НАУЧНЫЕ СТАТЬИ |
- 1
- 2
Ш.Б.Батчаев
Духовный лидер и поэт, автор учебников родного языка и общественный деятель, организатор первой в Карачаево-Черкесии типографии и крупный хозяйственник, один из инициаторов развития Тебердинского курорта и основатель первых национальных газет в республике… Все эти определения – о Исмаиле Якубовиче Акбаеве, человеке, чья жизнь должна служить примером, для всех кто считает себя патриотом своего народа и родного края…
Родился он в 1874 году в с. Теберди (ныне Верхняя Теберда) в семье зажиточного узденя. Отец Исмаила Якуб-эфенди Акбаев, образованный и просвещенный человек, и его соратники Крымшамхалов Магомет-Мырза, Боташев Аслан-Мырза, Байрамкулов Джашарбек приложили немало усилий для открытия в 1878 г. в Учкулане первой светской школыа, через год - в 1879 году второй - в Тебердинском селении. Якуб Акбаев в течение нескольких лет работал вероучителем в Учкуланской школе, а после переезда в Теберди, продолжил свою деятельность в местной школе.
Все сыновья в семье Акбаевых получили начальное светское и духовное образование, но именно младшего – Исмаила, Якуб выбрал в качестве своего преемника. С раннего детства Исмаил, рассудительный не по годам, отличался любознательностью и тягой к знаниям.
Проведя 2 года в Тебердинской школе, овладев русским языком и получив начальные знания по остальным предметам, в возрасте 12 лет Исмаил по направлению отца отправляется на учебу в Балкарию.
Здесь, в с. Урусбиево (ныне Верхний Баксан) жили родственники Акбаевых – Эфендиевы. У них и поселяется юный горец. Он поступает в местное медресе, известное на весь Центральный Кавказ преподавателями, которые давали глубокие знания своим студентам. В течение 4 лет Исмаил с жадностью занимается наукой. Помимо занятий в медресе, Исмаил усиленно занимается самообразованием. Большую помощь ему в этом оказывает духовный лидер Баксанского ущелья – Зулкарнай Эфендиев, являвшийся одним из основных преподавателей в медресе. Он, видя с какой целеустремленностью занимается его молодой родственник из Карачая, с радостью делился с ним накопленными знаниями, отвечал на его вопросы, снабжал его книгами на арабском, турецком и русском языках. Там же в годы учебы, Исмаил знакомится со своими ровесниками – горцами разных национальностей (балкарцами, кабардинцами, осетинами, ингушами).
И не раз в тяжелые минуты дружеское участие помогало однокашникам по Урусбиевскому медресе преодолевать жизненные трудности. Дружбу эта продлится всю жизнь, несмотря на все испытания судьбы…
Окончив курс обучения в медресе, 17-летний Исмаил с полученным образованием мог, вернувшись на родину, занять вполне достойное место младшего эфенди у себя в селе, ведь даже людей окончивших медресе, в то время было довольно мало и они высоко ценились верующими.
Но он решает продолжить свой путь познания. Поддержала его в этом стремлении вся семья и особенно отец, который был горд за своего младшего сына. Как вспоминали родственники, Исмаил прошел обучение в центре исламского богословия России – Казани, побывал в Крыму в школе знаменитого крымско-татарского ученого и общественного деятеля Исмаила Гаспралы, посетил Баку и Тифлис. Он получил глубокие знания в основах ислама, стал знатоком мусульманского права, познакомился с памятниками литературы Востока, в совершенстве овладел арабским и турецким языками. Много времени Исмаил отводил изучению естественных наук, восточной и европейской философии, читал лучшие образцы художественной литературы. В этом ему помогало безупречное знание русского языка, полученное путем кропотливого самообразования.
Проведя лучшие годы юности за изучением наук, пробыв более 8 лет за пределами Карачая, в 1895 г. Исмаил Акбаев возвращается в родное селение. Мало кто мог тогда в Карачае сравниться с ним по объему знаний в различных областях…
В любом селении (не только в родном) его с радостью бы избрали на должность эфенди, но Исмаил выбирает другой путь – он решает стать преподавателем основ ислама в родном селе. В 1895 году он назначается вероучителем Тебердинской школы. В своей работе новый вероучитель смело идет нетореными путями, вводит новые прогрессивные методы обучения и воспитания юных мусульман.
