Четверг, 25.04.2024, 10:08

Карачаевцы и балкарцы

Эри чомарт болса, къатыны къызгъанч болмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Статьи
Статьи
Р.М. Бегеулов "Кризис традиционной культуры карачаево-балкарцев и пути ее модернизации"

Общеизвестно, что тот или иной тип культуры напрямую связан с социально-экономическим строем, господствующим на определенный момент времени. Но система культурных представлений и ценностей зачастую более консервативна и далеко не всегда изменяется сообразно эволюции социальных, экономических и даже политических отношений. Такие временны́е «ножницы» наблюдаются сегодня и в карачаево-балкарской среде, как, впрочем, и у других народов Северного Кавказа.

Следует признать, что сегодня у нас господствует система товарно-денежных отношений, и мы живем в условиях начальной стадии развития капиталистического общества. (Позволим себе употребление этих терминов принятых в советское время, но неплохо отражающих суть явления). Эта система, этот тип социальных и экономических отношений губительны для традиционной культуры, более того – система рыночных отношений в принципе обуславливает аморальный характер формируемого ими общества.

Так как, во-первых, во главу угла ставится прибыль и финансовое преуспевание, независимо от того, каким путем и за счет чего они могут быть получены; а во-вторых, в условиях современной конкурентной борьбы побеждают далеко не самые честные, правдивые, порядочные, принципиальные, добродетельные, прямодушные и т.п. члены нашего социума. Поэтому отнюдь не случайно обретение режимом президента В.М.Семенова (1999-2003) характерных черт насквозь коррумпированных режимов «банановых» республик. Вполне закономерно и то, что сменивший его режим М.А.-А.Батдыева (2003-2008) и вовсе именовался «клептократическим». Впрочем, ни то, ни другое немыслимы были бы в стране, где чистоплотны её верхи, поскольку, говоря по-народному, рыба гниёт с головы.

Некогда вчерашние моральные эталоны, ценившиеся и просто необходимые для выживания в предшествующие эпохи, оказываются ненужными и даже вредными в современных условиях, что волей-неволей будет способствовать их постепенному исчезновению при условии сохранения принятого сегодня западного вектора развития.

Глубочайший кризис традиционной карачаево-балкарской культуры, напрямую связанный с новым витком социально-экономического развития, виден не вооруженным глазом и вполне очевиден. Он выражается буквально во всех сферах. Происходит деградация многих обычаев и традиций. Почти канули в Лету такие базовые для традиционной горской культуры элементы, как уважение к старшим и к женщине, скромность поведения, рыцарское отношение к сопернику и даже противнику. Налицо отвратительное отношение к родному языку, рост маргинализации общества и т.п. Список можно продолжать довольно долго. В этой связи, на наш взгляд, абсолютно тщетны попытки части общественности реанимировать часть традиционных социальных институтов (например, тёре, совет старейшин и т.п.), которые в современных условиях неэффективны и, следовательно, совершенно бесполезны, несмотря на высокопарные слова о повышении нравственности и духовности, сопровождающие начало их деятельности.

Правда, состояние нашей сегодняшней культуры отличается и другими крайностями. Часть культурных традиций оказалась настолько живучей, что не только не отходит в прошлое, но и, зачастую, трансформируется самым причудливым образом, приобретая при этом большей частью негативные оттенки. Сколько уже было сказано о несуразных традициях во время свадеб и похорон, но практически ничего не меняется.

Своеобразная ситуация сложилась и в сфере образования. Освященные веками народные традиции соседской и родственной взаимопомощи, этнической солидарности, материальной благодарности за оказанную поддержку и покровительство серьезно подпитывают коррупцию в учебных заведениях и значительно влияют на сформировавшийся в них уровень образования и педагогической культуры. Это касается, конечно, не только образовательной сферы...

В сложившихся условиях нам, безусловно, необходима модернизация нашей культуры, вывод её на новый уровень, чтобы можно было вообще через несколько десятилетий говорить об этнической культуре как таковой и об этносе её представляющем. В период кризиса традиционных институтов, отношений, норм и т.п. и необходимости демонтажа и изменения части из них, как никогда нужен серьезный альтернативный «инструмент», пользующийся в представлениях подавляющего большинства социума высоким авторитетом. Нравится это кому-то или нет, но на сегодняшний день в качестве такого «инструмента» выступает, прежде всего, ислам. Именно с помощью мусульманских правовых, этических и прочих норм можно и нужно изжить многие отжившие обряды, традиции и, наоборот, привить обществу новые стереотипы и правила поведения. С помощью ислама можно поднять уровень нравственности, идеологически обосновать модные сегодня идеи социального партнерства, социальной ответственности бизнеса, повлиять на гармонизацию сферы межнациональных отношений и т.д.

Возьмем на себя смелость высказать несколько крамольную мысль и частично согласиться с Вольтером, который, будучи сам атеистом, утверждал, что религия необходима для широких народных масс. С его точки зрения только страх перед неминуемым возмездием за грехи, санкционированный «независимой и беспристрастной» небесной силой, заставляет значительную часть общества вести относительно нравственный образ жизни и склоняет ее к правомерному поведению.

В то же время было бы, на наш взгляд, неверным подменять модернизацию культуры её исламизацией. Ислам – это только одно из средств в деле этнокультурного развития, но не единственное. Совсем не обязательно полностью отказываться и от западного опыта. Просто мы удивительным образом заимствуем из европейско-российских социокультурных образцов самое негативное, а почти все, чему можно было бы поучиться и даже не грех позаимствовать, проходит мимо.

Востребован может быть даже советский опыт. Думается, что необходимо сохранять и всячески пестовать доставшуюся нам в наследство от СССР светскую систему образования, уделять ей первостепенное внимание.

Образование в деле развития культуры играет одну из ключевых ролей и чрезмерная клерикализация этой сферы не пойдет на пользу обществу. По нашему глубокому убеждению только грамотный во всех отношениях индивид может быть «хорошим» мусульманином. К сожалению, значительная часть сегодняшней молодежи не имеет хорошей образовательной базы, что сказывается и в процессе их увлечения мусульманской религией. А невежество, как известно, – страшная сила, которая послужит причиной еще многих трагедий.

И в заключение хотелось бы ответить потенциальным скептикам и прагматикам, которые не преминут задать вопрос: а зачем нам все эти поиски путей выхода из кризиса и попытки культурной модернизации? Мол, рыночная экономика рано или поздно все расставит по своим местам, приведет уровень культуры в соответствие с уровнем общественно-экономического развития, изживет традиционные обряды, разрушит старые обветшалые надстройки и на расчищенном месте выстроит новое, современное здание.

Действительно, такой сценарий вполне возможен. Но не следует забывать, что резкие и радикальные социально-экономические потрясения отражаются самым серьезным образом на этнокультурном развитии даже самых многочисленных этносов. А у небольших народов они могут привести к необратимым процессам ассимиляции и депопуляции. Примеров тому в мире и в самой России – множество. Капитализм уже «перемолол» не один десяток различных народностей, и одно из двух: либо карачаевцы и балкарцы смогут найти свой путь сохранения этнокультурного своеобразия, его развития и приспособиться к быстро меняющимся реалиям глобализирующегося мира, либо исчезнут с этнической карты мира.