Пятница, 26.04.2024, 15:30

Карачаевцы и балкарцы

Къайры барсанг да насыбынг биргенгеди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V » ВЫСТУПЛЕНИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
На путях к цивилизованности

М.М. Ижаев

Значительная, если не основная масса средневековых памятников материальной культуры сосредоточена в Карачаево-Черкесском историко-культурном и природном музее-заповеднике. Наш музей создан в 1916 г., иными словами, является старейшим в Карачаево-Черкесии учреждением культуры.

Для справки: в составе музея – 11 филиалов, включающие следующие уникальные объекты федерального, а некоторые и мирового значения, в т.ч.:

– самые древние на территории России памятники христианского культового зодчества (эпохи Аланского царства),

– крупнейшее на Северном Кавказе раннесредневековое крепостное сооружение (эпохи Хазарского каганата),

– единственное на Юге России средневековое астрономическое сооружение (обсерваторию) и т.д.

Кроме того, в фондах музея – тысячи и тысячи предметов быта, орудий труда, оружия, редкая коллекция средневекового шелка времен Великого Шелкового пути. Кстати, таких коллекций в Европе только три.

Совершенно очевидно, что проблема сохранения древностей народов Юга России требует безотлагательного вмешательства не только государства, не только международных организаций, но и самого гражданского общества.

В первую очередь, речь идёт о поддержке общественных объединений. Признаться, только летом этого года мы впервые ощутили значимость такой поддержки. Как многие из присутствующих помнят, летом этого года на месте исторической столицы Алании впервые собрались представители всех общественных объединений Карачая. Кроме того, на этом форуме присутствовали и представители общественности Балкарии.

Не будет преувеличением сказать, что именно солидарность общественности заставила многие деструктивные силы отказаться от замыслов, так сказать, «с ходу» прибрать к рукам памятники Алании. Мы, музейные работники, исследователи-историки, искренне рассчитываем, что в трудную минуту на защиту общенародных и общегосударственных интересов в сфере культуры встанет и общественность республики.

Такая поддержка требуется нам и в плане полноценного ввода в культурное пространство ныне фактически закрытых объектов. Например, уже несколько лет в столице республики не работает краеведческий музей. Поэтому гости, множество посещающих нас официальных и культурных делегаций лишены возможности наглядного знакомства с материальной культурой народов республики. А ведь в столице соседней Абхазии даже в условиях послевоенной разрухи действовал и действует столичный краеведческий музей. Разве это не постыдный факт?

По сути, закрыты также и некоторые крупные филиалы музея, в т.ч. и в Карачаевском районе.

Через Карачаевск ежегодно в Домбай и обратно проезжают десятки, если не сотни тысяч туристов. Но в городе, который специально строился как столица северокавказской автономии, нет музея. Стало быть, эти гости уезжают, не зная, что на этой земля живет не абстрактное население, а народ с достойной уважения древней культурой. Разве мы сможем так добиться уважения извне?

Растет целое поколение, которое никогда в жизни не было в музеях. И как же нам в таких условиях воспитывать детей в духе гордости за достижения своих предков? Как дать элементарное культурное просвещение?

Много лет специалистами музея не проводится собственных археологических изысканий. У нас практически отсутствует система подготовки музейных работников. Многое держится на наших музейных старушках, которым мы не можем найти достойных преемников.

Еще десять-пятнадцать лет и о многих памятниках прошлого можно попросту забыть. Есть ли выход? Да, есть.

Во-первых, для государственного музея, естественно, важна государственная поддержка, прежде всего – с Центра. Наши чиновники от культуры практически не связываются с нашими депутатами в Госдуме, с нашими сенаторами в Совете Федерации, у которых имеются не только значительные ресурсы влияния, но и обязанность работать на свой регион. Мы уже забыли, когда музейные стены КЧР видели наших представителей в Федеральном парламенте. Да и местные парламентарии в основной массе не проявляли любопытства в отношении памятников собственного народа.

Во-вторых, практика показывает, что инвестиции в перспективные музейные комплексы всегда дают должную отдачу, в том числе через их интеграцию в отрасль современного туризма. Мы не видели у нас ни чиновников от туризма, ни значимых деятелей туристской отрасли, хотя неоднократно приглашали к сотрудничеству. А ведь регион прекрасен не только природой, но и замечательным историческим наследием его народов.

В-третьих, важнейшим направлением является переход наиболее значимых объектов под охрану ЮНЕСКО. В известной степени, это единственный способ защиты от посягательств на памятники мирового значения.

В-четвертых, необходимо стимулировать все формы музеев – от школьных до частных и корпоративных.

В-пятых, следует перейти к созданию природно-исторических парков, в состав которых можно включить важные комплексы по целому ряду районов. Это, например, район Большого Карачая, включающий средневековый некрополь в Картджурте, башню Мамия-Къала, срубные жилища в Хурзуке и др. объекты; Кяфарское, Каракентское городища, район Дуутского ущелья, где можно обустроить музей под открытым небом и т.д.

Сказанным, конечно, не исчерпывается проблема сохранения памятников материальной культуры карачаево-балкарского народа. Но изложенные пути выхода из кризиса в этой сфере просто обязаны быть включены в программу культурного возрождения. Конечно, в том случае, если, такая программа будет разрабатываться всерьез. А, с другой стороны, если такой программы не будет, тогда нам, видимо, следует просто оставить планы входа в круг цивилизованных, подлинно культурных народов мира.