На занятиях молодой эфенди знакомит своих земляков с основными положениями мусульманской религии, учит их исполнению предписанных обрядов, соблюдению главных правил ислама.
Большое значение он придает нравственному воспитанию юных тебердинцев, прививая им лучшие народные традиции, наставляя их на пути духовного совершенствования.
Исмаил отказывается от обучения механическому заучиванию Корана, а дает своим ученикам начальные знания арабского алфавита, чтению и письму, что позволяло им самим читать священную книгу мусульман, владеть, наряду с русским, и арабским языком.
Искренне верующий, глубоко образованный, доброжелательный со всеми, свято соблюдающий все требования шариата, верный традициям горского адета и намыса, любящий детей – таким был вероучитель Тебердинской школы Исмаил-эфенди Акбаев. Уже тогда, будучи еще совсем молодым, он завоевал не только любовь своих учеников, но и подлинное уважение их родителей, а впоследствии и всех тебердинцев. И как вспоминали старожилы, не было большего почета для жителей селения, чем учиться у Чокуна-апенди («Хромой эфенди» - такое прозвище дали Исмаилу Якубовичу земляки, известные своим острым языком).
В годы работы в школе он знакомится с известным общественным деятелем и просветителем, поэтом и первым художником Карачая Исламом Крымшамхаловым, который в то время, переселившись из Карт-Джурта в Теберду, предпринимал усилия по организации там курорта. С детства крепкая дружба связывала Исмаила с Солтаном-Хаджи Байчоров, отец которого Ожай-Хаджи был близким другом Якуба Акбаева. Еще одним другом Исмаила был первый светский учитель Карачая Ильяс Байрамуков, а также его братья – старший – общественный деятель и меценат Ахмат, младший – учитель Хамит. В числе близких к И. Акбаеву людей был Ильяс Батчаев, а также братья Халиловы – Хызыр, Махмут, Хамит, Ахмат и Сеит. А вскоре единственная сестра Халиловых – Байдымат стала супругой Исмаила–эфенди. Трудолюбивая и скромная, образованная и высоконравственная, прекрасная внешне и внутренне – подлинная горянка – она стала верная спутницей Исмаила Якубовича на всю его жизнь, разделяя с ним минуты радости и печали.
Все эти люди: И. Акбаев, И. Крымшамхалов, И. Батчаев, С. Байчоров, братья Байрамуковы, братья Халиловы, отдавали все свои силы, пытаясь помочь своему народу стать еще на одну ступень выше на пути экономического и культурного развития. Народ по достоинству оценил их заслуги, чему свидетельством то, с каким уважением произносят их имена карачаевцы и сейчас, более век спустя. Надо отметить, что круг общения первой когорты карачаевской интеллигенции не замыкался только Карачаем. Собираясь в доме И. Крымшамхалова на курорте, друзья знакомились с лучшими представителями горской и русской интеллигенции. Среди них осетин Коста Хетагуров и черкес Ибрагим Боташев, ногаец Магомет Санглибаев и балкарец Мисост Абаев, знаменитый русский художник Николай Ярошенко и композитор Сергей Танеев, ученый-геолог Иван Мушкетов и социолог Михаил Ковалевский. Общение с друзьями придавало Исмаилу-эфенди, как и всем остальным, новые силы для продолжения нелегкой работы на пути просвещения единоверцев.
Более 10 лет проработал Исмаил-эфенди на посту школьного вероучителя, отдавая все свои силы, энергию и знания делу религиозного просвещения жителей Теберди. Слава о нем, как о крупнейшем знатоке исламской теологии и права, педагоге-новаторе разнеслась по всему Карачаю.
В 1905 году, по просьбе земляков (да-да, именно по просьбе), в 31 год он занимает пост раис-имама (главного эфенди) Тебердинского селения и на протяжении последующих 12 лет руководил мусульманской общиной.
