Пятница, 19.04.2024, 04:39

Карачаевцы и балкарцы

Нени сюйсенг анга тюберсе.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V » ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
О традициях народной одежды и борьбе с ними в советские годы

И.М. Каракетова

Костюм – выразитель социальной и индивидуальной характеристики человека; его эстетического вкуса, характера, возраста, пола.

Коренной обитатель (автохтон) страны, региона всецело принадлежит среде, в которой обитает. От окружающей среды зависит его пища и одежда. Одежда народов различается, как по материалу, так и внешним видом. Выбор ткани и формы одежды обусловливались главным образом климатическими условиями страны, где жил тот или иной народ, а отделка одежды и её украшения соответствовали уровню промышленного развития народа.

Латинское слово «традиция» прочно вошло у нас в научный, литературный, бытовой лексикон. Под традицией подразумеваем культурное наследие, а также процесс трансмиссии культуры – передачи культурных достижений от поколения к поколению.

Одежда – это составная часть материальной и духовной культуры. С одной стороны это материальные ценности, созданные трудом человека, которые удовлетворяют наши потребности; с другой – это произведения декоративно – прикладного искусства, эстетически преобразующие человека. Одежда относится к числу устойчивых этнических признаков и дает богатый материал для познания национальной культуры того или иного народа, а порой и ключ к пониманию некоторых вопросов конкретной истории, этногенеза, исторических связей и взаимовлияния народов, проблемы сближения наций. Будучи обусловлена уровнем экономического развития, формами хозяйства, производственным бытом народа и географическими условиями, одежда является источником познания и этих сторон жизни15Студенецкая Е. Н. «О современной народной одежде». СЭ. №2, 1963. - С.48-60.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации народной одежды оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

Каждый народ свои обычаи и культурные особенности воспринимал как нечто изначальное. «После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить – поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда…» – повествуется в одном из башкирских преданий16Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа., «Китаб». 1995. - С.9, 239.

Чтобы понять душу народа, надо проникнуться его древней культурой, традициями, сквозь пыль веков донесшими до нас, сегодняшних, тайны представления о мире. Национальный костюм каждого народа, древний и загадочный, с вышивкой, кроме необыкновенной красоты и гармонии несет в себе столько неразгаданных загадок и зашифрованных посланий, что не одному поколению придётся ещё постигать эту тайнопись. Национальный костюм несёт в себе нравственные и этические нормы народа, которые и сегодня служат основой духовности.

Всё великолепие национального костюма кроме красоты, яркости и праздничности несло и функциональность, имел не только своё утилитарное предназначение, но и философское, и смысловое значение. Наши предки читали костюм как книгу. Точно так как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. Одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду человека, сразу можно было определить, кто он такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одёжке встречают, провожают по уму». Только не все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная мудрость. Обычно считается, что «по одёжке» видно, богат ли человек и со вкусом ли одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые повстречав человека, «по одёжке» определяли его род и решали, как себя с ним вести. В национальных костюмах всё продумано, осмыслено, нет случайностей или незначительных деталей.

Необычайно самобытен и оригинален народный костюм, его характеризует богатство форм, своеобразие украшений, разнообразие приемов его изготовления. Народный костюм - яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, его покрой, характер декора обычно складывались на протяжении многих веков и были обусловлены хозяйственно – бытовым укладом народа, его культурно – историческим развитием. Народный костюм ценнейший памятник народного творчества. При описании материальной культуры, особенно когда ставится задача изучения этногенетических проблем, существенное внимание уделяется одежде, так как в её традиционном составе, материале, оформлении, покрое находит отражение этническая специфика.

