ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII
Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год |
Исхак Караджашевич Акбаев родился в 1911 г. в селенье Джазлык Баталпашинского отдела Кубан¬ской области. Творче¬скую деятельность начал в детские годы. Имеются данные, что он поступал в Петербургскую Академию художеств.
Имеются данные, что в 17-летнем возрасте вырезал из дерева и подарил односельчанам скульптуру С.М.Буденного (в натуральную величину). Его полотна и работу по дереву были представлены на 1-й Северо-Кавказской краевой олимпиаде искусств (декабрь 1931 г., Ростов-на-Дону; художественная выставка проводилась в клубе «Рабис»). В 1935 г. на зональной выставке в г.Пятигорске он получил первую премию (набор красок и др. материалов для художественного творчества, а также 600 руб.). Несколько его произведений были отобраны и представлены на Все-российской выставке (Москва), после чего его имя было включено в каталог, изданный в том же году. Сохранились сведения, что ряд своих работ художник подарил Карачаевскому областному краеведческому музею, но они были утеряны в ходе акции по депортации карачаевцев (ноябрь 1942).
В начале 1930-х гг. переехал в с.Маруху. Незадолго до войны он поступил в Ростовский художественный техникум, но через год ушел добровольцем на фронт, служил в кавалерийских частях. После увольнения из армии отправился в места депортации своего народа, проживал в Пахта-Аральском районе Узбекской ССР, в Южном Казахстане. Здесь он работал художником-оформителем, не прекращая собственных тематических разработок. К годам пребывания на чужбине исследователи его творчества относят его полотна "Сражение", "Конная гвардия", "Сбор хлопка", "Белые стога", "Джамбул Джабаев с домброй" и т.д.
После возвращения на родину проживал в различных селеньях (Маруха, Карт-Джурт, Хасаут-Греческий и др.), где не прекращал активной творческой деятельности.
Значительная часть его работ утеряна, из со¬хранившихся известны полотна «Карачаевская свадьба», «Всадник», «Шидаковы» (хранится в Третьяковской галерее), «Львы» (1968), «Женщина с олененком», «Женщина со львами», «Марал», «Сова», «Битва», «Дрофы» и др. (холст, масло), а также скульптуры «Конь», «Крокодил», несколько работ «Лев» (дерево) и др., основная часть их находится в частных коллекциях. Является основоположником жанра «наивного искусства» в карачаевском изобразительном искусстве (отсю¬да эпитет «карачаевский Пиросмани»). В последние годы активные усилия по исследованию его деятельности и сохранению творческого наследия предпринимает М.Х.Абайханов. По его данным, творчество И.Акбаева упоминается в «Эн¬циклопедии мирового примитива» в части, касающейся СССР (Лондон, 1970-е гг.), а в начале 1990-х гг. редакция журнала «Декоративно-прикладное искусство» подготовила материалы по творчеству И.Акбаева для «Энциклопедии декоративного искусства РФ».
Умер в 1973 г., похоронен в п.Юбилейном.