Суббота, 27.04.2024, 02:19

Карачаевцы и балкарцы

Джюгю аўур болса, эшек джоргъа болур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.IV

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.IV » НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Из хроники «исламской политики» Российской империи

Чомаев З.А.-К.

Основы государственной политики в отношении мусульманской части населения страны начали закладывать при Петре I, когда рекрутская повинность стала распространяться на мусульман (1722 г.). В следующем десятилетии была учреждена Новокрещенская контора, которая первые несколько лет именовалась Новокрещенской комиссией (1731 г.).

В целях реализации политики христианизации 11 сентября 1740 г. был издан указ Анны Иоанновны (автор текста - архиерей Казанской епархии Лука Конашевич), согласно которому крестившийся получал от государства денежное вознаграждение (от 50 копеек до 1 рубля 50 копеек) и подарок. 19 ноября 1742 г. новая царица, Елизавета Петровна подписывает доклад Сената о сносе всех построенных после 1552 г. мечетей (в Казанском уезде по этому указу снесли 418 мечетей из 536, в Астраханской губернии - 29 из 40.). Правда, затем последовал ее же указ о разрешении мусульманам Казанского, Свияжского и Симбирского уездов строить мечети в селах с населением не менее 300 человек мужского пола, в которых нет христиан.

Восстание мусульман Поволжья под руководством башкирского имам Батырши 1755-1756 гг. побудило правительство резко изменить курс: прекратилось разрушение мечетей, за мусульманами официально признали право строить новые храмы.

При Екатерине II Новокрещенская контора была закрыта (1764 г.), в последующие годы в Казани открылись Апанаевское, Ахундовское и Амирхановское медресе (1771 - 1780 гг.). При той же царице - в типографии Российской Академии наук был напечатан арабский текст Корана (1787 год). Наконец, 22 сентября 1788 г. был издан указ Екатерины II о создании Оренбургского магометанского духовного собрания, которое располагалось в Уфе (после недолгого пребывания в Оренбурге). Это был первый официальный муфтият России, в состав которого вошли муфтий, назначаемый главой государства, а также три кадия, сменявшиеся каждые 3 года. Последние вначале назначались, позднее стали избираться ратушей, а с 1854 г. - после роспуска мусульманской ратуши - выборы производились совещанием в составе председателя русской ратуши, полицмейстера и ахуна (главы казанских мусульман).

23 января 1794 г. указ о создании еще одного муфтията - Магометанского Духовного правления в Крыму /Симферополь/, деятельность коего позднее была регламентирована Положением о Таврическом магометанском духовенстве (1831 г.).

При Павле I мусульмане получили разрешение на издание религиозной литературы (1800 г.), а затем в Казани начала действовать национальная типография, которая с 1801 по 1829 гг. издала свыше 290 тыс. экземпляров книг религиозного и светского содержания (93 названия), в т.ч., среди них - 43175 экземпляров Корана.

В 1857 г. были определены границы канонической территории уфимского муфтията - Оренбургского округа, в который включались «все прочие губернии и области, кроме Закавказского края, азиатских иноземцев (ташкенцев, бухарцев), живущих в некоторых городах Сибири без принятия подданства» (статья 1142-я XI тома Свода законов).

В 1872 г. были созданы еще два духовных управления - суннитское и шиитское Закавказские магометанские правления, первое из которых управлялось муфтиям, а второе - шейх-уль-исламом.

Ходатайство командующего войсками Кавказского военного округа перед военным министром об учреждении Управления духовными делами мусульман Кубанской и Терской областей (1889 г.) не было удовлетворено правительством. Основание служило то, что «при таком устройстве муфтий и духовное управление будут затруднять непосредственное воздействие администрации на духовенство» (История религий в России. – М.,2001. С.448).

Таким образом мусульманское духовенство Северного Кавказа продолжало оставаться в ведении уфимского муфтията, который до революции возглавляли:

с 1788 г. - Мохаммеджан аль-Борындыкый (Гусейнов)

1823-1838 гг. - Габдессалам аль-Богельмави аль-Габдери (Абрахимов)

1840-1863 гг. Габделвахид аль-Джабали аль-Арбашчи (Сулейманов)

1863-1884 гг. - хаджи Салим- Гирей аль-Чингизи (Тевкелев).

1886-1915 гг. - мирза Мохаммадьяр бине Туксабай Султанов

С 1915 г. Мухаммед-Сафа Баязитов.

Следующим шагом в либерализации конфессиональной политики стал указ, провозглашавший принципы веротерпимости (12 декабря 1904 г.). В правление последнего царя были проведены исламские форумы - Всероссийский мусульманский съезд (1906 г.), Всероссийский мусульманский съезд в Петербурге, который выработал проект «Пожелания об управлении духовными делами мусульман» (1914 г.) и др.

В 1911 г. было издано распоряжение о недопущении к преподаванию в мектебе и медресе мусульман, получивших богословское образование за границей, преимущественно в Турции и Египте