ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V
ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ |
Б.Х. Кучмезов
История балкаро-кабардинских отношений в Центральном Кавказе насчитывает более 600 лет. Этот период берёт начало с конца XIV вв. когда после нашествия азиатского завоевателя Тимура, население Центрального Кавказа было частью уничтожено а частью скрылось в горах1Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры карачаевцев и балкарцев. Нальчик 1986.. После него здесь появляются кабардинцы, которые жили до этого вокруг Азовского моря и в Нижней Кубани2И. Барбаро в кн.: Адыги, балкарцы, карачавцы в известиях европейских авторов. Нальчик 1974 с. 34.. Однако, взаимопроникновение культур этих народов имеет значительно более древнюю историю, если иметь в виду что одни из предков балкарцев – аланы и болгары длительное время, как минимум, с в IV по XIII в.в., мирно жили по соседству с предками адыгов на Северо-Западном Кавказе3Анфимов Н.В. Племена Прикубанья в сарматское время //Советская археология. XXVIII. 1958. с. 71.. Кроме того, и болгары и аланы, также участвовали в формировании этнических сообществ Прикубанья. О том, что часть аланов была ассимилирована синдами, писали многие исследователи. Продвижение адыгских групп на Восток произошло неодномоментно и не всегда мирным путём. Рассматривая Этокский памятник – Дука-бек как свидетельство появление адыгов в районе Пятигорья, видный кавказовед Гадло А. В. отмечает, что первые инфильтрации адыгов на Центральный Кавказ могли происходить в XI-XII вв4Гадло А.В. «Этническая история народов Северного Кавказа» Л. 1994с. 101.. Впрочем, с ним не согласны другие исследователи5Нагоев А.Х. Материальная культура кабардинцев в позднем средневековье. Нальчик 1978. Бутков П.Г.\О имени «КОЗАК» журнал «Вестник Европы», №21. 1822. Ноябрь-декабрь 41. с. 191. которые не допускают подобной возможности т.к. в это, время, здесь жили аланы, болгары и половцы. Другой исследователь, Бетрозов Р.Ж. отмечает, что миграция кабардинцев в значительной степени изменила этническую карту Центрального Кавказа, и сначала им пришлось с оружием в руках отвоевать эти новые земли6Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов Нальчик 1991. с. 141-143.. Согласно кабардинскому фольклору, при появлении кабардинцев на нынешних местах во главе с Кабардом Тамбиевым они обнаружили здесь тюркутов (видимо торков русских летописей, - Б.К.), которые вели полукочевой образ жизни и располагали развитой военной инфраструктурой, и на первых порах, подчинили себе тамбиевцев7Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СП(б). с. 1994 с. 151 -156. . Однако, вследствие своего кочевого образа жизни, тюркюты вынуждены были покинуть эти места.
Любопытные документы XVIII века обнаруженные нами в РГВИА, приводят следующие сведения: «Кабардинцы утверждают, что балкарцы жили на этих местах и тогда когда кабардинцы здесь не поселились и что они, балкарцы, вместе с чегемцами (неясное слово...) вышед из Моджар и ими (этими землями - Б.К.) овладели8РГВИА, ф.414с.434п.465.. С этого времени и начинается соседство балкарцев и кабардинцев на территории современной КБР. Однако – это было лишь начало движения адыгов на восток – в более поздние времена, вплоть до XVIII в., большие и малые группы адыгов продолжали миграцию на восток. Причиной тому могли быть образование в Крыму сильного и агрессивного государства – Крымского ханства, которое сразу начало экспансию на Кубань или появление ногайских орд в этом районе. То, что генеалогии многих современных кабардинских фамилий возводят себя в Закубанье9, так же, на наш взгляд, свидетельствует, в пользу этого. Видимо, кабардинцы ещё некоторое время продолжали жить вместе с жившим здесь до них, тюркоязычным населением этого региона.
В пользу этого говорит тот факт, что многие местности на территории Большой Кабарды кабардинцы называли тюркскими топонимами - Кызылбурун, Акбаш, Карагач, Кашхатау, Герменчик и т.д. Вероятнее всего, это тюркоязычное население Центрального Кавказа позже перебралось в горы, где влилось в состав балкарцев. Последние, с приходом на предкавказскую равнину оседлого населения в лице кабардинцев, теряют возможность свободного выпаса своего скота на зимних пастбищах и становятся зависимыми от кабардинцев. В то же время экономическая зависимость балкарцев не сразу и не у всех обществ перешла в политическую зависимость от Кабарды, которая наиболее отчётливо наблюдалась со второй половине XVIII века, т.е. с фактическим вхождением Кабарды в состав Российского государства.