Одежда – специальное средство защиты человеческого тела. Материалом для одежды первобытного человека служили мягкая кора деревьев, листья и волокна тропических растений и т. д. Выбор материи был обусловлен окружающей природой. Главным материалом служили шкуры животных. Ещё в I в. н. э. люди шили одежду из шкур сухопутных животных. Древние погребения донесли до нас целые комплекты меховой одежды: шубы, штаны, чулки, обувь. Все эти факты – свидетельство наличия древней культуры одежды17Дудникова Г.П. История костюма. Ростов /Дон., «Феникс»., 2003. - С.7. Позднее начинают прясть нити и ткать материалы из овечьей шерсти, волокон культурных растений (хлопок, лён, конопля). Одежда спасала человека и спасает от многочисленных болезней. Изучение национального костюма разных народов имеет огромное значение в науке. Так как она показывает уровень их общей культуры, культурно – исторические связи с окружающими народами, прогресс этих народов, а также социальное положение племени и слоёв населения. Одежда отражает стиль эпохи, настроение человека, его быт и нравы, его конкретный образ складывался веками в ходе тысячелетней истории человечества. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его особенности зависели от географических, климатических, социальных условий в которых обитал народ, от его домашнего уклада и производственных навыков. В традиционном костюме воплощались художественно – эстетические идеалы, находил отражение и духовный мир людей. Народный костюм показывает менталитет данного народа, его религиозные воззрения, общий уровень его развития. По поводу рождения и смерти, объявления войны или заключения мира, совершеннолетия или свадьбы – все эти изменения в жизни человека отражались на его одежде. Одежда бывает повседневная, праздничная и обрядовая. К последней относится одеяния священнослужителей, специальные платья, надеваемые при исполнении различных обрядовых действ. Сама одежда и её название являются историческим источником изучения культуры народа и его языка, она отражает взаимоотношение и взаимовлияние народов, их быт, обычаи и обряды, то есть возрастные и социальные различия. Ещё в древние времена, согласно данным археологов, на Северном Кавказе изготовлялись шерстяные ткани разного качества. «Из шерстяной ткани шились различные (в том числе народные) одежды, скреплявшиеся бронзовыми булавками, фибулами и застёжками. Из шерсти шилась одежда, вязались чулки. Собственно не считая кожи, шерсть и шерстяная ткань являлись основным материалом идущим на изготовление одежды и, по - видимому, даже лёгкой обуви у племён Северного Кавказа того времени. О том, что изготовление шерстяных тканей было в то время самым распространенным домашним делом женской половины каждой большой семьи, каждого рода, можно судить по многочисленным находкам глиняных пряслиц»18Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа, М. 1960. - С.329.

В создании карачаево-балкарской народной одежды нашли применение разнообразные материалы. Использовались почти все известные народу декоративно – художественные приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивки из серебра и золота, тиснение по коже. Плоды разносторонней деятельности людей объединены в костюме естественно и гармонично, составляя единое целое. Традиционно праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний. При создании одежды учитывалась специфика костюма: функциональное назначение отдельных элементов костюмного комплекса, возможность их варьирования с учётом разных бытовых условий и возрастных категорий членов общества. В сложении народного костюмного комплекса большое значение имела и сама природа одежды: её объёмность, подвижность, отсутствие раз и навсегда обусловленного внешнего фона. На формирование состава, покроя особенностей орнаментации национального костюма оказывали влияние, как было сказано выше, географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Традиционный костюм каждого народа является памятником народного искусства народа художественным ансамблем, главным в котором является сам человек. В вопросе эстетического решения костюма, народ исходил из красоты материала, его формы и конструкции вещи. Так народная одежда из шерсти, сохраняя натуральный цвет волокон, являлась хорошим фоном для орнаментации. Верхняя одежда из сукна (войлока) или овчины декорировалась в основном аппликациями из цветной кожи, сукна или нашивками из шерстяных шнуров, кистей. Одежда из тонких тканей украшались, как правило, вышивкой, которая располагалась по линиям швов, краям, соединяя отдельные части в единое целое, подчёркивая красоту формы костюма и тела человека.

