Четверг, 25.04.2024, 05:31

Карачаевцы и балкарцы

Бети къызарыўчу адамны джюреги харам болмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год
Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год

100 лет художнику И.К. Акбаеву

Исхак Караджашевич Акбаев родился в 1911 г. в селенье Джазлык Баталпашинского отдела Кубан¬ской области. Творче¬скую деятельность начал в детские годы. Имеются данные, что он поступал в Петербургскую Академию художеств.

Имеются данные, что в 17-летнем возрасте вырезал из дерева и подарил односельчанам скульптуру С.М.Буденного (в натуральную величину). Его полотна и работу по дереву были представлены на 1-й Северо-Кавказской краевой олимпиаде искусств (декабрь 1931 г., Ростов-на-Дону; художественная выставка проводилась в клубе «Рабис»). В 1935 г. на зональной выставке в г.Пятигорске он получил первую премию (набор красок и др. материалов для художественного творчества, а также 600 руб.). Несколько его произведений были отобраны и представлены на Все-российской выставке (Москва), после чего его имя было включено в каталог, изданный в том же году. Сохранились сведения, что ряд своих работ художник подарил Карачаевскому областному краеведческому музею, но они были утеряны в ходе акции по депортации карачаевцев (ноябрь 1942).

В начале 1930-х гг. переехал в с.Маруху. Незадолго до войны он поступил в Ростовский художественный техникум, но через год ушел добровольцем на фронт, служил в кавалерийских частях. После увольнения из армии отправился в места депортации своего народа, проживал в Пахта-Аральском районе Узбекской ССР, в Южном Казахстане. Здесь он работал художником-оформителем, не прекращая собственных тематических разработок. К годам пребывания на чужбине исследователи его творчества относят его полотна "Сражение", "Конная гвардия", "Сбор хлопка", "Белые стога", "Джамбул Джабаев с домброй" и т.д.

После возвращения на родину проживал в различных селеньях (Маруха, Карт-Джурт, Хасаут-Греческий и др.), где не прекращал активной творческой деятельности.

Значительная часть его работ утеряна, из со¬хранившихся известны полотна «Карачаевская свадьба», «Всадник», «Шидаковы» (хранится в Третьяковской галерее), «Львы» (1968), «Женщина с олененком», «Женщина со львами», «Марал», «Сова», «Битва», «Дрофы» и др. (холст, масло), а также скульптуры «Конь», «Крокодил», несколько работ «Лев» (дерево) и др., основная часть их находится в частных коллекциях. Является основоположником жанра «наивного искусства» в карачаевском изобразительном искусстве (отсю¬да эпитет «карачаевский Пиросмани»). В последние годы активные усилия по исследованию его деятельности и сохранению творческого наследия предпринимает М.Х.Абайханов. По его данным, творчество И.Акбаева упоминается в «Эн¬циклопедии мирового примитива» в части, касающейся СССР (Лондон, 1970-е гг.), а в начале 1990-х гг. редакция журнала «Декоративно-прикладное искусство» подготовила материалы по творчеству И.Акбаева для «Энциклопедии декоративного искусства РФ».

Умер в 1973 г., похоронен в п.Юбилейном.