Что касается собственно Балкарского общества, то оно, как отмечалось во многих документах10Правовые нормы адыгов и балкарцев в прошлом. Сб. док. Авт.-сост. Думанов Х.М. Ф.Х. Думанова. – Майкоп,1997. - С.75., сохраняло свою относительную независимость11Полевые записи в с. Яникой.. Что касается Чегемского общества, кабардинские князья в конце XVIII века сообщали Буткову что « …на вершине р. Чегем проживает племя Чегемцев, которые некогда были сильным племенем12Абаев М.К. «Балкария». Историч. очерк //Азаматов К.Г. Хутуев Х.И. «Мисост Абаев» Нальчик. 1980.. Возможно, период о котором упоминали кабардинские князья, относился к временам, когда в Чегеме правили владетельные князья Рачыкъаулары, и по легенде были истреблены восставшим населением Чегема во главе с потомками Анфако. Человек с этим именем является весьма известной личностью и нередко встречается в документах пер пол. XVII века, как первый уздень и помощник небезызвестного кабардинского князя Алегуки Шеганукова который был одной из самых известных фигур на Северном Кавказе. Перед Кабардой в этот период стояли задачи освобождения Баксанского ущелья от сванов и карачаевцев, истребление нелояльных, а подчас и агрессивных по отношению к Кабарде чегемских князей Рачыкауовых. Согласно фольклору это удалось выполнить правнукам Анфако, которые устроив переворот с «варфоломеевской ночью» в Чегеме, захватили власть и открыли путь сюда кабардинским князьям и кумыкским шамхалам, которые объединившись, по сути превратили Чегем в подвластную себе территорию, обложив его население податью.
Примечательно, что потомки Анфако – Балкаруковы, Барасбиевы, Кучуковы и Келеметовы, нередко с оружием в руках, до XIX века выполняли свои союзнические обязанности перед кабардинскими князьями, в их борьбе с карачаевцами и Урусбиевыми. В последствие многие из людей гвардии Анфако остались в Чегеме. Подтверждением этому факту являются генеалогии некоторых чегемских фамилий. Согласно генеалогии Мирзоевых, Курмановых, Элекуевых, их родоначальником являлся некий Гимыш. В рассказе Алимырзы Балкарокова упоминается помощник Анфако с таким же именем Гимишри. Вероятно, здесь речь идёт об одном и том же человеке. Другого помощника Анфако звали Адурхай. Согласно генеалогии чегемских фамилии Газаевых и Жазаевых – их общего предка звали так же Адурхай. Таким образом, нельзя исключить вероятность того, что они и есть потомки кабардинской гвардии Анфако обосновавшиеся в Чегеме, которым его потомки пожаловали узденство. Полевые исследования показывают, что этнокультурное взаимовлияние Кабарды и Чегема всегда ощущалось более отчётливо, чем в других местах Балкарии13Бутков П.Г. Материалы по новой истории Кавказа. Приложение к книге Битовой Е.Г. Социальная история Балкарии в XIX в.: сельская община». Нальчик 2000..
Историю взаимоотношений Балкарии с Кабардой в XVI-XVII в.в. раскрывает документ обнаруженный в фондах РГВИА, в котором отмечается, что «чегемы обитают в тыл, Большой Кабарды в вершинах соименной себе речке Чегем, который в вершинах называется Шаудан и по впадающей в Баксан реке Гёнделен. Они имеют до 1000 домов»14РГВИА Ф.482, ед. хр. 192, с. 143.. Исходя из этих данных, чегемцев во второй половине XVIII в. насчитывалось около 8-10 тыс. человек. «Чегемы поселились на настоящих местах в древности из Мажар, были некогда народ сильный, – отмечается далее в этом документе. Черкесы, заняв землю хазар – кабардинцев в XV веке, долго вели с чегемами войну. В оную войну было побито много кабардинских узденей... и тут на помощь к ним (кабардинцам – Б.К.) пришел со своим войском Шамхал Тарковский – владелец Дагестана. Тогда чегемцы лишились своих природных владельцев и, по воле Шамхала сделались принадлежащими Большой Кабарде владельцам рода Атажуки и которые полагают на них повинность по своему произволению, и чегемцы считаются совершенно соединенными с Большой Кабардой, исповедуя веру магометанскую...»15Там же. С. 143-144, а также ф. 414, ед. хр. 434 (8) 121..
