НАУЧНЫЕ СТАТЬИ |
Чомаев З.А.-К.
Основы государственной политики в отношении мусульманской части населения страны начали закладывать при Петре I, когда рекрутская повинность стала распространяться на мусульман (1722 г.). В следующем десятилетии была учреждена Новокрещенская контора, которая первые несколько лет именовалась Новокрещенской комиссией (1731 г.).
В целях реализации политики христианизации 11 сентября 1740 г. был издан указ Анны Иоанновны (автор текста - архиерей Казанской епархии Лука Конашевич), согласно которому крестившийся получал от государства денежное вознаграждение (от 50 копеек до 1 рубля 50 копеек) и подарок. 19 ноября 1742 г. новая царица, Елизавета Петровна подписывает доклад Сената о сносе всех построенных после 1552 г. мечетей (в Казанском уезде по этому указу снесли 418 мечетей из 536, в Астраханской губернии - 29 из 40.). Правда, затем последовал ее же указ о разрешении мусульманам Казанского, Свияжского и Симбирского уездов строить мечети в селах с населением не менее 300 человек мужского пола, в которых нет христиан.
Восстание мусульман Поволжья под руководством башкирского имам Батырши 1755-1756 гг. побудило правительство резко изменить курс: прекратилось разрушение мечетей, за мусульманами официально признали право строить новые храмы.
При Екатерине II Новокрещенская контора была закрыта (1764 г.), в последующие годы в Казани открылись Апанаевское, Ахундовское и Амирхановское медресе (1771 - 1780 гг.). При той же царице - в типографии Российской Академии наук был напечатан арабский текст Корана (1787 год). Наконец, 22 сентября 1788 г. был издан указ Екатерины II о создании Оренбургского магометанского духовного собрания, которое располагалось в Уфе (после недолгого пребывания в Оренбурге). Это был первый официальный муфтият России, в состав которого вошли муфтий, назначаемый главой государства, а также три кадия, сменявшиеся каждые 3 года. Последние вначале назначались, позднее стали избираться ратушей, а с 1854 г. - после роспуска мусульманской ратуши - выборы производились совещанием в составе председателя русской ратуши, полицмейстера и ахуна (главы казанских мусульман).
23 января 1794 г. указ о создании еще одного муфтията - Магометанского Духовного правления в Крыму /Симферополь/, деятельность коего позднее была регламентирована Положением о Таврическом магометанском духовенстве (1831 г.).
При Павле I мусульмане получили разрешение на издание религиозной литературы (1800 г.), а затем в Казани начала действовать национальная типография, которая с 1801 по 1829 гг. издала свыше 290 тыс. экземпляров книг религиозного и светского содержания (93 названия), в т.ч., среди них - 43175 экземпляров Корана.
В 1857 г. были определены границы канонической территории уфимского муфтията - Оренбургского округа, в который включались «все прочие губернии и области, кроме Закавказского края, азиатских иноземцев (ташкенцев, бухарцев), живущих в некоторых городах Сибири без принятия подданства» (статья 1142-я XI тома Свода законов).
В 1872 г. были созданы еще два духовных управления - суннитское и шиитское Закавказские магометанские правления, первое из которых управлялось муфтиям, а второе - шейх-уль-исламом.
Ходатайство командующего войсками Кавказского военного округа перед военным министром об учреждении Управления духовными делами мусульман Кубанской и Терской областей (1889 г.) не было удовлетворено правительством. Основание служило то, что «при таком устройстве муфтий и духовное управление будут затруднять непосредственное воздействие администрации на духовенство» (История религий в России. – М.,2001. С.448).
Таким образом мусульманское духовенство Северного Кавказа продолжало оставаться в ведении уфимского муфтията, который до революции возглавляли:
с 1788 г. - Мохаммеджан аль-Борындыкый (Гусейнов)
1823-1838 гг. - Габдессалам аль-Богельмави аль-Габдери (Абрахимов)
1840-1863 гг. Габделвахид аль-Джабали аль-Арбашчи (Сулейманов)
1863-1884 гг. - хаджи Салим- Гирей аль-Чингизи (Тевкелев).
1886-1915 гг. - мирза Мохаммадьяр бине Туксабай Султанов
С 1915 г. Мухаммед-Сафа Баязитов.
Следующим шагом в либерализации конфессиональной политики стал указ, провозглашавший принципы веротерпимости (12 декабря 1904 г.). В правление последнего царя были проведены исламские форумы - Всероссийский мусульманский съезд (1906 г.), Всероссийский мусульманский съезд в Петербурге, который выработал проект «Пожелания об управлении духовными делами мусульман» (1914 г.) и др.
В 1911 г. было издано распоряжение о недопущении к преподаванию в мектебе и медресе мусульман, получивших богословское образование за границей, преимущественно в Турции и Египте