Вторник, 16.04.2024, 11:29

Карачаевцы и балкарцы

Оюмсуз джюрюген аджалсыз ёлюр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Статьи
Статьи
Ш.М. Батчаев "Горские иррегулярные части и их участие в Кавказской войне"

Кавказская война – явление многогранное и неоднозначное и потому вызывает постоянный интерес специалистов-историков. Однако при этом большинство исследователей обращаются к ограниченному кругу вопросов, таких как причины и периодизация войны, ее этапы и трагические последствия. В то же время ряд вопросов остаются как бы в «тени». Одним из малоизученных аспектов политики Российской империи на Кавказе является практика использования так называемых «мирных» горцев в борьбе против «непокорных».

Надо отметить, что вопрос о привлечении местных жителей в деле покорения края занимал заметное место в планах российского правительства. Создание иррегулярных горских частей преследовало собой двоякую цель: с одной стороны – это усиливало российские части, действующие на Кавказском фронте; с другой – в подобные части привлекались наиболее воинственные горцы, что способствовало обеспечению спокойствия в данном регионе. Генерал-майор Генерального штаба Духовской Н.Г. писал: «Одной из мер, ослабляющих возможность всякого рода волнений, служит привлечение туземцев к военной службе в составе строевых частей»1Бромлей Ю.В. Теория этноса. М., 1973. С.75..

Идея об использовании военных традиций горцев впервые возникла у русского генералитета уже на начальной стадии колониального освоения Кавказа. Тогда решено было создавать иррегулярные подразделения – так называемую горскую милицию. Она – под наименованием «поселенное войско» – формировалась, прежде всего, для защиты «назначенной им дистанции от воров и закубанцев» на основе приказа генерал-фельдмаршала Г.А.Потемкина от 26 августа 1786 г., по которому Большая Кабарда должна была выделить 600 чел. (при 12 князьях и 24 дворянах), Малая Кабарда – 300 чел. (при 6 князьях и 12 дворянах)2Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1939. Т.2. С.12.. Изначально такую конную милицию – из числа кабардинцев, осетин, балкарцев – возглавляли балкарские князья, принявшие православие, братья Горичи - Иван-Большой и Иван-Меньшой.

С переходом к активной фазе военных действий на Кавказе российское командование с еще большей энергией обратилось к идее «вести войну наполовину руками покоренных народов». Выставление отрядов милиции стало считаться одним из проявлений преданности и верности присяги, даваемой вновь завоеванными горскими обществами. Повсеместно создавались подобные отряды, которые вместе с регулярными войсками участвовали в завоевательных походах.

При этом командование умело пользовалось разногласиями и конфликтами между кавказскими народами, проводя в жизнь известный принцип «разделяй и властвуй». Так, генерал Булгаков в своем рапорте военному министру в сентябре 1810 г. писал о важности перехода на сторону России ингушского народа: «…который по своей враждебности чеченцам будет верным»3Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1969. С.384.. При этом военные теоретики считали, что «… сослужение под одним знаменем скрепляет связь покоренного народа с владычествующим прочнее всяких политических и иных мер». Далее откровенно указывается на одну из главных причин формирования горских частей: «…дружины туземцев, выведенные из своего края, доставляют вместе с тем надежнейших заложников»4Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. СПб: Евразия, 2001. С. 23..

Кроме того, милиции и постоянные национальные части по замыслу правительства должны были служить средством интеграции кавказской элиты в общеимперское пространство, а также местом воспитания кадров для администрации этого региона. Неслучайно на должности приставов чаще всего назначались офицеры, отличившиеся в карательных экспедициях.

Наибольшее распространение милиционные отряды получили в Дагестане, что было связано с полиэтничностью, а значит, и поликонфликтностью региона, а также с тем, что именно здесь развернулся основной фронт действий имама Шамиля, которые вызывали неоднозначную реакцию среди жителей Дагестана. Были созданы кумыкские, казикумухские, лезгинские, аварские и другие национальные отряды, которые приняли активное участие в военных действиях против войск Шамиля. Многие рядовые всадники были награждены медалями и Знаками отличия ордена Св. Георгия (Георгиевскими крестами), а представители местной аристократии произведены в офицерские чины и позднее получили боевые ордена.

В Карачае, который неоднократно подвергался набегам «непокорным» горцев, отряды милиции стали формироваться после окончательной присяги, произведенной в 1834 г. под руководством офицера Генерального штаба штабс-капитана князя И.В. Шаховского. Одним из условий соглашения было обязательство Карачая выставлять посты милиционеров на протяжении от Главного Кавказского хребта и до Каменного моста (Ташкёпюр), близ слияния Кубани и ее левого притока – Теберды5Эмирова А.М. Актуальные проблемы возрождения языка крымских караимов //Святыни и проблемы …,С.250.. Помимо участия в охране своих земель, карачаевцы принимали участие в экспедициях российских войск против представителей. Возглавлялись такие отряды милиции обычно местными князьями (биями), чаще всего из рода Крымшамхаловых, правивших Карачаем до 1834 г.