В другом месте упоминается, что Шамхал Тарковский «вспомоществовавший в сем трудном предприяти (войне в Чегемом – Б.К.) владельцам Казыева рода, получив победу над Чегемами отдал их сему поколению в зависимость. Больше половины их дают повинность фамилии Кайтуки владельцам, а остальные Бекмурзиным, Мисостовым и Атажукиным16РГВИА. Ф. 482, ед. хр. 434, л. 13,5.. Документы эти интересны по нескольким позициям. Во-первых, указывается время появления кабардинцев на этой территории – XV век. Во-вторых, документ проливает свет на ряд событий происходивших в Чегеме примерно в XV-XVII вв. В-третьих, появляется крупный субъект в региональной геополитике – дагестанский Шамхал Тарковский, который, судя по документам, играл здесь не последнюю роль. Фольклор балкарцев также зафиксировал упоминаемые в этих документах события. Здесь мы хотим привести краткое содержание чегемской легенды. Как мы уже отмечали, Миллер В.Ф. и Ковалевский М.М. посетив Чегем в нач. 80-х гг. XIX в. записали у старшины чегемского, общества Али Мурзы Балкарокова эту легенду об истреблении князей Рачыкаовых и о появлении здесь новой княжеской династии, абадзехского по происхождению – Анфако17Калоев Б.А., Ковалевский М.М. и его исследования по народам Кавказа. М., 1979 (приложение). С. 173-174.. Согласно этой легенде, в Чегем из Абаза прибыл некий Анфоко из княжеского рода Болотуковых. Он после себя оставил двух сыновей Бай-Мурзу и Жан-Мурзу, которые были предками рассказчика Али-Мурзы Балкарова в десятом поколении. Следовательно братья Баймурза и Жанмурза жили, по предположению Ковалевского М.М. в первой половине XVI века. Братья прибыли в Чегем, а их принял на жительство князь Бердыбий Рачыкау-ов. Династия последнего, по легенде, была жестокой и деспотичной, что вызывало глухое недовольство чегемцев. Потомки братьев, использовав это недовольство устроили упоминаемое выше убийство всего рода Рачыкауовых и сами стали князьями. Балкарская историческая песня «Рачыкъаулары» также приводит сведения о смерти этого древнего рода, и, причем, народ жалеет об убитых, и она является, по сути, песней-плачем. Упоминаемые в документах природные владельцы Чегема, которые погибли в войне с кабардинцами и Шамхалом Тарковским видимо и были теми самыми Рачыкауовыми из фольклора балкарцев. Следовательно, «варфоломеевская ночь Чегема»18Малкондуев Х.Х. Указ, раб. с. 75. была не чем иным, как завоевание Чегема кабардино-дагестанскими войсками. Остается загадкой теперь личность Анфоко. Ясно одно, что абадзех Анфоко не мог попасть в Чегем обойдя Кабарду. Хан-Гирей, перечисляя владетельные дворянские роды абадзехов называет народ Анфокъо19Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1978. С. 101. ЦГВИА. Ф. 414, д. 434, л. 175. 2(1 Кабардино-русские отношения. T.I. M, 1957. С. 221-223.. Представитель этого рода видимо и прибыл в Кабарду, и документы XVII века упоминают именно этого Анфоку – «узденя мурз Казыевой Кабарды»20.
