Суббота, 20.04.2024, 13:55

Карачаевцы и балкарцы

Аман шуёхунг болгъандан эсе, болмагъаны игиди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год
Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год

100 лет литератору А.М. Урусовой

Аминат Мудалиовна Урусова родилась 25 августа 1911 года в селенье Тебердинском (ныне Верхняя Теберда) Баталпашинского отдела. Её отец, Мудалиф Камашевич, до революции занимался организацией потребительских обществ, а в годы гражданской войны, в числе других влиятельных лиц карачаевского народа, даже удостоился от белогвардейского администрации офицерского чина. После гражданской войны он оставался в карачаевской элите благодаря своей лояльности к советской власти и активно участвовал в создании и становлении Карачаевского округа. В ноябре 1920 г. он являлся членом съезда горских народов Терской области во Владикавказе, где был провозглашен Карачаевский округ в составе Горской АССР, а в мае 1921 года его избрали в состав исполкома окружного Совета трудовых горских депутатов, т.е. членом, по сути, регионального правительства автономного Карачая.

Его дочь Аминат (а у нее были еще братья Исхак, Назир, Хаджи-Мурат, сестры Саний и Назифат) вначале училась в Тебердинской аульной школе, где учителем был известный просветитель Исмаил Акбаев (Чокуна-апенди).

С 1922 года проживала в г.Баталпашинске, куда с семьей переехал её отец, назначенный председателем революционного трибунала Карачаево-Черкесской автономной области. Отсюда Мудалиф Камашевич направил свою дочь Аминат и сына Хаджи-Мурата на учебу в Москву. Это было специфическое детское учебное заведение той поры – пионерская коммуна им.Г.И.Бройдо, которая была организована при Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ). Здесь она училась до 1926 года. Затем обучалась в Ленинградском рабфаке, после чего вернулась на родину и поселилась в Микоян-Шахаре. В 1930 году А.Урусова была утверждена председателем бюро областной организации, а вскоре переехала в Кисловодск, где была назначена на пост зав. жен. отдела Мало-Карачаевского окружного (районного) комитета. Там же тогда жили его родители; отец возглавлял конезавод в Элькуше. В 1931 года А.Урусова участвовала в работе съезда руководителей женских отделов Юга России в Ростове-на-Дону. Она была избрана членом президиума Кисловодского горсовета и членом райисполкома, бюро обкома комсомола, членом облисполкома. После возвращения в Микоян-Шахар в начале 1930-х гг. некоторое время работала в областной прокуратуре (прокурором тогда был писатель Х.Аппаев), откуда перевелась в редакцию газеты «Къызыл Къарачай», где трудилась в качестве ответственного секретаря газеты. Здесь публиковала статьи, в т.ч. и в жанре литературной критики (напр., в связи с выходом второй части книги «Къара кюбюр», 1936 г.). В 1937 году был арестован её отец, которого расстреляли как «врага народа». В конце того же года Аминат выехала в Азербайджан, где вела преподавательскую деятельность в средней школе. Здесь она находилась до начала 1940-х гг. В период пребывания в местах депортации А.М.Урусова работала плановиком -экономистом, финансистом, старшим экономистом в системе райпотребсоюзов и совхозах Киргизии и Казахстана.

Следует отметить, что к литературной деятельности Аминат приобщилась уже в школьные годы, летом 1925 г., находясь на каникулах в Теберде, ставила свои пьесы в пионеротряде. Во время учебы в Ленинграде присутствовала на чтении С.Есениным и В.Маяковским своих стихов (второй раз Маяковского слушала в Краснодаре, в 1929 г.).

Первая её публикация в прессе (стихотворение «Къыптыбыз») появилась 7.11.1927 года на литературной странице газеты «Таулу джашау». В довоенный период известность получили её пьеса «Саниятны кюнлери» (1936). В последующие годы отдельными книгами в Черкесске были изданы её произведения: мемуары «Ёмюр танышланы сагъыныу» (1975), «Созулмагъан къыл къобуз», стихи и поэма (1978), двухтомник «Айсанат» (1983, 1987). Её стихи 1920-1930-х гг. включены в «Антологию карачаевской поэзии» (сост. Ф.И.Байрамукова, А.А.Акбаев, М.,2006).

Добавим, что поэма «Созулмагъан къыл къобуз» («Умолкнувшая скрипка») посвящена её брату Исхаку (1917-1942), который первым из карачаевцев осуществил нотную запись народного песенно-музыкального творчества.

Известно, что она пробовала себя и на поприще художественного перевода на родной язык произведений русских классиков («Каштанка» А.П.Чехова, 1969).

Аминат Мудалифовна ушла из жизни в 1995 году. Её память увековечена мемориальной доской на «Аллее знатных людей Карачая» (Карачаевск, откр. 16.11.2006).