Четверг, 25.04.2024, 12:34

Карачаевцы и балкарцы

Джазына кёре тюшю, тюнюне кёре тюшю.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Статьи
Статьи
Р.Х. Керейтов "Новые данные о крепости Хаджи-Кала (Аьжи-Кала)"

Написание данной статьи вызвано не только простым изучением проблем археологического и этнографического характера, но и в какой то степени дополнения, а в некоторых позициях и исправления допущенных неточностей в исследовании крепости Аьжи-Кала. Археолог В.А. Фоменко данной крепости посвятил сначала не только научную статью (см. Тринадцатые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир. 2006), но и газетную статью (см. «День Республики» 28 июня 2007 на русском языке и «Черкес хеку» 21 декабрь 2006 г. на черкесском языке). При этом почему-то статью не опубликовал ни в абазинской, ни в карачаевской, ни в ногайской газетах, а следовало бы. Может здесь был какой-то расчет? Тогда В.А. Фоменко понял бы насколько нетактично он поступил в отношении данного памятника археологии, получил бы массу писем от ногайского, карачаевского читателя. И эта статья появилась в год 450-летия присоединения народов КЧР к России. Были проведены интересные юбилейные мероприятия. Но до сих пор читатели недоумевают (часто обращаются и ко мне) о том, почему крепость Аьжи-Кала, давно известная как ногайская вдруг стала адыгской. И вот почему.

Автор прав в том, что « османские крепости конца ХУ - первой трети ХIХ века восточного Причерноморья и Приазовья довольно часто упоминаются в литературе». К ним можно отнести и крепость Аьжи-Кала, что стоит у устья реки Малый Зеленчук, где она впадает в р. Кубань, её местные ногайцы от мала до велика так и называют Аьжи-Кала.

В данной статье автор перепутал местоположение этого археологического памятника с другим объектом. Это случилось, наверное, потому, что он пошел на поводу у местного краеведа В.Г.Мозгова. Не зная языка местных народов можно заблудиться в лабиринтах местной топонимики и гидронимики. Это одно. Другое то, что автор не вчитался в тексты исследований, которые уже опубликованы. В объективности и научности известного археолога Е.П. Алексеевой трудно сомневаться – это проверено временем. По данному вопросу она пишет: «Кабардинцы жили также в крепости Шадкирман, которая находилась в месте слияния Большого Зеленчука с Кубанью» (см. Древняя и средневековая история народов Карачаево-Черкесии. М.1971. с.185).

В.А. Фоменко легко перебрасывает эту крепость с Большого Зеленчука на Малый Зеленчук, не изучив соответствующую литературу по данной теме; он перепутал ногайцев, живших действительно у слияния Малого Зеленчука с теми, которые жили на Большом Зеленчуке, Те ногайцы, которые жили на Малом Зеленчуке, так и назывались «арсланбековские ногайцы».

Академическое издание «История народов Северного Кавказа с древнейших времен…» подтверждает «В середине ХVII века часть ногайцев, как указывалось выше, кочевала в нынешней Карачаево-Черкесии между реками Инджик- зеленчук – это так называемые арсланбековские ногайцы «(С.298.). Кстати, ногайцев, живших у слияния Б. Зеленчука и Кубани называли по имени их старшего – мурзы Касая. У известного царского историка П.Г. Буткова, изучавшего Кавказскую истории ХУ111-Х1Х веков читаем «старшина ногаев Касай-аула занимал место у впадения в Кубань ее левого притока Малого Зеленчука) (Материалы для новой истории Кавказа 2001. с. 308).Исследователь З.Б.Кипкеева в солидном московском издании пишет «…на берегу р. Дженджек (Инжик) находилась крепость, построенная крымским ханом, и жили в ней арсланбековские ногайцы. В этой крепости была маленькая мечеть с татарским имамом, в окрестностях были каменные дома, которые принадлежали Арсланбеку и другим мурзам…

Турецкие чиновники появлялись в Карачае «транзитом», по пути к восточным границам Крымского ханства. И направлялись они в пограничное крымско-ногайское селение Хаджи-Кала с белой мечетью, находившееся у впадения Малого Зеленчука в Кубань» (Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа. М.2006. с.48).

В.А. Фоменко, не прочитав указанные работы, пошел на поводу у краеведа из п.Эркин-Шахар В.Г.Мозгова, который сообщил ему, что он осмотрел развалины Хаджи-Кала в середине 1990-х годов. В.Г.Мозгов в своей публикации отметил, что «укрепление располагалось на правой стороне урочища Смертная балка (это урочище у ногайцев называется Буралки – отсюда и название современного аула Баралки, образованного в начале ХХ века. – Р.К.). Здесь также отмечено, что в среде ногайского населения наряду со словом Аьжи-Кала для обозначения упомянутых выше развалин используется топоним Ак-мешет» (В.Г. Мозгов. 1994). Второе название связано с некогда находившейся на территории Хаджи-Кале мечетью, сложенного из белого камня (известняка)». И В.А.Фоменко, и В.Г.Мозгов показывают незнание термина и вызваны отсюда ошибки в их написании; пишется «мешит», а не «мешет».