Как видим, документ из кабардино-русских отношений, также упоминает Анфоку в связи с мурзами Казыевой Кабарды, как и документы ЦГВИА, которые отмечают, что именно им и сделались зависимыми по повелению Дагестанского Шамхала чегемцы. Последний не раз упоминается в документах XVII века в связи с его нападениями на Кабарду. Так в 1635 году Шамхал Мурза кумыцкий Айдемир убил кабардинского мурзу Клыча Саусланова «на его сабанах. А что было на сабанах его людей и лошадей и животины, и он де многих его людей побил, а иных в ясырство поймал, а лошадей и животину отогнал». Далее в документе отмечается: «А как он Айдемир-Мурза, на Клычевы сабаны пошел, а нам холопем твоим, про тот его поход в ач поры было неведомо, для того, что он ходил тайно, и тое у них мысли никто не ведал, а чаяли он государь, того его походу в Кабарду для ясаку на своих ясачных людей»21Там же. С. 161.,. Из документа ясно, что в Кабарде имелись ясачные люди кумыкского шамхала. Выше упомянутые документы из РГВИА также сообщают что Чегем сделался зависимым от Кабарды по повелению Шамхала Тарковского (разрядка наша – Б. К.). Вероятно, на первых порах, завоеванный Чегем платил дань и дагестанскому шамхалу, о чем свидетельствует письмо чегемских таубиев Балкароковых, Кучуковых, Барасбиевых и Келеметовых датированных 1794 г. – в котором сообщается: «Мы издавна платили подати дагестанскому Шамхалу»22ЦГА РСО – Алания. Ф.32, оп.1, дел. 542 (передан московским ученым д.и.н. Каракетовым М.Дж.)..
Фольклор чегемцев следующим образом объясняет появление в Чегеме дагестанских шамхалов – когда потомки Анфоко захватили власть в Чегеме, один из них по имени Акътуган с целью возвыситься на глазах местных элит, выкрал из Дагестана дочь шамхала по имени Карима-хан. Вернувшись в Чегем он, опасаясь преследования со стороны дагестанского шамхала, построил башню с крепостными укреплениями. Преследовавший беглецов шамхал с боями прорвался в чегемское ущелье, увидев крепостные сооружения, решил смириться с новым зятем23Карачаево-балкарский фольклор. М., 1983. С. 178..
Возможно, в фольклоре произошло хронологическое смещение фактов. Боевые действия со штурмом чегемского ущелья в которых идет речь, происходили перед уничтожением «природных владельцев Чегема», о котором упоминается в документе XVIII века, т.е. Рачыкауовых и, уже после установления чегемским шамхалом над Чегемом, произошел факт умыкания Актуганом Балкароковым дочери шамхала Тарковского. «Чегем, – отмечает известная исследовательница Дагестана С. Гаджиева, – неоднократно упоминается в кумыкском фольклоре – в сказаниях и исторических песнях24Выступление Гаджиевой С.Ш. на конференции по происхождению балкарцев и карачаевцев. «О происхождении балкарцев и карачаевцев». Нальчик, 1960. С.120. В Кумыкской исторической песне «Заруш» подтверждается факт замужества дочери шамхала за чегемским князем Балкароковым. См. Аджиев A.M. О кумыкско-кабардинских взаимосвязях, отраженных в эпосе кумыков. Актуальные вопросы в кабардино-балкарской фольклористике. Нальчик, 1986. с. 111. . Остается добавить, что среди кумыков часто встречаются фамилии с формантом «Рачык» – Рачкаевы и Рачыкауовы. Отсутствие других документов о событиях в Чегеме, когда это балкарское общество было захвачено дагестанско-кабардинскими войсками, не позволяет установить точную хронологию этих событий. Однако, имеющиеся факты косвенно доказывают, что они происходили до 30-х гг. XVIII в. В 1736 г. Алексей Тузов побывав в Чегеме нашел здесь кабардинского князя Нетшу Кургокина, сына Кургоко Атажукина25Лавров Л.И. Указ. соч. С. 103..
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод о том, что Чегемом до Анфаковичей правили древний балкарский род князей Рачыкаовых происходящим, по всем косвенным данным, из рода Басията. В пользу этого говорит документ, упоминаемый выше, о том, что «болхарцы вместе с чегемами вышел из моджар». Другой документ XVIII в., также гласит что «по преданиям кабардинцев и балкарцев, сей народ (балкарцы – Б. К.) еще до XV века вышел из маджар, совокупно с чегемами, расположил в нынешних местах свои жилища. Владельцы Басият из Маджар же последними вышли и сделались их господами»26РГВИА. Ф.482, ед.хр. 192, с. 141.. Этот ход событий подтверждает и балкарский фольклор. Согласно нему из Маджар первым вышел и пришел в Балкарское ущелье уздень Басията Мисака и лишь после того, как тот здесь обосновался, дрибыл Басият27. Естественно, каждый из них прибывал сюда со своими подвластными. Если иметь в виду что еще в середине XIX века некоторые князья из рода Басията насчитывали 20 поколений от родоначальника Басията28, простой подсчет приводит нас к тому, что Басият пришел в Балкарию примерно в конце XIII века.