Глубоко верующий, Исмаил-эфенди, тем не менее, не был религиозным фанатиком. Как вспоминали тебердинцы, в будние дни он нечасто появлялся в мечети, а молитвы проводили его родственник Шогаиб-эфенди Акбаев, шурин Махмут-эфенди Халилов. Но каждую пятницу, и в дни мусульманских праздников, Чокуна-эфенди как и подобает старшему эфенди, всегда выступал с проповедями. В них он помимо сугубо религиозных вопросов, большое внимание уделял вопросам воспитания, отношениям в семье между родителями и детьми, между супругами, сохранению и нравственной чистоты своих земляков, предостерегал их от совершения дурных поступков, призывал соблюдать лучшие традиция адета и намыса.
Для лучшего усвоения правил ислама земляками, Чокуна-эфенди создал свою версию «Ийман-Ислама» - стихотворного произведения, в котором разъяснялись основные обязанности мусульман, правила совершения намаза и различных обрядов. Написанное на живом, разговорном карачаево-балкарском языке, оно пользовалось большой популярностью у верующих всего Карачая, которые с его помощью гораздо быстрее получали представление о религиозных предписаниях. Вначале И. Акбаев, пользуясь арабской графикой, еще в годы работы вероучителем, подготовил рукописную версию произведения, которую верующие, владеющие арабской грамотой, переписывали от руки. Но, видя, какой популярностью оно пользуется, в 1912 он на собственные средства издает в типографии М. Мавраева в г. Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакск), печатную версию «Ийман-Ислама» под названием «О вероучении ислама», которое тут же разошлось среди верующих Карачая и Балкарии. Тем более что рассылал свои книги Исмаил-эфенди совершенно бесплатно.
В 1915 году, там же, в типографии М. Мавраева, вновь на собственные средства, под именем Исмаил Якуб-оглы он издает 57-страничную книгу под названием «Мовлид нери (Маулут)». Посвященная жизни Пророка Мухаммада и вышедшая тиражом в 1000 экземпляров, написанная на родном для карачаевцев и балкарцев языке, она также быстро расходится среди благодарных верующих.
Большую популярность получили среди верующих и сочиненные Исмаилом-эфенди духовные песнопения – зикиры, которые, несмотря ни на что, дожили до наших дней и были опубликованы.
Большую роль эфенди Акбаев придавал борьбе с разорительными обычаями, проведение которых не было предусмотрено религией. Уже тогда (100 лет назад!) они стали подлинным бедствием для бедняков, которые в погоне за престижем, устраивали дорогостоящие поминки по родственникам, а сами надолго попадали в долги. Исмаил-эфенди призывал состоятельных земляков не бросать деньги на ветер, не подавать дурной пример, а отдать эти деньги на общественные нужды. Пример в этом он подавал сам.
Исмаил Якубович умело распорядился наследством, доставшимся ему от отца. Он построил две дачи на курорте Теберда, в одной из которых жил сам, а другую сдавал туристам, получая неплохой доход. Кроме того, во дворе дома он устроил лимонадный мини-завод, продукция которого находила спрос как среди приезжих, так и среди тебердинцев. Имел он и небольшие магазины в селе и на Тебердинском курорте. Как и любой карачаевец, Чокуна–эфенди продолжал заниматься привычным с детства делом - в домашнем хозяйстве он держал несколько десятков овец, с десяток коров, лошадей. Благодаря своей деловитости и инициативности, он стал одним из состоятельных людей своего селения.
Но, в отличие от многих тогдашних и сегодняшних богачей, Исмаил-эфенди понимал, что богатство - это испытание, которое дается Всевышним Аллахом, и это испытание надо выдержать достойно, не превратившись в раба своих денег. И потому он не жалеет денег на благие дела. Большую помощь он оказывает местной школе, выделяет средства на сооружение мостов через р. Теберду и строительство новых дорог, выделяет деньги на обучение бедных детей (образование даже в местной школе было тогда платным, и его не все могли себе позволить), ремонтирует мечеть. И эта его деятельность привела к еще большему росту его авторитета, как среди жителей селения, так и во всем Карачае. А в 1913 году его заслуги были оценены и государством – в числе видных общественно-политических деятелей Карачая он был награжден медалью «300 лет Дому Романовых».
