи с упоминанием обуви цырых (ср. с кар.-балк.: чарыкъ), которые обували эпические герои, Г.Шанаев (1876) указывает, что это – сапоги с уменьшенным голенищем из красного сафьяна с острыми подковами58Там же, Кн.3, С.90 прим.23.
Одной из характерных марок высокого статуса правителя выступали золото и золотой цвет, реже – серебро. Они призваны были демонстрировать не только богатство, состоятельность социального лидера. Нами уже отмечалось, что драгоценные металлы в архаичных представлениях многих народов своим происхождением связаны с «иным миром». Образ золота, серебра и иных драгоценностей, доступ к которым оберегает змей (самая яркая марка «иного мира») – мировая универсалия. В осетинском эпосе отражен «потусторонний» характер золота и серебра, не случайно в одном из сказании гроб – серебряный, а в него укладывают покойников «в одежде, шитой золотом»59Там же, Кн.2, С.29.
Таким образом, драгоценные аксессуары княжеского сана могут выражать не только его социальный, но и сакральный статус.
В абазинском фольклоре при описании одежды княжны упоминаются «позолоченная шапочка», ожерелье с драгоценными камнями60Абазинские народные сказки, С.158.
В ногайской эпике социальная марка наиболее ярко выражена золотом и предметами золотого цвета. Обратимся к эпической поэме «Эдиге», где даются характерные детали одежды ханов. Так, золотоордынский хан Джанибек (1343-1357) носит «бурку из золота» (ямшысы яйма алтын), «золотое все, чем он покрывался» (ябынганы баьри алтын). У хана Тохтамыша шуба «с золотыми подолами и рукавами» (этеги алтын, енъи алтын). Хан Алшангир носил «шапку с золотой макушкой» (тоьбеси алтын боьрк киийген)61Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос, С.254-255, 260, 295, 300.
Золочеными тканями (парча – кис), золотым или серебряным позументом (ока) маркированы и детали ханского транспорта. Так описывается в «Эдиге» кибитка хана Тохтамыша:
Он эки табан боз орда,
Босагасы болаттан, болатка алтын ялаткан
Туьнълигининъ иши камка,
Тысы кис,
Орта бавы арайыс
Ялынлары ярма ока,
Туьйирлиги суьрме ока.
Большая кибитка с орнаментом,
Красивая кибитка с двенадцатью углами,
Порог ее из стали с золотым покрывалом,
Крышка ее дымохода – изнутри шелковая,
Снаружи парчовая,
Боковые подпорки покрыты позументом,
Накидка же крыши из лепесткового позумента62Там же, С.276, 319.
На нормы бытовой жизни осетинских князей указывает высказывание одного из эпических героев: «Если бы он был тебе братом, то держал бы тебя, подобно старому алдару, на золотой кровати с резными украшениями»63Нарты. Осетинский героический эпос, Кн.2, С.90.
В осетинских сказаниях сообщается, что князь (алдар) Сайнаг «величаво сел в золотое кресло», держит в руке «серебряную палку» (посох), перед гостями расставлены «с серебряными ножками точеные столы», свадебная колесница, в которой везут его дочь – «с серебряными оглоблями»64Там же, С.336, 338, 339, 344.
Пользуясь случаем, хотелось бы отметить образ Сайнага, который практически во всех сказаниях с его упоминанием наделен титулом алдара, заслуживает, на наш взгляд, особого внимания. Фигуру этого персонажа рассматривал В.И. Абаев, который пришел к выводу: «Имя Сайнаг-алдар – это осетинская передача монгольского Саин-хан – «славный хан»; таково было почетное имя Батыя»65Абаев В.И. Нартовский эпос осетин// Нарты. Осетинский героический эпос. – М.:Наука, 1990. – Кн.1, С.62.
Не исключено, что в осетинском эпосе таким образом отражен образ не конкретно Батыя, а ордынского хана вообще, маркированный известным монгольским почетным эпитетом. Учитывая, что предки нынешних осетин прожили в составе Золотой Орды около 150 лет, фиксации в их фольклоре обобщенного образа ордынского владетеля удивляться не стоит
В «Эдиге» – богатырском эпосе ногайцев, исторически соседствовавших с осетинами (что, кстати, хорошо иллюстрируется в осетинском фольклоре), Батый упоминается именно под эпитетом Сайын-хан (один из героев эпоса говорит: Сайын ханлар келгенде, аны кьорип мен оьзим – «Когда появился Саин-хан, видел его я сам»)66Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос, С. 254, 295.
Но в нашем случае существенен не вопрос о соотносимости эпического Сайнаг-алдара с историческим Батыем. Для нас важно то, что именно в фигуре Сайнаг-алдара находит наибольшее эпическое воплощение традиционного образа осетинского князя, владетеля, вождя. К такому выводу нас приводит тщательный анализ маркирующих позиций этого персонажа.
