Пятница, 26.04.2024, 21:34

Карачаевцы и балкарцы

Илкер батмай, танг атмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V

Главная » Библиотека » Журналы » ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.V » ВЫСТУПЛЕНИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
Некоторые аспекты изучения и сохранения материальной культуры

У.Ю. Эльканов

Сохранение культурного наследия – наша общая задача, в решении которой, к сожаленью, все меньше и меньше проявляет участие государство. Тем самым возрастает значимость общественной поддержки и усилий того, что именуется национальными элитами.

Кстати, эти элиты есть, и они выступают важным фактором современного бытия народов России. Достаточно привести пример Фонда «Эльбрусоид», который играет существенную роль в развитии национальной молодежи, включая и ее культурный рост. Кстати, этот факт, как надеемся, указывает на постепенное вызревание элиты в аспекте ее цивилизованности.

Мне хотелось бы акцентировать внимание на материальной культуре, с которой напрямую связан по своим профессиональным обязанностям в республиканском музее.

Следует обозначить такие направления по исследованию материальной культуры:

1) семейный быт, который в предметном отношении выступает через домашнюю утварь, мебель, такие вещевые элементы интерьера как ковры, занавеси, одеяла и т.д.;

2) хозяйственный уклад, который надлежит представить через орудия труда (сельскохозяйственные и ремесленные);

3) военный быт предлагается осветить через традиционное оружие, в т.ч. холодное (режущее, колющее, метательное и др.) и огнестрельное, а также оружейные принадлежности и снаряжение (пороховницы, сальницы и т.п.);

4) религиозный уклад – через объекты культа («святые камни», «святые источники» и т.п.), предметы культа (атрибуты богослужения, богословская литература и т.д.), одеяние священнослужителей и т.д.

5) зодчество (объекты, отражающие строительные традиции, навыки, техника)

6) общественная система жизнеобеспечения (ирригационная система, пути сообщения и т.д.).

В процессе изучения нашей материальной культуры следует учесть пути генезиса культурных традиций. Имелась тысячелетняя коренная традиция. Но велик был и фактор культурного обмена, который проходил через такие каналы как миграции носителей одной ремесленной традиции в среду другой /1/, межнациональные браки /2/, торговый обмен /3/.

Нам следует обратить пристальное внимание на то, что зачастую изделия мастеров разных народов весьма трудно различить по форме /1/, технике изготовления /2/, стилю /3/, декору /4/ и другим параметрам.

Все местные народы использовали практически одни и те же сырьевые материалы – дерево, шерсть, кожа, кость домашних и диких животных, черные и цветные металлы. Но почти у каждого народа были свои особенности и задача искусствоведа – выявить их.

Следует учесть, что элементов средневековой одежды в наших музеях и тем более в личных коллекциях сохранилось мало. Наиболее ранние в основном относятся к позапрошлому веку. Тогда, как в средневековье, мастерицы выделывали сукно из шерсти местных овец, однако в XIX в. практически все без исключения платки, ткани для праздничных видов одежды /платьев, кафтанчиков, шапочек и др./ привозились извне – из стран Востока, Закавказья, а позднее – из России. Это, в первую очередь, относится к бархату, шелку, парче. Ввозными были золотые и серебряные нити и галуны, а также сафьян, из которого изготовлялись, в частности, некоторые типы женской и мужской обуви.

Как видим, сырье для женских ремесел было в XIX веке в основном импортным, но – и это следует отметить особо – техника изготовления ремесленной продукции была собственной, этнической. В одежде – в первую очередь, женской – это касается и местных фасонов, различных аксессуаров (например, женских ходуль, нарукавников и нагрудников, не характерных для других регионов Кавказа). Уходя своими истоками в глубь тысячелетней истории народов региона, она с течением времени беспрерывно совершенствовалась и передавалась в опыте от одного поколения в другое.

В позднем средневековье имелись различия в производстве и орнаменталистике металлических изделий художественных ремесел. Однако с XVIII в. практически все народы Северного Кавказа испытали нивелирующее влияние традиций дагестанского прикладного искусства. Это во многом объясняется, с одной стороны, отходничеством дагестанских златокузнецов и серебряных дел мастеров, а с другой – более развитым характером ювелирного дела в Дагестане, где имело место сильнейшее влияние стран Востока.