По общему виду одежда делится на глухую (без разрезов спереди, одевается через голову) и распашную, наиболее широко распространенную. По расположению на человеческом теле различают одежду нательную (одета на голое тело), верхнюю (одета поверх нательной), плечевую (укрепляется на плечах – халаты, куртки и т. д.), поясную (укрепляется на поясе – штаны, юбки), набедренную (укрепляется на бёдрах; характерна как единственная форма одежды в тропических странах, например, набедренная повязка, пояса стыдливости, передники).

Покрой одежды зависит от материала, а при изготовлении из ткани – от ширины её. Выделяется одежда трёх видов покроя – цельнокроеная (из одной шкуры или целого куска материи), туникообразная (узкое полотно, перекинутое через плечо и рукава вшиты у плеча) и кимонообразная (широкое полотно, дающее возможность кроить плечо вместе с рукавом или частью рукава).

Несомненно этническую специфику может нести и запах одежды – расположение полок относительно друг друга в распашном виде. Полы могут сходится посредине, такую одежду называют либо прямозастёжной, либо – с прямым разрезом; левая пола может находит на правую – левополая, правая на левую – правополая одежда, или одежда с правым запáхом. Например, в каменных тюркских изваяниях подчёркнута такая специфика расположения полок, отличающая тюрок от монголов и китайцев.

Образ жизни человека, форма его тела определили начальные примитивные виды одежды:

– шкуры зверей;
– растительные материалы.

Появляется необходимость в креплении одежды. Типы одежды по месту крепления:

– поясная,
– плечевая.

Основные формы одежды:

1.драпированная – наиболее древняя форма одежды, окутывающая тело и удерживающая посредством поясов, повязок, застёжек ( Др. Греция, Др. Рим).

2.накладная – более сложная форма одежды, где полотнища ткани перегибались вдоль основы и сшивались по бокам, оставляя прорези для рук и вырезая горловину (Византия).

3.распашная – форма одежды имеющая разрез сверху и донизу (Московская Русь).

Первобытному человеку была необходима свобода рук для орудий труда, чтобы держать орудие труда и просто для совершения движения. Первооснова одежды – пояс19Дудникова Г.П. История костюма. Ростов /Дон: «Феникс», 2003. - С.8.

В последствии на пояс стали что – либо надевать; так появились передники, юбки, брюки. Предметы одежды издавна возникли из отдельных элементов. Так в древние времена рукава первоначально играли самостоятельную роль. Брюки надевались на каждую ногу отдельно и не сшивались. Кроме домашнего сукна для одежды использовались привозные ткани. Через территорию нынешней Карачаево-Черкесии в средние века пролегали торговые пути из Китая в Византию. Кавказ являлся как бы мостом между Востоком и Западом, Югом и Севером. Множество тканей из Китая, Центральной Азии, Персии, Египта, Византии, Турции, России, Крыма и Закавказья оседали у наших предков в виде платы за то, что они становились проводниками караванов через перевалы Главного Кавказского хребта.

Народный костюм карачаевцев, как и всех горцев Кавказа является очень красочным и своеобразным. В народном костюме карачаевцев видны следы влияния местных кавказских традиций и элементы древнетюркского костюма, орнамента, украшений. Вышивки и украшения одежды прошлых столетий доносят до нас первозданный колорит и архаику традиционного орнаментального искусства. В солярных мотивах (изображение Солнца, звёзд), зооморфных – кручёные «бараньи рога», растительный – «трилистник», геометрический орнамент идущий ещё с майкопской и кубанской культур, в вышивке и аппликации нашли отражение древние воззрения и языческие верования карачаевцев. Не только эстетические идеалы, но и сложное восприятие полного противоречий и загадок мира лежат в основе использования для украшения из серебра, сердолика, бирюзы, золота, рубина и других материалов, которые выполняли в костюме, помимо декоративной, охранную функцию – играли роль оберегов20Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа. «Китап», 1995. - С.9, эти камни имели охранную роль не только у карачаевцев, но у многих тюркских и дагестанских народов21Гаджиева С. Одежда народов Дагестана….

