Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Аскер Хапчаев - 20 уроков по карачаево-балкарскому языку |
Прочитайте. Сёзюм тюздю. Къолунг джетеди. Атасы устазды. Арбазыбыз кенгди. Юйюгюз уллуду. Сабийлери бешдиле. Арба меникиди. Юй къарнашымыкъыды. Орамдагъы терекле мийикледиле. Къабыргъадагъы сурат ариўду. Кёкдеги джулдузла джарыкъдыла.
Пояснения. Категория принадлежности. В предложениях, приведенных в начале урока, Вы встретили слова в форме принадлежности: сёзюм, къолунг, атасы, арбазыбыз, юйюгюз, сабийлери. Именные части речи в КБ имеют форму принадлежности, определяющую лицо, которое владеет оговариваемым предметом. Т.е. аффиксы принадлежности указывают на лицо и число обладателя. В зависимости от конечного звука основы слова эти аффиксы имеют несколько вариантов (закон сингармонизма):
* после основы, заканчивающейся на гласную, в 3-ем лице ед.ч. аффикс принадлежности принимает форму –сы/-си, -су/-сю: атаСЫ (его, ее отец), тёппеСИ (его макушка). ** при присоединении аффиксов принадлежности 3-его лица мн.ч. к словам, уже имеющим показатель множественности (-ЛА/-ЛЕ), последний выпадает: юйЛЕ (дома) + ЛЕРИ = юйЛЕРИ (их дома). Такая же форма получится при соединении со словом юй: юй (дом) + ЛЕРИ = юйЛЕРИ (их дом) Различение мн. и ед.ч. в данном случае зависит от контекста. Если основа слова оканчивается на -К/–КЪ, то при присоединении аффиксов принадлежности во всех лицах кроме 3-его лица мн.ч. К/КЪ переходит в Г/ГЪ: ариўлуКЪ » ариўлуГЪунг, ариўлуГЪу, ариўлуГЪубуз, ариўлуГЪугъуз, НО! ариўлуКЪлары. См. "Чередование согласных" Основного курса После основы, заканчивающейся на гласную, первая гласная аффикса принадлежности опускается (см «Выпадение гласных» Основного курса): основа на гласную: ата (отец) - атаМ (мой отец), атаНГ (твой отец), атаБЫЗ (наш отец), атаГЪЫЗ (ваш отец), атаЛАРЫ (их отец). основа на согласную: ат (имя) - атЫМ (мое имя), атЫНГ (твое имя), атЫ (его, ее имя), атЫБЫЗ (наше имя), атЫГЪЫЗ (ваше имя), атЛАРЫ (их имя). Притяжательные местоимения. В следующей таблице приведены притяжательные местоимения. Их образование происходит аналогично формированию родительного падежа (см. урок 15). Особенностью является притяжательное местоимение 3-его лица ед.ч., принимающее форму аны, т.е. изменяющее свою основу.
Использование притяжательных местоимений при построении предложения не отменяет необходимости применения аффиксов принадлежности. Таким образом, следующие предложения могут быть построены как с использованием притяжательных местоимений, так и без них. (Мени) Сёзюм тюздю. (Сени) Къолунг джетеди. (Аны) Атасы устазды. (Бизни) Арбазыбыз кенгди. (Сизни) Юйюгюз уллуду. (Аланы) Сабийлери бешдиле. Аффикс –НЫКЪЫ. Арба меникиди. Машина моя (принадлежит мне) Юй къарнашымыкъыды. Дом (есть) моего брата (принадлежит моему брату) Для выражения принадлежности помимо аффиксов принадлежности используется притяжательный аффикс -НЫКЪЫ/-НИКИ, -НУКЪУ/-НЮКЮ. юй (дом) + нюкю = юйнюкю (домашний, принадлежащий дому), ата (отец) + ныкъы = атаныкъы (отца, принадлежащий отцу). Аффикс –НЫКЪЫ может употребляться вместе с аффиксом принадлежности. В этом случае он теряет начальный слог -НЫ: атамыКЪЫ (моего отца, принадлежащий моему отцу), атангыКЪЫ (твоего отца, принадлежащий твоему отцу). При присоединении аффикса -НИКИ к местоимениям мен и сен сохраняется только одна Н: меники (мой, принадлежащий мне), сеники (твой, принадлежащий тебе). Обычно этот аффикс используется вместе с аффиксом сказуемости -ДЫ: ол кёлек атамыкъыды (та рубашка принадлежит моему отцу), челек меникиди (ведро мое, ведро принадлежит мне). Аффикс –ДАГЪЫ/-ДЕГИ. В предложениях, приведенных в начале урока, Вы встретили следующие словосочетания: Орамдагъы терекле деревья, которые на улице Къабыргъадагъы сурат картина, которая на стене Кёкдеги джулдузла звезды на небе Относительный аффикс -ДАГЪЫ/-ДЕГИ указывает на расположение чего-то в каком-то месте и придает значение "расположенный там-то", "находящийся там-то": элДЕГИ (расположенный в ауле) Теберди элдеги кёпюр (мост в ауле Теберда) къолДАГЪЫ (находящийся в руке) къолунгдагъы къагъыт (бумага в твоей руке) После аффиксов принадлежности 3-его лица аффикс -ДАГЪЫ/-ДЕГИ принимает форму -НДАГЪЫ/-НДЕГИ. Сравните: башДАГЪЫ (то, что на голове) башыНДАГЪЫ (то, что на его голове) арбазДАГЪЫ (находящийся во дворе) арбазларындагъы (находящийся в их дворе). Упражнение 1. Переведите на КБ язык, не используя притяжательные местоимения. Проверьте себя. Твой дом. Наш двор. Его рука. Их глаза. Ваш учитель. Наше озеро. Их дела. Наша река. Моя рубашка. Твоя сестра. Упражнение 2. Переведите на КБ язык. Проверьте себя. Книги (есть) мои. Озеро, расположенное в горах. Деревья в том лесу большие. Лес на тех горах. Лес на той горе. Шапка на голове этого парня высока. В нашем ауле широкие улицы. Упражнение 3. Переведите, пользуясь словарем. Проверьте правильность Вашего перевода.
Ключи к уроку
Мое слово верно. (То, что я говорю - правда). Ты достаешь (букв. Твоя рука дотягивается). Его отец учитель. Наш двор широкий. Ваш дом большой. У них пять детей. Машина моя. Дом принадлежит моему брату. Те деревья, что на улице, высокие. Картина, расположенная (висящая) на стене, красива. Звезды на небе яркие. Упражнение 1. Юйюм. Арбазыбыз. Къолу. Кёзлери. Устазыгъыз. Кёлюбюз. Ишлери. Къобаныбыз. Кёлегим. Эгечинг. Упражнение 2. Китабла меникиледиле. Таўладагъы кёл. Ол чегетдеги терекле уллуладыла. Ол таўладагъы чегет. Ол таўдагъы чегет. Бу джашны башындагъы бёрк мийикди. Элибиздеги орамла кенгдиле. ↑ Наверх ↑ | Содержание | Двенадцатое занятие (Он экинчи дерс). Глагол (этим). Настоящее простое время. Форма возможности-невозможности. | Четырнадцатое занятие (Он тёртюнчю дерс) повторение.
Категория: Аскер Хапчаев - 20 уроков по карачаево-балкарскому языку | Добавил: drxblack (18.04.2014)
|
Просмотров: 1633
|
|
Всего комментариев: 0 | |