Первые документы, где упоминаются балкарцы, содержат довольно скупые сведения. В документе от 1629 года в разведке серебряных руд приводятся сведения, что балкарские князья Апши да Абдаулла, «Тазримовы дети» которые Пшимаху Канбулатовичу Черкасскому доводятся племянниками, «государю не послушны, живут о себе, и закладов их в Терском городе нет, а слушают они черкаского Алегука-Мурзы Шеганукова. А люди с ними живут небольшие, только де по сторонам около их в горах людей много иных мурз... И только де Алегук-Мурза пошлет к ним о том, и чают того они /авторы письма – БК/ что, они в том ево послушают, а подлинно того сказать не умеют, послушают ли те мурзы Алегука-Мурзы (который государю русскому «послушен и имеет заклады в Терском городе» – Б.К.), и дадут ли в том месте руды искать или нет, того они не ведают и... – без ратных людей быть нельзя и людей послать (следует) больше и лутче»29КРО. Т. I.e. 126.. Судя по документу, балкарцы еще не входили в состав Российского государства и пользовались независимостью. Русские послы в Имеретию стольник Толочанов и дьяк Иевлев также отмечали что они «отправясь от Зазарук-Мурзы в четвертый день прибыли в Балкарию. Тамошние мурзы приняли их с честью, хоть и не под государевой рукой (разрядка наша – Б.К.)». Далее приводится замечание, что этот факт «ведет нас к удивлению – что кабардинцы находились под государевой рукой»30РГВИА. Д.434, т.9, с.486.. Документы XVII века дают нам основание предполагать, что несмотря на экономическую зависимость от кабардинцев Балкария сохраняла свою относительную политическую независимость. Даже, несмотря на то, что Алегук Мурза, имел влияние на балкарских князей, черкесы докладывали, что без войска в Балкарию «ходить нельзя». Пшимах Муцалович, кому балкарские владельцы Апши Тазретов и Абдаула Тазретов доводились племянниками, сообщал что «серебро делати можно только с твоими государевыми со многими ратными людьми, сперва острастя кабардинских и горских князей и людей.... Да постояв годы с два до день мочно то серебреная и рудя делать31КРО. ТЛ. с.125». Таким образом, из документов следует, что балкарские владельцы тогда были довольны сильными в военном отношении. В тех же документах отмечается, что они бьются с дагестанскими шамхалами – Айдемиром и с кабардинскими князьями Илдаром и Сурхаем. Эти мурзы принесли шерть русскому царю еще в 1610-1613 гг. и служили Москве. Из статейных списков Толочанова мы узнаем что «у Болхар есть владельцы Алибек Чепелов и Айбал (правильно Айдебол – Б.К.) дядька Канбулата Муцаловича Черкасского. У Балхар есть город на реке Суенсу и оные мурзы не под государевой рукой, а сами о себе...» В том городке послы ночевали, затем пошли в Балхары вверх по реке Суенсу и второй день туда прибыли32РГВИАф. 414 ед. хр. 434 д. 1, с. 135..
В другом месте отмечается, что «балкарцы имеют собственных своих владельцев – Басият, которые у кабардинцев, подобно брагунским владельцам в сем достоинстве почитаются так, что кабардинские владельцы вступают с ними в родственные связи. Балкарцы богаче всех горцев, живут спокойно, не воруют, ни с кем не воюют, поддерживают торги с Грузией и Имеретией, имеют обильные хлебопашества и скотоводства33РГВИАт.414. ф. 434 с.136.. Если иметь ввиду, что кабардинские князья не вступали в родственные союзы с владельцами зависимых от себя народов, то можно сделать вывод что в XVII-XVIII вв.: балкарские владельцы рода Басията, а это – князья балкарские Айдеболовы, Абаевы, а также чегемские Рачыкаовы сохраняли свою независимость от Кабарды. Рассматривая сословные отношения в Балкарии заслуживает внимания документ XVIII в. в котором отмечается что «Управление их (т.е. балкарцев – Б.К.) во многом подобно кабардинскому34Тамже, ф.484, ед.хр. 192, с. 140 (об).. Те же документы отмечают, что осетинские и карачаевские владельцы, хотя и были раньше княжескими фамилиями, но были унижены кабардинскими владельцами до уровня их узденей и что они роднятся только между собой и с кабардинскими узденями35РГВИА. Ф. 492, д. 199, с. 198..