Большое значение в выяснении ранних форм одежды карачаевцев, как и у других народов мира, имеет знакомство с археологическими памятниками культуры тюркского мира. По каменным статуям, находимых в большом количестве в степном Предкавказье, можно составить определенное мнение об одежде кочевых древнетюркских племён. В истории известно например, что именно от древних тюрков идёт обычай ношения штанов как мужчинами так и женщинами. Это было связано с необходимостью езды верхом, так же прирученной тюрками лошади. Н. И. Веселовский подчёркивает прямую линию преемственности, связывающую одежду ряда кавказских народов, с одеждой изображённых на «каменных бабах»22Веселовский Н. И. Современное состояние вопроса о «каменных бабах» или «балба-нах». ЗООИД. Т.32., Одесса, 1915. Многие археологи и этнографы обращали внимание на проработанные детали костюма как на женских, так и на мужских статуях. Археолог, графиня П. С. Уварова в своих исследованиях отмечает «… совершенно особый тип каменных фигур, встречаемых на Кубани, вдоль Кавказского предгорья...», в одежде которых она видит « тонкие черкески, перетянутые поясом и отделанные галунным орнаментом…, что напоминает нынешние костюмы.»23Уварова П. С. К вопросу о каменных бабах. Тр.XIII. СА. Т.2., М., 1908.

На богатых археологических материалах накопленных с могильников БАЙРЫМ, ВЕРХНИЙ ЧЕГЕМ, КУРНОЯТ, ТАШЛЫ – ТАЛА, КАРТ – ДЖУРТ, ХУРЗУК и многих других мы имеем обширную информацию для возможности восстановления народной одежды карачаевцев, которая складывалась веками. По фрагментам одежды найденных при раскопках установлено, что они изготовлялись из кожи, шерсти, войлока, домотканой и привозной тканей. Карачаевцы и балкарцы с древнейших времён занимались скотоводством и имели богатую сырьевую базу для изготовления одежды не только для своей семьи, но и для обмена, продажи. Из привозных тканей в особом почёте у горцев были бархат, парча, шелка и полушелка. Шелка и полушелка в сочетании с сукном и другими домоткаными материалами определяли стиль одежды кочевничьей знати ещё в древнетюркском обществе. Археологические раскопки позволяют заключить, что население Тюркского каганата предпочитало «носить шёлковую одежду, а также крытые шёлком тёплые войлочные халаты и шубы»24Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. - М., 1969. – С.49.

Такая же одежда сохранилась и носилась карачаевцами вплоть до конца XIX века. Народную одежду карачаевцы, как и другие народы делили на нательную и верхнюю, а также на праздничную и обрядовую, т.е. свадебную или траурную. Также делилась на половозрастное и социальное, имела яркую цветовую окраску, как у всех народов мира. Очень выразительным и красивым являлся национальный костюм карачаевки.

После Октябрьской революции молодая советская власть повела яростную борьбу не только с «врагами народа», кулаками и религиозными деятелями, но и с национальной культурой, традициями и обрядами горцев. Веками создававшаяся и отшлифовывавшаяся от поколения к поколению народная культура по велению Советской власти мгновенно стала «пережитком прошлого».

Традиционно – бытовая культура, горский этикет, народная педагогика столетиями складывалась в тесном контакте с религией и вместе с ней попала в опалу новой власти. Дело дошло до того, что в национальных регионах Северного Кавказа началась агитация против национальной одежды, которая стала считаться пережитком прошлого и его ношение стало показывать «отсталость горца». Так в «Положении о бытовых секциях» при сельских Советах, в которые входили женщины – члены сельсоветов и представители общественности, указывалось, что в функции секции входит: «Разработка вопросов по раскрепощению женщин от рабских пережитков семейного быта (уничтожение взглядов на женщину, как на рабыню, борьба с ношением металлических нагрудников и поясов, т.д.)». Как пишет в своей книге «Одежда народов Северного Кавказа XVIII- XIXвв.» Е. Н. Студенецкая, «борьбу против нагрудников и поясов объясняли тем, что они слишком дорого стоят».

