ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ |
А.Ю. Узденова
Аграрное управление – «то звено, где организуются, трансформируются и реализуются экономические законы общества, определяются формы организационно-экономических отношений, пропорции развития отраслей народного хозяйства, его региональные аспекты, вырабатываются формы и методы функционирования предприятий и организаций». Содержанием управления выступают планирование, организация, контроль, координация, регулирования25Горин В.Я. Управление агропромышленным комплексом (теория и практика). - Белгород: «Крестьянское дело», 2000. - С.15, 170.
Вплоть до распада СССР действовали две линии реализации аграрной политики – советская (государственная) и партийная.
Согласно закону РСФСР «О Карачаево-Черкесской автономной области» от 1981 г., высшим региональным органов власти, осуществляющим руководство хозяйственным строительством на территории КЧАО выступал областной Совет народных депутатов. В его компетенцию входило обеспечение государственного руководства «колхозами, иными кооперативными организациями и их объединениями», за Советом закреплялось также руководство всеми предприятиями и организациями областного подчинения (ст.13). Данным актом определялась компетенция облсовета в планировании и отчетности хозяйственных структур областного подчинения (ст.18), ценообразования (ст.20). Отдельно выделялась статья 23-я «Полномочия в области сельского хозяйства и заготовок». Здесь было прямо указано, что облсовет «руководит сельскохозяйственным производством» (п.1), «руководит мелиоративным строительством» (п.6), «руководит ветеринарной службой» (п.9), «утверждает плановые задания по государственным закупкам» сельскохозпродуктов районам, сельскохозяйственным предприятиям, объединениям и организациям областного подчинения (п.2), осуществляет контроль за работой заготовительных организаций (п.4), за соблюдением колхозных уставов (п.7). Были прописаны и полномочия в области управления и контроля над земельными ресурсами (ст.24), предоставления и изъятия земельных участков, изменения границ и размеров землепользований колхозов, совхозов, других сельхозпредприятий (ст.24)26Закон РСФСР «О Карачаево-Черкесской автономной области». - М.: Изд-во «Известия со-ветов народных депутатов СССР», 1982. - С.7-8, 10-12, 16, 19-22.
Непосредственно исполнение аграрной политики возлагалось на исполнительный комитет областного Совета народных депутатов (облисполком).
Профильным ведомством выступало управление сельского хозяйства (УСХ) Карачаево-Черкесского облисполкома. В начале 1960-х гг. оно было сравнительно небольшим, компактным органом, где управленческие позиции занимали преимущественно молодые специалисты в возрасте менее сорока лет. Так, по состоянию на начало 1964 г. здесь работали: начальник управления 37-летний Дмитрий Николаевич Онежко (по специальности инженер-механик), его заместитель 39-летний Михаил Николаевич Эфрос (по специальности ученый-зоотехник), главный агроном области 39-летний Иван Дмитриевич Юрьев (по специальности ученый-агроном). Все они имели высшее образование, что в управленческой среде аграрной отрасли КЧАО еще не носило массового характера. Впоследствии данную структуру также возглавляли профессионалы с опытом хозяйственного управления. В 1965 г. ОСХУ возглавил 42-летний Магомет Сарыбиевич Токов (выпускник Ташкентского СХИ), а в 1968 г. – 37-летний Борис Михайлович Володин, Герой Социалистического Труда (выпускник зоотехнического факультета ССХИ).
Деятельность всех хозяйств аграрного сектора в рамках района курировал отдел сельского хозяйства /ОСХ/ райисполкома, или исполнительного комитета районного совета депутатов. ОСХ имел двойное подчинение – по линии территориальной (подчиняясь решению райисполкома и райсовета) и по линии ведомственной (будучи подотчетным УСХ).
Районный ОСХ и областное УСХ дублировались соответствующими подразделениями и должностными лицами партийных структур. В частности, имелась должность секретаря обкома КПСС по сельскому хозяйству, который по партийной линии был подотчетен секретарю крайкома КПСС и секретарю ЦК КПСС по сельскому хозяйству.
Установка руководства страны на ограничение вмешательства партийных структур в дела оперативного управления сельхозпредприятий более-менее действовало на уровне самих колхозов и совхозов. Здесь партийные лидеры (секретари парткомов) выступали при решении кадровых вопросов основными помощниками председателя колхоза (директора совхоза), которые реально и обладали «наибольшей властью в селе». На селе председатель сельсовета уступал им по влиянию, а партийная власть «не играла той большой роли, как в городе»27Гуня А.Н. Динамика освоения горного региона: структурные и институциональные факто-ры. - Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2008. - С.111-112.
