Пятница, 26.04.2024, 23:05

Карачаевцы и балкарцы

Махтаннган къыз тойда джукълар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год
Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год

100 лет языковеду и литератору У.Б. Алиеву

Умар Баблашевич родился 18(31) января1911 г. в селенье Тебердинском (ныне В.Теберда). Духовное образование он получал в течении трех лет у аульного муллы, а затем учился в сельской школе Курорт-Теберды (1922-1926). Позднее он переехал в г.Баталпашинск, где учился в интернате, а затем окончил Карачаево-Черкесский педагогический техникум (1929).

Он обучался на отделении русского языка и литературы рабфака Ростовского госуниверситета (1929-1930), рабфака Северо-Кавказского индустриально-педагогического института (1930-33).

В 1934 г. У.Б.Алиев окончил аспирантуру Северо-Кавказского НИИ им.С.М.Кирова, а с 1935 г. работал в Горском госпединституте в Пятигорске. В 1937-1938 гг. болел скоротечной формой туберкулеза легких.

В 1939 г. он окончил факультет языка и литературы Кабардино-Балкарского госпединститута (КБГПИ) по специальности «балкарский язык и литература» и в том же переехал в Нальчик. Здесь в КБГПИ он преподавал языкознание, русский и балкарский языки, литературу народов СССР, теорию литературы и др.предметы.

В августе 1942 г. с семьей эвакуировался в Узбекистан, где с октября того же года работал методистом Кара-Дарьинского райОНО и завучем сред. школы, с ноября – учителем русского языка в узбекских школах, узбекского языка в русских группах средней школы с.Герды-Курган Самаркандской области,

В апреле 1943 г. его переводят народный комиссариат /наркомат/ просвещения Узбекистана (Ташкент), в сентябре-ноябре 1943 г. он работает зав. кафедрой общего языкознания филологического факультета Узбекского госуниверситета /в г.Самарканде/. Кандидатскую диссертацию защитил в Институте востоковедения АН СССР (сентябрь 1943), который в ту пору был эвакуирован в г.Ташкент. Тема диссертации – «Причастие, деепричастие и структура придаточного предложения в карачаево-балкарском языке».

В ноябре 1943 г. его отозвали в г.Нальчик, где назначили зам. наркома просвещения Кабардино-Балкарской АССР. На этом посту он пробыл до депортации балкарцев (8.03.1944).

В местах выселения проживал в Киргизии, где вначале работал в наркомате просвещения этой союзной республики (март 1944 г.), а затем – в госпединституте (доцент, в 1944-48 гг. – зав. кафедрой).

Когда развернулась кампания «разоблачений» теорий Н.Я.Марра (чьим учеником считался), У.Б.Алиев в декабре 1948 г. был лишен должности зав. Кафедрой и в авг.1949 г. переведен на кафедру методики. В августе 1950 г. его отозвали отозван в распоряжение Министерства просвещения Киргизской ССР и направили в Джалал-Абадскую область, где работал учителем сельской сред. школы. С 1952 г. он работает в качестве доцента кафедры русского языка и литературы в Киргизском заочном пединституте.

В 1957 г. он вернулся в г.Нальчик, где стал работать в Кабардино-Балкарском госуниверситете (декан историко-филологического факультета, зав. кафедрой балкарского языка и литературы, профессор кафедры).

Он первым из карачаево-балкарцев защитил докторскую диссертацию по языковедению. Тема её – «Фонема и фонемный вес. (Диалектико-материалистическое разрешение проблем природы звуков речи и звуковых процессов)». Удостоен степени доктора фи¬лологических наук в 1960 г.

В 1962 г. он переезжает в Карачаевск, где работает в госпединституте в должностях ректора (до 1964 г.), профессора кафедры карачаевского языка.

Умар Баблашевич умер 21 сентября 1972 г. в г.Карачаевске, похоронен в родном селенье. Он является автором многих работ по воп¬росам карачаево-балкарского языкознания, в т.ч. книг: «Малкъар тилни грамматикасы» (Нальчик, ч.1, 1938; часть 2, 1939), «Очерк поэзии Карачая и Балкарии» (1936), «Вопросы сложного предложения» (1958), «Синтаксис карачаево-балкарского языка» (М.:Наука,1972). У.Б.Алиев известен и как один из первых драматургов Карачая; в 1930-е гг. создает романтические драмы «Ачемез», «Бийнёгер» (к последней музыку писал композитор В.Мурадели, но не закончил из-за войны). Он осуществил переводы на родной язык произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, Шевченко, Шолохова.

Награжден орденом «Знак Почета», знаком «Отличник народного просвещения».