Социальной маркой знати в Карачае и Балкарии выступал женский головной убор (окъа бёрк), который у княгинь и княжон был богато украшен. В одной из версий предания о Басхануке (предок князей Суншевых и Урусбиевых) говорится, что окъа-бёрк княгини Сарай, жены Басханука, был украшен «сверкающими драгоценными камнями» (накъут-налмас ташла джылтырайдыла)67Ёзденлени Абугалий. Сёз – халы кибикди, С.48.
Представительницы княжеского сословия носили расшитый золотыми и серебряными нитями окъа-бёрк с острым, конусовидным верхом, увенчанным шишаком, а в налобной части украшенным венчиком. По мнению исследователей женский головной убор сохранил аланские и кипчакские элементы. Так, венчик связывается с аланами, а шишак – с кипчаками68Равдоникас Т. Д. Очерки.., С.109-110. Необходимо отметить, что островерхие головные уборы бытовали не только у кипчаков, но и у алан.
Археолог X.X. Биджиев выдвинул предположение, что один из женских головных уборов, фрагменты которого им найдены у сел. Карт-Джурт, возможно, принадлежал представительнице карачаевского княжеского рода Крымшамхаловых (предположение исходит из сходства изображенного на венчике знака с родовой тамгой Крымшамхаловых; Крымшамхаловы же проживали именно в Карт-Джурте).
В мужском костюме горской знати использование меха в одежде, как представляется, не несло социальной маркировки. Она проявлена, на наш взгляд, в использовании ценных меховых головных уборов степной аристократией, в частности – ногайскими князьями. В одном из эпических произведений живописное описание одеяния ногайского мурзы Мамая вряд ли случайно упоминается, что он носит черную кунью шапку (кара сувсар бьорк)69Сикалиев А.И.-М. Ногайский героический эпос, С.90 прим.23.
В целом материал, из которого изготовлялась одежда, у горской элиты нёс выраженные знаковые черты.
Примечания.
40 [↑ назад]Ковалевская В.Б. Северокавказские древности// Степи Евразии в эпоху средневековья. – М.:Наука, 1989. – С.87
41 [↑ назад]Абазинские народные сказки. Сост. В.Б. Тугов. – М:Наука. Гл. ред. вост. лит., 1985. – С.158, 198
42 [↑ назад]Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. – М., 1963. – С.206
43 [↑ назад]Равдоникас Т. Д. Очерки по истории одежды народов Северо-Западного Кавказа. – Л.: Наука, 1990. – С.70
44 [↑ назад]Карачаево-балкарские деятели культуры. Избранное. Состав., пред., статьи об авторах и комм. Т.Ш.Биттировой. – Нальчик:Эльбрус, т. I, 1993. - С.109-110
45 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз – халы кибикди. (на кар.-балк.яз.) – М.:Илекса – Ставро-поль:Сервишкола, 2004. – С.53
46 [↑ назад]Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М.: Нау-ка, 1989. - С. 376.
47 [↑ назад]Там же, С. 353
48 [↑ назад]Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос. – Черкесск, 1994. – С.276, 319
49 [↑ назад]Равдоникас Т. Д. Очерки.., С.119,121
50 [↑ назад]Нарты. Осетинский героический эпос. – М.:Наука, 1989. – Кн.2, С.343, Кн.3, С.94 прим.19
51 [↑ назад]Равдоникас Т. Д. Очерки.., С.106, 110
52 [↑ назад]Эвлия Челеби, Книга путешествий. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. - М.: Наука, 1979. -т. 2, С. 58-59
53 [↑ назад]Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. – Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1963. – С.154
54 [↑ назад]Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы..,С. 365, 366, 369
55 [↑ назад]Къарачай-малкъар фольклор. Сост. Т.М.Хаджиева. – Нальчик:Эль-Фа, 1996. – С.271
56 [↑ назад]Тресков И.В. Фольклорные связи.., С.59
57 [↑ назад]Нарты. Осетинский героический эпос, Кн.2, С.152-153
58 [↑ назад]Там же, Кн.3, С.90 прим.23
59 [↑ назад]Там же, Кн.2, С.29
60 [↑ назад]Абазинские народные сказки, С.158
61 [↑ назад]Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос, С.254-255, 260, 295, 300
62 [↑ назад]Там же, С.276, 319
63 [↑ назад]Нарты. Осетинский героический эпос, Кн.2, С.90
64 [↑ назад]Там же, С.336, 338, 339, 344
65 [↑ назад]Абаев В.И. Нартовский эпос осетин// Нарты. Осетинский героический эпос. – М.:Наука, 1990. – Кн.1, С.62
66 [↑ назад]Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос, С. 254, 295
67 [↑ назад]Ёзденлени Абугалий. Сёз – халы кибикди, С.48
68 [↑ назад]Равдоникас Т. Д. Очерки.., С.109-110
69 [↑ назад]Сикалиев А.И.-М. Ногайский героический эпос, С.90 прим.23