В 1960-1970-е гг. функционировал областной трест совхозов28Бадахов А. Рациональное формирование и использование основных фондов - важнейшее условие повышения эффективности производства в совхозах области //Вопросы экономики Карачаево-Черкесии. Вып. III. Отв. ред. Ч.Х.Ионов. - Черкесск: КЧНИИ ЭИЯЛ, 1973. - С.40, что, видимо, указывает на поиски оптимизации организационно-управленческих форм государственной части агропредприятий.
После майского (1982 г.) пленума ЦК партии в стране была создана система Госагропрома СССР, в состав которой входил и Агропромышленный комитет КЧАО. Руководство страны считало «принципиальным шагом» создание в центре и на местах единых органов управления АПК, которые были призваны «обеспечить реальную и эффективную интеграцию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности»29Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.:Политиздат,1986. - С.31.
Областной Агропромкомитет возглавлял председатель в ранге первого заместителя председателя облисполкома.
Судя по ведомственным источникам, это было довольно крупное ведомство со штатом в 165 ответработников. У председателя Комитета было восемь заместителей, один из них – первый; почти 30 штатных единиц составляли руководители подразделений – отделов и подотделов. Кроме того, здесь трудились 125 специалистов четырех градаций (главные, ведущие, старшие и «просто» специалисты)30Телефонный справочник Агропромышленного комитета КЧАО. - Черкесск. 1986. – С.2-17.
На уровне районов функционировали районные агропромышленные объединения (РАПО). Каждое из них возглавлял председатель, у которого было до 3-х заместителей (по экономике, по производству, по механизации, по животноводству). В каждом РАПО функционировали, как правило, гл. агроном, гл. ветврач, гл. зоотехник, гл. экономист.
В 1986 г. аппарат головной конторы аграрного хозяйства состоял из председателя (директора), 1-2 заместителей, 3-4 выглядел отраслевых руководителей (гл. агроном, гл. зоотехник, гл. ветврач, нач. участка, цеха), 2-х функциональных руководителей (гл. бухгалтер, гл. экономист), – в среднем восемь руководителей31Там же, С.31-65 /таблица составлена нами/.
После образования КЧР (1991 г.) управление экономическими рычагами региона перешло к республиканскому руководству. Согласно местному закону «О Совете министров Карачаево-Черкесской Республики», в его ведении находились «управление экономическими и социально-культурными процессами», создание условий «для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики»; правительство составляло прогнозы экономического развития (ст.21)32Закон КЧР «О Совете министров Карачаево-Черкесской Республики». - Черкесск,1993. - С.12-13.
Позднее компетенция этого органа власти была обозначена в новом законе «О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики» (1997 г.), откуда исчезли положения об управлении экономическими процессами, демонополизации, прогнозах. Здесь упоминается об определении форм и методов государственного воздействия на экономические процессы о разработке и представлении на утверждение республиканскому парламенту программы социально-экономического развития, обеспечении его исполнения (ст.18)33Законы Карачаево-Черкесской Республики (1995-1999). Часть I. - Черкесск: Изд-во «Кав-казские Минеральные Воды», 1999. - С.154.
Правительство во главе с председателем подчинялось Главе КЧР, который выступал главой исполнительной власти республики34Закон КЧР «О Главе Карачаево-Черкесской Республики». - Черкесск,1998. - С.3 и, таким образом, выступает высшей инстанцией в осуществлении региональной аграрной политики.
Была создана государственная инспекция по закупкам, реализации, сертификации и контролю за качеством безопасностью сельхозпродукции, сырья и продовольствия (Госпродинспекция) КЧР, функции которой были определены республиканским законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (1999). В этом акте были определены и полномочия правительства КЧР в данной сфере35Законы Карачаево-Черкесской Республики (1995-1999). Часть II. - Черкесск: Изд-во «Кав-казские Минеральные Воды», 1999. - С.426-439
Научное обеспечение управленческих органов, ответственных за проведение аграрной политики, осуществлялось за счет нескольких местных, а также краевых исследовательских структур. В первую очередь это был Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (КЧНИИСХ), помимо которого в регионе действовал Карачаево-Черкесский проектно-изыскательский отдел Ставропольского филиала Кубаньгипрозем; последний проводил ряд исследований, в т.ч. луговых трав для рационального использования пастбищ36Ерижев К.А. Горные сенокосы и пастбища России. - М.: ИК «Родник», ж-л «Аграрная ау-ка». 1998. - С.50; См. также: Урбанский О.М., Туркевич В.И., Караев А.Н. и др. Естествен-ные кормовые угодья Карачаево-Черкесской республики. - Черкесск, 1995. - 115 с..
Кроме того государственные и партийные органы опирались на деятельность ученых-аграриев отдела экономики Карачаево-Черкесского НИИ экономики, истории, языка и литературы. Еще в 1950-е гг. были созданы три сортоиспытательных научных учреждения Черкесское, Усть-Джегутинское и Зеленчукское, которые проводили совместно с хозяйствами исследовательскую работу по сортоиспытанию и выращиванию гибридных семян37Симуш М.К., Лайпанов К.Т., Калмыков И.Х. Карачаево-Черкесия.., С.353. Кроме того в области проводилась работа научными сотрудниками Ставропольского НИИ сельского хозяйства (СНИИСХ) и Ставропольского НИИ гидротехники и мелиорации.