Еще одной заслугой главного эфенди И. Акбаева стало то, что он добился того, чтобы шариатские отчисления, собранные среди сельчан передавались беднякам, как и предусмотрено по шариату.
Как вспоминал сам Исмаил Якубович: «… в бытность свою эфендием, я никогда не пользовался шариатскими сборами (отчислениями), как это делали и делают вообще эфенди, ибо я подобные моменты в жизни духовенства отрицал и, наоборот всячески старался и способствовал распределению шариатских отчислений между бедняками аула…». И далее он добавляет: «данное обстоятельство, бесспорно, найдет свое подтверждение среди населения, и, особенно, среди духовенства области».
Не всем по нраву пришлись такие реформы. Ведь тогда, как и сейчас, были и такие эфенди, которые не прочь были воспользоваться собранными деньгами для собственных нужд. Но никто из них не и пытался спорить с Исмаилом-эфенди, ведь тот, будучи знатоком Корана и Сунны, требовал лишь выполнять их предписания.
Большое сопротивление со стороны многих священнослужителей, да и простого населения, пришлось выдержать Исмаилу Якубовичу в вопросе школьного обучения девочек-горянок. Не раз и не два пришлось ему выступать на съездах духовенства и школьных вероучителей, убеждая земляков, что ислам никоим образом не выступает против получения знаний женщинами. Большую помощь в этом вопросе ему оказывал шурин – известный педагог и общественный деятель Саид Халилов. Первая школа для девочек, в которой они оба преподавали, была устроена в 1912 году в доме друга Исмаила-эфенди – Ильяса (Джаныуая) Батчаева. Первыми ученицами стали дочери И. Батчаева, затем к ним присоединились другие горянки. Количество девушек, желавших поступить на учебу, росло с каждым днем и вскоре подобные школы стали открываться и в других карачаевских селениях. И к 1916 году их насчитывалось уже пять на одиннадцать селений. Во многом благодаря именно И. Акбаеву, это и стало возможно.
Со своими идеями о путях развития образования в мусульманских регионах Исмаил-эфенди выступал и в печати. Печатался он, к примеру, в знаменитой газете «Терджиман» («Переводчик»), издаваемой его знакомым со времен учебы – Исмаилом Гаспралы.
В течение многих лет Исмаил Акбаев работал над главным делом своей жизни - созданием азбуки карачаево-балкарского языка. Следует отметить, что попытки создать письменность предпринимали многие просветители: на основе кириллицы – Сапар-Алий Урусбиев и Иммолат Хубиев, на основе латиницы – Ислам Крымшамхалов, на основе арабского алфавита – Тохтар Биджиев. Однако по разным причинам ни один из них так и не смог довести свое начинание до конца. И. Акбаев, взяв за основу также арабское письмо, но выбрал его вариант, разработанный в Дагестане и получивший название аджаме. С его помощью и разработал свои учебные пособия просветитель.
Еще в годы работы в школе он стал применять свои учебные пособия, тогда еще рукописные, которые позволяли его ученикам с легкостиью овладеть арабской графикой и языком. Заняв пост эфенди, Исмаил Якубович не только не прекратил работу над своей азбукой, но даже больше сконцентрировался на ней.
