Четверг, 25.04.2024, 08:39

Карачаевцы и балкарцы

Биреўню джюреги тенгиз, биреўню ўа тонгуз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год
Верхнекубанский календарь культуры на 2011 Год

120 лет народному поэту-песеннику И.У. Семенову

Исмаил Унухович Семенов (Джырчы Смайыл) родился в марте 1891 года в а. Учкулан в семье религиозного деятеля Унух-хаджи Калтуровича Семенова.

Начальное духовное образование получил в примечетской школе родного селенья, а затем продолжил образова¬ние в медресе Кёнделена (Балкария) и, по некоторым данным, уже в зрелом возрасте – в одном из дагестанских учебных мусульманских заведений.

Начало поэтического творчества специалисты относят к его юности, когда основной тематикой выступали религиозные мотивы, которые выступают у него в форме зикров.

В 1920-е годы, по мнению исследователей его творчества, была создана поэма "Актамак", наиболее крупное его произведение, а также знаменитая песня "Минги-Тау".

К творческим достижениям относится то, что он был удостоен первого места на всесоюзном конкурсе народных певцов и сказителей, посвященном 1000-летию армянского эпо¬са "Давид Сасунский" (1936). Первый поэтический сборник ("Джырла") И.У.Семенова вышел в свет в 1937 году, а затем издаются его сборники "Джырла бла инарла" (1938), "Джырла бла назмула" (1939). В довоенный период в Москве был издан и сборник его стихов, переведенных на русский язык /переводчики: С.Родов, Г.Орловский, В.Звягинцева, В.Торопецкий, Э.Капиев/.

Жестокие репрессии конца 1930-х гг., потрясения, связанные с войной и депортацией родного народа 1940-х гг., наложили глубокий отпечаток на творчество поэта, который избрал путь нравственной оппозиции существовавшему режиму. В особенности это проявилось в его творчестве на чужбине 1940-1950-х гг., где появляются на свет произведения, изобличающие преступления власти.

По возвращении на родину (1957) он поселяется в Учкулане, но вскоре переселяется в Кызыл Октябрь. Личностная и идейная трансформация И.У.Семенова попадают в поле зрения и правоохранительных органов, и властных инстанций Карачаево-Черкесии, которые ввели цензурный заслон на пути его творчества. До последних дней жизни он оставался вне официальной литературной жизни региона, где был наложен негласный запрет на публикации его произведений. Все эти годы он не прекращал своей духовно-просветительской, религиозной деятельности.

Исмаил Унуховича приняли в члены Союза писателей СССР, а в 1940 году удостоили ордена Трудового Красного Знамени.

Умер джырчы в 1981 г. и похоронен в с.Терезе.

Наиболее ранние усилия по творческой и гражданской реабилитации И.У.Семенова принадлежат литературоведу А.И.Караевой (1966 г.) и писательнице Н.М.Кагиевой (1988 г.). Первая послевоенная публикация сборника произведений Исмаила Унуховича осуществлена в 1992 году («Джырла бла назмула», сост. Б.А.Лайпанов), а первая послевоенная публикация его поэмы «Актамак» – в журнале «Минги-Тау» (Нальчик, 1994, ред. А.Бегиев). В постсоветское время жизни и творчеству Исмаила Семенова посвящены публикации А.А.Суюнчева, Н.А.Хубиева, З.Б.Караевой, К.-М.Н.Тоторкулова и др.