За участие в Кавказской войне были награждены медалями, Георгиевскими крестами, орденами, а также производством в офицерские и унтер-офицерские чины десятки представителей карачаевской аристократии (биев и узденей). Среди них: представители рода Крымшамхаловых: поручики Магомед, Бадра, Абдурзак, подпоручики Каншаубий, Гилястан, прапорщики Асланбек, Таусолтан, юнкеры Магомед-Мырза, Аскербий.

Из биев Дудовых в Кавказской войне принимали активное участие поручик Шмауха (Пшемахо), подпоручики Магомед, Аслан-Мырза, юнкеры Сары-Бий, Гилястан, Барисбий; из биев Карабашевых – подпоручик Адемей и юнкер Темир-Солтан. Князья Карамырзаевы (Карамурзины), происходившие из кабардинских пши, но проживавшие в Карачае, также были произведены в офицерские чины – Асланбек, Таусолтан и Кучук в прапорщики, а Батоко – в подпоручики. Представители узденства также служили в составе отрядов милиции и были отмечены наградами и производством в чины. Среди них – штабс-капитан Алий Джараштыев, поручики Эльмырза Узденов, Керти-бий Салпагаров, подпоручики Абдурахман Боташев, прапорщик Кучук Байрамуков, юнкеры Ожай Байчоров, Джанболат Байрамуков, Исмаил Алиев6Тенишев Э.Р. К изучению тюркских языков Крыма // Изв. РАН. Серия литры и языка. М., 1995, Т. 54. №1. С. 4148..

Как показывает источники, российское командование использовало милиционные отряды не только против разноплеменных соседей, но и против своих же соплеменников. К примеру, десятки офицеров-кабардинцев были награждены за участие в подавлении волнений – «усмирении» Кабарды, а также участвовали в походах против родственных адыгских народов в низовьях Кубани. Представители династии крымских правителей Гиреев (Гериев), проживавшие среди адыгов и ногайцев, также принимали активное участие в экспедициях русских войск против «непокорных» горцев. К примеру, Хан-Гирей, ныне считающийся одним из выдающихся адыгских просветителей, неоднократно награждался за участие в боях с отрядами западноадыгских племен7Там же. С.42..

В 1842 г. было принято «Положение о милиции», которое регламентировало процесс организации иррегулярных частей и условия службы горцев. Милиционерам не требовалось обмундирования, они приходили на сборный пункт с холодным и огнестрельным орудием и получали от казны лишь патроны. Продовольствие им назначалось с момента прибытия на сборный пункт и до возвращения из похода. Интересно, что горцам назначалась и винная порция. В качестве материального поощрения милиционерам выдавалась зарплата. К началу 1850-х гг. у офицеров она определялась чином, юнкера получали в сутки по 45 коп. серебром, не имеющие чина князья и дворяне по 40 коп., а простые горцы – 30 коп.8Харун Яхья. Чудо Корана. М.:Культура Паблишинг, 2008. С. 44..

Кроме того, в случае гибели лошади, поломки или утери в бою оружия, всадник получал компенсацию. В случае гибели или ранения самого всадника, семье полагалось денежное пособие. Когда же после окончательного завоевания Кавказа и проведения реформ 60-х гг. правительство стало раздавать в собственность земельные участки, то наибольший успех сопутствовал именно тем горцам, кто доказал свою преданность престолу участием в экспедициях российских войск в ходе Кавказской войны.

Тем не менее, служба в милиции и производство в офицеры не всегда гарантировали преданности и благонамеренности, хотя именно формирование подобной «когорты» - опоры правительства выступало одной из целей раздачи чинов и наград. Нередки были случаи, когда офицеры-горцы, так же как и простые милиционеры, уходили к «непокорным» землякам и продолжали вести борьбу уже с другой стороны фронта.

Проблема привлечения горцев к военной службе в России так и не была решена вплоть до падения империи в 1917 г. Правительство так и не решилось ввести воинскую повинность по всему Кавказу, которая была распространена с 1887 г. только на православных горцев – осетин и части кабардинцев.


Примечания.
1 [↑ назад]Центральный Государственный архив Республики Грузия (ЦГА РГ), Ф. 416, Оп. 3, Д.1305, Л. 4.
2 [↑ назад]Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Извлечения. Изд 2е, переработанное. – Нальчик: ЭльФа, 2001. С.325
3 [↑ назад]Российский Государственныйвоенноисторический архив (РГВИА), Ф.ВУА, Д.6186, Л.226.
4 [↑ назад]ЦГА РГ, Ф. 1438, Оп. 1, Д.766, Л. 8.
5 [↑ назад]Социальноэкономическое, политическое и культурное развитие народов КарачаевоЧеркесии (17901917) / Под ред. П.А.Шацкого, Т.А. Шацкой. – РостовнаДону, 1985. – С. 48.
6 [↑ назад]Баразбиев М.И., Батчаев Ш.М.Карачаевцы и балкарцы – офицеры российской армии. Рукопись.
7 [↑ назад]Подробнее см. Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры (середина XVI – начало XX в.). – Нальчик: ЭльФа, 2006.
8 [↑ назад]Центральный Государственный архив КабардиноБалкарской Республики, Ф. 16, Оп. 1, Д.1340, Л. 26.