В рамках данной политики проводилась и кампания «Пальто – горянке». Начиная с 1928 года эту кампанию новая власть проводила в течении ряда лет по всем национальным областям Кавказа. Вот текст этого постановления:

«1. Как результат векового бесправия горской женщины существует обычай, что девушки и пожилые женщины не носят тёплой одежды. Этот обычай при наличии суровых зимних месяцев лишает девочек возможности посещать школы, а взрослым женщинам принимать участие в общественной работе и тем самым является тормозом приобщения горянок к общественно – культурной жизни.

Обычай этот влечёт также массовые заболевания и калечение женской бедняцкой массы, в силу экономического положения вынужденной выполнять работу вне дома (ношение воды. Уход за скотом) без тёплой одежды.

2. Первое краевое совещание комиссии по улучшению труда и быта горянок считает, что искоренение этого обычая является насущной потребностью в национальных областях. Организованное проведение длительной кампании за тёплую одежду горянок должно явиться наступлением дела искоренения старых обычаев, оставляющих горянку в неравноправном положении. Эта кампания дает возможность провести в широких массах горцев и горянок разъяснение существующих законодательств Советской власти о равноправии горянки и борьбе с бытовыми преступлениями».

Читая директиву новой власти мы видим, что ношение удобной для местных условий национальной одежды «стало» признаком отсталости, а затем и в бытового преступления. Бедным слоям населения тяжелое ватное пальто раздавалось бесплатно, а остальному населению – продавалось. Как это похоже на нынешние времена, когда государство любыми путями, включая и уничтожение национальной культуры народов, «выколачивает» деньги со своих граждан. Но как горянке в таком ватном пальто доить корову или сесть на коня, чтобы поехать в соседнее селение к родственникам. И как объяснить, приехавшим из городов уклад горской жизни. Горцы находились на отгонных пастбищах со скотом, где они доили и коров и барашек и коз, заготовляя на зиму семье и для продажи отменный сыр и масло, стригли шерсть, валяли мясо. А дома оставляли слабый скот или несколько коров для того, чтобы в семье было молоко и кисло – молочные продукты. И за ними смотрели естественно женщины в семье. Читая всё это задаёшься вопросом, неужели горцы, так высоко вознесшие культ матери, не подумали о её здоровье? В Карачае культ женщины был высок. С рождения девушку оберегали и охраняли все мужчины рода, молодую невестку трепетно оберегали родные мужа. А авторитет и почёт матери был и остаётся священным на Кавказе. И как у женщины, которая делала всю одежду для членов семьи сама, не было тёплой одежды? Ведь она вязала тёплые носки, штаны из шерсти, шила из кожи тулупы, штаны, обувь для членов семьи. И читая труды исследователей Кавказа мы находим, описание тёплой одежды женщин.

Тип тёплой одежды горянок определялся природными условиями, сословной принадлежностью и благосостоянием семьи. В номенклатуру типов тёплой одежды горянки входили:

1.ШУБЫ, изготовлявшиеся из шкуры овцы или другого меха, они были нагольные или крытые.

2.КЪАПТАЛ – одежда сшитая из ткани, стёганая на шерсти или вате, а также подбитая или отороченная шкурками диких животных.

3.ПАЛТОН ДЖАУЛУКЪ – плед – наплечная шаль, из толстого сукна или шерсти.

4.ВОЙЛОЧНЫЕ САПОГИ – обшитые галунами или аппликацией из кожи.