Таким образом, документы выделяют статус балкарских владельцев от статуса других горских владельцев приравнивая фамилию Басиятов кабардинским князьям. Гильден-штетд36«Адыги, балкарцы, карачаевцы...». С.207. отмечал, что вплоть до конца XVIII века «Семейство Басият в округе почитается княжеской, каковым признается оно и черкесами».
Известный балкарский историк начала XX века Мисост Абаев отмечал, что от отношений с Кабардой напрямую зависело экономическое положение балкарцев. Имея обширные пастбищные угодья на равнинах, и контролируя выходы из ущелья, кабардинские, князья стремились подчинить себе всю Балкарию37Азаматов К.Г. Хутуев X. И. Мисост Абаев Нальчик 1980. с. 36 . Не довольствуясь контролем над Чегемским обществом, кабардинские князья всё время пытались распространить своё влияние на соседние Урусбиевское и Балкарское общества. Согласно преданиям, на первых порах урусбиевцам, благодаря военному союзу со сванами, и балкарцам, благодаря своей многочисленности и труднодоступности, удалось сохранить свою независимость вплоть до конца XVIII в38Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв., С.319..
Характер балкаро-кабардинских экономических отношении раскрывает документ конца XVIII века. «Так как они (балкарцы – Б.К.) непосредственно граничащие к северу с Большою Кабардою и не имеют другого прохода из своих ущельев в линию Кавказскую, особливо за солью, как только через Кабарду или мимо неё, то сколько по сей причине и менее быть тревожными от воинственных кабардинцев балкарцы дают с давних времен в виде дани или калыма Большой Кабарды владельцам по одному барану со двора, каковую дань сию кабардинские владельцы делят между собой по известной им соразмерности. Однако по неспокойному нраву кабардинцев они нередко далее простирали притязания свои на балкарцев, о чем особенно говорили приносящие жалобу свою Российскому Правительству в 1787-1794, предавая себя в Российское подданство и прося дать им от кабардинцев защиту, но дело обошлось потом без сей меры39РГВИА ф. 482 ср. хр 482, с 141.. Во многом эта зависимость обуславливалась не столько военным фактором, сколько экономическим. Жизненная необходимость в зимних пастбищах на кабардинской плоскости и нехватка земель в горах делали балкарцев зависимыми от перипетий внутри-кабардинских противоречий и междоусобиц. Интересный документ 1811 г. – письмо ген-м. Дельпоццо ин. Тормасову содержится в сборнике документов по истории кабардино-русских отношений. «Они – кабардинцы, ищут власти владеть всеми горскими народами, покорившимся предкам их неправильно, потому что сия часть покорности оных им относится к силе и действий войска (российского – авт..) в тогдашнее время и покровительства им от Всероссийских государей; народы же сии суть осетинцы, балкарцы, карачаевцы, абазинцы, ингушевцы, карабулаки и есть люди вольные, и хотя они с некоторых времён и платили им подати, но сии единственно последовало от вышеписанного предмета силы оружия Российского и покровительство им, кабардинцам... Этот документ, как видим, увязывает усиление Кабарды, с появлением Российского государства на Северном Кавказе и его поддержкой Кабарды, в его попытках подчинить себе других народов - горцев40Там же. Балкарцы подчас оказывались втянутыми в межфеодальные войны в Кабарде, когда побеждённые группы князей или тлекотлешей, находили приют в Балкарском обществе41Абаев М.К. Балкария... с. 58. Во время крупномасштабных агрессий на Кабарду Крымского ханства, закубанских татар или калмыков, кабардинцы часто скрывались в «крепких» местах в Балкарии42Хан-Гирей Записки о Черкессии с. 102.. Об этом же отмечается в фольклоре. Согласно кабардинской народной песне о Кара-кашхатауской битве между кабардинцами и крымцами, исход «этой битвы предопределили двести горцев (балкарцев – Б. К), которые пришли на помощь к кабардинцам и совместными усилиями агрессор был изгнан.
Таким образом история военно-союзнических отношений между кабардинцами и карачаево-балкарцами насчитывает не одно столетие. Тому свидетельство историко-героические песни «Хасаука», «Мисирбий», «Уллу Хож», где отражаются наиболее яркие страницы боевого содружества этих народов.
Примечания.
1 [↑ назад]Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры карачаевцев и балкарцев. Нальчик 1986.
2 [↑ назад]И. Барбаро в кн.: Адыги, балкарцы, карачавцы в известиях европейских авторов. Нальчик 1974 с. 34.