И ссылки на прежних авторов позволяют говорить, что В.А. Фоменко подошел к публикации не очень серьезно. Ведь Ю.А. Прокопенко (1995) не проводил археологические раскопки у слияния Малого Зеленчука с Кубанью; очевидно, он раскапывал у устья р. Большой Зеленчук.

Автор прав в том, что «укрепление Хаджи-Кале в 60-х годах ХVIII в. вероятно было дополнено системой боевых башен (Адиюх, Новоисправненская, Кызыл-Калинская, Хурзукская). Следует предположить, создание системы каменных укреплений в верховьях Кубани и её притоках может свидетельствовать о попытке Крыма и Османской империи установить контроль над местным населением (бесленевцами, абазинами, ногайцами, карачаевцами). Названные крепости могли быть использованы и для контроля важнейших региональных торговообменных и скотопрогонных путей, что также усиливало крымско-османское влияние в Верхнем Прикубанье».

Как видим, В.А.Фоменко сам сомневается, что эта крепость была единой. Здесь упомянута боевая башня Адиюх. Все стало бы на свои места, если В.А.Фоменко прочитал книгу «Музеи Карачаево-Черкесии» (М. 2006), написанной Ш.М.Батчаевым, И.Х.Заубидовой, Р.Т.Хатуевым, Р.Н.Чотчаевой, М.В.Шаповаловым под ответственной редакцией И.А.Шаповаловой. В указанной книге на стр. 83. о башне Адиюх читаем следующее «В 1761 г. на основе раннесредневековой (аланской) постройки здесь была возведена каменная башня. Как убедительно доказал Л.И.Лавров, она была возведена мастерами-зодчими, приглашенными из Крымского ханства, где имелись старые традиции монументальной архитектуры. Мастера были направлены сюда Крымским ханом Крым- гиреем по приглашению князя Темрюко-хаджи Атажукиным (ум. в 1790 г.) переселившимся из Кабарды на Малый Зеленчук. Этот князь был очень известным для своего времени человеком, Он совершил паломничество (хадж) к святым мусульманским местам в Аравии и, таким образом получил титул Хаджи. Поэтому эта башня называлась ещё и Хаджи-Кале».

Таким образом, мы встречаемся с ещё одним названием Хаджи-кале, Это более правдоподобно. И вряд ли стоит игнорировать эти данные. Тем более топонимов с «хаджи» на Северном Кавказе множество. Об этом сказано и в статье В.А.Фоменко. А вот путать «Аьжи-кала» с «Хаджи-Кале» не надо. Тем более даже дети ногайских аулов Эркин-Юрт, Эркин-Халк, Адиль-Халк и поселка Эркин-Шахар укажут, где расположена крепость и назовут «Аьжи-Кала». О том, что здесь, т.е. в устье р. Малый Зеленчук была крепость не «Хаджи-Кала», а «Аьжи-Кала», и в ней жили ногайцы имеются и исторические сведения. Вот что писал П.Г. Бутков осенью 1787 г. « войска в 2750 человек переправились за Кубань ниже Аджи-Кала близ устья Малого Зеленчука и выступили против мансуровцев и прочих народов между Лабой и Кубанью» (Извлечения…. Нальчик. 2001. с. 214). Заметим, до 1929 г., расположенные рядом два ногайских аула назывались Нижне-Мансуровский и Верхне-Мансуровский.

И вообще с топонимами, к тому же на незнакомом языке следует быть очень осторожным – за ними уже история народа. А в данном случае с термином «хаджи» и «кала», Например, с «хаджи» можно узнать об аулах, которые расположились в разных местах Северного Кавказа. Только на территории Чечни «На протяжении всего столетия (имеется ввиду ХУ111 в. Р.К.) происходит быстрое увеличение чеченского населения на равнине и в предгорьях. В деревне Чечен и окрестностях ей сел «Хаджи-Алия-аул» (с.372), а в другом месте это же селение называют «Аджи-Аул» (с.392) (см. История народов Северного Кавказа с древнейших времен…М.1988).

Так и с «Аджи-Кала», что на реках Б.и М. Зеленчуки. Думаю, что рецензируемый автор в будущем более подробно будет изучать материал, а потом предложит свои публикации на страницах научных издании и особенно газет, которые получают не всегда сведущие в археологических изысканиях читатели. Вряд ли были нужны подобные противоречивые публикации. Они не способствуют дальнейшей консолидации и, особенно, стабилизации общества. Время показывает, что нужны научные публикации призывающие к мирному сосуществованию.