Женские пояса, нагрудники, кинжалы наших музейных хранилищ хорошо иллюстрируют это через различные виды ювелирной техники – ажурный декор, художественное литье, художественная штамповка, инкрустация, ювелирная ковка, чернение, золочение, филигрань, скань, резьба по металлу. Влияние проявлено и в использовании сердолика и бирюзы – минералов, которые на Северном Кавказе не встречаются.

Мастерами-отходниками изготовлялась и подавляющая масса металлической посуды – кумганов, кувшинов, тазиков; высоко ценились котлы, которые приобретались, в основном, в Закавказье и Дагестане. Местные мастера делали посуду преимущественно из дерева. В целом горские народы нашего региона в большей степени сохраняли свои традиции изготовления предметов из дерева, кожи, кости, войлока, а из металлов – многих видов оружия и орудий труда.

То же самое относится и к изготовлению национальных музыкальных инструментов, образцы которых сохранились в единичных экземплярах.

Все сказанное относится к изучению материальной культуры. Когда же речь идет о сохранении ее памятников, достижений, то мы должны уделить внимание в первую очередь главным их хранителям – музеям.

В этом плане нам необходима Республиканская целевая программа «Музеи Карачаево-Черкесии – шаг в XXI-й век» /рабочее название/ на 2010-2015 года, где предусмотреть организацию и финансирование:

  • системы подготовки и переподготовки (повышения квалификации) работников музейного комплекса, включая подготовку специалистов на факультете «Музейное дело и охрана памятников» Краснодарского государственного университета культуры и искусств;
  • проектов «Путешествие в средневековье» и «Карачаево-Черкесия: из прошлого в настоящее» в рамках развития исторического и культурно-познавательного туризма в КЧР;
  • информационное обеспечение программы с привлечением как бюджетных, так и независимых СМИ (региональных и всероссийских, печатных и электронных);
  • обеспечение музейной сферы современной системой телекоммуникаций;
  • создание электронной базы данных ресурсов хранилищ, объектов всех музеев КЧР (на основе компьютерного центра КЧМЗ)
  • комплекса охранных мероприятий, включая оснащение КЧМЗ современной системой охранных технологий, привлечения местных органов власти и самоуправления к охране памятников культуры на их территории.

Президенту и Правительству КЧР предлагается:

– Принятие мер по возвращению исторических и культурных ценностей, вывезенных из Карачаево-Черкесии (в т.ч. решение на уровне переговоров с Губернатором Ставропольского края о возвращении из краевого музея т.н. «царского мавзолея из Кяфарского городища аланской эпохи).

– Принятие мер по недопущению изъятия из собственности республики историко-культурных объектов с отнесением их к другим (федеральной, корпоративной, частной или иным) формам собственности.

Предлагается внести в Народное Собрание (Парламент) КЧР проекты республиканских законов: «О музейном фонде и музеях КЧР», «Об объектах историко-культурного наследия народов Карачаево-Черкесской Республики»; «О создании Национального парка КЧР» (включая в рамки парка территории к югу от трассы Мара – Кумыш – Зеленчукская – Преградная – Курджиново).

Кроме того, следует внести предложения в Полпредство Президента РФ в ЮФО по созданию окружного Совета экспертизы памятников материальной культуры и окружного Центра реставрационных работ, включая филиал «Спецпроектреставрации» (Института реставрации памятников истории и культуры»)

В адрес муниципальных образований предлагается:

Разработка и принятие местной нормативной базы деятельности органов самоуправления в области охраны и сохранения памятников материальной культуры;

Составление и систематическое обновление списков объектов историко-культурного наследия на территории соответствующих муниципальных образований.

Введение обяза¬тельных требований к застройке территорий муниципальных образований, затрагивающих места расположений исторических памятников, а также отнесенных к охранным зонам; контроль над реализацией данных требований

Наши правоохранительные органы могли бы разработать и принять (как на уровне республиканских, так и на уровне городских, районных и поселенческих структур органов внутренних дел) план мероприятий по борьбе с противозаконной деятельностью физических и юридических лиц, ведущей к утрате (хищению, разрушению и т.п.) объектов историко-культурного наследия.

Нашим общественным объединениям мы предложили бы, помимо всего, организацию шефской работы на объектах музея-заповедника.