3 [↑ назад]Анфимов Н.В. Племена Прикубанья в сарматское время //Советская археология. XXVIII. 1958. с. 71.
4 [↑ назад]Гадло А.В. «Этническая история народов Северного Кавказа» Л. 1994с. 101.
5 [↑ назад]Нагоев А.Х. Материальная культура кабардинцев в позднем средневековье. Нальчик 1978. Бутков П.Г.\О имени «КОЗАК» журнал «Вестник Европы», №21. 1822. Ноябрь-декабрь 41. с. 191.
6 [↑ назад]Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов Нальчик 1991. с. 141-143.
7 [↑ назад]Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СП(б). с. 1994 с. 151 -156.
8 [↑ назад]РГВИА, ф.414с.434п.465.
9 [↑ назад]
10 [↑ назад]Правовые нормы адыгов и балкарцев в прошлом. Сб. док. Авт.-сост. Думанов Х.М. Ф.Х. Думанова. – Майкоп,1997. - С.75.
11 [↑ назад]Полевые записи в с. Яникой.
12 [↑ назад]Абаев М.К. «Балкария». Историч. очерк //Азаматов К.Г. Хутуев Х.И. «Мисост Абаев» Нальчик. 1980.
13 [↑ назад]Бутков П.Г. Материалы по новой истории Кавказа. Приложение к книге Битовой Е.Г. Социальная история Балкарии в XIX в.: сельская община». Нальчик 2000.
14 [↑ назад]РГВИА Ф.482, ед. хр. 192, с. 143.
15 [↑ назад]Там же. С. 143-144, а также ф. 414, ед. хр. 434 (8) 121.
16 [↑ назад]РГВИА. Ф. 482, ед. хр. 434, л. 13,5.
17 [↑ назад]Калоев Б.А., Ковалевский М.М. и его исследования по народам Кавказа. М., 1979 (приложение). С. 173-174.
18 [↑ назад]Малкондуев Х.Х. Указ, раб. с. 75.
19 [↑ назад]Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1978. С. 101. ЦГВИА. Ф. 414, д. 434, л. 175. 2(1 Кабардино-русские отношения. T.I. M, 1957. С. 221-223.
20 [↑ назад]
21 [↑ назад]Там же. С. 161. •,
22 [↑ назад]ЦГА РСО – Алания. Ф.32, оп.1, дел. 542 (передан московским ученым д.и.н. Каракетовым М.Дж.).
23 [↑ назад]Карачаево-балкарский фольклор. М., 1983. С. 178.
24 [↑ назад]Выступление Гаджиевой С.Ш. на конференции по происхождению балкарцев и карачаевцев. «О происхождении балкарцев и карачаевцев». Нальчик, 1960. С.120. В Кумыкской исторической песне «Заруш» подтверждается факт замужества дочери шамхала за чегемским князем Балкароковым. См. Аджиев A.M. О кумыкско-кабардинских взаимосвязях, отраженных в эпосе кумыков. Актуальные вопросы в кабардино-балкарской фольклористике. Нальчик, 1986. с. 111.
25 [↑ назад]Лавров Л.И. Указ. соч. С. 103.
26 [↑ назад]РГВИА. Ф.482, ед.хр. 192, с. 141.
27 [↑ назад]
28 [↑ назад]
29 [↑ назад]КРО. Т. I.e. 126.
30 [↑ назад]РГВИА. Д.434, т.9, с.486.
31 [↑ назад]КРО. ТЛ. с.125
32 [↑ назад]РГВИАф. 414 ед. хр. 434 д. 1, с. 135.
33 [↑ назад]РГВИАт.414. ф. 434 с.136.
34 [↑ назад]Тамже, ф.484, ед.хр. 192, с. 140 (об).
35 [↑ назад]РГВИА. Ф. 492, д. 199, с. 198.
36 [↑ назад]«Адыги, балкарцы, карачаевцы...». С.207.
37 [↑ назад]Азаматов К.Г. Хутуев X. И. Мисост Абаев Нальчик 1980. с. 36
38 [↑ назад]Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв., С.319.
39 [↑ назад]РГВИА ф. 482 ср. хр 482, с 141.
40 [↑ назад]Там же
41 [↑ назад]Абаев М.К. Балкария... с. 58
42 [↑ назад]Хан-Гирей Записки о Черкессии с. 102.