Женские шубы в Карачае считались престижной одеждой. Шились они аналогично мужским шубам. Шубы входили в приданное девушек и материал для них подбирался очень тщательно. Шубы шились отрезными в талии, прилегающим в верхней части и расширяющимся вниз от талии. Воротника обычно не было. Застёгивали от ворота до талии встык, на мелкие и круглые серебряные или шнуровые пуговки. Такие шубы были очень удобны в носке и эффектны, подчёркивая красоту и стройность горянки. В сильные холода горянки носили шубы – «джыйгъыч тон», приталенные с оборками сзади и боков. В основном шубы шились из овечьей шкуры, длинный мех остригали, чтобы шуба была лёгкой. Очень ценились шубы из шкурок новорожденных ягнят – кёрпе тон, а также из шкурок мертворожденных ягнят – ажгель тон. Ажгель тон шили обычно для маленьких детей, так как она была очень мягкой. Шили шубы также из шкур диких животных; куницы, белки, лисы, зайца, даже молодого турёнка. В древности шубы шили нагольные, но со второй половины XIXв. Стали шить шубы крытые. Социальные верхи и зажиточные горцы шили крытые шубы из однотонных и дорогих шерстяных тканей, также парчи, бархата, шёлка. Основная масса населения носила шубы крытые из чёрного сукна или нагольные. Молодые женщины и девушки праздничные шубки обшивали бархатом, украшали золотой или серебряной вышивкой и галунами, подбивали беличьими шкурками – тийин тон, мерлушкой – элтир тон. Часто ворот, борта и подол окаймляли мехом.

Но главной одеждой замужней и пожилой женщин был – къаптал. В прохладное время в суровых высокогорных условиях женщины носили «къапталы» – платье, стёганное шерстью или подбитое шкурками диких животных. Оно было универсальной одеждой, как праздничной, так и повседневной, и в соответствии с этим разделялся по покрою и материалу. Носили къапталы в основном замужние женщины. Къаптал имел покрой черкески: длинный, с раскрытой грудью, распашная, с цельными передками и спинкой, с боковыми клиньями. Плечи перекидные, рукав вшит по прямой линии с переходом к боковому шву, без ластовиц. Длина рукава на къапталах пожилых женщин было до запястья. У более молодых, на праздничных къапталах, рукав делали иногда до локтя. Застёжка у пожилых женщин шла от ворота до талии из маленьких металлических или нитяных головок. У молодых женщин къаптал шилась с открытой грудью и с несколькими пуговицами у талии. Длина къаптала у карачаевок доходила до щиколотки. Къаптал шился из плотных тканей; шелка, атласа, кашемира, сатина, бархата.

Пожилые женщины носили къапталы черного, тёмно – синего, серого, зеленого цветов. Девушки къаптал не носили. Къаптал - это возрастная одежда и только замужняя женщина носила его.

Молодые женщины носили къапталы ярких, однотонных, но не броских цветов. Украшали галунами и вышивкой из серебряных и золотых нитей. Из под открытого на груди къаптала виднелись серебряные застёжки – тюйме, а талию опоясывали серебряным поясом.

Утеплённый къаптал снизу подбивали шерстью, беличьими шкурками или мерлушкой. Иногда ворот, борта и подол къаптала окаймляли также мехом. Сверху такого утеплённого къаптала или шубы пожилые женщины носили «палтон джаулукъ» – шерстяной плед. К суперпрестижным головным уборам у карачаевок относились также и «палтон джаулукъ» – шерстяные пледы. Выше всего ценились шерстяные пледы особой выделки, напоминавшие карачаево – балкарское «кёрпе» и называвшиеся «кёрпе палтон джаулукъ». Их носили накинув на плечи. Такие пледы были очень популярны и среди русского населения на Кавказе. Они были одеждой, в основном, женщин, девушки носили их доволно редко. «Кёрпе палтон джаулукъ» балкарки называли ещё и «гранча джаулукъ». «Кёрпе джаулукъ» были разного цвета, самыми престижными считались зеленое и бордо. Но главным в этом изделии был не цвет, а качество изделия. Имеющая «кёрпе палтон джаулукъ» считалось богато одетой. По данным Е. Н. Студенецкой были у карачаевцев известны и пледы – платки под названием «палтон джаулукъ». Они представляли собой большие клетчатые платки из чистошерстяной ткани с кистями, квадратной формы, различной расцветки. Как и мужской, женский головной убор являлся одной из главных деталей костюма. И этот высокий статус головного убора женщин не только не упал, но, наоборот, повысился с появлением в Карачае большого количества разнообразных платков. Хороший, по эстетическим понятиям карачаевцев и балкарцев, платок стал самым престижным головным убором. На ноги молодые женщины одевали мягкие войлочные носки, сверху « сахтьян» – сафьяновые сапожки шитые золотом или с аппликацией. В Карачае и Балкарии коз было так же очень много, как и овец. Ещё женщины шили сафьяновые месси. Женские месси в отличии от мужских украшались вышивкой. Месси одевали с чарыками. Пожилые женщины внутри месси носили ещё и « уюки», которые были короче чем месси, чтобы не выглядывали. Для холодного времени года изготовляли в Карачае «уюки» войлочные, обшитые сафьяном – « сахтиян уюкъ». Они плотно облегали ногу. Их старались как можно лучше украсить всевозможными узорами. Войлок для них делали из шерсти разных цветов, среди которых преобладали чёрный и серый, сафьян же употреблялся чёрный или коричневый. Позже стали носить «уюки» – мягкие валенки, с калошами.