Во время работы над «Родной речью» («Ана тили» - такое название дал своей азбуке) Исмаил-эфенди глубоко изучил опыт передовых педагогов и составителей учебников. При подготовке структуры книги он основывался на учебнике татарского языка, подготовленном вероучителем Закавказской учительской семинарии Рашид-беком Эфендиевым. К 1915 году кропотливая работа над «Ана тили» была закончена. Но, прежде чем учебник мог быть издан, его должны были обсудить и утвердить руководители образования не только Кубанской области, в состав которой тогда входил Карачая, но и всего Кавказского учебного округа. Большую помощь в продвижении и принятии положительного решения о судьбе «Ана тили» сыграл инспектор народных училищ Баталпашинского района Г.С. Меденик, который также дал Исмаилу-эфенди ряд ценных советов при подготовке рукописи. После изучения рукописи, комиссия, состоявшая как из учителей светских школ, так и из эфенди, дала «добро» на издание учебника. Вскоре И. Акбаев вместе с рукописью отправляется в Тифлис, где получает разрешение на издание учебника от попечителя Кавказского учебного округа тайного советника Н.Ф. Рудольфа. Ознакомившись с рукописью и отзывами на нее, Н.С. Рудольф, приятно удивленный, тут же дал указание о начале печатания учебника, и как сообщала пресса: «… распорядился выдать эфенди Исмаилу Акбаеву 300 рублей в вознаграждение за его в высшей степени ценный труд». И хотя всю свою работу Исмаил-эфенди делал не ради наград и премий, все же внимание руководства было ему приятно.
Первый учебник карачаево-балкарского языка – составленный Исмаилом Акбаевым букварь «Ана тили» вышел тиражом в две тысячи экземпляров летом 1916 года в Тифлисской типографии, а уже осенью его получили все ученики школ Карачая. В следующем году она была разослана и в школы Балкарии.
Трудно переоценить факт выхода этой небольшой книги, объемом всего в 80 страниц, для культуры карачаево-балкарского народа. Достаточно будет сказать, что в Карачае вплоть до 1928-1929 гг. обучение в школах, вся издательская деятельность, литература и печать на родном языке – все это базировалось на азбуке, которую подготовил Исмаил Акбаев. На основе «Ана тили» были написаны многие учебники по родному языку. Доступно и легко написанный, и в то же время дающий необходимые и прочные знания, учебник Исмаила-эфенди позволил тысячам карачаевцев и балкарцев ощутить всю красоту и величие родного языка, научиться читать и писать грамотно на нем, а впоследствии пойти дальше по путь познания. Среди них – партийные и советские работники, писатели и военные, артисты и учителя, врачи и агрономы – проще говоря, все поколение предвоенной советской интеллигенции Карачая и Балкарии.
Надо отметить, что в свои учебники Чокуна-эфенди включал лучшие образцы фольклора (песни, сказки, загадки и пословицы), переведенные им произведения русской литературы (басни Крылова), стихотворения и небольшие рассказы собственного сочинения.
Известно, что «Ана тили» было не единственным учебным пособием, подготовленным Исмаилом-эфенди. Одновременно он подготовил две части книг для чтения после букваря, а также вместе со своими коллегами – вероучителями и светскими учителями Карачая подготовил хрестоматию, в которую вошли лучшие переводные произведения, многие из которых он сам перевел. Однако начавшаяся революция, и последующее лихолетье Гражданской войны не позволили опубликовать эти пособия в то время.
В 1917 году Чокуна-эфенди несмотря на просьбы земляков, оставляет пост старшего эфенди и решает перейти вновь на работу в школу, причем теперь не вероучителем, а учителем родного языка. Нет сомнений, что главной причиной, подвигнувшей его на этот шаг, было желание самому попробовать вести преподавание с помощью своего учебника. Но его желание сосредоточиться на преподавательской деятельности так не исполнилось.
Тяжелые испытания выпали на долю Карачая в годы революции и Гражданской войны. И хотя Исмаил-эфенди всегда сторонился политики, он вынуждено был участвовать и в этой сфере жизни. Короткий период демократии (март 1917-март 1918 гг.) породил в нем надежду на относительное бескровное урегулирование ситуации в России, которое позволило бы карачаевцам, как и другим народам, ступить на путь политического, экономического и культурного развития.
Однако приход к власти большевиков, как в центре, так и на местах, эти надежды похоронил. С каждым днем пламя гражданской войны лишь разгоралось и в пламени этом гибли сотни, тысячи миллионы жертв. Появились эти жертвы и в Карачае.
- 1
- 2