Их функционирование стимулировалось политикой центральных органов власти. 26 августа 1976 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему повышению эффективности сельскохозяйственной науки и укреплению ее связи с производством».
В 1978 г. Минсельхоз СССР издал «Положение о порядке внедрения достижений науки, техники и передового опыта в сельскохозяйственное производство», согласно которому в составе краевых и областных управлений сельского хозяйства предусматривалось создание специальных подразделений, основной задачей которых являлось «составление сводных планов внедрения, контроль и координация работ по их осуществлению, постоянное совершенствование системы внедрения во всех звеньях сельхозпроизводства и подготовка по этим вопросам соответствующих нормативных и инструктивных документов».
11 августа 1978 г. было издано совместное постановление Госкомитета по науке и технике СССР и президиума ВЦСПС «Об утверждении общих методических указаний о порядке изучения и внедрения передового опыта»38Лисунов В. Достижения науки - в производство //За эффективность сельскохозяйственного производства. - Ставрополь: Изд-во «Ставропольская правда»,1982. - С.61-63.
По распоряжению Совета министров РСФСР от 11 апреля 1984 г. за №423-р на базе специализированного на производстве семян многолетних трав совхоза «Таллык» (Прикубанский район КЧАО) было образовано одноименное опытно-производственное хозяйство.
Оно входило в структуру Карачаево-Черкесского филиала СНИИСХ, а после выделения автономии из состава края – непосредственно подчинялось КЧНИИСХ. Хозяйство имело земельную площадь свыше 2,8 тыс. га (в т.ч. пашни 2,4 тыс. га)39Архив Карачаевского НИИ, Ф.7, Оп.4, Д.13, ЛЛ.151, 152, 156-157.
В постсоветское время реализация решений правительства и главы КЧР, а также непосредственное управление аграрной политикой осуществляется министерством сельского хозяйства и продовольствия КЧР.
Примечания.
25 [↑ назад]Горин В.Я. Управление агропромышленным комплексом (теория и практика). - Белгород: «Крестьянское дело», 2000. - С.15, 170
26 [↑ назад]Закон РСФСР «О Карачаево-Черкесской автономной области». - М.: Изд-во «Известия со-ветов народных депутатов СССР», 1982. - С.7-8, 10-12, 16, 19-22
27 [↑ назад]Гуня А.Н. Динамика освоения горного региона: структурные и институциональные факто-ры. - Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2008. - С.111-112
28 [↑ назад]Бадахов А. Рациональное формирование и использование основных фондов - важнейшее условие повышения эффективности производства в совхозах области //Вопросы экономики Карачаево-Черкесии. Вып. III. Отв. ред. Ч.Х.Ионов. - Черкесск: КЧНИИ ЭИЯЛ, 1973. - С.40
29 [↑ назад]Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.:Политиздат,1986. - С.31
30 [↑ назад]Телефонный справочник Агропромышленного комитета КЧАО. - Черкесск. 1986. – С.2-17
31 [↑ назад]Там же, С.31-65 /таблица составлена нами/
32 [↑ назад]Закон КЧР «О Совете министров Карачаево-Черкесской Республики». - Черкесск,1993. - С.12-13
33 [↑ назад]Законы Карачаево-Черкесской Республики (1995-1999). Часть I. - Черкесск: Изд-во «Кав-казские Минеральные Воды», 1999. - С.154
34 [↑ назад]Закон КЧР «О Главе Карачаево-Черкесской Республики». - Черкесск,1998. - С.3
35 [↑ назад]Законы Карачаево-Черкесской Республики (1995-1999). Часть II. - Черкесск: Изд-во «Кав-казские Минеральные Воды», 1999. - С.426-439
36 [↑ назад]Ерижев К.А. Горные сенокосы и пастбища России. - М.: ИК «Родник», ж-л «Аграрная ау-ка». 1998. - С.50; См. также: Урбанский О.М., Туркевич В.И., Караев А.Н. и др. Естествен-ные кормовые угодья Карачаево-Черкесской республики. - Черкесск, 1995. - 115 с.
37 [↑ назад]Симуш М.К., Лайпанов К.Т., Калмыков И.Х. Карачаево-Черкесия.., С.353
38 [↑ назад]Лисунов В. Достижения науки - в производство //За эффективность сельскохозяйственного производства. - Ставрополь: Изд-во «Ставропольская правда»,1982. - С.61-63
39 [↑ назад]Архив Карачаевского НИИ, Ф.7, Оп.4, Д.13, ЛЛ.151, 152, 156-157