Всё это описывали путешественники побывавшие на Кавказе в разное время. Во время проведения археологических раскопок найдено большое количество хорошо сохранившихся типов одежды, которое носили наши предки в далёком прошлом. Просто прежде чем вводить что – то новое в материальную культуру горцев надо было выяснить, а нужно ли оно им. Горянки далеко из дому не отлучались. Разве что летом на кош, а осенью на базар или в соседний аул за невестой. К тому же карачаевки, как и мужчины большую часть пути проводили на лошади верхом. Даже горянки в возрасте легко и долго держались на лошади; национальный костюм веками шлифовался и стал таким удобным, она была приспособлена к среде в которой она жила. А попробуйте в русском пальто на вате сесть верхом на лошадь или управляться по хозяйству. В горах как нигде сохранился патриархальный уклад жизни.

С седой древности основным занятием карачаевцев было скотоводство и имея сырьё в виде шкур и шерсти, как могли не иметь карачаевки тёплой одежды. Каждый народ в силу географических условий и среды обитания носит свою одежду, удобную в быту. Даже царские чиновники в прошлые века обратили внимание в каких больших количествах продают карачаевцы изделия из шерсти: бурки, шубы из овчины, домотканное полотно для черкесок, башлыки, разнообразную обувь из кожи.

Идущие из глубины веков народные промыслы сохранились и в наши дни. Как бы материально не были обеспечены карачаевки, и в настоящее время «заложенная в генах» привычка к труду берет вверх. С малолетства и до глубокой старости вяжут карачаевки для дома и продажи шерстяные изделия. Более трёхсот видов одежды вяжут и сейчас мастерицы в каждом карачаевском ауле. Это и трудовое воспитание девочек и хороший доход в бюджет семьи. Всё больше внимания надо уделять народным промыслам и ремёслам и возрождать их в школах и сельских домах культуры.


Примечания.
15 [↑ назад]Студенецкая Е. Н. «О современной народной одежде». СЭ. №2, 1963. - С.48-60
16 [↑ назад]Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа., «Китаб». 1995. - С.9, 239
17 [↑ назад]Дудникова Г.П. История костюма. Ростов /Дон., «Феникс»., 2003. - С.7
18 [↑ назад]Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа, М. 1960. - С.329
19 [↑ назад]Дудникова Г.П. История костюма. Ростов /Дон: «Феникс», 2003. - С.8
20 [↑ назад]Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа. «Китап», 1995. - С.9
21 [↑ назад]Гаджиева С. Одежда народов Дагестана…
22 [↑ назад]Веселовский Н. И. Современное состояние вопроса о «каменных бабах» или «балба-нах». ЗООИД. Т.32., Одесса, 1915
23 [↑ назад]Уварова П. С. К вопросу о каменных бабах. Тр.XIII. СА. Т.2., М., 1908
24 [↑ назад]Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. - М., 1969. – С.49